Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Умняша"
рабочая программа (младшая, средняя группа) на тему

Ларина Татьяна Ивановна

Одна из задач дошкольного образования в свете ФГОС ДО - подготовка ребенка к жизни в современном обществе, что предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере. Цель программы- способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольника.Реализация программы рассчитана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №173 «Тополёк»

                                                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                             Заведующий

                                                                                                                                                   МДОУ Детский сад №173 «Тополёк»

                                                                                                                                                                   __________/Журавлёва Г.И./

                                                                                                                                       ________________ 20___ года Приказ № ____

ПРИНЯТА на

Совете педагогов

Протокол № ___

от _________ 20__ года

                                                         

                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

                        ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

                      «УМНЯША»

                                                                                 

                                                                                 Возраст обучающихся: 3-5 лет

                                                                                              Срок реализации : 2 года

                                                                                           Автор- составитель: Ларина Т.И

                                                                 

                                                                   Саратов 2017

1. Пояснительная записка

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности индивидуальными и неповторимыми личностями. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлена спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.

Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

 Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.

Задачи:

1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;

2. развивать творческие способности;

3. формирование навыков социализации детей младшего дошкольного возраста;

4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей;

5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.

Для успешной реализации программы «Умняша» необходимо создание следующих условий:

1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.

2. малая наполняемость группы (10 человек).

3. наличие необходимого  раздаточного материала

 Режим реализации программы:

С детьми 3-4 лет занятия проводятся не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (4-5 лет не чаще 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут).

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Всего 36 часов в год.

Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы подведения  итогов и контроля: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в апреле). Для диагностики используются нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисовывание фигур» (3-5лет) - О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «Мисочки», «Разрезные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева. Наиболее интересные и нестандартные подходы детей к выполнению заданий оформляются в фотоальбом в конце года и презентуются на родительском собрании.

Направления деятельности. 

Развитие графо-моторных навыков и речи.

Материал для занятий взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Автор рекомендует в работе с дошкольниками использовать удивительные свойства песка и его влияние на развитие ребенка.

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, мы получаем поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Также при составлении программы опиралась на различные методические издания по развитию познавательных процессов, речи.

К концу года дети должны уметь:

- ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),

- рисовать, раскрашивать в заданном направлении,

- рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.

 Развитие творческих способностей

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.

К концу года дети должны уметь:

- создавать целостный образ на основе геометрических фигур,

- создавать в воображении образ на заданную тему,

- видоизменять и преобразовывать,

- составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам,

- придумывать разные варианты окончания сказок,

- придумывать новые применения знакомым вещам,

- находить решения проблемных ситуаций,

- находить сходства и отличия при сравнении предметов.

 Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков

К концу года дети должны уметь:

- удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,

- складывать разрезанную картинку из 4 частей,

- соотносить предметы по размеру, форме и цвету,

- сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,

- устанавливать смысловую связь между предметами,

- выделять существенный признак предмета,

- соотносить часть и целое,

- классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,

- выполнять 5-6 действий подряд,

- повторить предложение из 8 слов,

- повторять набор из 4-5 цифр,

- конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.

2.  Учебно-тематический план для детей 3-4 лет

1 год обучения

 

Месяц

                    Направление  деятельности

Кол-во часов

Октябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Ноябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Декабрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Январь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Февраль

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Март

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Апрель

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

 

Учебно-тематический план для детей 4-5 лет

2 год обучения

 

Месяц

Название деятельности

Кол-во часов

Октябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Ноябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Декабрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Январь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Февраль

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Март

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

Апрель

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

1

Развитие творческих способностей

1

Развитие коммуникативных способностей

1

 

Содержание учебных тем.

1 год обучения ( 3-4 года)

Месяц

Направление  деятельности

Программное содержание

Кол-во часов

Октябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Зрительное восприятие  (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу»)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Дождик тише, дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с манкой  «Тучка и дождик»

1

Развитие творческих способностей

Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам»

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Здравствуй, носик».Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший»

1

Ноябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише»)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке)

1

Развитие творческих способностей

«Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимости. Игра «Магазин подарков» Цель: развитие эмпатии

1

Декабрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами)

1

Развитие творческих способностей

Р.н.сказка «Репка».

«Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Здравствуй, носик»Игра «Кукла Маша»

1

Январь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Морозные узоры»(рисование узоров на лотке с манкой)

1

Развитие творческих способностей

Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвижения. Игра «Кто Я?»

1

Февраль

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни»

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту)

1

Развитие творческих способностей

Цель: развитие фантазии. Упражнение «Дети на прогулке»

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Капитаны».Игра «Два ослика»

1

Март

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Упражнение: «Найди нужную фигуру»

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

Рисование геометрических фигур на манке.

1

Развитие творческих способностей

Упражнение «Три краски».Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Здравствуй, носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам

1

Апрель

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации)

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

Рисование геометрических фигур на песке или манке.

1

Развитие творческих способностей

Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь»

1

Развитие коммуникативных способностей

Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию

1

 

Содержание учебных тем.

2 год обучения (4-5 лет)

 

Месяц

Направление деятельности

Программное содержание

Кол-во часов

Октябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Кто спрятался».
Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики».
Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Здравствуй, песок»(Приветствие, пропускание песка через сито)

1

Развитие творческих способностей

Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических форм. Упражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами»

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Хвастун».Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведения. Игра «Клубочек», «Печем пирог»

1

Ноябрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Рассмотри картинку».
Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия».
Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами)

1

Развитие творческих способностей

«Кляксы».Цель: учить создавать образ

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Лгун».Рисование «Мой друг».Цель: развитие эмпатии

1

Декабрь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек)

1

Развитие творческих способностей

«Измени сказку», «Про девочку Машу». Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Забияка».Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку»

1

Январь

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Рисунки-помощники».
Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне».
Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком или солью.

1

Развитие творческих способностей

Игра «Художник в зоопарке». Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Драчун». Этическая беседа «как себя вести на улице»

1

Февраль

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Парные картинки».
Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком.

1

Развитие творческих способностей

Игра «Портрет из пуговиц». Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

1

Развитие коммуникативных способностей

Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования

1

Март

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Что изменилось?».
Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

«Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин)

1

Развитие творческих способностей

«Гигантский цветок».Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций

1

Развитие коммуникативных способностей

Игра «Магазин зеркал».Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования

1

Апрель

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память)

1. «Что перепутал художник?».
Цель: развивать зрительное восприятие.2. «Деревенский дворик».
Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.

1

Развитие графо-моторных навыков и речи

Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком.

1

Развитие творческих способностей

«Помоги героям». Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций

1

Развитие коммуникативных способностей

Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба»

1

 МАЙ : оформление фотоальбома.

3 .Список литературы:

1. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.

2. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)

3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Логика для дошкольника» для детей 3-4 лет

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо ...