Технологическая карта конспекта итоговой образовательной деятельности «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» для детей старшей логопедической группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шакирова Любовь Александровна

Итоговое мероприятия группового проекта "Путешествие по сказкам Корнея Чуковского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организованной образовательной деятельности (ООД)

ООД в возрастной группе

Подготовительная к школе группа (6 -7 лет))

ФИО педагога

Шакирова Л.А.

Разработана в соответствии … (тематической недели, проекта, творческого отчета и др)

разработана в соответствии с проведением итоговой ОД

Цель

обобщить знания, полученные детьми за второе полугодие учебного года.

Тема ООД

«Знатоки спешат Весне на помощь»

Интеграция содержания образовательных областей (выделить ведущую ОО)

Познавательное развитие

Развитие речи

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Программные задачи

образовательной программы

(обязательная часть)

Обучающие задачи:

  • Систематизировать представления о времени года Весна, о зимующих и перелетных птицах; об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
  • Закреплять и уточнять знания о космосе, о планетах, знание правил безопасности на дорогах, в природе.
  • Формировать первичные географические представления
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
  • - Продолжить формировать представления о ее роли в жизни человека и природы
  • Формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
  • Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия птиц, деревьев
  • Закреплять умение правильно вести себя в природе.
  • Активизировать лексический материал по теме «Весна
  • Развивать познавательно-исследовательский интерес
  • Развивать интерес к родному краю

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к заучиванию художественных произведений. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания
  • Развивать у детей исследовательский подход к окружающей действительности

Воспитательные задачи:

  •  Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
  • Отработать навыки работы в парах, в команде
  • Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
  • Воспитывать организованность, самостоятельность, умение понимать учебную задачу, действовать по инструкции педагога.

Задачи образовательной программы

 (часть, формируемая участниками образовательного процесса) коррекционные, УМК по обучению татарскому языку, ЭРС–этнокультурная составляющая

Задачи ЭРС:

Поощрять инициативу в общении на татарском языке

Задачи УМК

Упражнять в порядковом счете от 1 до 10 на татарском языке.

Закрепить слова приветствия, названия животных на татарском языке.

Коррекционные: следить за произношением поставленных звуков

Предполагаемый результат

Ребенок имеет представления о планете Земля, о временах года, о Космосе, о животных и птицах; знает правила безопасности в природе, на дорогах.

Хорошо развита связная речь.

Умеет обосновывать свои ответы, сопоставлять факты

Виды деятельности

коммуникативный, двигательный, познавательный

формы и методы организации совместной деятельности

формы: игра

методы: игровые, сравнительно-поисковые, метод анализа,

приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, схемы, поощрения.

Индивидуальная работа

С Матюшенцевым А. -помочь преодолеть робость, вовлечь в образовательный процесс

Словарная работа

проталины, капель, набухают

Предварительная работа

Беседа о весне, о перелетных и зимующих птицах, о жизни диких животных весной, о воде, ее свойствах, проведение опытов с водой, космосе, о нашей планете, о правилах безопасного поведения весной.

 Наблюдение в природе за признаками весны, чтение художественной литературы по темам, заучивание стихов, рассматривание глобуса, альбомов «Космос», «Птицы», «Дикие животные»

Последующая работа:

Продолжать работать над углублением знаний по данным темам

Оборудование и материалы

4 мольберта с магнитной стороной; посылка; 5 конвертов с заданиями; буквы В, Е, С, Н, А на магнитах; смайл «Солнце улыбается», картина «Весна» А3, снежинками на магнитах; силуэты перелетных и зимующих птиц на магнитах, картинки солнце и снежинка на магнитах;

Кроссворд «Животные» А3, картинка «Лес»- А4; картинка «Капелька; картинки «Весенние опасности» математические пазлы «Животные»;

Раздаточные картинки «Лабиринт Помоги скворцу долететь до скворечника»; пластиковые крышки от бутылок

Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы

Презентация «Знатоки спешат Весне на помощь»

Аудио запись «Голоса птиц»; песня «Весна летит на крыльях», 2Гимн ве6сне» Видео ролик песня «Нарисую весну»

Интерактивные игры «Приметы весны», «4 лишний», «Чем питаются дикие животные»; «Дикие животные 4 лишний»; «Путешествие капельки»

Структура ООД

Вводная часть Психологический настрой. Организационный момент.

Основная часть: реализация задач программного содержания. Заключительная часть: Видео просмотр

Итог. Высказывания детей. Поощрение.

Организация детей на занятии

1.Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

Видео просмотр. Песня «Нарисую весну» 1 куплет.

