"Поможем пчёлке" (математика)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Карпенко Елена Алексеевна

Конспект по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp.docx498.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе с использованием дидактических игр

 «Поможем пчёлке»

Воспитатель высшей категории

                                                                                               Карпенко Е. А.

город Еманжелинск

2017 г.

Цель: 

     Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры с математическим содержанием.

Задачи: 

Обучающие.

   Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 5. 

   Совершенствовать умение соотносить количество полосок с цифрой.

   Закреплять умение сравнивать 5 предметов по величине (большой, поменьше, еще меньше, ещё меньше, самый маленький), раскладывать их в убывающем порядке.

   Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа.

   Закреплять названия геометрических фигур и цвет.

Развивающие.

   Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение. 

Воспитательные.

   Воспитывать отзывчивость, дружелюбие, желание помогать другим.


Предварительная работа:

  Проведение подобных дидактических игр на величину, форму, количество и счёт, пространственную ориентировку.

        

Методы и приёмы:

   Игровой, наглядный,  художественное слово, вопросы, объяснение, практическая деятельность, поощрение, использование технических средств (прослушивание аудио записи).

Материал и оборудование: 

  Дидактическая игры:

  • «Подбери пчёлке ромашку»  (ромашки с цифрами от 1 до 5, пчёлки с полосками на брюшке от 1 до 5 – по количеству детей);
  • «Почини улей» (вырезанные из картона ульи разного цвета с отверстиями разных форм – по 1 на каждого ребёнка);
  • «Разложи бочонки по величине» (по 5 бочонков разного цвета и величины – на каждого ребёнка);
  • «Расставь бочонки на полки» (карточки с изображением «полок»: слева (вверху и внизу) и справа (вверху и внизу),  в центре – по 1 на каждого ребёнка и по 5 бочонков разного цвета и величины – на каждого ребёнка);

    Картинка пчелы, плоскостные цветы ромашек по количеству детей, аудиозапись «Жужжание пчёл».

Структура занятия:

   Вводная часть – 3 минуты.

 а) загадывание загадки

 б) чтение стихотворения про медведя

 в) игровой момент: пчёлка просит о помощи

   Основная часть – 14 минут

 а) дидактические игры

 б) вопросы к детям

 в) физминутка

 г) чтение стихов про пчёл

 д) слушание аудиозаписи «Жужжание пчёл»

 е) разъяснение слов: пасека, пасечник.

   Заключительная часть – 3 минуты

 а) итог занятия

 б) поощрение

Ход занятия:

– Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы её очень внимательно послушайте и постарайтесь отгадать.

Загадка про пчелу

По полям она летает,
И цветочки опыляет.
В ульях обществом живёт.
Мёд в тех ульях круглый год!
А для тех, кто ей мешает,
Она жало поднимает!
Лапок шесть и два крыла,
Все зовут её… 

– Пчела.

– Правильно – это пчела, наша гостья. (Показываю картинку пчелы). Давайте поздороваемся с ней.

– Здравствуй, пчёлка,

Как дела?

– А пчёлка нам отвечает:

Всё жужжу, жужжу, жужжу

Помогите мне, прошу!

– Что же случилось у тебя пчела?

Вы знаете, ребята, пчёлка говорит, что она со своими подругами хочет поздравить с днём рождения одного сладкоежку, который очень любит мёд.

А вы догадались, кого же они хотят поздравить?

– Медведя.

– Конечно.

Мишка очень любит мёд

Свежий, из пчелиных сот.

Он бы с пчёлкой подружился,

Этим лакомством разжился.

Только пчёлы вот беда

С ним не дружат никогда.

А вот наши пчёлки решили подружиться с мишкой и подарить ему на день рождения его любимое лакомство. Но вот беда, пчёлки совсем запутались и никак не могут найти свои цветы, чтобы собрать нектар. Вот наша гостья и просит у вас помощи.

Ну что поможем?

– Да.

 Тогда проходите за столы. Садимся правильно: придвинем стул, «подружим ножки», выпрямим спинку.

Давайте посмотрим на цветочки. Как они называются?

– Ромашки.

– Посмотрите, в серединке каждого цветка есть цифра, мы сейчас разложим ромашки на зелёной полянке по порядку слева направо от 1 до 5.

Дети раскладывают ромашки на зелёном листе бумаги от 1до 5.

– Поставьте указательный палец  на ромашку с цифрой 1. Пальчик шагает по цветочкам и считает их.

– 1, 2, 3, 4, 5.

– Молодцы. Теперь положите перед собой пчёлок, сосчитайте их. Сколько всего пчёлок?

5.

– Что мы можем сказать про цветы и пчёл?

– Их одинаково, поровну, по 5, сколько цветов, столько и пчёл.

– Молодцы. Посмотрите, все ли пчёлки одинаковые?

– Нет. У них разное количество полосок на брюшке.

– Правильно. Сейчас мы поможем пчёлкам найти свой цветок. Если у пчёлки одна полоска, то её надо посадить на цветок…

– С цифрой 1.

– А если 5…

– На цветок с цифрой 5.

– Внимательно посчитайте полоски на брюшках и посадите каждую пчёлку на свой цветок.

Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчёлка в мед.

Дети выполняют задание. Проверяю правильность.

– Пчёлки собрали нектар и полетели к своим ульям на пасеку. Пасека – это место расположения ульев, пчелиных домиков. Ну и дом человека – пасечника, который ухаживает за ульями, обычно находится рядом. Пасеки располагают в тех местах, где больше всего долго цветущих медоносных растений, с которых пчёлы будут собирать нектар.

Летом пчёлкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом

         В улей – свой чудесный дом.

Давайте и мы с вами пройдём на пасеку. (Дети подходят к столам, на которых разложены «ульи», выбирают себе по одному улью).

Послушайте, как жужжат пчёлки в улье. (Включить запись «Жужжание пчелы»).

Посмотрите, случилась беда, ульи прохудились. Давайте поможем их починить. Нужно внимательно посмотреть какого цвета ваш улей и какой формы отверстие в нём. Если улей красного цвета, а отверстие в нём прямоугольное, то нужно найти…

– Прямоугольник красного цвета.

Правильно, и закрыть им отверстие – починить.

– А если улей жёлтого цвета, а отверстие в нём овальное…

– Надо найти овал жёлтого цвета и починить.

Дети выполняют задание, проверяем правильность.

– Молодцы. Все справились с заданием, опять помогли пчёлкам. Пока пчёлки делают мёд, мы немного отдохнём. 

Физминутка

(Дети присели на корточки)

Солнышко проснулось,

(Дети встают). 

Цветочкам улыбнулось

(Наклоняются вперёд, улыбаются).

Цветочки потянулись

(Потягиваются на носочках, поднимают руки вверх). 

Листочки встрепенулись

(Пошевелить наверху пальчиками).

Пчёлки жужжат

(Дети произносят звук ж-ж-ж).

К цветочкам летят.

(Дети машут «крылышками», бегут к цветам, разложенным на полу).

– Молодцы. Пчёлки сделали мёд, и мы сейчас поможем им разложить его в бочонки. Проходите за столы. Садимся правильно: придвинем стул, «подружим ножки», выпрямим спинку. Посмотрите, сколько бочонков у мишки. Сосчитайте.

– 5.

– Все ли они одинаковые. Чем они отличаются?

– Величиной и цветом.

– Давайте расставим бочонки от самого большого до самого маленького слева направо.

(Дети раскладывают бочонки: жёлтый, оранжевый, красный, зелёный, синий. Проверяю правильность).

 – Давайте посчитаем их по порядку (хором):

         первый бочонок жёлтый самый большой,

         второй бочонок оранжевый поменьше,

         третий бочонок красный ещё меньше,

         четвёртый бочонок зелёный ещё меньше,

         пятый бочонок синий самый маленький.

Индивидуальные ответы детей на вопросы:

           какой по счёту зелёный бочонок?

           какой по счёту оранжевый бочонок?

           какой по счёту синий бочонок?

           какой по счёту жёлтый бочонок?

            какой по счёту красный бочонок?

– Молодцы и с этим заданием справились. Теперь поможем пчёлке расставить бочонки с мёдом на полки в шкафу. Рассмотрим «шкаф», покажите верхнюю полку справа, нижнюю полку справа, полку в центре, верхнюю полку слева, нижнюю полку слева.

Поставьте самый большой бочонок на верхнюю полку слева,

на нижнюю полку справа поставьте самый маленький бочонок,

в центр – красный,

на нижнюю полку слева поставьте оранжевый бочонок,

а на верхнюю полку справа – зелёный.

Проверяю правильность.

Индивидуальные ответы детей на вопросы:

    где стоит красный бочонок?

    на какой полке стоит зелёный бочонок?

    где стоит синий бочонок?

    на какой полке стоит оранжевый бочонок?

    где стоит жёлтый бочонок?

    какого цвета самый большой бочонок?

    какого цвета самый маленький бочонок?

– Какие вы молодцы, всё сделали правильно. Давайте вспомним, как мы помогли сегодня нашей гостье?

– Помогли найти каждой пчёлке свой цветок, починили ульи, разложили мёд в бочонки, расставили бочонки с мёдом на полки.

Пчёлка благодарит ребят за то, что помогли ей подготовиться ко дню рождения мишки, дарит им гостинцы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГУЛКА «Поможем нашим птичкам».

ПРОГУЛКА «Поможем нашим птичкам»....

Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...

"Поможем бабушке Федоре"

Конспект занятия по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по математике в средней группе №11 на тему: «Поможем Лунтику».

   Продолжать учить детей определять (называть) геометрические фигуры по двум признакам (цвету и форме).     Упражнять в порядковом счете.     Закр...

"Поможем растению" проект

Данный проект знакомит детей с моделью трудового процесса....

Посуда. Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и тестопластике. Большое внимание на занятии уделяется творческому развитию воспитанников....

Экскурсия в Серебряный бор в рамках проекта "Мы поможем пернатым друзьям, а они помогут нам" Акция "Поможем птицам"

Мероприятие проходило как заключительный этап в рамках проектной деятельности.  В тесном взаимодействии с семьями воспитанников была подготовлена и проведена выездная экскурсия в прирооохранный п...