интеграция "Математические представления +физическая культура"
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Хабиева Алёна Александровна

Учебный календарно-тематический план по «Познавательному развитию», раздел «Математические представления»

с интеграцией образовательной области «Физическое развитие»

для детей старшей группы «Солнышко» (5-6 лет) на 2017-2018 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малышок» г. Советский»

Учебный календарно-тематический план по «Познавательному развитию», раздел «Математические представления»

с интеграцией образовательной области «Физическое развитие»

для детей старшей группы «Солнышко» (5-6 лет)

на 2017-2018 учебный год

Воспитатели группы: Хабиева А.А., Ивлева Н.О.

г. Советский

2017г.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, особенностях  её природы, многообразии стран и народов мира.

Раздел: Формирование элементарных математических представлений

Задачи примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга»:

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

Знакомить с операциями счёта и измерения как способа выражения количества через число;

Развивать представления о необходимости наименования результата счёта и измерения;

Сформировать представления об алгоритме операции измерения: использование единицы измерения, инструмента или прибора для измерения. Знакомить с единицами измерения различных величин, часто используемых в жизни (масса, объём, длина, температура, временные интервалы);

Учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых использоваться и пересчёт и измерение;

Учить алгоритмам действий отсчёта и пересчёта. Дать представление об алгоритме счётной операции: каждый элемент совокупности только раз ставится в соответствии с числом натурального числового ряда. Дать представление о необходимости наименования результата счёта;

Формировать начальные навыки коллективной мыслидеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;

Развивать предпосылки творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

Развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счёта и измерения;

Формировать представление об изменении и сохранении количества;

Дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания;

Знакомить со знаками «+» и «-» для обозначения арифметических действий;

Знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка;

Знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда (каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу);

Развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел;

Формировать навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;

Формировать операцию перерасчёта дискретных предметов в пределах 10;

Формировать операцию отсчёта по заданному числу предметов в пределах 10;

Закреплять знания названий геометрических фигур. Создавать ситуации, в которых дети по словесному описанию (определению) называют геометрическую фигуру;

Закреплять понимание и правильное употребление в речи слов, обозначающих цвет предмета или его изображения, включая основные названия оттенков;

Закреплять умение определять направления относительно себя (вверх – вниз, назад – вперед, вправо - влево);

Совершенствовать умение правильно описывать пространственное расположение предметов относительно друг друга;

Формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа - овощи);

Совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум признака, заданным педагогом, а также произвольно выбирать самим ребёнком.

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

Формировать отношение к математике как науке. Прививать детям вкус к размышлению, рассуждению, поиску решений, учить получать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и достигнутого интеллектуального результата;

Изучать интересы детей с целью раннего выявления математической одарённости;

Читать детям сказки, формирующие ценностное представление об интеллекте.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Физическое  развитие»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладением подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).в физическом развитии детей, равно как и при реализации других образовательных областей, главной задачей при реализации Программы является сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга»:

Охранять и укреплять здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни:

Содействовать полноценному физическому развитию (создавать условия для совершенствования основных физических качеств, продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности, обогащать опыт детей за счёт общеразвивающих и спортивных упражнений);

Обеспечивать безопасность жизнедеятельности;

Укреплять здоровье детей (широко использовать спортивные игры и упражнения, корригирующие упражнения, элементы ЛФК для профилактики нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия. Следить за поддержанием правильной осанки во время разных видов деятельности. Укреплять организм, используя естественные природные закаливающие факторы. Избегать перегрузки организованными занятиями. Обеспечивать рациональный режим дня. Формировать осознанное отношение к окружающей среде, воспитывать стремление к чистоте. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены; совершенствовать навыки самообслуживания).

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

Поощрять двигательную активность ребёнка и создавать условия для её развития путём развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня;

Обучать детей элементам спортивных игр, осваивать их правила и учиться подчиняться им.

Совершенствовать навыки произвольности, тренировать внимание, скорость реакции в подвижных играх;

Дать представление о совместной распределённой деятельности в команде. Учить детей действовать в команде.  

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

Формировать основы культуры здоровья (рассказывать детям о строении и работе важнейших органов и систем организма. Знакомить с правилами личной безопасности в быту и в различных жизненных ситуациях. Учить предвидеть последствия собственных действий.

Закреплять действия, направленные на охрану здоровья окружающих. Расширять знания о правилах безопасного поведения на природе, на улице. Формировать осознанное выполнение требований безопасности; поддерживать проявление осторожности и осмотрительности).

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности, приобщая детей к ценностям физической культуры и занятий спортом.

     Задачи по образовательной области «Физическое развитие» реализуются на занятиях инструктором по физической культуре, а в режимных моментах - воспитателями группы.

Формы двигательной активности: утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах и другие.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляется с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности составляет 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.

Для реализации двигательной активности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

- Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, корригирующая гимнастика, гимнастика после сна, босохождение, правильно организованная прогулка, физические упражнения на занятиях, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные ванны.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

В соответствие с требованиями СанПиН примерный режим дня скорректирован с  учётом климата (тёплого и холодного периода).

По Учебному плану МАДОУ д/с «Малышок» в неделю планируется 1 НОД по познавательному развитию «Математические представления». Количество занятий в год – 37.  Длительность одного занятия – 25 минут, (один раз в месяц проводится интегрированное занятие по программе (математические представления + физическая культура).

Формы работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»

Содержание направления

(виды деятельности:НОД + режимные моменты)

Формы работы с детьми

В режиме  дня утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки на занятиях, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры. Самостоятельная деятельность детей

Виды деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении);

Музыкальная;

Двигательная.

Подвижные игры, подвижные игры с правилами, игровое упражнение, хороводные игры, русские народные игры, игры народов севера пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры.

Составление и отгадывание загадок, игры с правилами, заучивание потешек, считалок

Реализация проектов, рассматривание иллюстраций

Чтение, обсуждение, разучивание, беседы о писателях, поэтах, просмотр презентаций и мультфильмов; слушание драматизация, просмотр театра

Совместные действия, поручения, реализация проекта, культурно-гигиенические навыки

Исполнение, импровизация, экспериментирование, ритмическая гимнастика, музыкальные игры

Утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, соревнования, развлечения, праздники.


Учебный календарно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Математические представления»

№ п/п

Срок реализации по плану

Срок реализации по факту

Тема

НОД

(интеграция)

Задачи

Структура

Материал

Литература

СЕНТЯБРЬ

1

05.09

Порядковый счет в пределах 10

П Р, Р Р.

1. Упражнять в порядковом счете в пределах 10. Продолжать учить счету предметов слева направо, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в ряде чисел, миновать итог счета.

2. Продолжать учить сравнивать 2 группы предметов, используя разные способы сопоставления, наложения, приложения. Упражнять в уравнивании 2 групп предметов путем добавления или удаления одного предмета.

3. Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и соотносить их в окружающей обстановке.

1. Д/и «Найди свой домик».

2.Д/и «Сосчитай не ошибись».

3.Игра «Сравни предметы».

4. Д/и «Подбери ключ к замку».

Цифровые домики.

Набор игрушек для счета.

Геометрические фигуры:

Раздаточный материал:

- числовые веера

-набор геометрических фигур

Е.В. Соловьева

Математика и логика для дошкольников

2

12.09

Повторение пройденного материала. «Счет до 10».

Сравнение предметов по длине.

П Р, Р Р.

1. Учить отсчитывать заданное количество предметов в пределах 10.

2. Упражнять в сравнении 5 предметов по длине     (продолжить формировать навык уравнивания краев полосок слева, используя в речи выражение «короткая, длинная, еще длиннее).

3. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить рассказывать о месте нахождения геометрических фигур.

Закрепить понятие: вверху, внизу, слева, справа.Развивать внимание.Воспитывать усидчивость.

1. Д/и «Сосчитай не ошибись».

2. Игра «Кто выше?»

3. Игра «Найди пару».

4. Игра с палочками.

5. Счет на ощупь.

Набор игрушек 10 штук.

Ленты, полоски разные по длине.

Карточки для игры с цифрами и точками.

Счетные палочки.

Чудесный мешочек.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

3

19.09

Сравнение по количеству групп разных предметов

П Р, Р Р.

1. Упражнять в пересчете предметов различными способами (показать, что для ответа «сколько?» не имеет значение, в каком направлении ведется счет).

2. Упражнять в сравнении по количеству групп разных предметов.

3. Учить дорисовывать знакомые геометрические фигуры до предмета (например, обведи круг и преврати его в предмет).Развивать логическое мышление.

Воспитывать желание доводить работу до конца.

1. Д/и «Сосчитай не ошибись».

2. Д/и «Сравни предметы».

3. Д/и «Волшебные превращения».

4. Д/и «Назови фигуру».

Набор игрушек 3 видов по 10 штук каждого.

Плакаты с геометрическими фигурами.

Листы бумаги.

Цветные карандаши.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

4

26.09

Обратный счет в пределах 5.

П Р, Р Р.

1. Познакомить с обратным счетом в пределах 5.

2. Продолжать учить различать и называть цифры (в пределах 10).

3. Продолжать учить устанавливать последовательность времен года.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к окружающему миру.  

1. Д/и «Считаем звуки».

2 Игра «Найди сколько же».

3. Игра «Назови число».

4. Д/и «Когда это бывает?».

Набор игрушек 2 видов по 5 штук.

Набор цифр до 10.

Иллюстрации «Времена года».

Ширма и молоточек для отстукивания.

Мяч.

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

ОКТЯБРЬ

5

03.10

Сравнение: «равно» и «не равно», «больше» и «меньше».

П Р, Р Р.

1. Учить детей сравнивать предметы по размер, правильно употреблять соответствующие прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

2. Закрепить порядковый счет в пределах 10, понятия: слева, справа, перед, за, сбоку.

Развивать внимание.

Воспитывать усидчивость.

1. Д/и «Назовите животное».

2. Д/и «Какая фигура больше?».

3. Д/у «Расставь знаки».

4. Д/у «Посчитай не ошибись».

Цветной мел, фломастер, геометрические фигуры, знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше».

Листы бумаги.

Простые карандаши.

Иллюстрации картин: заяц, лиса, волк, медведь, слон.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

6

10.10

«Большой – больше – самый большой».

«Маленький – меньше – самый маленький».

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Повторить с детьми сравнения по размеру, употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

2. Упражнять в счете предметов в пределах 10.

3. Закрепить знание о временах года.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать сотрудничество, желание оказывать товарищам помощь.

1. Д/у «Расставь знаки».

2. Д/и «Не ошибись».

3. Д/у «Сравни предметы».

4 Д/у «Четвертый лишний».

5. Д/у «Когда это бывает?».

Геометрические фигуры.

Знаки: «равно», «не равно», «больше», «меньше».

Лист ватмана с нарисованными фигурами.

Игра «Четвёртый лишний»: раздаточный материал: листы бумаги, простые карандаши, иллюстрации картин «время года».

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

7

17.10

Сравнение количества

(условная мерка).

П Р, Р Р.

1. Учить детей сравнивать непрерывные количества, например: сравнить количество песка в разных емкостях в единых условиях в одинаковых сосудах.

2. Упражнять в классификации предметов.

Развивать логическое мышление.

Развивать умение рассуждать.

1. Измерение жидкости воды.

2. Измерение сыпучих (песка, круп).

3. Д/у «Где больше, где меньше песка».

4. Д/у «Назови одним словом».

Одинаковые сосуды.

Разные сосуды (стакан, банка, кружка) для измерения жидкостей и сыпучих (песок, крупа).

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

8

24.10

Сравнение количества.

П Р, Р Р.

Интеграция (познание + физо «В осеннем лесу»)

1. Обучать детей сравнивать дискретные количества (то есть количества предметов, которые можно пересчитать).

3. Обучать способу: сравнивать 2 группы предметов без пересчета, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

4.Закреплять умение отбивать мяч одной рукой о пол до 10 раз одновременно, при этом считать до 10 в слух.

5.Закреплять умение  детей кидать шишки в корзину, правой и левой рукой, развивая глазомер (по 10 шишек).

6.Прыгать через обручи, лежащие на полу, на двух ногах с продвижением вперед.

7.Воспитывать товарищеские отношения, взаимовыручку, взаимопомощь в состязаниях. Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитывать умение спокойно и продуктивно реагировать на собственные ошибки.

1.И/ упр. «Найди цифру»,

«Кто отобьет мяч 10 раз о пол»

2.Спортивные упр.:

«Попади  в корзину».

3.Танцевальная композиция: «Листопад». (Танец импровизация).

4.П/ игра: «Путаница».

5.Игры состязания:

-постройте команду из 10 человек.

-с кочки на кочку.

-соберем картошку.

6.Игра м/п«Птицы, звери»

Сосуды одинаковые (стаканы, кружки, банки). Разные по форме и величине сосуды и блюдца.

Сыпучие тела (песок, крупа», жидкость вода.Две ленты разные по длине.

Платки: большой и маленький.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

9

31.10

Число и цифры 1-6. Слева, справа, впереди, сзади

П Р, Р Р,

 С-К Р

1. Поупражнять детей в пересчете в пределах первого десятка.

2. напомнить что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по разному.

3.учить ориентироваться на плоскости, пользоваться словами справа, слева…

4.Развиваем логическое мышление.

Воспитыватьусидчивость.

1. Д/и «Сосчитай не ошибись».

2. Д/и «Какой цифры не стало»

3. Д/и «Не ошибись»

4.Д/у «Соотнеси с числом»

Математические пеналы.

Числовые веера.

Листы с заданиями

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду, с 104

НОЯБРЬ

10

07.11

Измерение

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить детей с единицей измерения длины, как линейка, рулетка, метр.

Познакомить детей с действием измерения (условными мерками).

2. Учить сравнивать количество (классификация по одному (двум) признакам).

3. Познакомить с названиями дней недели.

Закрепление названий частей суток: утро, день, вечер, ночь.Развиваем логическое мышление.Вос-ть целеустремленность, интерес к знаниям.

1. Знакомство с единицами измерения (метр).

2. Измерение, с помощью условной мерки, предметов.

3. Д/и «Сравни предметы».

4. Д/и «Неделька».

5. Д/и «Когда это бывает?».

Линейка, метр, рулетка.Условные мерки: лента, веревочка, полоски бумаги.Иллюстрации картин «Части суток».Разные предметы по длине, цвету, форме (ленты, мячи).

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

11

14.11

Измерение объемов.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Формировать навык сравнения величин на основе измерения, понимания и правильного употребления понятий: «больше», «меньше», «равно» (условная мерка – жидкость) в разных по форме сосудах. Сравнение с образцом.

2. Определять соотношение предметов по форме и размеру (сравнение три больших мяча и четыре маленьких).

3. Закрепление геометрических фигур, соотношение их с предметами в окружающей обстановке.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать навыки сотрудничества.

1. Измерение воды в одинаковых сосудах.

2. Измерение воды в широком, узком сосуде.

3. Чтение рассказа.

Н. Носова «Мишкина каша».

4. Д/и «Соотнеси предмет по форме».

5. Д/у «Какой формы предмет?».

Сосуды разные по форме: широкие, узкие, высокие, низкие банки емкостью 1 литр, стакан, ложка.

Фломастер, пишущий по стеклу.

Сыпучие тела: песок, крупа, мука, соль, жидкость – вода.

Мячи большие и маленькие. Геом. фигуры:

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

12

21.11

Знаки:

Равно – неравно,  больше - меньше.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить со знаками: равно – неравно, больше – меньше.

2. Упражнять в ориентировке в пространстве впереди, сзади, справа, слева.

3. Упражнять в различении и названии цифр в пределах 10 (прямой и обратный счет в пределах 10).

Развивать внимание.

Воспитывать навыки сотрудничества.

1. Д/и «Знакомим с новыми знаками:

 ═ ≠   ><

2. Д/у «Где расположен предмет?».

3. Д/и «найди свой домик».

Д/у «Сосчитай не ошибись».

Математические знаки: больше, меньше, равно, неравно.

Цифры от 1 до 10.

Набор игрушек 2 видов по 10 штук.

Демонстрационный плакат со знаками.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

13

28.11

Ориентировка в пространстве

П Р, Р Р

Интеграция (познание + физо «В стране математике»)

1.Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

2. Упражнять  в нахождении места положения: впереди, сзади, слева, справа.

3.Закреплять названия дней недели.

4.Закреплять умение детей в передаче мяча парами друг другу разными способами ( из -за головы ,от груди, стоя на коленях).

5.Воспитывать желание заниматься спортом.

1. И/ у «Куда пойдешь, что найдешь?».

«Живая неделя».

«Передай мяч не роняй».

2. Спортивные упражнения:

«Иди на звон колокольчика».

«Передай, не роняй».

3.Танцевальная композиция:

«Аэробика».

4.П/ и «Пугало».

5. Игра м/п«Найди, где спрятано».

6. Рефлексия:

«Спортивные звездочки».

Игрушки (иллюстрации).

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

ДЕКАБРЬ

14

05.12

Состав числа.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить с количественным составом числа 2 (1+1) и 3 (1+1+1) из единиц.

2. Упражнять в установлении соответствия методу количеством предметов и цифрой (в пределах 5).

Упражнять в сравнении предметов по ширине в пределах 5.

Развивать внимательность.

Воспитываем доброжелательность.

1. Упражнение «Посчитай квадраты».

2. Упражнение «Собери игрушки».

3. Упражнение «Хлопни столько раз, сколько я ударю в барабан».

4. Д/и «Найди цифру».

5. Д/и «Сравни предметы по ширине».

Наборное полотно.

Квадраты синего цвета 4 шт. и квадраты разного цвета 4 шт.

Математические пеналы.

Игрушки, кубики – 5 шт.

Мячи – 5 шт.

Барабан.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

15

12.12

Линия прямая, кривая, ломаная.

П Р, Р Р

1. Учить зарисовывать линии в альбоме.

2. Закрепить состав числа 2 и 3.

3. Упражнять в ориентировке, в пространстве вверху, внизу, сзади.

1. Знакомство с видами линий.

2. Упражнение «Состав числа 2 и 3 из единиц.

3. Д/и «Где расположен предмет?».

4. Д/и «Вверху, внизу, сзади».

Плакат с изображением типов линий.

Листы бумаги.

Цветные карандаши.

Набор игрушек двух видов по 3 шт.

Кусочки проволки.

Линейка.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

16

19.12

Состав числа. Четырехугольник.

П Р, Р Р

1. Познакомить с количественным составом числа 4 (1+1+1+1) из единиц.

2. Упражнять в уравнивании 2 групп предметов двумя способами: добавление и убавление (знаки «-» и «+»).

