ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЙ ШАХМАТИСТ»
рабочая программа (подготовительная группа)
Разработка программы обучения детей игре в шахматы в подготовиткльной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа обучения игре в шахматы детей подготовительной группы. | 986.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вахтанский детский сад «Одуванчик».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАЛЕНЬКИЙ ШАХМАТИСТ»
6-7 лет
_____________________________________
(возраст обучающихся)
1 год
_____________________________________
(срок реализации)
Состпвитель: воспитатель
Коржавина Людмила Михайловна
Педагог дополнительного образования
Р.п. Вахтан 2024год
Оглавление.
I. Комплекс основных характеристик образования …………………………………. 2 1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 2 |
1.2.Цель и задачи программы ……………………………………………………………. 4 |
1.3.Планируемые результаты ……………………………………………………………. 6 |
1.4.Содержание программы ……………………………………………………………… 6 |
II. Комплекс организационно- педагогических условий ............................................... 7 |
|
|
2.6.Оценочные материалы и методические материалы ………………………………… 20 |
Список литературы ………………………………………………………………………….. 37 Приложения, интернетресы ………………………………………………………….. 38 |
|
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.
Некоторые очень ценные качества ума, необходимые
в человеческой жизни, требуются в этой игре и
укрепляются настолько, что становятся привычкой,
которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
- Комплекс основных характеристик образования
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький шахматист» (далее – Программа) разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 27.07.2022 №629 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 г. №816 «О порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ», муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Вахтанский детский сад «Одуванчик» лицензия на образовательную деятельность.
Обоснование необходимости программы
Рабочая программа «Маленький шахматист» предназначена для обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы и соответствует требованиям ФГОС: в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Маленький шахматист» (далее – программа).
Данная программа имеет интеллектуально-спортивную направленность
дошкольников. Осуществляется она на основе следующих принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Обучение ребенка шахматам с дошкольного возраста является отличной дошкольной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Новизна данной программы заключается в:
- разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи);
- использование компьютерной игры «Динозавры учат шахматам», которая активизирует общие и индивидуальные логические особенности дошкольников;
- применении метода исследования (написание проектов по истории шахмат);
- в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям ДОУ.
- Отличительные особенности данной программы.
- Дополнительная образовательная программа интеллектуально-спортивной направленности «Маленький шахматист» для детей дошкольного возраста разработана на
- основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- - применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- - неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
- «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Обучаются в кружке воспитанники одного возраста, но разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств детей, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
1.2 Программные задачи.
Познакомить детей с историей шахмат. Привить у детей интерес к занятиям шахматами, овладению элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля. Познакомить с понятиями о тренировке и гигиене шахматиста. Развивать тактическое мышление, прививать навыки самостоятельной работы над шахматами, познакомить с приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, изучить понятия инициативы в дебюте, изучить элементарные основы судейства и организации шахматных соревнований.
4
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Основные задачи программы
- Образовательная:
- учить ориентироваться на плоскости;
- пополнить знания;
- расширить кругозор;
- активизировать мыслительную деятельность дошкольника
- тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
- Развивающая:
- научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой;
- вовлечь детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций;
- обогащать детскую фантазию;
- помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства;
- Воспитательная:
- выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
- воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы;
- развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для
поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
5
.
1.3 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
1.4 Содержание программы
Основные направления работы.
- Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме, логического мышления, целостности восприятия.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости
- Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.).
- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление.
- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..
- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
- Выработка у ребенка волевых качеств
- Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.
- Развитие физической выносливости, физического здоровья.
6
Формы и режим занятий.
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 64 шахматных занятия (два - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Группа состоит из 10 человек.
II Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Продолжительность образовательной деятельности | Периодичность в неделю | Всего в год | Количество часов в год |
30 мин | 2 раза | 64 | 32 часа |
Месяц | Неделя | Тема | Длительность (мин.) |
октябрь | 1 | Инструкция по технике безопасности на занятиях по шахматам. Диагностика | 30 мин |
2 | Легенда о Радже и мудреце История возникновения шахмат | 30 мин | |
3 | В стране шахматных чудес | 30 мин | |
4 | Шахматная доска. | 30 мин | |
5 | Шахматные фигуры Начальное положение. | 30 мин | |
6 | Шахматная доска. «П роспекты, улицы и переулки» Горизонтали и вертикали | 30 мин | |
7 | Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Диагональ | 30 мин | |
8 | Начальное положение на доске. | 30 мин | |
Ноябрь | 9 | Пешка. | 30 мин |
10 | Пешка «Ни шагу назад» | 30 мин | |
11 | Ладья | 30 мин | |
12 | Ладья | 30 мин | |
Ноябрь | 13 | Слон | 30 мин |
14 | Слон | 30 мин | |
15 | ферзь | 30 мин | |
16 | Ферзь | 30 мин | |
Декабрь | 17- | Ферзь +слон +ладья +пешка | 30 мин |
18 | Ферзь +слон +ладья +пешка | 30 мин | |
19 | Конь | 30мин | |
20 | Конь | 30мин | |
21 | Конь | 30 мин | |
22 | Конь + Ферзь +слон +ладья +пешка | 30мин | |
23- | Король | 30 мин | |
24 | Король | 30 мин | |
Январь | 25- | Повторение пройденного материала | 30мин |
26 | Промежуточная аттестация | 30 мин | |
27 | Вилка | 30мин | |
28 | Вилка | 30 мин | |
29 | Шах | 30 мин | |
30 | Шах | 30 мин | |
31 | Шах | 30мин | |
32 | Мат
| 30 мин | |
Февраль | 33 | Мат | 30 мин |
34 | Шах и мат | 30мин | |
35 | Шах и мат | 30 мин | |
36 | Повторение пройденного материала | 30мин | |
37 | Ничья | 30 мин | |
38 | Ничья | 30мин | |
39 | Рокировка | 30 мин | |
40 | Рокировка | 30мин | |
Март | 41 | Закрепление пройденного материала | 30 мин |
42- | Гамбит | 30 мин | |
43 | Гамбит | 30 мин | |
44 | Повторение пройденного материала | 30 мин | |
Март | 45 | Великие гроссмейстеры | 30 мин |
46 | Великие гроссмейстеры | 30 мин | |
47- | Закрепление пройденного материала | 30 мин | |
48 | Закрепление пройденного материала | 30 мин | |
Апрель | 49 | Интеллектуальный турнир | 30 мин |
50 | Повторение пройденного материала | 30 мин | |
51 | Повторение пройденного материала | 30 мин | |
52 | Практические занятия | 30мин | |
53 | Решение шахматных задач и этюдов. | 30 мин | |
54 | Решение шахматных задач | 30 мин | |
55 | Повторение пройденного материала | 30 мин | |
56 | Практические занятия | 30мин | |
Май | 57 | Подготовка к шахматному турниру | 30 мин |
58 | Подготовка к шахматному турниру | 30мин | |
59 | Шахматный турнир на личное первенство | 30 мин | |
60 | Шахматный турнир на личное первенство (финал) | 30мин | |
61 | Подготовка к празднику. | 30 мин | |
62 | Праздник «В стране шахматных чудес» | 30 мин | |
63- | Диагностика
| 30 мин | |
64 | Диагностика | 30 мин | |
Всего | 32 час |
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организация работы по программе
Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
Октябрь | 1 | Инструкция по технике безопасности. Диагностика | Ознакомление с правилами безопасности на занятиях по шахматам. Выявление умений, навыков Уточнение уровня знаний программного материала на начало обучения. |
2 | Легенда о Радже и мудреце | Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце». Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.Вызвать интерес к игре. | |
3 | В стране шахматных чудес | Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию; Д/и «Узнай и назови», рисование по сказке. Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза | |
4 | Шахматная доска | Слушание сказки «Волшебная доска», выполнение практических заданий, предусмотренных содержанием; Шахматные задачи-шутки. Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Развитие тонкой моторики, счетных навыков | |
5 | Шахматные фигуры | Слушание легенды «Мудрец» Беседа по содержанию; Д/И «Волшебный мешочек», «Что изменилось?» Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов; развитие тонкой моторики, воображения | |
6 | Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Горизонтали и вертикали. | Формирование понятий «горизонталь», «вертикаль»; Д/и Поиграем-угадаем», «Горизонтально-вертикальная игра». Формирование представлений о горизонталях, вертикалях понятии «Горизонтальная линия». Развитие внимания, мелкой моторики. | |
7 | Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» | Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет». Работа над новым материалом: Расположение доски Формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски между партнерами; Формирование понятийД/и «Диагональ», «Горизонтально-вертикально-диагональная игра» | |
8 | Начальное положение на доске. | Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек» , «Угадайка», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая» Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | |
Ноябрь | 9 | Пешка | Мультфильм «Шахматы для детей. Пешка». Знакомство с местом пешки в начальном положении. Рассказ о пешке. Дид упр «Один в поле воин». Ход пешки, взятие, превращение пешки. |
10 | Пешка «Ни шагу назад» | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. Дид упр «Атака неприятельской фигуры» | |
11 | Ладья | Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» Развитие произвольного внимания, логического мышления. Воспитание культуры поведения во время игры. | |
декабрь | 12 | Ладья | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук Игра пешка + ладья
|
13 | Слон | Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». Дидактические задания «Лабиринт», знакомить с понятием легкая и тяжелая фигуры. | |
14 | Слон | Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков игры ладьей, слоном и пешкой. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», "Взятие». | |
15 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию; Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». | |
16 | Ферзь | Закрепление знаний о шахматной фигуре «Ферзь», Месте ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием; Отработка практических навыков игры ферзём | |
Декабрь
| 17-18 | Ферзь +слон + ладья +пешка | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры всеми знакомыми фигурами. |
19 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», "Взятие». | |
120-21 | Конь | Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Д/и «Секретная фигура» , Задания: «Захват контрольного поля» | |
22 | Конь + пешка +ферзь +ладья +слон | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. Д/и «Волшебный мешочек», «Атака неприятельской фигуры», «Игра на уничтожение» | |
декабрь | 23-24 | Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь», Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». |
февраяяль | 225 2 | Закрепление пройденного материала | Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь Развитие практических навыков. Выполнение игровых заданий, решение игровых задач. |
2 26 | Промежуточная аттестация | Подведение итогов ознакомления детей с шахматной дрской, шахматными фигурами, их положением на доске, взаимодействием с другими фигурами. | |
27-28 | Вилка | Познакомить с понятием «Вилка», находить приоритет при взятии фигуры, учить видеть последствия сделанного хода. | |
29-30 |
Шах | Формировать представление о позиции «шах», Защита от шаха. Дидактические задания Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь | |
31 | Шах | Дидактическая игра.«Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения. Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей | |
яфевраль | 32 33 | Мат | Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций |
334- 35 | Шах и мат | Закрепить представления детей о позиции «шах» и «мат» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей | |
336 | Повторение пройденного материала | Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь Развитие практических навыков. Выполнение игровых заданий, решение игровых задач. | |
Февраль | 37-38 | Ничья | Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» «Пат или не пат». Формирование представлений о положении «пат», выделение отличий пата от мата |
39-40 | Рокировка | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».Цель: знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческого мышление, логического мышления | |
март | 341 | Закрепление пройденного материала | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. |
42-43 | Гамбит | Знакомство с понятием Гамбит. Для чего он делается, какие цели преследует. Игра, развитие логического мышления. | |
44 | Закрепление пройденного материала Русские писатели-шахматисты | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Развитие логического мышления, выдержки, внимательности. Познакомить с русскими писателями-шахматистами. |
Март | 45-46 | Великие гроссмейстеры | Практические занятия в парах; работа с диаграммами. Знакомство с именами великих шахматистов (А.Карпов, Г.Каспаров). Дидактические задания Поощрять стремление высказывать свое мнение. |
447-48 | Закрепление пройденного материала | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Развитие логического мышления, выдержки, внимательности Знакомство с именами гроссмейстеров современности. | |
а | 49 | Интеллектуальный турнир | Развитие познавательной активности, воображения сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий, Решение шахматных задач Выполнение игровых заданий |
50-51-52 | Закрепление пройденного материала | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Развитие логического мышления, выдержки, внимательности. | |
53-54 | Решение шахматных задач и этюдов | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Развитие логического мышления, выдержки, внимательности. | |
455-56 | Закрепление пройденного материала | Доведение партии от начала до конца с соблюдением всех правил игры. Развитие логического мышления, выдержки, внимательности. Игра всеми фигурами из начального положения.. | |
457-58-59 | Подготовка к шахматному турниру | Развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в шахматы, проявляя настойчивость, целеустремленность. | |
Май | 60-61 | Шахматный турнир на личное первенство Финал | Развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в шахматы, проявляя настойчивость, целеустремленность. |
62 | Праздник «В стране шахматных чудес» | Проведение праздника, инсценировок с участием детей. Создать праздничное настроение. | |
63-64 | Диагностика. | Выявление умений, навыков Уточнение уровня освоения программного материала. | |
2.4 Условия реализации программы.
Техническое оснащение занятий.
Шахматные столы, наборы шахматных фигур, шахматные часы, набор напольных шахмат.
Методические условия.
Тематическая литература, видеопрезентации, видеоуроки, электронно-образовательные ресурсы, инструкции.
2.5. Формы аттестации.
Оценка качества реализации программы включает в себя промежуточную аттестацию обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится один раз в полугодие. Формы проведения, выполнение заданий по разделу программы, тестирование, практические занятия.
Для промежуточного контроля по каждому году обучения в программе разработаны тестовые материалы, по разделам и темам программы с вопросами базового уровня сложности.
2.5 Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы.
Для подведения итогов реализации программы проводятся соревнования между учениками кружка по шахматам. Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики
Диагностическая карта
(к концу года дети должны знать)
№ | ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 |
|
| |||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
- История возникновения шахматной игры
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, партия
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король
- Начальное положение, чёрные, белые, стоять под боем, взятие фигуры, шах, мат
- Правила хода и взятие каждой фигуры
- Играть каждой фигурой в отдельности, ориентироваться на шахматной доске
- Рокировать
- Решать элементарные шахматные задачи, разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
2.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерные конспекты занятий по обучению дошкольников игре в шахматы.
