проект "Блоки Дьенеша"
проект по математике (средняя группа) на тему

Русакова Светлана Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bloki_denysha_raspechatat.docx165.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики

             

                Проект по ФЭМП в средней группе

        «В стране геометрических фигур»

           

 

                                             

                                                                                                         

                                                                                       

 

                                                                       

                                                                             

                                                                                Воспитатель  Русакова С .В.  

                                                         

                                                            Алатырь 2016


                                                                                    «Игра - это искра, зажигающая огонёк

                                                                                       пытливости и любознательности»

                                                                                                                   В.А.Сухомлинский.

Проект «В стране геометрических фигур»

Актуальность: 

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения.
    Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка.  
   В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку.
   Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.
   

Анализ ситуации: 

     Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.

Цель проект: выявление эффективности использования логических блоков Дьеныша в формировании мыслительных операций у дошкольников

Задачи:

 для детей:

Развивать поисковую деятельность, способности к экспериментированию и моделированию в самостоятельной и совместной деятельности. 

Развивать познавательные процессы ,мыслительные операции.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной.

 

 

 

 Для родителей: 

•обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

•помочь своим детям запомнить стихотворения о геометрических фигурах;

Для воспитателей:

•создать условия для реализации данного проекта;

•обеспечить группу необходимым оборудованием.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Гипотеза проекта:
 предполагается, что формирование мыслительных операций у дошкольников пройдет более успешно и эффективно , если будут включены дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков Дьеныша.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

1. подготовительный этап

1 неделя:
   Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
 (Приложение №1.)
   Знакомство с игровым пособием Блоки Дьенеша.
Разучивание стихотворений, физ. минуток, пальчиковых игр, подвижных игр.

 2. Основной этап 2-3 неделя

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей

Интеграция темы по образовательным областям:

Познавательное развитие

Конструирование из геометрических фигур, умение их  классифицировать по нескольким признакам.

Социально-коммуникативное развитие

Чтение сказок: «Три медведя»,   «Три поросенка», заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, задачи в стихотворной форме, пересказ детьми сказок по модели с заместителями «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Теремок».

Игровая деятельность : «Магнитная мозаика», головоломка «Геометрические фигуры», «Сложи узор», лото «Цвета и фигуры»,   настольные развивающие игры «Подбери по цвету и форме»,     «Цвета и форма». Решение логических задач на поиск недостающих фигур, сюжетно-дидактические  игры: «Магазин», «Почта», «Детский сад».

Художественно-эстетическое  развитие

Рисование:

«Волшебный лес», «Нарисуй и построй»

Лепка:

«Рыбки в аквариуме»

Аппликация:

«Насекомые», «Машина», «Ракета», «Корабль»

3.  Заключительный  этап

1.Занятие «Полет в космос»

2.Выставка совместных работ детей и родителей.

3. Представление альбома «В мире геометрических фигур»

                                                                                                                       

                                                                                                                  Приложение №1.

Консультация для родителей

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

        В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

        В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

        Что же представляет собой этот материал?

        Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

     Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

        В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

        Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

        Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

        В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

        С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

        Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

        Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

        Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

 

 

                                                                                                                              Приложение №2.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-227148-1405184767.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блоки Дьенеша в развитии ключевых компетенций

использование логических блоков в развитии ключевых компетенций дошкольника...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Презентация по работе с блоками Дьенеша

Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...

Занятие по ФЭМП в средней группе с элементами развивающих игр. ( логические блоки Дьенеша).

I.                   Актуализировать умение детей распознать изучение  геометрических фигур и выдел...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...