математические игры подготовительная группа
картотека по математике (подготовительная группа) на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskie.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математические игры по программе «Детство», подготовительная группа:

1 квартал:

Сентябрь

1. «Соберём урожай»

Цель: Закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

Ход: Детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на  «огороде».

2. «Найди такой же»

Цель: Закрепления знаний о геометрических фигурах.

Ход: Перед детьми лежат карточки, на которых изображены различные геометрические фигуры. Взрослый показывает свою карточку (или называет, перечисляя фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

3. «Исправь ошибку»

Цель: Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке,  научить  свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Ход: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора.

4. «Разноцветные цепочки»

Цель: Закрепить название геометрических фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник; упражнять в счете в пределах 10; в порядковом счете; знать цифры от 0 до 10; развивать внимание, умение решать логические задачи, согласовывать числительные с существительными.

Ход: Найти закономерность между первыми тремя картинками и выбрать из нижнего ряда ту карточку, которая подходит по смыслу.

5. «Куда спрятался жучок»

Цель: Продолжать учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его.

Ход: Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домики.

6. «Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.

Материал: Мяч.

Ход: Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

7. «Учимся мыслить»

Цель: Усвоение последовательности недели.

Ход: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

8. «На что это похоже?»

Цель: Научить связывать определенное содержание с произвольным символом, видеть в отдельных предметах собирательные символы класса других предметов.

Ход: Воспитатель показывает ребенку фигуры по одной и просит вспомнить, как можно больше предметов, их напоминающих. Можно подсказывать ребенку, задавая наводящие вопросы. Обязательно надо уточнять, почему ребенку та или иная фигура напоминает определенный предмет, что общего он в них нашел.

9. «Учимся думать»

Цель: Закрепить навыки счета в пределах десяти.

Ход: В центре круге сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число (…). Какое число, задумал зайка? Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу - число больше (…) на 1 . и т. д.

10. «В каких уголках живёт солнышко?»

Цель: Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

Ход: Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Дети по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. После предложить разложить фигуры, как хочет ребёнок, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Воспитатель меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

11. «Как построить два треугольника из 5 палочек и три треугольника из 7 палочек»

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Ход: Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата. После выполнения задания рассматривают разные способы пристроения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: "Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?"

Задачи на преобразование фигур: Сложить из 10 палочек 3 квадрата. Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. Составить 3 равных квадрата из10 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника. Из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.

12. «Прятки»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер толщину.

Ход: Дети закрывают глаза, Дракоша прячет своего приятеля под любой блок. Дети открывают глаза. (он спрятался: под большим, красным, толстым кругом). Игра повторяется несколько раз. Затем один из детей прячет маленького Дракошу и загадывает детям, под каким блоком он спрятался.

13. «Правило движения»

Цель: Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «налево», «направо».

Материал: Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Ход: Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо? После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания движения фигур нужно указать, в каком из четырех домиков какая фигура живет, т.е. найти хозяйку каждого домика (А — прямоугольники, Б — круги, В — квадраты, Г — треугольники). Во втором варианте, проводимой по таким же правилам, учитываются лишь цвета фигур (красная, желтая, зеленая) и не учитывается их форма. По окончании игры здесь также указывается хозяйка каждого домика (Д — красная, Е — зеленая, Ж — желтая).

14. «Чьё это место?»

Цель: Развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше — ниже», «больше — меньше», «длиннее — короче», «легче — тяжелее».

Материал: Фигуры.

Ход: Посмотри внимательно на рисунок цветной таблицы. На нем изображены зоопарк, море и лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, море и лес назовем «домами». Возьми из набора: зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый и красный прямоугольники и поставь их около животных там, где они нарисованы.

Вернись к рисунку цветной таблицы и помести каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес. Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждом «доме».

Ответь на вопросы, кто выше: жираф или медведь; слон или лиса; медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса; медведь или еж; слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса; медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф; жираф или пингвин; еж или медведь?

15. «Овощехранилище»

Цель: Познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал: Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Ход: На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок,  7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

Октябрь

1. «Пары картинок»

Цель: Продолжать тренировать память и воображение ребенка.

Ход: В игре ребенку последовательно показываются пары картинок, которые надо запомнить. На следующем этапе ребенку показывается только одна картинка из каждой пары. Задача - выбрать вторую картинку из 7 предложенных вариантов. Если выбор сделан правильно, картинка переместится на отведенное для нее место. Можно ребенку одновременно показываются четыре картинки. Дается ограниченное время для их запоминания. После этого ребенок должен найти эти картинки среди 16 предложенных.

2. «Разноцветные коврики»

Цель: Развивать цветоощущения, усвоить соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Материал: 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Ход: Задания к игре: разложить кусочки квадратов по цвету, по номерам. Сложить из кусочков целый квадрат. Придумать новые квадратики.

3. «Замри»

Цель: Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит. По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится или он выбывает из игры.

4. «Поросята и серый волк»

Цель: Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Ход: Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве — неизвестном государстве — жили-были три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил домик из кирпича. Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.)».

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежала к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти палки и пошел к Наф-Нафу. Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не может его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна пал¬ка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк?)». Если волк попадает к Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку у домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. «Назови соседей»

Цель: Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Материал: Мяч.

Ход: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

6. «Преобразование фигур»

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Ход: Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

7. «Сложи узор»

Цель: Развивать цветоощущения, связную речь. Развитие пространственных представлений.

Ход: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу - квадрат , в левом нижнем углу- прямоугольник, в середине – треугольник. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.

8. «Отгадайте фигуру»

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Материал: Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.

Ход: Играют двое. Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом.

Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд — большой круг с малым красным кругом (усложнение по сравнению с игрой 8). Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

9. «Как пройти к зайке?»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

10. «Волшебная мозаика»

Цель: Учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Ход:  Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.

11. «Складывание числа»

Цель: Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

Материал: Кубики с цифрами в противоположной стороне от  карточек с арифметическими примерами.

Ход:  Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами  и возвращаются  к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

12. «Как построить фигуры из палочек»

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Ход:  Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие фигуры они составляли, пользуясь приемом пристроения. Сообщает, чем они сегодня будут заниматься - учиться составлять новые, более сложные фигуры. Дает задания:  1. Отсчитать 7 палочек и подумать, как можно из них составить 3 равных треугольника. 2. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника.

13. «Кондитерская фабрика»

Цель: Разложение и составление числа из двух меньших чисел в пределах 10.  Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения дошкольников.

Ход:  Сортировщик должен расфасовать определенное количество конфет, печенья, пряников по сортам в праздничные пакеты или коробки, а число предметов обозначить соответствующими цифрами. Начальник цеха напоминает обязанности всем работающим на фабрике, распределяет заказы между сортировщиками и проверяет правильность их выполнения. Контролер, принимая готовую продукцию, должен определить не только её качество, но и количество. Разыгрывая другие роли, например роль шофера, ребята также могут использовать счет: определять количество перевозимой продукции, нумеровать товары и т.д.

14. «Установи последовательность»

Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета).

Ход:  Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

15. «Какая из гоночных машинок смогла дойти до финиша?»

Цель:  Закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал: Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Ход:  Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, воспитатель  проверяет порядок номеров, игра продолжается.

Ноябрь

1. «Найди пару»

Цель: Ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Ход:  На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.

2. «Живые числа»

Цель: Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал: Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Ход:  Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

3. «Решим проблему»

Цель: Упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход:  Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

4. «Часы»

Цель: Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

5. «Примеров много – ответ один»

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Ход:  Воспитатель кладет на красный квадрат карточку с любым числом, например, 8. В желтых кругах уже обозначены числа. (Второй игрок должен дополнить их до числа 8 и соответственно в пустые круги положить карточки с числами 6, 7, 5, 4).