1 занятие
Знакомство с шахматами как видом спорта
Диагностика.
Просмотр мультфильма «Ёжик – шахматист»
2 занятие Шахматная доска
Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются:
белое – черное – белое – черное...
Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам
дидактическую сказку.
КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ
В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и
черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные
премудрости. Пусть дети снова посмотрят на с.7 учебника, где нарисованы эти котята
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите:
это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
ТАК ЛИ ЭТО?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?
–Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?
Вот и вся сказка.
Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.
В конце занятия задайте детям три задачи-шутки:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
3 занятие Шахматная доска «Проспекты, улицы, переулки шахматной доски»
Цель: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль»,
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска
располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.
Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).
Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.
Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.
Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой .В начале урока – повторение пройденного материала. Хоть он и достаточно прост, сделать это
необходимо (тем более что кто-то наверняка пропустил первое занятие). Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Раздайте детям шахматные доски, и пусть они сами покажут по два белых и два черных поля. Спросите, какая форма у шахматного поля; у шахматной доски.
При изучении шахматной доски следует с самого начала акцентировать внимание детей на ее правильное расположение между двумя соперниками: справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета. Разъясните, что «волшебную доску» необходимо хорошо знать, ибо это место будущего сражения двух войск.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Объясните, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА.
Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.
Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.
Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска.
Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили
неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым. Очень немногие дети в этом возрасте не знают правую руку. Для них В.Гончаров из г.Набережные Челны
придумал такое объяснение: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).
Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором 3-4 раза проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Очень хорошо, если у вас есть вырезанный из картона шаблон горизонтали.
Если у вас есть картонные шахматные доски, можете разрезать на горизонтали одну-две из них и дать каждому ученику такую горизонталь. Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое- черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей.
Дети пальцем покажут все горизонтальные линии на своих шахматных досках.
Можно предложить ребятам правильно раскрасить простым карандашом (чтобы потом можно было стереть) горизонтали, нарисованную в нижней части на с. 11. Пусть они читают, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали (их, разумеется, по 4).
Если у вас есть под рукой большой набор черно-белых кубиков, дайте их детям, и пусть они выложат из них горизонталь. Предложите нарисовать горизонтальную линию и в тетради в клеточку.
Разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.
Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются.
Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске и др.
Задание для детей: Используя кубики черного и белого цвета построить вертикаль и горизонталь
Вызовите к демонстрационной доске двоих ребят, дайте каждому из них по 4
белые пешки и предложите им по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая
на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Можно ввести в эту игру элемент состязательности: кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.
Аналогично проводится и игра "Вертикаль", но в этом случае пешками заполняется одна из
вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.
Горизонтально-вертикальная игра". Поставьте белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на
одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.
В конце задайте детям такие вопросы:
1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.)
А сейчас самостоятельно нарисуйте шахматную доску на листочке размером 16х16 см и
правильно закрасьте поля.
4 занятие Шахматная доска «Проспекты, улицы и переулки волшебной страны»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей,
показывая и называя их вслух. Отмечать быстроту и правильность ответа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В шахматах издавна принято пользоваться не русскими буквами, а буквами из латинского
алфавита (строчными), некоторые из них полностью схожи с русскими.
Ставятся они с обеих сторон доски.
1-я вертикаль отмечается буквой «а»;
2-я вертикаль буквой «Ь» (произносится, как «бэ»);
3-я «с» (произносится, как «цэ»);
4-я «d» (произносится, как «дэ»);5-я пишется и произносится одинаково — «е»;
6-я «f» (произносится, как «эф»);
7-я «g» (произносится, как «жэ»);
8-я «h» (произносится, как «аш»);
Вначале некоторые буквы будут непривычны для вас их надо запомнить и выучить наизусть. У
меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий:
А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь,
е-го ф-амилия Ж-е а-ш.
- Первые буквы каждого слова (они выделены) обозначают по порядку все восемь вертикалей.
Какие линии остались у нас без своего названия?
Которые идут наискосок. Поля, из которых они образованы, непременно одинакового цвета
Они неодинаковы по количеству полей: самые маленькие имеют по два поля, самые большие насчитывают по восемь клеточек-квадратиков.
Все эти линии, и большие и маленькие, называются одним словом — д и а г о н а л ь . (На диаграмме 4 стрелками
показаны диагонали любой длины: из 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 полей.)
Диаграмма 4 Диаграмма 5
Итак, какие новые тайны Волшебной Доски вы узнали сегодня, какие ее секреты раскрыли?
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ
Воспитателю следует поупражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей
и диагоналей, показывая и называя их вслух. Отмечать быстроту (даже иногда засекать по
секундомеру, что оживляет занятие) и правильность ответа. Лучше проделывать это у
демонстрационной доски или на гигантских шахматах (там, где они есть).