3. Знаки «больше», «меньше».

4. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

5. Дать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».

Развивать воображение детей.

Воспитывать усидчивость.

1. Д/и «посчитай».

2. Д/и «Назови фигуру».

3. Д/у «Расставь знаки ><═ ».

4. Д/и «Что, где?».

5. Д/у «Расположи предмет правильно».

6. Д/и «У каких фигур есть  углы?»

Геометрические фигуры большие и маленькие по 5 шт.,набор треугольников и четырехугольников.Набор игрушек 2 видов по 5 шт.

Знаки «-», «+», «>», «<».

Математические пеналы.

Листы бумаги.

Карандаши.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

17

26.12

Ориентировка в пространстве.

П Р, Р Р,

С-К Р

Интеграция (познание + физо «Магазин игрушек»)

1.Упражнять в соотношении предметов по форме с геометрическими образцами моделями

( круг, квадрат, овал, прямоугольник) в обобщении предметов по форме.

2. Закреплять умение сравнивать предметы по ширине.

3.Развивать умение отбивать мяч о пол одной рукой, нажимая всей рукой на мяч.

4.Продолжать учить подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками.

5.Прыгать на двух ногах с продвижением вперед через предметы лежащие на полу.

Развивать внимание.

Воспитывать умение слушать сверстников

1. И/у« Назови цифру у игрушки».

«Посади игрушки по прядку от 1 до 10».

«Пройди по  мостику по широкому, узкому».

2. Спортивные упражнения:

«Отбей мяч столько раз, сколько я вам скажу».

«Подбегите но не к красному кругу» (на логику).

«Подбрось мяч вверх столько раз, какую цифру покажу».

3. Танцевальная композиция:

«Кукляндия»

4. П/и «Я с платочком иду».

5. Игра м/ п«Решите математические задачи».

6. Рефлексия:«Возьми игрушку с магазина, которая тебе понравилась».

Набор карточек с цифрами, набор карточек с кружками в пределах 7.

Листочки от календаря, за предыдущий месяц, сложенные по неделям.

Математические пеналы.

Листы бумаги.

Карандаш.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

ЯНВАРЬ

18

09.01

Вес предметов. Порядковый счет.

П Р, Р Р

1.Дать представление о неизменности веса в результате изменения их положения.

2.Закрепить:

Знания о цифрах от 0 до 9

Представления о ширине предмета

3.Продолжать учить видеть отношения между числами.

1.Д/и «Различи мешки»

2.Д/и «От 0 до 10»

3.Физминутка

4. 2. Упражнение «Состав числа 2 и 3 из единиц.

2 одинаковых по размеру мешочка разного веса (синий, красный); набор цифр; числовые карточки; 3 полоски разной длины.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

19

16.01

Измерение времени.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Знакомить детей с пересечением множеств, классификация по одному свойству.

2. Формировать общие представления о времени (части суток, дни, недели, месяц, год).

3. Названия месяцев (сравнение «портретов месяцев»).

Развивать внимание, усидчивость.

Формировать навыки самоконтроля.

1. Сказка о часовых.

2. Знакомство с календарем.

3. Д/и «Неделька».

4. Д/и «Какое время года?».

5. Сравнение портретов месяцев.

Разные часы – со стрелками и электронным циферблатом, настенные, наручные с секундомером.

Разные виды календарей: ежемесячные, годичные, перекидной, отрывной.

Иллюстрации картин: Времена года.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

20

23.01

Состав числа. Сложение

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить с количественным составом числа 5 (1+1+1+1+1) из единиц.

Закрепление знаков: «-», «+».

2. Придумывание историй со знаком «+».

3. Продолжать знакомить детей с пересечением множеств, классификация по двум свойствам.

4. Развивать логическое мышление, умение согласовывать числительные с существительными.

Воспитать трудолюбие.

1. Составление групп из предметов разного цвета.

2. Состав числа 5 из единиц.

3. Придумывание историй со знаком «+».

4. Классификация предметов по двум свойствам.

5. Работа в тетрадях.

Набор разных игрушек двух видов по 5-6 шт.

Набор цветных карандашей.

Математические знаки «-», «+».

Цифра 5 и пять 1.

Тетради.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

21

30.01

Классификация

П Р, Р Р,

С-К Р

Интеграция (познание + физо «В гостях у Петрушки»)

1.Упражнять в пересечении множеств (классификация по одному свойству).

2.Упражнять  в прыжках  в высоту с разбега, приземляясь на две ноги.

3.Выполнять кувырки на матах вперед, выполняя правильную группировку.

4.Учить выполнять танцевальные движения по показу взрослого.

5. Воспитывать доброжелательные товарищеские отношения между детьми, взаимовыручку, взаимопомощь.

Воспитать умение слушать сверстников.

1.И/у«Собери предметы красного цвета (мячи, полоски, платочки и т.д)».

«Посчитай сколько предметов лежит на пересечении обручей».

2.Спортивные упражнения:

«Кто выше прыгнет».

«кувырнись, как колобок».

3.Танцевальная композиция:

«Разноцветная игра».

4.П/и«Бабка – ежка».

5. Игра м/п«У оленя дом большой».

«Три хлопка, три позы».

6. Рефлексия:

«Радостные мордочки или печальные».

Математический знак «+».Тетради.

Простой карандаш.

Набор игрушек разных до 10 шт.

Набор цифр от 1 до 10.

Барабан.

Металлофон.

Ширма.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

ФЕВРАЛЬ

22

06.02

Деление круга на 2, 4 части.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Упражнять в делении.

2. Закрепить знания детей с составом числа 5 из единиц.

3. Определение пространственного расположения предметов относительно себя (справа, слева, сзади, около, впереди).

4. Работа над развитием мелкой моторики рук: работа в тетради.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать целеустремленность.

1. Деление круга на 2 и 4 части.

2. Игра «Сосчитай не ошибись».

3. Игра «Назови соседей».

4. Д/у «Что где?».

5. Игра «Найди спрятанную игрушку».

Полоска и круг из бумаги.

Ножницы.

Мячи, игрушки.

Математические пеналы.

Листы бумаги.

Счетные палочки.

Карандаш.

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

23

13.02

Вычитание.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить детей с арифметическим действием вычитание знаком «-»; придумывание историй.

2. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

3. Учить различать и сравнивать геометрические фигуры и объемные фигуры (шар, конус, цилиндр).

Развивать логическое мышление.

Воспитывать уверенность в себе.

1. Придумывание историй с уменьшением.

2. Д/и «Сосчитай не ошибись».

3. Д/и «Сравни предметы по форме».

4. Решение логических задач.

Арифметический знак «-».

Набор 2 видов игрушек по 10 шт.

Геометрические фигуры:

Объемные фигуры: шар, конус, цилиндр.

Счетные палочки.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

24

20.02

Решение задач.Геометрические фигуры и формы

П Р, Р Р

1.Познакомить детей с задачами в одно действие на сложение и вычитание в пределах первого десятка с вопросом о конечном итоге преобразования «Сколько стало?»;

2.Учить называть арифметическое действие, его знак, характер изменения количества;

3.Учить придумывать свои задачи на заданное действие.

4.Продолжать учить различать и сравнивать геометрические фигуры и объемные фигуры (квадрат, куб).

1.Придумываем задачи на заданные действие и числа.

2.Д/и «Задачки»

3.Д/и «Чудесный мешочек» (достань и сосчитай)

4. Игра «На что похож шар?». 5.Деление квадрата на две, четыре части.

6. Решение логических задач.

Арифметические знаки

 «»,«+».Тетради.Математическиепеналы.Карандаш.Счетные палочки.Чудесный мешочек (предметы к игре).

Иллюстрации к занятию. Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус). Квадратный лист бумаги, ножницы, цифры, мяч. Карточки для игры «На что похоже?».

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

25

27.02

Математические загадки

П Р, Р Р,

С-К Р

Интеграция (познание + физо «Цирк»)

1.Закрепилять умение детей в отгадывании математических загадок.

2.Упражнять детей в прыжках в высоту с разбега, определять толчковую ногу, отталкиваться толчковой ногой.

3. Развивать глазомер у детей, метать маленький мяч в горизонтальную цель.

4. Воспитывать желание работать.

1. И/ у «Веселый счет».

2. Спортивные упражнения:

«Кто выше прыгнет».

«Попади в кеглю».

«Кто самый гибкий»

3. Математические задачи:

4. П/и «Третий лишний».

5. Игра м/п «Три хлопка, три позы».

6. Релаксация:

«Веселый медвежонок».

7. Рефлексия:

«Гора достижений».

Счетные палочки.

Математические загадки

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

МАРТ

26

06.03

Истории на прибавление и вычитание.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Придумывание историй на прибавление и вычитание.

2. Уравнивание двух групп предметов разными способами (прибавление, вычитание), используя карточки с двумя полосками.

3. Упражнять в порядковом счете до 10.

4. Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра.

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитывать уверенность в себе.

1. Д/и «Придумай историю на прибавление».

2. Д/и «Придумай историю на вычитание».

3. Д/и «Сравни предметы».

4. Д/у «Сосчитай не ошибись».

5. Д/у «Когда это было?».

Знаки «+» и «-».

Набор игрушек 2 видов по  шт. каждого.

Математические пеналы.

Карточки с двумя полосками.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

27

13.03

Состав числа 6. Повторение Классификация.

П Р, Р Р,

С-К Р

1.Упражнять в порядковом счете предметов.

2. Повторить знание «соседей» чисел первого десятка.

3. Упражнять детей в умении выделять разные группы предметов по разным признакам.

4.Познакомить детей с составом числа 6

Развиваем внимание, мышление.

Воспитывать умение слушать товарищей.

1. Игра «Сосчитай не ошибись».

2. Д/и «Назови соседей числа».

3. Д/и «Чем отличаются группы предметов?».

4. Д/у «Раскрась гирлянду»

5.Творческая работа

Пеналы с цифрами от 1 до 10.

Листы с заданием

Квадраты (по 3разного цвета) на каждого ребенка; круги: 5 красных,1 синий;4 оранжевых,2 зеленых; 3 желтых, 3 голубых.

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 109

Методическое пособие для воспитателей «Моя математика»

28

20.03

Сравнение 5 предметов по высоте.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Познакомить детей с новыми понятиями на примерах из жизни, в процессе чтения фрагментов сказок, когда происходит деление чего-либо между кем-либо (использование сказки «Два жадных медвежонка»).

2. Сравнить 5 предметов по высоте.

3. Определение пространственного расположения предметов.Развиваем логическое мышление. Воспитывать усидчивость.

1. Д/и «Раздели предметы поровну».

2. Д/и «Сравни 5 предметов по высоте».

3. Д/и «За, под, над, перед».

4. Игра «Вперед и назад».

5 игрушек разных по высоте (матрешки, пирамидки).

Иллюстрация к сказке «Два жадных медвежонка».

4 разноцветных шарика.

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

29

27.03

Прямой и обратный счет

П Р, Р Р,

С-К Р

Интеграция (познание + физо «Космос»)

1.Закреплять умение детей соединять цифру с предметами.

2.Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10.

3.Продолжать учить детей прыгать в высоту с разбега.

4.Учить пробегать под вращающейся скакалкой.

5.Лазать по гимнастической лесенке, разноименным способом.

1. И/ у  «Отсчет с 10 до 0 «пуск»».

«У кого такая цифра тот и забегает в ракету».

2. Спортивные упражнения:

«Кто выше прыгнет».

«Пробеги под скакалкой, не упади».

«Достань до звезды».

3. П/и«Ждут нас быстрые ракеты».

4. Игра м/п

«Найди, где спрятано».

5. Рефлексия:

«Звезды для космонавтов».

Набор игрушек двух видов. Набор карточек с цифрами

Е.В. Соловьева

Познавательное развитие детей 2-8 лет: математические представления

АПРЕЛЬ

30

03.04

Объемные тела, геометрические фигуры.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Повторить с детьми названия объемных тел: куб, цилиндр, конус, шар.

Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник.

2. Упражнять в сериации предметов по цвету, форме.

Развивать внимание.

Воспитывать целеустремленность.

1. Игра «Чудесный мешочек».

2. Игра «На что похоже?».

3. Д/и «Разложи предметы по форме (цвету)».

4. Д/и «Найди свой дом».

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус.

«Чудесный мешочек».

Карточки для игры «На что похоже?».

Геометрические фигуры:

Набор игрушек одинаковых по цвету, но разных по форме.

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников»

31

10.04

Логический класс

Классификация: включение

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Учить детей находить пересекающиеся множества.

2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа, в сравнении 2 групп предметов без пересчета.

3. Упражнять в придумывании историй, задача в одно действие.Развивать логическое мышление.Воспитывать усидчивость.

1. Знакомство с темой «Классификация: включение».

2. Игра «Что, где?».

3. Ориентировка на плоскости бумаги».

4. Д/и «Сравни предметы».

5. Придумывание историй. Задача в одно действие.

Круги разных цветов по 6 шт. каждого цвета.

Бусинки разных цветов.

Мяч, набор игрушек.

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников»

32

17.04

Состав числа 7.

П Р, Р Р,

С-К Р

1. Закрепить состав числа 6

 2.Познакомить детей с составом числа 7

3.Продолжать упражнять детей в выполнении арифметического действия «сложение» используя глаголы: пришел, прилетел, приехал и т.д.

Придумывание историй, задача в одно действие.

4. Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра.

1. Повторение состава числа 6.

2. Практическая работа «Составь число»

3.Придумывание историй на вычитание

4. Д/и «Вспомни, когда это было?».

Плакаты для решения задач.

Карточки с цифрами от 1 до 7

Мешочки с камешками

Листы с заданием

Цветные карандаши

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 111

Методическое пособие для воспитателей «Моя математика»

33

24.04

Деление прямоугольника на части.

П Р, Р Р,

С-К Р Интеграция (познание + физо «Остров сокровищ»)

1. Учить делить прямоугольник на части.

2. Продолжать учить различать и сравнивать геометрические фигуры и объемные тела (прямоугольник, цилиндр).

3.Упражнять в умении находить в окружающей обстановке заданное число предметов.

4.Продолжать учить детей метать маленький мяч в вертикальную цель, развивая глазомер.

5.Продолжать прыгать на скакалках во время бега.

6.Воспитывать  доброжелательные отношения между детьми, взаимовыручку, взаимопомощь.

1. И/ у «Найди столько предметов, какая цифра на карточке».

«Посчитайте, сколько монет в сундуке».

2. Спортивные упражнения:

«Попади в цель».

«Проскачи на скакалке, не упади».

3.Деление прямоугольника на 2 и 4.

Д/и «Сравни фигуры».

4. П/и «Жмурки».

5. Игра м/п «Затейники».

6. Релаксация:

«Море».

7. Рефлексия:

«Шоколадные монетки».

Геометрические фигуры: прямоугольник, круг, квадрат, овал, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб,  конус, цилиндр.

Ножницы

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

МАЙ

34

08.05

Состав числа 8

Линия: прямая, кривая, ломанная.

П Р, Р Р,

С-К Р

1.Закрепление состава числа 7

2.Познакомить детей с составом числа 8

Продолжать упражнять детей в выполнении арифметического действия «вычитание» используя глаголы (ушел, улетел, уехал), придумывание историй, задача в одно действие.

3.Ориентировка в пространстве, используя выражения (справа, слева, внизу, вверху и т.д.).

4. Продолжать знакомить детей с понятием линия и ее видами.

5. Упражнять в использовании линейки как предмета для проведения прямых линий.

Развивать логическое мышление.

1.Повторение состава числа 7.

2.Практическая работа «Дорисуй Божьим коровкам точки»

3.Придумывание историй на вычитание

4. Д/и «Посмотрим вверх, вниз».

5. Д/и «Где расположен предмет (справа, слева)?».

6. Д/и «Назови линию», «Выложи линию из веревочек».

Плакаты для решения задач.

Набор цифр до 8

Листы с заданием

простые карандаши

мешочки с камешками.

Плакат с изображением линий: прямая, кривая, ломанная.

Веревочки разной длины.

Линейка. Тетради.

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 111

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

Стр. 96

35

15.05

Состав числа 9.

Сериация

П Р, Р Р,

С-К Р

1.Закрепление состава числа 8.

2.Состав числа 9

2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах (сериация по форме, цвету).

Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление.

Воспитывать усидчивость.

1. Повторение состава числа 8

2. д/у с камешками «Состав числа 9»

3. Д/у « Раскрась бананы»

4. Сериация

Набор геометрических фигур разных по форме и цвету

Мешочки с камешками

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

Стр. 97, 98

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 112

36

22.05

Число ноль.

Обобщить временные представления

П Р, Р Р,

С-К Р

1.Дать представление об образовании числа 0, его место в числовом ряду.

2.Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5 и в порядковом счете до 10.

3.Закрепить у детей представление о последовательности дней недели, учить связывать название каждого дня с его порядковым номером.

4. Развивать моторику рук.

5. Прививать любовь к математике.

1. И/у «Угадай сколько»

2. И/у «Назови соседей»

3. Д/и «Неделька, стройся».

4. Нарисуй ноль

Набор карточек с цифрами в пределах десяти.

Поезд «Неделька»

Тетради,карандаши

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 112

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

Стр. 125

37

29.05

Число десять.

Обобщить пространственные представления

П Р, Р Р,

С-К Р

1.Показать образование числа 10

2. Упражнять в соотношении количества предметов с цифрой.

3.Состав числа 10.

4. Развивать логическое мышление»

1. Д/у «Составь число из цифры 1 и 0»

2. Д/у «Дорисуй круги»

3. Д/у «Соотнеси цифру»

3. Д/у «Найди отличие»

Мешочки с камешками, листы с заданиями, простые карандаши

Е.В. Соловьева

«Математика и логика для дошкольников» стр. 114

Методическое пособие для воспитателей «Моя математика» стр.15.

Л.С. Метлина

Занятия по математике в детском саду

Стр. 114, 120.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цирковое представление (Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)

Программные задачи: Разучить игровые упражнения с мячом (прокатывание, ловля, подбрасывание, перебрасывание мяча друг другу), используя нестандартное оборудование.Продолжать отрабатывать легкий ...

Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре и спорту путем формирования представления об Олимпийском движении «Мы-будущие олимпийцы!»

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и сво...

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» Форма проведения: игровой практикум. Цель: Интеграция образовательных областей познания (формирования элементарных математических представлений, развитие сенсорной культуры), Коммуникации, физическая культура, со

Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»Форма проведения: игровой практикум. Цель: Интеграция образовательных областей познания (формирования элементарных математических представлений, развитие сенсо...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения   фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...

Представление опыта работы «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»

Представление опыта работы. «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»...