6. «Торопись, да не ошибись»

Цель: Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Материал: Наборы карточек с числами и  примерами на сложение в пределах 10.

Ход:  Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, больше 5. Каждому их 2 играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак? карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным числом получилось то число, которое помещено в круг.

7. «Волшебные картинки»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход:  Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

8. «Назови скорей»

Цель: Формирование знании о днях недели.

Ход:  Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

9. «Делаем умозаключение»

Цель: Продолжать развивать представление о независимости числа, предметов от их расположения и площади; прибегать к наглядным способам доказательства.

Материал: На доске нарисованы 2 лесенки, одна выше другой на 10 см.  У высокой лесенки 8 ступенек, а у низкой 9, расстояние между ступеньками меньше, чем у высокой.

Ход:  Воспитатель обращается к детям: «Какая лесенка выше: левая или правая? У какой лесенки больше ступенек? Почему вы так думаете? Как доказать, что у низкой лесенки ступенек больше, чем у высокой? Чем же отличаются лесенки друг от друга?»

10. «Головоломки с палочками»

Цель: Упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

Ход: Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

11. «Как расположены фигуры»

Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Материал: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур.

Ход:  Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки.

12. «Кто знает – пусть дальше считает»

Цель: Закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Материал: Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов,

Ход:  Воспитатель обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?

13. «Не ошибись»

Цель: Учить понимать выражение «до» и « после»

Ход:  Воспитатель объясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

14. «Где, чей домик?»

Цель: Развитие комбинаторных способностей.

Ход:  Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).

15. «Назови скорей»

Цель: Формирование знании о днях недели.

Ход: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

2 квартал:

Декабрь

1. «Белоснежка и семь гномов»

Цель: Познакомить детей с мерой времени – «неделя»; формировать у детей умение называть дни недели по порядку; формировать умение соотносить название дня недели с соответствующим ему порядковым номером. Развивать внимание, логическое мышление; развивать сенсорное восприятие.

Ход: Вариант 1: Карточки с цифрами (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Дети выбирают любую карточку, строятся по порядку в соответствии с цифрой, они превратились в дни недели. Дети одевают колпачки соответствующего цвета: понедельник – фиолетовый, вторник – синий, среда – голубой, четверг – зеленый, пятница – желтый, суббота – оранжевый, воскресенье - красный.  Первый ребенок, стоящий слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день недели следующий?» И т.д. Остальные дети, предлагают задания «дням недели»:  - назови первый день недели; - по каким дням недели ты ходишь в детский сад? - назови дни недели – «рабочие», когда взрослые трудятся? - назови выходные дни. И т.д.

Вариант 2: Дети делятся на команды. У каждой команды свой стол, на котором лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе комплект карточек. Дети по команде свободно передвигаются по комнате. По сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Дети, придумывают задания участникам игры. Например: - «вторник» хлопнет в ладоши 5 раз; - четвертый день недели назовет своих «соседей» И т.д.

2. «Внимание»

Цель: Закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Материал: мяч; круги, квадраты, треугольники  разных цветов.

Ход: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет,  который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что  этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например,  на блин, на солнце, на тарелку… Далее воспитатель показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

3. «Хитрые картинки»

Цель: Учить овладевать пространственными представлениями.

Ход: Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним мартышка, последним - мишка», или «В середине большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка» и т. д.

4. «Складываем числа»

Цель: Упражнять в умении производить арифметические действия.

Ход: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

5. «Цепочка»

Цель: Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Материал: Квадратные карточки с числами и круглые карточки с заданиями на сложение или вычитание чисел.

Ход: Играют двое. Первый игрок выставляет карточку с любым числом в пустой квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные квадраты карточками с числами, а каждый круг круглой карточкой с соответствующим заданием на сложение или вычитание, чтобы при движении по стрелкам все задания были выполнены правильно. Если второй игрок не ошибся при выставлении карточки, то он получает очко, а если ошибся, то теряет очко. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

6. «Водители»

Цель:  Закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал: Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Ход: Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров.