Чтение письма

Психо гимнастика Разминка

2. Основная часть

Дети сидят на стульях.

Игра «Помощники Весны»

Интерактивная игра «4 лишний»

Дети стоят полукругом.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима не даром злится»

3. Дети сидят на стульях

 Словесная игра «Разбуди Солнце»

Дидактическая игра «Сравни и назови»

Дети стоят полукругом.

Лого ритмическое упражнение "Солнышко"

4. Дети стоят у мольберта

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дети сидят за столами

Лабиринт «Помоги скворцу долететь до скворечника

Дети стоят в кругу

Физкульт минутка «Весна пришла»

Дети сидят на стульях

Кроссворд «Какие животные живут в лесу»

Работа на столах

Математические пазлы «Дикие животные»

Дети сидят на стульях

Интерактивные игры

«Дикие животные»

«Чем питается»

«Четвертый лишний»

Интерактивная игра «Путешествие капельки»

Дети стоят возле столов

Игра «Веселая капель

Дети сидят на стульях

Рассматривание коллажа «Опасности весны»

Дети стоят полукругом

Просмотр видео клипа «Нарисую весну»

3. Заключительная часть.

Дети стоят полукругом

Вводная часть

1.Организационный момент.

Звучит музыка «Гимн весне» (минус)

Дети под входят в группу, встают полукругом и приветствуют гостей на русском и татарском языках.

– Здравствуйте! Хәерле көн!

Дети стоят полукругом

Воспитатель. Ребята, пока вы спали, я получила странное музыкальное сообщение, хотите его прослушать?

Видео просмотр. Песня «Нарисую весну» 1 куплет.

Воспитатель. Ребята, вы поняли от кого это сообщение? (Ответы детей)

- Почему песня такая грустная, как вы думаете? (Ответы детей)

Давайте проверим, может быть, и письмо есть. Есть!

Слайд № 2. Письмо

«Здравствуйте, дорогие дети! У меня случилась беда: взбесилась ведьма злая: солнце усыпила, холодными снежинками все мои приметы закрыла, имя моё стерла. От холода птицы и звери не знают, что им делать. А чтобы это всё исправить, велела мне задания ее выполнить. Я сама не справилась.

Пожалуйста, ребята, помогите мне выполнить задания злой волшебницы.

За выполненное каждое задание вы получите одну букву. Когда из этих букв вы составите моё имя и прочитаете его, тогда чары злой волшебницы рухнут. Конверты с заданиями я отправила вам почтой.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, кто просит у нас помощи, и кто это ведьма злая? (помочь нас просит Весна, а ведьма — злая-это Зима).

- Как вы догадались, что это Зима и Весна? (Так поэт Федор Тютчев назвал зиму в своем стихотворении «Зима не даром злится»).

 Правильно, молодцы. Поможем весне? (Да!)

- Какая наша главная цель, получить буквы и составить из них слово ВЕСНА.

-Вы уверены, что со всеми заданиями справитесь? (Да)

Тогда не будем зря тратить время, вставайте в круг нам надо настроиться на победу.

         Психо гимнастика

Мы весну освободим. Хлопают в ладоши

Зиму злую победим! Хлопают по коленям.

Нам весна спасибо скажет, Прижимают обе руки к сердцу.

Солнца лучики покажет. Руки вверх. Шевелят всеми пальчиками.

Основная часть:

Дети стоят полукругом

Разминка

Воспитатель. Пока мы ждем посылку, предлагаю вспомнить,

  1. Что такое Весна? (Весна — это время года, которое идет после зимы).
  2. Почему наступает весна? (Весна наступает, потому что наша планета приближается к Солнцу).
  3.  Как называется наша планета (Наша планета называется Земля)
  4. Какой она формы? (Земля имеет форму шара)
  5. Откуда люди узнали, что Земля имеет форму шара? (Увидели ее из космоса)
  6. Кто впервые из космоса сделал фотографию Земли? (Юрий Гагарин-первый в человек, поднявшийся в космос)
  7. Когда это случилось? (12 апреля 1961года)
  8. С тех пор какой праздник отмечает наша страна 12 апреля (День космонавтики)
  9.  Почему на нашей планете происходит смена времен года? (Потому, что Земля движется вокруг Солнца)
  10. Как называется маленькая модель нашей планеты? (Глобус)
  11. Сколько всего планет движется вокруг Солнца?  (восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
  12. Почему Плутон ученые исключили из списка планет гигантов? (карликовая планета)
  13. А луна — это что такое? (Луна — это естественный спутник Земли)
  14. Луна помогает Солнцу греть Землю? (Нет, Луна сама не светит, а только отражает свет солнца).
  15. Сколько всего на Земле материков? (пять)

Воспитатель.

Какие вы молодцы, ребята! (Стук в дверь) Это наверное нам посылку принесли.

Дети садятся на стулья.

Открываем посылку.

Там конверты с заданиями

(конверты подписаны по-татарски: бер, ике, өч, дүрт, биш)

 Воспитатель читает слова на конверте, дети делают перевод с татарского на русский, по очереди пишут фломастером на конвертах цифры:1,2,3,4,5, раскладывают конверты по порядку.

Воспитатель. Сколько всего конвертов с заданиями? (пять)

Кто догадался, почему заданий пять? (Потому, что в слове ВЕСНА пять букв)

 Буквы мы получим за каждое правильно выполненное задание, так давайте поскорее откроем конверт под №1.

1 задание

Игра «Помощники Весны»

На мольберте картинка «Весна» закрыта снежинками.

Воспитатель. Смотрите, ребята зима засыпала снегом весенний рисунок.  Давайте скорее вспомним, без чего весны не бывает, чтобы снежинки растаяли.

Дети по очереди подходят к мольберту называют примету весны и снимают снежинку.

  • Весны не бывает без яркого солнца.
  • Весны не бывает без проталин.
  • Весны не бывает без ручейков.
  • Весны не бывает без голубого неба.
  • Весны не бывает без майских жуков.
  • Весны не бывает без подснежников.
  • Весны не бывает без сосулек.
  • Весны не бывает без пушистой вербы
  • Весны не бывает Масленицы
  • Весны не бывает без грачей.
  • Весны не бывает без ледохода.
  • Весны не бывает без половодья.
  • Весны не бывает без 8 Марта.
  • Весны не бывает цветущих кустов.
  • Весны не бывает без работы в огороде.
  • Весны не бывает без уборки мусора.

Воспитатель. А теперь нам надо выполнить задание на экране.

Оно называется «4 лишний»

Слайд № 3  «4 лишний»

Воспитатель. Молодцы, нам осталось прочитать стихотворение Федора Тютчева «Зима не даром злится» и у нас будет первая буква.

Дети встают полукругом, каждый читает одну строчку и передает весеннюю веточку соседу, тот продолжает читать следующую строчку стихотворения. Последнее четверостишие читаем все вместе.

Федор Тютчев «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Воспитатель. С первым задание справились, молодцы, ребята.

Какую букву освободили? ( Букву «В»)

Воспитатель достает из конверта под №1 букву «В» и ставит ее на мольберте «Весна»

2 задание

Словесная игра «Разбуди Солнце»

Воспитатель вынимает из конверта рисунок грустного солнца.

Воспитатель.

Ребята, как вы думаете, какое настроение у Солнышка (Грустное), почему ? (у   него нет лучиков)

Чтобы помочь солнцу вернуть лучики, нам нужно рассказать солнышку  какое оно.

Дети по очереди ставят лучики и называют прилагательные к слову солнце.

  • Солнце горячее
  • Солнце лучистое
  • Солнце яркое
  • Солнце желтое
  • Солнце ласковое
  • Солнце доброе
  • Солнце золотое
  • Солнце красивое,  
  • Солнце светлое
  • Солнце круглое

Воспитатель.  А теперь давайте вспомним, что делает Солнце.

Дети по очереди ставят лучики и называют глаголы к слову солнце

  • Солнце греет
  • Солнце светит
  • Солнце блестит
  • Солнце радует
  • Солнце печет
  • Солнце жарит

Дидактическая игра «Сравни и назови»

Воспитатель:

Солнце желтое, как…одуванчик, цыпленок, лимон

Солнце круглое, как…мячик, колесо, тарелка

Солнце ласковое, как…мама, бабушка,

Солнце яркое, как…огонь, лампочка,

Солнце доброе, как …мама, бабушка, дедушка,

Солнце теплое, как…печка, шарфик, одеяло,

Воспитатель. Вот какое оно, солнышко. Не даром в русской народной пословице говорится "При матушке добро, ……а при солнышке тепло"

Воспитатель меняет картинку грустное солнце на улыбающееся.
Воспитатель. Какое красивое солнышко получилось, молодцы!

Слайд №4 Солнышко»

Воспитатель. Солнышко проснулось, нам улыбнулось, значит мы правильно выполнили второе задание. Проверим есть ли буква в конверте.

Воспитатель достает букву «Е» из конверта под №2 и ставит ее на мольберт.

