Проект " Блоки Дьенеша"
проект по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Блоки Дьенеша
как дидактические средства
развития логического
мышления дошкольников»
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатель, родители
Тип проекта: познавательный
Распространение результатов проекта:
- 1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
- 2. Выступления на родительском собрании
Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании.
Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия
педагог– дети - родители
в реализации проекта:
- У детей хорошо развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
- Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Формы организации работы с логическими блоками:
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
- Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
- Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
- Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.
Основная цель проекта:
Научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам
Задачи:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)
- Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
1.Основной этап реализации проекта:
- Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
- Работа с родителями.
2.этап
- На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей и подготовительной групп, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причём внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.
- Вначале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
- Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
- Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.
- Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигуркам выбраться из леса» сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.
Работа с родителями.
- Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»
- Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
- Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
3.Заключительный этап.
- На заключительном этапе было проведено открытое занятие «Спешим на помощь Королеве Математики». ООД по математике с использованием логических блоков Дьенеша»
Результат проекта.
- У детей стали лучше развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
- Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Вывод
Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Блоки Дьенеша"
проект...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Педагогический проект «Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»
laquo;Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме»...
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Проект «Блоки Дьенеша как дидактические средства развития логического мышления дошкольников»
Цель проекта.Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.Задачи.Развивать логическое мышление. Развивать представление о мн...
Педагогический исследовательский проект "Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста в игровой форме"
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образователной деятельности в ДОУ возрастных особенностей детей 4-5 лет.Блоки Дьенеша - это универсальный дидактич...