С нотами шахматной доски (Шахматной Страны, местом битвы, сражения) детям необходимо
ознакомиться основательно, не торопясь. Не следует проходить эту тему поспешно, стремительно.
Поупражняйте детей в беглом «чтении» шахматных нот:
а) предложите назвать четыре центральных поля и показать, где они находятся.
Ответ: поля расположены в середине доски, их названия d4, e4, d5, e5;
б) назвать по краю всей доски подряд все поля, а затем горизонтали и вертикали.
О т в е т : al, bl, cl, dl, el, fl, gl, hi—это 1-я горизонталь; hi, h2, h3, h4, h5, h6, h7, h8 — это вертикаль
«h»; h8, g8, f8, e8, d8, c8, Ь8, а8—это 8-я горизонталь; а8, а7, аб, а5, а4, a3, a2, al это вертикаль «а»
— круг замкнулся;
в) назвать поля и диагональ, по которым (которой) можно кратчайшим путем добраться до
поля h8, начиная путешествие с поля al.
Ответ: это поля Ь2, сЗ, d4, e5, f6, gl, диагональ будет называться al — h8;
г) какого цвета поле al?
Отвечать следует, стоя спиной к доске, не глядя на нее.
Ответ требуется полный, но чтобы не было зубрёжки, механического запоминанияОтвет: поле al темного цвета.
Почему ты так думаешь? («Я просто запомнил» — не принимается. Здесь налицо зубрежка,
отсутствие разумной, сознательной мотивировки.)
Ответ: потому что в правилах сказано, что шахматная доска располагается перед игроком всегда
так, чтобы угловое поле слева было темного цвета или, наоборот, угловое поле справа — светлого
цвета. (Это посильная и правильная для дошколят мотивировка.)
А какого цвета поле h8? Ответ: h8 — это конечное поле диагонали al — h8, а раз первое поле темного цвета, то и все остальные поля (диагональные) тоже темного цвета.
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина " Дидактическое задание "Диагональ»
5 Занятие Шахматные фигуры
Цель Знакомство с шахматными фигурами, развитие познавательного интереса, памяти,
внимания, мелкой моторики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Чтение дидактической сказки «Чудесные фигуры»
Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай",
"Что общего?", "Большая и маленькая"
7 занятие: Пешка
Сказка о храбром шахматном воине Белой Пешке
В некотором царстве, в шахматном государстве жил да был великий Белый Король.
И была у Короля армия. Служили в этой армии смелые офицеры, быстрые кони, грозные ладьи и ловкие пешки. И всегда рядом с королем стояла Великая Королева.
Каждая пешка мечтала когда-нибудь стать такой же Великой Королевой.
Однажды Король Черного королевства вызвал Белого Короля на битву. Белый Король был благороден и смел. Он с радостью и без страха принял вызов.
Наступил решающий день
Оба короля построили свои войска.
Среди белых пешек - солдат стояла в строю и пешка Е-2. Как и другие, она тоже мечтала совершить подвиг, пройти все поле битвы и стать Королевой.
Пешка мечтала и представляла, как она будет помогать своему Королю и, может быть, даже спасет его.
По приказу короля Е2 первая кинулась в бой. Она сразу прыгнула на вторую линию фронта и твердо встала на Е4.
Бой длился долго. Соперники были одинаково сильны. Но,главное, у Черного Короля не было такой проворной и смелой пешки.
Рядом погибали другие фигуры. С обеих сторон были потери.
Пешке Е2 везло. Она шла и шла вперед.
Погибла, защищая короля, Великая Белая Королева. Казалось, всё пропало, разгром неизбежен.
Каждую минуту черные могли объявить Белому Королю мат.
Пешканапрягла все свои силы и проскочила через вражеское поле. А это означало, что она стала Королевой!
Пешка- Королева придала белой армии новые силы. В этом бою благодаря новой Королеве, белые одержали победу.
Маленькая, незаметная пешкаспасла Короля .
Никогда не нужно терять надежду на лучшее и бороться, даже когда кажется, что все потеряно.
7 занятие: Слон
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном
положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и
тяжелая фигуры Совершенствование умения самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»
Рассказ педагога о шахматной фигуре «Слон»
Работа с учебником с 30 - 33
Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он
ходит, Хоботом не водит. -
Я смел, силен, достаточно высок. Предпочитаю и ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок!
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ
Покажите детям фигуры слонов. Объясните, что раньше их называли офицерами. Но сейчас их
следует называть только слонами. Это правильнее.
А почему фигура называется слон, если нисколечко не похожа на него? — часто спрашивают
дошколята.
Шахматы возникли много столетий тому назад в древней стране — Индии. А там раньше воевали
на слонах. Поэтому это название и сохранилось в шахматной игре, которая тоже является «вой-
ной», только понарошку, т. е. не настоящей. Объясните детям, что когда-то эта фигура вырезалась
из слоновой кости (из бивня) в виде миниатюрного, маленького слоника. Но потом ее стали
изображать по-иному. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название
за ней закрепилось прежнее — слон.При краткой записи эта фигура обозначается большой буквой «С» (эс) в отличие от поля «с»,
которое произносится как «цэ».
— Где до начала игры располагаются слоны?
О т в е т : исходная позиция для слонов находится на 1-й и 8-й горизонталях, на следующих полях:
белые — Ccl и СИ, черные — Сс8 и Cf8 (см. диаграмму 23).
Обратите внимание детей, на каких по цвету полях стоят все слоны. На черных (полях) cl и f8. Не-
смотря на то что они принадлежат к разным войскам, оба называются ч е р н о п о л ь н ы м и , а на
И и с8— белопольными. Соответственно они и перемещаются по полям (диагоналям) своего
цвета. Эти особенности присущи только слонам, и никаким другим фигурам и пешкам.
— Ходит слон на одну клеточку-поле и может проскочить до конца всей диагонали.
Попросите детей сосчитать (глядя на доску или диаграмму), сколько полей может
контролировать слон, находясь на начальной позиции (см. диаграмму 24).
Диаграмма 23 Диаграмма 24
Дети выполняют задание самостоятельно. Выясняется, что каждый слон со своего
первоначального места может «простреливать» по семь полей, если, конечно, дорожки, по
которым он имеет право ходить, свободны от своих и чужих фигур и пешек.
Уничтожает пешки и фигуры противника так же, как и ходит. До начала игры слоны оцениваются
в 3 очка, значит, сильнее пешки в 3 раза. В сражении ценность их меняется: они могут стать
слабее или сильнее, чем на своей исходной позиции.
Слоны, расположенные в центре, на больших диагоналях, контролируют по тринадцать полей
каждый (вместо семи полей на исходной позиции). Здесь слоны становятся как бы сильней, чем
прежде (см. диаграмму 25).
Поэтому слонов следует как можно быстрей выводить в центр для скорейшего участия в сраже-
нии, в отличие от тяжелой неповоротливой ладьи, которая именуется «тяжелой фигурой» и
которую лучше выводить чуть позже проворного, ловкого слона. Тяжелой фигурой ладья
считается еще и потому, что она более ценная: слон стоит 3 очка, а ладья —5 очков.
8 занятие: СЛОНЦЕЛЬ: Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон», Отработка практических
навыков. Упражнение в игре – сражении. Формирование внимания, умения работать по образцу.
Развитие интеллектуальных способностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Отгадывание загадки о слоне
Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он
ходит, Хоботом не водит. –
Два братца в одной армии служат,
А на одной дороге встретиться не могут.
Я смел, силен, достаточно высок. Предпочитаю и ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок!
Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»
Проведите с детьми состязание между двумя командами. Тем, кто быстрее и правильней
отгадывает, можно начислять больше очков, добавлять поощрительные очки. В командах
выбираются капитаны. Дети сами избирают их перед каждым занятием или оставляют прежних,
если они удачно справляются со своими обязанностями. В зависимости от трудности задания
командам отводится время (5—10 мин), в течение которого они совместно анализируют позицию с
использованием шахматной доски и фигур, совещаются, советуются друг с другом, а затем
капитан от имени команды дает ответ. Если ответ правильный и полный и команда уложилась в
Отведенное время, ей начисляется определенное (заранее обусловленное) количество очков.
Вторая команда приводит свои убедительные доказательства или добавляет к сказанному что-то
новое. Им также начисляются очки. И т. д.
— На диаграмме 26 слон борется сразу с шестью пешками. Сможет ли он одолеть, уничтожить
всех пехотинцев, начиная первым? Если да, то на какое поле его надо поставить?
О т в е т : «Да, слон справится с шестью пешками, если он будет начинать первым»,— отвечает
первая команда, но ставит слона не на то поле (дается одна попытка). Команда получает 3 очка за
неполный ответ.
Вторая команда не только утверждает, что слон одолеет шесть пешек, но и в отведенный ей
отрезок времени находит правильное место слону: на диагонали fl — аб (кроме поля аб, на всех
остальных пяти). Первым ходом слон уничтожает пешку аб. После того, какая бы пешка ни
двинулась с места, она непременно погибает под беспощадным ударом слона. Можно привести
народную поговорку: «Воюют не числом, а уменьем!»
— Посмотрите на диаграмму 27. Казалось бы, пешка слабее слона в 3 раза, да и ход за слоном, но
сумеет ли проворный слон угнаться за тихоходом-пехотинцем? У кого выигрыш?
О т в е т : выигрыш у белых. Слон аб пошел на поле с4, напал на пешку, пытаясь следующим ходом
взять ее. Но пешка, используя то обстоятельство, что слон белопольный и не может попасть на
черное поле превращения f8, делает шаг вперед и получает в награду уже 9 очков.
Слон хорошо взаимодействует с пешками, опекает, помогает им достичь заветного поля
превращения, иногда даже ценой собственной гибели (см. диаграмму 28). Перед решением
задания спросите детей: «Кто сильней: ладья или слон с пешкой?» Они должны подсчитать так:
ладья оценивается всегда в 5 очков, слон — в 3, а пешка — в 1 очко, получается 5 против 4 очков,
значит, сильней ладья.
Но дана конкретная позиция, и наименьшим числом ходов (1—2) за 5 минут следует доказать
практически, кто в ней сильней. Очередь хода за белыми. Иногда можно давать дополнительное
время, если в решении что-то сильно застопорится, вырабатывая тем самым настойчивость,
упорство в достижении цели.
О т в е т : нужно пойти слоном на поле d8, преграждая дорогу ладье. Если ладья побивает слона
(прыгать ей через него не разрешается), то пешка спокойно забирает ладью и попадает на новое
поле превращения — d8 (вместо планируемого с8). Здесь к месту окажется народная пословица:
«Сам погибай, а товарища выручай!»
— Возможно ли на доске такое расположение белых: Сс2, Себ? (Решают без диаграммы.)
О т в е т : возможно. Чернопольный слон белых погиб, но белая пешка прошла на 8-ю горизонталь
и превратилась в слона. Поэтому мы видим на доске двух белопольных слонов. В шахматах
существует понятие «хороший» и «плохой» слон. В принципе так можно говорить о каждой
фигуре, и даже о пешках, но этот сугубо шахматный термин пристал почему-то лишь к одной
фигуре — слону.
Слон считается «плохим», если собственные пешки занимают места на диагоналях, по которым он
передвигается, мешают ему.
Признаки «хорошего», сильного слона:
имеет возможность своевременно и часто помогать своим войскам и одновременно мешает делать
то же самое слону (или другой фигуре и пешкам) противника;
напал сразу на несколько пешек и фигур соперника и может их побить, если они не будут вовремяубраны из-под боя.
Определите на диаграмме 30 а, б, в, г, какие слоны «хорошие», а какие «плохие».
О т в е т : черный слон ЬЗ (30 б) и белый слон Ь5 (30 а) хорошие, сильные, а белый fl (30 г) и
черный h5 (30 в) ограниченные, плохие.
Для закрепления полученных знаний с детьми проводится эстафета с пешками, ладьями и слонами
на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на которые
они ставятся.
Ответь на вопросы из «Шахматной шкатулки»
1. Какие слоны никогда не столкнутся?
О т в е т : никогда не могут столкнуться белопольный и чернопольный слоны, так как они передви-
гаются по полям и диагоналям того цвета, на котором они стояли в начальной позиции.
2. Какое количество полей может контролировать слон?
О т в е т : каждый слон может контролировать 13 полей своего цвета, так как поля другого цвета
ему не подвластны.
3. По скольким полям может перемещаться ладья?
Ответ: ладья ходит по всем 64 полям доски.
4. Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой?
О т в е т : слон контролирует половину доски, поэтому он слабее, легче ладьи. Это видно и по оч-
кам — слон оценивается в 3 очка, а ладья в 5. По своей подвижности, проворству слоны
опережают ладью, и, как правило, они выводятся раньше более неповоротливых и более ценных
ладей в самое пекло шахматной схватки.
5. Как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью?
О т в е т : пойти пешкой вперед на поле другого цвета, чем то, по которому ходит слон, а также
уйти с диагонали, «простреливаемой» слоном. А ладья, перемещаясь в любую сторону, легко
уходит из-под удара. Мало того, уйдя из-под боя слона, ладья тут же может напасть на него этим
же ходом.
Иногда дошколята спрашивают: «А может ли слон пройти в дамки, т. е. попасть на поле прев-
ращения и за это получить повышение в чине? » Хотя вопрос и задан «шашечным» языком,
следует отвечать так: «В шахматной игре «дамок» не бывает, но если слон все же добрался до
полей превращения (а побывать на 1-й и 8-й горизонталях и по нескольку раз за игру ему не
составляет никакого труда), то ему не полагается за это «вознаграждение», отличие. Только пешке
предоставляется такое высокое право. Это своеобразная награда за то, что она самая беззащитная,
слабая, «малоценная», но смелая и бесстрашно идет только вперед, не делая назад ни шагу».
Задание на дом (выполняется с помощью родителей). Кто из великих русских писателей XIX в.
считался «рыцарем слона» и почему он получил столь высокое и лестное прозвище?
О т в е т : «рыцарем слона» французские шахматисты называли великого русского писателя Ивана
Сергеевича Тургенева, который слыл сильным шахматистом и принимал деятельное участие в
шахматной жизни Петербурга и Парижа. К игре мудрецов будущий писатель пристрастился с
ранних лет. За 64-клеточной доской неоднократно встречался с гениальным русским писателем Л.
