Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Умняша"
рабочая программа (младшая, средняя группа) на тему
Одна из задач дошкольного образования в свете ФГОС ДО - подготовка ребенка к жизни в современном обществе, что предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере. Цель программы- способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей дошкольника.Реализация программы рассчитана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №173 «Тополёк»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МДОУ Детский сад №173 «Тополёк»
__________/Журавлёва Г.И./
________________ 20___ года Приказ № ____
ПРИНЯТА на Совете педагогов Протокол № ___ от _________ 20__ года
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМНЯША»
Возраст обучающихся: 3-5 лет Срок реализации : 2 года Автор- составитель: Ларина Т.И
|
Саратов 2017
1. Пояснительная записка
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности индивидуальными и неповторимыми личностями. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлена спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;
2. развивать творческие способности;
3. формирование навыков социализации детей младшего дошкольного возраста;
4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей;
5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.
Для успешной реализации программы «Умняша» необходимо создание следующих условий:
1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
2. малая наполняемость группы (10 человек).
3. наличие необходимого раздаточного материала
Режим реализации программы:
С детьми 3-4 лет занятия проводятся не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (4-5 лет не чаще 2 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут).
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Всего 36 часов в год.
Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы подведения итогов и контроля: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в апреле). Для диагностики используются нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисовывание фигур» (3-5лет) - О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «Мисочки», «Разрезные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева. Наиболее интересные и нестандартные подходы детей к выполнению заданий оформляются в фотоальбом в конце года и презентуются на родительском собрании.
Направления деятельности.
Развитие графо-моторных навыков и речи.
Материал для занятий взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Автор рекомендует в работе с дошкольниками использовать удивительные свойства песка и его влияние на развитие ребенка.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, мы получаем поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Также при составлении программы опиралась на различные методические издания по развитию познавательных процессов, речи.
К концу года дети должны уметь:
- ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),
- рисовать, раскрашивать в заданном направлении,
- рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.
Развитие творческих способностей
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.
К концу года дети должны уметь:
- создавать целостный образ на основе геометрических фигур,
- создавать в воображении образ на заданную тему,
- видоизменять и преобразовывать,
- составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам,
- придумывать разные варианты окончания сказок,
- придумывать новые применения знакомым вещам,
- находить решения проблемных ситуаций,
- находить сходства и отличия при сравнении предметов.
Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков
К концу года дети должны уметь:
- удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,
- складывать разрезанную картинку из 4 частей,
- соотносить предметы по размеру, форме и цвету,
- сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,
- устанавливать смысловую связь между предметами,
- выделять существенный признак предмета,
- соотносить часть и целое,
- классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,
- выполнять 5-6 действий подряд,
- повторить предложение из 8 слов,
- повторять набор из 4-5 цифр,
- конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.
2. Учебно-тематический план для детей 3-4 лет
1 год обучения
Месяц | Направление деятельности | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 |
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
2 год обучения
Месяц | Название деятельности | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | 1 | |
Развитие творческих способностей | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | 1 |
Содержание учебных тем.
1 год обучения ( 3-4 года)
Месяц | Направление деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Зрительное восприятие (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Дождик тише, дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с манкой «Тучка и дождик» | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй, носик».Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимости. Игра «Магазин подарков» Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Р.н.сказка «Репка». «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй, носик»Игра «Кукла Маша» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Морозные узоры»(рисование узоров на лотке с манкой) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвижения. Игра «Кто Я?» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: развитие фантазии. Упражнение «Дети на прогулке» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны».Игра «Два ослика» | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнение: «Найди нужную фигуру» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на манке. | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Три краски».Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй, носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке или манке. | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию | 1 |
Содержание учебных тем.
2 год обучения (4-5 лет)
Месяц | Направление деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Кто спрятался». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Здравствуй, песок»(Приветствие, пропускание песка через сито) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических форм. Упражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Хвастун».Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведения. Игра «Клубочек», «Печем пирог» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рассмотри картинку». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Кляксы».Цель: учить создавать образ | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Лгун».Рисование «Мой друг».Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Измени сказку», «Про девочку Машу». Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Забияка».Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рисунки-помощники». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком или солью. | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Художник в зоопарке». Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Драчун». Этическая беседа «как себя вести на улице» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Парные картинки». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком. | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Портрет из пуговиц». Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что изменилось?». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Бусы для мамы» (изготовление бус из макарон, пуговиц и бусин) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Гигантский цветок».Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Магазин зеркал».Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что перепутал художник?». | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком. | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Помоги героям». Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй! Я рад тебя видеть»Этическая беседа «Что такое дружба» | 1 |
МАЙ : оформление фотоальбома.
3 .Список литературы:
1. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников. -М: ТЦ Сфера,2010.
2. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-интеллектуальной направленности "Играя - развиваюсь"...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности «Логика для дошкольника» для детей 3-4 лет
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо ...