Проект «Блоки Дьенеша как дидактические средства развития логического мышления дошкольников»
проект по математике (старшая группа)

Булханова Оксана Джалиловна

Цель проекта.

Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.

Задачи.

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их. 3)Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта. 4)Развивать пространственные представления.
  1. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  2. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 7)Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
  1. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_denesha_5-6l_6-7l.docx51.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Умка»

Проект «Блоки Дьенеша

как дидактические средства развития логического мышления дошкольников»

Подготовила воспитатель: Булханова Оксана Джалиловна

        

2020г.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатель, родители.

Тип проекта: познавательный.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).

Цель проекта.

Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, аналитического восприятия и мышления.

Задачи.

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их. 3)Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта. 4)Развивать пространственные представления.
  1. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  2. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 7)Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
  1. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  2. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Распространение результатов проекта.

  1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
  2. Выступления на родительском собрании

Золтан Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие «Блоки Дьенеша», которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей

мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта.

У детей хорошо развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Формы организации работы с логическими блоками.

Занятия (комплексные,        интегрированные),        обеспечивающие        наглядность,        системность        и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Методическое обеспечение.

-«Логические блоки» Дьенеша;

  • карточки с изображением символов;
  • игровые поля;
  • мультимедиа.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

        Разработать        основные        методические        материалы        и        изготовить        необходимые дидактические пособия.

        Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.

Основной этап реализации проекта

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. Работа с родителями.

На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей и подготовительной групп, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причём внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.

Вначале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.

Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомила с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигуркам выбраться из леса» сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

Работа с родителями.

        Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»

        Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -7 лет.

        Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

        Просветительская        работа        с        родителями        велась        через        «Уголки        для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.

Заключительный этап.

На заключительном этапе было проведено открытое занятие «Спешим на помощь Королеве Математики». ООД по математике с использованием логических блоков Дьенеша».

Результат проекта.

У детей стали лучше развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Вывод.

Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Перспективный план работы по проекту для детей 5-6 лет

Месяц

Тема

Дидактические игры

Октябрь

Знакомство с

«умными фигурками».

Игры – задания с блоками Дьенеша.

Восприятие формы.

Д/игра «Построим башню» Цель: упражнять в последовательности расположения фигур.

Д/игра «Спрятались от дождя» Цель: упражнять в группировке фигур.

Д/игра «Посади на свою скамеечку» Цель: продолжать упражнять в группировке фигур по форме.

Д/игра «Найди своё место». Цель: упражнять воспринимать форму, и находить её как деталь в различных предметах.

Д/игра «Найди место треугольнику». Цель: Упражнять в наложении фигур, помочь воспринимать фигуру, не зависимо от положения в пространстве. Д/игра «Обведи фигуру карандашом». Цель: закрепить знание фигур на основе практических действий.

Ноябрь

Восприятие формы.

В мире цвета.

Д/игра «Где мой вагончик». Цель: Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: упражнять в тактильном восприятии формы. Д/игра «Собери бусы». Цель: выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.

Д/игра «Собери капельки». Цель: упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.

Д/игра «Сложи жёлтую дорожку». Цель: формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.

Д/игра «Найди похожие домики». Цель: ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.

Д/игра «Какого цвета не хватает?». Цель: упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.

Д/игра «Сложи узор из кружков и квадратиков». Цель: упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление. Д/игра «Нарисуй природу». Цель: упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.

Д/игра «Придумай название своему рисунку». Цель: развивать воображение.

Декабрь

Восприятие цвета.

Восприятие толщины.

Восприятие размера (большой, маленький).

Игры с блоками Дьенеша.

Д/игра «Смешай разные краски». Цель: упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?

Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета.

Д/игра «Что изменилось». Цель: упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.

Д/игра «Что лишнее». Цель: упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).

Д/игра «Кто в домике живёт?». Цель: начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.

Д/игра «Угостим белочек грибами». Цель: упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности.

Д/игра «В гости к белочкам». Цель: упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).

Д/игра «Угощение для медвежат». Цель: развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств.

Д/игра «Садовники». Цель: продолжать знакомство с толщиной фигур,

упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине).

Январь

Восприятие толщины.

Игры с блоками

Д/игра «Найди пару». Цель: продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.

Д/игра «Искатели клада». Цель: закреплять представления свойств предметов, путём введения символического обозначения свойств.

Дьенеша.

Знакомство с символами.

Д/игра «Искатели клада». Цель: продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).

Д/игра «Кодовый замок». Цель: упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.

Игра «Сложи узор». Цель: предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).

Д/игра «Зимняя дорожка». Цель: развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.

Д/игра «Цепочка». Цель: введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.

Д/игра «Садовник». гЦель: упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.

Февраль

Символы.

Игра с блоками Дьенеша.

Д/игра «Что это за символ?»

Цель: закреплять знания символического обозначения свойств фигур. Д/игра «Найди все фигуры как эта»

Цель: Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов. Д/игра «Сложи различные дорожки»

Цель: развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение. Д/игра «Не такой, как…»

Цель: продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству.

Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).

Цель: развивать умение классифицировать фигуры по одному свойству. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).

- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств.

Д/игра «Цепочка». Варианты:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ);

чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.).

Цель: упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов.

Март

Игры с блоками Дьенеша.

Символы.

Д/игра «Раздели фигуры»

Цель: упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам. Д/игра «Второй ряд»

Цель: продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.

Игра «Сложи узор».

Д/игра «Сложи дорожку по схеме»

Цель: развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.

Д/игра «Зоопарк»

Цель: предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой.

Д/игра «Каждому символу своё место»

Цель: упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.

Д/игра «Все в ряд»

Цель: упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность, усидчивость, точность выполнения задания.

Д/игра «Заселим домики»

Цель: упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам. Д/игра «Переводчики»

Цель: продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы.

Апрель

Игры с блоками Дьенеша.

Д/игра «Помоги Незнайке»

Цель: продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.

Д/игра «Игра с одним обручем»

Цель: продолжать вводить символы с отрицанием свойств. Д/игра «На свою веточку»

Цель: упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.

Д/игра «Искатели клада»

Цель: закреплять знание символов, уметь рассказывать о них. Игра «Сложи узор».

Д/игра «Зоопарк»

Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой. Д/игра «Покажи символ»

Цель: развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.

Д/игра «Помоги Незнайке»

Цель: упражнять в оперировании двумя свойствами. Д/игра «Третий лишний»

Цель: упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.

Май

Тренировочные задания по карте.

Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.

Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав, скажи каких из них нет в таблице.

Д/игра «Поиск затонувшего клада»

Цель: закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.

Д/игра «Куда спрятался щенок»

Цель: развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

Д/игра «Найди выход»

Цель: Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам. Д/игра «Покажи соответствующую фигуру»

Цель: закреплять знание символического обозначения свойств. Д/игра «Мышки – норушки»

Цель: Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.

Д/игра «Все символы в одном месте»

Заключительный этап (подведение итогов).

  1. Проведение педагогической диагностики.
  2. Составление картотеки игр.

2. Разработка памятки для родителей и педагогов.

Работа с родителями по проекту.

Папка-передвижка: «Игры, которые заставляют думать».

Папка – передвижка: «Стимуляция сенсорной сферы у детей», «Игротека».

Используемая литература

Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург

«Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно- методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003. - 270 с.

Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1983. - ООО е., ил.

Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Перспективный план работы по проекту для детей 6-7 лет

Месяц

Тема

Дидактические игры

Октябрь

Множества. Символы. Группировка.

Д/игра: «Помоги Чебурашке»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Д/игра: «Лабиринт»

Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма).  Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление. Д/игра: «С двумя обручами»

Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры»

Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Д/игра: «Найди меня»

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

Д/игра: «Вырасти цветы»

Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Д/игра «Волшебное дерево»

Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать

пространственное представление, логическое и образное мышление.

Ноябрь

Обручи.

Олимпийские кольца.

Код. Классификация. Часть и целое.

Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме»

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

Д/игра: «Найди такую же»

Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Д/игра: «Пирамида»

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

Д/игра: «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)

Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?»

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из

частей целое.

Декабрь

Обручи.

Д/игра: «Неделька»

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление. Д/игра «С двумя обручами»

Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Д/игра: «С тремя обручами»

Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. Д/игра «Цветок» (С четырьмя обручами)

Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них.

Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание. Д/игра: «Ромашка»

Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с овалами. Развивать логическое мышление и внимание.

Д/игра: «С тремя овалами»

Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с тремя овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям. Д/игра «С двумя овалами»

Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с двумя

овалами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Пересечение.

Классификация и пересечение.

Между, около, вне, снаружи, внутри.

Логика.

Январь

Геометрические фигуры.

Д/игра «Гусеница»

Цель: Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с обручами. Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Д/игра: «Алгоритм»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание.

Д/игра: «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

«Треугольник» (головоломка)

Цель: Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Д/игра: «Бабочка»

Цель: Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

Д/игра: «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в

Головоломки.

Построение заданной фигуры.

пространстве, внимание, логическое мышление.

Февраль

Составление заданной фигуры.

Цвет, форма, размер.

Д/игра «Собачка»

Цель: Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать внимание, логическое мышление.

«Домик»

Цель: развивать умение обобщать Д/игра «Угадай- ка».

Цель: развивать умение угадывать заданный блок по описанию.

Март

Символы. Свойства.

Д/игра «Магазин»

Цель: учить детей использовать блоки и карточки – символы в игре.

«Знаки отрицания» Д/игра «Архитектор»

Цель: развивать понимание знаков отрицания при строительстве по условию.

Д/игра «Куда спрятался щенок?»1.

Цель: закрепить свойства, умение считывать схемы. Д/игра «Куда спрятался щенок?»2.

Цель: закрепить свойства, умение считывать схемы.

Апрель

Свойства. Алгоритм.

Цепочка действий.

Д/игра «Логический поезд»

Цель: закрепить порядковый счет в пределах 10, умение оперировать знакомыми понятиями.

Д/игра «Автотрасса»

Цель: Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

Д/игра «Необычные фигуры»

Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого

мышления, воображения.

Май

Абстракция и классификация

Д/игра «Домино»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Д/игра «Засели соседей»

Цель: Развитие классификационных умений. Д/игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...

Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников

Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....

Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников

Педагогический проект.  Тема по самообразованию педагога....

Презентация "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "

Презентация подготовлена для участия в конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников...

Консультация для родителей «Блоки Дьенеша – интересная игра для развития логического мышления»

Консультация для родителей  «Блоки Дьенеша – интересная  игра для развития логического мышления»...