Н. Толстым. Именем И. С. Тургенева, как большого ценителя шахматного искусства, на родине
великого мастера художественного слова в г. Орле назван городской шахматный клуб
Диаграмма 26
Диаграмма 27 Диаграмма 28
Диаграмма 29
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший
путь".
Дидактические игры «Чудесный мешочек».
Конспект праздника «В стране шахматных чудес»
Цель:
- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;
- учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;
- развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.
Предварительная работа.
Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту».
Оборудование и материалы.
Шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры: «Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур для игры: «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка; «Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).
Ход:
Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.
Волшебник: «Здравствуйте ребята!»
ДЕТИ: «Здравствуйте!»
Волшебник: «Вы узнали меня?».
Дети: Да.
Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется), из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?
Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.
Волшебник: «Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё шахматное королевство».
Дети: Да…!
Волшебник: «А вот и мой необычный ковёр-самолёт, он тоже волшебный, садитесь на него скорее, (звучит музыка) держитесь крепко, начинается отчет 1-2-3-4-5 пуск, Полетели. Ой, ребята, как интересно вокруг. Что вы видите справа?»
Дети: Шахматы
Волшебник: «А теперь посмотрите налево, что вы видите?».
Дети: Шары с фигурами.
Волшебник: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется. Добро пожаловать в моё царство – государство».
(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).
Волшебник: « Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь».
Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы».
(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного «Мудреца»).
Волшебник: « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.
Вскоре старый король умер.
После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру. Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?»
Дети: «Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны, не попросил за это награду».
Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурная минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.
Физкультурная минутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души.
Волшебник: « Какие, вы молодцы были замечательными пешками. Ребята, а вы хотите познакомимся с обитателями шахматного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру?»
Дети: Да…
Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?
Дети: Да, сможем…
Волшебник:
«На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков».
Волшебник: «Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какие бывают шахматные доски, как вы думаете?»
Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».
Волшебник: «А на, что похожа шахматная доска?»
Дети: «На торт, на шашечки у такси».
Волшебник: «А, что вы видите на доске?»
Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные».
Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Ой, ребята, каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».
Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя)).
- Знакомьтесь – это Король!
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
- Знакомьтесь – это Ферзь!
Чёрный Ферзь – свой любит цвет.
Для белого – нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
- Знакомьтесь – это Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой её скорей веди!
- Знакомьтесь – это Конь!
Прыгнет Конь, Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
- Знакомьтесь - это Слон!
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
- Знакомьтесь – это пешка!
Мы - шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске».
Волшебник: «Ребята,посмотрите какие в моём царстве есть необычные домики, хотите с ними поиграть?»
Дети: «Да, хотим».
Волшебник: « 1-2-3- быстро домик свой займи».
Происходит игра «Шахматные домики».
Домики лежат на столе или на полу.
Предложить детям расставлять фигуры в домики.
Если домик найден неверно. Просто скажите «Это домик для пешек, а у тебя в руке ладья. Где же домик для ладьи?»
Волшебник: « Молодцы, ребята, вы отлично справились. Мы с вами поиграли, находили свой домик для каждой фигуры. А сейчас закройте глазки, «Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись» (глаза открывают, на полу лежит кубик). Ребята, а что это?
Дети: «Кубик с шахматными фигурами».
Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой , он предназначен для игры с вами. Поиграем?»
Дети: Да, поиграем.
Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шахматный кубик».
Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на деревянную шахматную доску правильно».
Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать! »
Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»
Дети: Да, понравилось!
Волшебник: Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. А сейчас нас ждёт путешествие домой. Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!
Волшебник: «Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии Я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). До свиданья, до новых встреч».
Дидактические игры и задания
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме “секретной”, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Что общего?” Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
“Большая и маленькая”. На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
“Да и нет”. Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Мяч”. Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: “Ладья стоит в углу”, и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Игра « на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт”, “Перехитри часовых” и т. п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
“Шах или не шах”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
“Дай шах”. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
“Пять шахов”. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
“Защита от шаха”. Белый король должен защититься от шаха.
“Мат или не мат”. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
“Первый шах”. Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
“Рокировка”. Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Владос, 2013;
- Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Гелиос, 2012;
- Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст]/ В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Гелиос, 2012;
- Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2014;
- Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2011;
- Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2013;
- Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2010;
- Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2014;
- Сухин, И. Г. Шахматы для детей [текст] / И. Г. Сухин. — АСТ, Кладезь, 2014;
- Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: АСТ, Кладезь, 2012;
- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2014;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2010;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2011;
- Юзюк В.А. Приключения Шашечки и Шахматика [текст]: В.А.
Юзюк. — Москва: Феникс, 2014;
- Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2013;
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт]URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт]URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста
1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эстетической направленности «Фантазеры».
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия окружающей действительности....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...