7. «Угадай, что придумали взрослые»

Цель: Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

8. «Дерево»

Цель: Формирование классифицирующей деятельности (цветная таблица — классификации фигур по цвету, форме и величине; цветная таблица — по форме, величине, цвету).

Материал: Два комплекта «Фигуры» по 24 фигуры в каждом {четыре формы, три цвета, величины). Каждая фигура — носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия этих трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат; красный, маленький треугольник и т. п.)

Ход:  На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой — маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Комплект фигур разделяют пополам между двумя игроками, делающими поочередно свои ходы. Число фигур, поставленных каждым из игроков не там, где они должны «вырасти», определяет число штрафных очков. Побеждает тот, у кого это число меньше.Игра, проводимая на основании рисунка цветной таблицы 28, проводится по таким же прави¬лам.

9. «Выращивание дерева»

Цель: Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

Материал: Набор фигур и палочек (полосок).

Ход: Говорим детям: «Мы будем выращивать дерево. Это не обычное дерево. На нем растут квадраты, прямоугольники, треугольники и круги. Но растут не как-нибудь, а по определенному правилу. Стрелки указывают, что за чем растет. От квадрата идут две стрелки: одна к кругу, другая — к треугольнику. Это значит, что после квадрата дерево разветвляется, на одной ветке растет круг, на другой — треугольник. От круга растет треугольник, от треугольника — прямоугольник. (Построенная по правилу 1 веточка: круг — треугольник — прямоугольник.). От прямоугольника не исходит ни одна стрелка. Значит, за прямоугольником на этой ветке ничего не растет».

После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладет на стол какую-нибудь фигуру, другой — полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Затем следует ход первого игрока, потом второго, и так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.

10. «Перевёртыши»

Цель:  Развития творческого воображения.

Ход: Детям предлагаются наборы карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. На карточках одного комплекта изображены одни и те же фигуры, но в разных пространственных ракурсах. Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.

11. «Говорящие рисунки»

Цель: Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал: Листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов).

Ход: Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

12. «Игры с палочками»

Цель: Закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Ход: Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине. Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый paз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд.

13. «Кто следует за тобой?»

Цель: Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

14. «Алгоритмы»

Цель: Развития  внимания, памяти, мышления.

Ход: На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, воспитатель прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

15. «Театр фигур»

Цель:  Развивать логическое мышление.

Ход: На доске – 4 геометрические фигуры, например, такие: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Что можно дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок (например, круг можно превратить в воздушный шарик и т.д.).

Январь

1. «Домики»

Цель: Развивать представление о последовательности числе в пределах 10.

Ход: Воспитатель размещает в  ряд 9 карточек с количеством кружков от 1 до 10 по порядку (причем вторую, четвертую, шестую, восьмую карточку ставит обратной стороной). Затем говорит: «Карточки — это домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку». Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?». В конце занятия воспитатель предлагает посчитать домики в прямом и обратном порядке.

2. «Чего не хватает?»

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обоб¬щении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найден¬ного решения.

Материал: Большие геометрические фигуры и малые (круг, треугольник, квадрат) трех цветов.

Ход: Распределив между собой таблички, каждый игрок должен проанализировать фигуру первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидеть, что в нем недостает большого квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Второй игрок, рассуждая подобным же образом, во второй ряд должен поместить большой круг с малым желтым квадратом, а в третий ряд — большой круг с малым красным кругом (усложнение по сравнению с игрой 8). Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Затем играющие обмениваются табличками. Игру можно повторить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

3. «Внимание! – Угадай-ка»

Цель: Закрепить навыки счета в пределах 10.

Ход: Воспитатель  в центре круге сидит зайка. Воспитатель говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число 6. Какое число, задумал зайка? Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше 8 на 1. В кругу - число больше 9  на 1.      и т. д.

4.  «Сколько вместе?»

Цель: Формирование у детей представлений о натуральном числе, усвоение конкретного смысла действия сложения.

Материал: Набор карточек с числами, набор геометрических фигур.

Ход: Ведущий кладет в зеленый и красный круги определенное число фигур (круги, треугольники, квадраты). Второй играющий должен пересчитать фигуры в этих кругах, заполнить соответствующие квадратики карточками с числами, между ними положить карточки со знаком «плюс»; между вторым и третьим квадратиками поместить карточку со знаком «равно». Затем надо узнать количество всех фигур, найти соответствующую карточку и закрыть ею третий пустой квадратик. Дальше игроки могут поменяться ролями и продолжить игру. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

5. «Сколько осталось?»

Цель: Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Материал: Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Ход: Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно». Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

6. «Изучаем геометрию»

Цель: Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Материал: Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Ход:  Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно». Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

7. «Делаем вывод»

Цель: Учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

Ход:  Ребенок кладет на стол руку с мешочком. Воспитатель по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет.

8. «Чудо – мешочек»

Цель: Учить различать  и называть  круг, квадрат и треугольник.

Материал: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, мяч.

Ход: Воспитатель кладет (называет)  на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. Предложить одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький.

9. «Мебельная мастерская»

Цель: Упражнять детей в сопоставлении предметов с геометрической фигурой.

Ход: В магазине (на столе) — разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку-чек, на которой нарисована определенная фигура: круг, квадрат,   треугольник,  прямоугольник. Ребенок — покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара.

10. «Найди ведёрко»

Цель: Закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

Ход: Перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.

11. «Решаем проблему»

Цель: Усвоение последовательности недели.

Ход: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

12. «Учимся логически мыслить»

Цель: Закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. фигур, находить отличительные признаки.

Ход: Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клетки со знаками вопроса. Можно игру проводить по - иному, расположить в таблице фигуры и знаки вопроса.

13. «Зоопарк»

Цель: Закрепить порядковые и количественные числительные.

Ход:  Воспитатель рассказывает, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

14. «Палочки в ряд»

Цель: Закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Ход: Воспитатель объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет воспитатель.

15. «О чём говорят числа»

Цель: Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Ход: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

Февраль

1. «Кто быстрее»

Цель: Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

Ход: Воспитатель просят назвать фигуры стоящие на подставке. Я буду называть по одному человеку и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д. В заключение  воспитатель  задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

2. «Магазин»

Цель: Развитие внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

Ход: 1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких?) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары. 2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк. 3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

3. «Вообрази, что получится»

Цель: Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закреп¬ление представлений о геометрических фигурах.

Ход: Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру.

4. «Цепочка»

Цель: Тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Материал: Квадратные карточки с числами и круглые карточки с заданиями на сложение или вычитание чисел.

Ход: Первый игрок выставляет карточку с любым числом в пустой квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные квадраты карточками с числами, а каждый круг круглой карточкой с соответствующим заданием на сложение или вычитание, чтобы при движении по стрелкам все задания были выполнены правильно. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.

5. «Складываем числа»

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания.

Материал: Набор фигур, карточки с цифрами и знаками «+», «-», «=».

Ход: Один располагает несколько фигур, например треугольников, внутри зеленого обруча и несколько других фигур, например квадратов, внутри красного, но вне зеленого обруча. Второй должен из карточек выложить ответы на вопросы: сколько всего фигур? На сколько больше квадратов, чем треугольников (или наоборот)? Затем играющие меняются ролями. Можно организовать игру в обратном направлении.

6. «Учимся ориентироваться на местности»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи».

7. «Изучаем геометрию»

Цель: Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Материал: Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Ход:  Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно». Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик.

8. «Кубики для всех»

Цель: Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать, развивать способности к комбинаторике и пространственному мышлению.

Ход: Положив перед ребёнком рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Нужно  решать две задачи одновременно: выбрать из 7 фигурок только 2-3, которые необходимы для построения модели, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель.

9. «Преобразование фигур»

Цель: Учить решать задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Ход: Вариант 1 Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек, 3 равных треугольника из 7 палочек., 4 равных треугольника из 9 палочек, 3 равных квадрата из 10 палочек, 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника, 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого). Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой). Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Ход: Вариант 2 Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке. Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте".  Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. 2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

10. «Учимся логике»

Цель: Упражнять в умении определять местонахождение предмета в пространстве относительно себя.

Ход: Игрушки необходимо расположить вокруг вызванного ребёнка (впереди, слева, справа, сзади). Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать, какую. Для этого педагог делает подсказки: «Она впереди тебя (сзади тебя, слева (справа) от тебя)». Ребёнок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении. При повторном проведении игры игрушки надо заменить другими или поменять местами.

11. «Учимся думать»

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Ход: Воспитатель дает детям задания – Найди все фигуры  (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

12. «Дорисуй фигуру»

Цель: Развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Ход: 1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. 2-й этап: ребенку дают распечатанный лист, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

     

Работа с листами проводится аналогичным образом, только там еще надо часть фигур заштриховать.

     

13. «Решаем проблему»

Цель: Находить предметы квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной формы. Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

14. «Город»

Цель: Развивать внимание, сосредоточенность, связную речь.

Ход: Воспитатель два раза читает текст «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная, большие окна были синими, а маленькое окно - желтое, а дверь у него была коричневая» (Второй раз читает медленно). Дети слушают текст с закрытыми глазами, а потом рисуют.

15. «Учимся решать проблему творчески»

Цель: Развития  внимания, памяти, мышления.

Ход: На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, воспитатель прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

3 квартал

Март

1. «Развиваем память»

Цель: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.

Ход: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер (карточка на веревочке, одевается на шею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.  -- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.  Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. -- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. Можно усложнить - сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

2. «Внимание! Угадай-ка»

Цель: Формировать умения путем анализа и синтеза находись недостающую фигуру.

Ход: Детям предъявляются плакаты (либо рисунки на доске), и каждый ребёнок рисует правильный, с его точки зрения,  (или отбирает нужную карточку).

3. «Складывание числа»

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания.

Материал:  Набор фигур, карточки с цифрами и знаками «+», «-», «=».

Ход: Один ребёнок располагает несколько фигур, например треугольников, внутри зеленого обруча и несколько других фигур, например квадратов, внутри красного, но вне зеленого обруча. Второй должен из карточек выложить ответы на вопросы: сколько всего фигур? На сколько больше квадратов, чем треугольников (или наоборот)? Затем играющие меняются ролями. Можно организовать игру в обратном направлении, т. е. один из играющих выкладывает из карточек, например, запись 4 + 5 = 9, а второй должен располагать внутри обручей соответствующие числа фигур.

4. «Заполни квадрат»

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Материал: Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Ход: Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять.

5 «Учимся решать проблему творчески»

Цель: Находить предметы квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной формы. Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи».

6. «Найди предмет»

Цель: Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Ход: В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором – предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

7. «Волшебный лес»

Цель: Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

8. «Где, чей домик»

Цель: Развитие наблюдательности. Закрепление представлений «выше — ниже», «больше — меньше», «длиннее — короче», «легче — тяжелее».

Ход: Посмотри внимательно на рисунок на нем изображены зоопарк, море и лес. В зоопарке живут слон и медведь, в море плавает рыба, в лесу на дереве сидит белочка. Зоопарк, море и лес назовем «домами».

Возьми из набора: зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый и красный прямоугольники и поставь их около животных там, где они нарисованы. Вернись к рисунку  и помести каждое животное туда, где оно может жить. Например, лису можно поместить и в зоопарк, и в лес. Когда животные будут размещены, то сосчитай, сколько животных помещается в каждом «доме».

Ответь на вопросы, кто выше: жираф или медведь; слон или лиса; медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса; медведь или еж; слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин; жираф или лиса; медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф; жираф или пингвин; еж или медведь?

9.. «Игры с палочками»

Цель: Учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку.

Ход: Предложить построить из палочек геометрические фигуры: квадрат, треугольник, красивые, разноцветные домики, композиции сюжетных рисунков.

10. «Угадайка»

Цель: Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

Ход: Вариант 1 Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого воспитатель предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)». Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.  

11. «Сколько задач спряталось в одной схеме?»

Цель: Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знания о геометрических фигурах.

Ход: Перед детьми  картинки-коврики: «Посмотрите на  коврики, посчитайте и скажите, сколько всего квадратов? кругов? овалов?» и т. д. Усложнение:  «Чего больше: овалов или прямоугольников?» и др.

12. «Кляксы»

Цель: Учить понимать выражение «до» и « после»

Ход: Воспитатель объясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

13. « Нарисуй правильно схему»

Цель: Учить находить недостающий знак.

Ход: На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

14. «Загадки»

Цель: Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Ход: В верхней части каждой карточки для игры наклеена на картон группа из 1, 2, 3, 4 или 5 предметов, в нижней — цифра, соответствующая количеству предметов в группе. Карточки заранее разрезаются на две части. Воспитатель предлагает детям подобрать картинки к цифрам. Напоминает, что цифра обозначает количество (число) предметов на картинке.

15. «Куда бросим мяч?»

Цель: Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя»  и т. п.

Апрель

1. «Нарисуй картинку»

Цель: Развитие внимания, воображения.

Ход: В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают  с закрытыми глазами, потом рисуют его.

2. «Учимся решать проблему творчески»

Цель:  Развивать логическое мышление.

Ход: На доске – 4 геометрические фигуры, например, такие: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Что можно дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок (например, круг можно превратить в воздушный шарик и т.д.) Сначала нарисуйте в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.

3. «Внимание! Угадай-ка»

Цель: Развивать логическое мышление, знание последовательности цифр в числовом ряду.

Ход: Воспитатель просит отгадать число, которое я задумала, больше 8, но меньше 10 и т. д.

4. «Делаем логическое умозаключение»

Цель: Развития  внимания, памяти, мышления.

Ход: На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, воспитатель прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

5. «Фабрика»

Цель: Формирование представления о действии и о композиции (последовательном выполнении) действий.

Ход: На нашей «фабрике» имеются «машины», изменяющие цвет фигуры (первая слева в верхнем ряду), форму (средняя в верхнем ряду) или величину (первая справа в верхнем ряду). В игре участвуют фигуры двух цветов и двух форм: например, желтые и красные круги и прямоугольники (большие и малые). Один из играющих кладет какую-нибудь фигуру на стрелку, ведущую в машину. Второй должен положить на выходной стрелке преобразованную меняющие цвет и форму, форму и цвет (эти две пары машин дадут всегда одинаковые результаты, так как порядок выполнения действий не имеет здесь значения), цвет и величину, форму и величину, цвет и цвет, форму и форму (интересно обнаружить, что последние две пары машин ничего не меняют, так как выполняются по существу два взаимообразных действия).

6. «Какое число рядом»

Цель: Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Ход: Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

7. «Звезды»

Цель: Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Ход: Перед детьми 4 картинки: на первой изображена 1 звездочка, на второй 2, на третьей 3, четвертая картинка закрыта. Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, что нарисовано на 4 картинке? Почему вы так думаете?. В дальнейшем игра усложняется.

8. «Четвёртая картинка»

Цель: Развитие мышления, внимания.

Ход: Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?

9. «Кубики для всех»

Цель: Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать, развивать способности к комбинаторике и пространственному мышлению.

Ход: Положив перед ребёнком рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Нужно  решать две задачи одновременно: выбрать из 7 фигурок только 2-3, которые необходимы для построения модели, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель.

10.  «Решаем задачу»

Цель:  Развивать логического мышления: способствует развитию, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения. Закрепления навыки счёта.

Ход: Математическая пирамида представляет собой треугольник, состоящий из 10 кругов. В нижних четырёх кругах вписаны числа. Задача ребёнка сложить 2 рядом стоящих числа и сумму записать в верхнем кружочке. Если вся пирамида будет заполнена, значит ребёнок справился с математической задачей.

  

11. «Про что сочиним»

Цель: Усвоение последовательности недели.

Ход: С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

12. «Изобретатель»

Цель: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.

Ход: Уходя из дома закрывают дверь, если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

13. «Цветные числа»

Цель: Изучение состава чисел и подготовка к пониманию позиционного принципа записи чисел.

Ход:  Имеются две зеленые полоски, каждая из которых изображает число 3 (длина полоски равна трем), и два белых квадратика, каждый из которых изображает число 1. Нужно с помощью этих полосок изобразить любое число от 1 до 8 и справа в таблице указать, сколько полосок каждого цвета использовано для изображения каждого числа.

14. «Найди на ощупь»

Цель: Учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

Ход:  Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. Воспитатель по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет.

15. «Танграм»

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Ход:  Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, выясняет, из каких геометрических фигур составлены. Расскажите, как бы вы составили его из имеющегося набора фигур.

Май

1. «Угадай, какой по счету цветок»

Цель: Закрепить навык порядкового счета.

Материал: Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Ход: На наборном полотне в ряд воспитатель ставит 7 различных цветков посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок.

2. «Угадай, что спрятали»

Цель:  Развивать логическое мышление.

Ход:  На столе перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что спрятано.

3. «Внимание! Угадай-ка»

Цель: Закрепить знания об образе цифр.

Ход: Воспитатель  рисует  пальцем  цифру  в  воздухе,  а  ребенок  угадывает  ее, затем они меняются ролями.

4. «Цветные числа»

Цель: Упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал: Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Ход: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.). Дети меняются карточками. И игра продолжается. Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

5. «Учимся решать проблему творчески»

Цель: Находить предметы квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной формы. Учить ориентироваться в пространстве.

Ход: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

6. «12 месяцев»

Цель: Закрепить понятие о месяцах.

Ход: Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

7.  «Учимся думать творчески»

Цель: Закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. фигур, находить отличительные признаки.

Ход: Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клетки со знаками вопроса. Можно игру проводить по - иному, расположить в таблице фигуры и знаки вопроса.

8. «Складываем числа»

Цель: Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

Материал: Кубики с цифрами в противоположной стороне от  карточек с арифметическими примерами.

Ход:  Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами  и возвращаются  к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

9. «Волшебник»

Цель:  Развивать логическое мышление.

Ход: На доске – 4 геометрические фигуры, например, такие: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Что можно дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок (например, круг можно превратить в воздушный шарик и т.д.) Сначала нарисуйте в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.

10. «Учимся думать»

Цель: Учить понимать выражение «до» и « после»

Ход: Воспитатель проводит игру «Что изменилось». 0бъясняет игровые действия: «Надо внимательно по порядку, начиная с центра рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены, а затем определить, что изменилось» (Воспитатель меняет местами сразу по 4 фигуры, например, квадраты и прямоугольники).

11. «Встань на свое место»

Цель: Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход: Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

12. «Когда это бывает?»

Цель: Закрепить знания о частях суток.

Ход: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

13. «Сосчитай и назови»

Цель: Уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения.

Ход: Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой нарисовано столько же предметов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА - СОРЕВНОВАНИЕ "Математический ринг" подготовительная группа

     " МАТЕМАТИЧЕСКИЙ  РИНГ "  ЦЕЛЬ:    Закреплять умение решать логические задачки на основе зрительного диктанта. Продолжать отгадывать математические загад...

Математическая игра (подготовительная группа) "О, счастливчик!"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)

Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Дидактические игры направленные на формирование элементарных математических представлений подготовительная группа 2018 год-2019 уч. год

Дидактические игры направленные на формирование элементарных математических представлений подготовительная группа2018 год-2019 уч. год...