 Воспитатель. Отлично, можно и отдохнуть. Давайте выполним физкульт минутку «Солнышко»

Логоритмическое упражнение "Солнышко"

Солнце с неба посылает (Ритмично скрещивать руки гад головой)

Лучик, лучик, лучик 

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачиваем руками над головой вправо, лево))

Лучик нежно согревает
Щечки, щечки, щечки 
(потирают щечки)

Солнышко на нос нам  ставит
Точки, точки, точки 
(постукивают пальцем по носу и щечкам

Золотят веснушки деток. (Хлопки)

Очень нравится им это!

3 задание «Птицы»

Воспитатель. Пришло время выполнить задание под №3.

Звучит аудио запись голоса птиц

Воспитатель:

-Чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц)

-Почему птиц называют пернатыми? (у птиц тело покрыто перьями)

- Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно? (Перелетные птицы)

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры. На картинках птицы: ласточка, скворец, синица, воробей, грач, свиристель, ворона, соловей, клест, трясогузка, щегол, иволга, голубь, кукушка, снегирь, дятел.

Задача детей – расположить в круге с солнцем перелетных птиц, а в круге со снежинкой – зимующих

Дети делятся на две подгруппы. Первая подбирает перелетных птиц, вторая зимующих.

Воспитатель.

А почему люди птиц называют друзьями? (птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют нас).

- Как мы можем помогать птицам? (делать скворечники, кормушки, подкармливать)

Лабиринт «Помоги скворцу долететь до скворечника (Сидя за столами)

Воспитатель. Молодцы, и это задание выполнили. Как вы думаете, ребята, какую букву мы от чар злой колдуньи освободили? (Букву «С»)

Воспитатель достает букву «Е» из конверта под №3, ставит ее на мольберт.

 Физминутка «Весна пришла»

Солнце, солнце, высоко(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки(Легкое поглаживание рук)

От пыли отряхается. (Потрясти кистями)

Дети садятся на стульчики.

4 задание  «Животный мир»

Воспитатель. Пришло время выполнить задание под №4.

Воспитатель вынимает из конверта картинку «Лес»

Воспитатель. Что такое лес? (Лес — это дом для животных, насекомых, птиц и растений, а человек - гость в этом доме.)

- Как же должен человек вести себя в лесу? (не шуметь, не разорять гнезда, м муравейники, не разбрасывать мусор).

- Как называется профессия человека, который следит за порядком в лесу? (лесничий)

Ребята, сейчас нам надо разгадать кроссворд.

Кроссворд «Какие животные живут в лесу»

Интересные кроссворды для детей 7-8

Воспитатель. Кроссворд разгадали, молодцы!

А теперь давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением весны.

- Какие животные меняют цвет меха? (белка, заяц)

- Кто просыпается весной от зимней спячки? (медведь, барсук, ежик, суслик, енот)

Математические пазлы «Дикие животные»

Звучит песня «Весна летит на крыльях» Дети в парах собирают пазлы

Воспитатель. Весной звери очень голодные, давайте посмотрим, о какой еде они мечтают.

Слайд № 5-16

Интерактивные игры «Дикие животные»

  • «Чем питается»
  • «Четвертый лишний»

Воспитатель. Молодцы, и третье задание выполнили.

Воспитатель достает букву «Н» из конверта под №4.

5 задание  Вода. Ее свойства.

Воспитатель. Пришло время открыть конверт под №5

Воспитатель достает из конверта капельку, на ней загадки

- Что это, ребята (капелька)

На ней написаны загадки, отгадаем? (Да!)

Слушайте внимательно загадку.

 Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

Я летаю, я бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

Воспитатель.

- Когда весеннее солнце греет, что происходит со снегом, во что он превращается?

 (он тает, превращается в воду.)

- Куда девается эта вода (часть испаряется, часть, стекает ручейком, часть проникает под землю.

Слайд №17-28

Интерактивная игра «Путешествие капельки»

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли капельке.

Можно и поиграть.

Дети встают возле стола

   Игра на развитие ритмического слуха «Веселая капель»

Дети берут по две крышки от пластиковой бутылки.

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней

И капель звенит быстрей:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

Дети садятся на стулья.

Воспитатель. Ребята, послушайте еще одну загадку

Висит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

А сосульки весной – это хорошо?

Что еще плохого в приходе весны? (грязь, просыпаются опасные насекомые и др)

Опасности весны

Дети рассматривают Картинки на тему «Правила безопасности весной»

Воспитатель. Весной на улице нас подстерегает множество опасностей. Чтобы избежать беды, нам надо вспомнить правила безопасности.

Дети смотрят на картинки и рассказывают правила.

Сосульки

Нельзя приближаться близко к таким местам, в любую минуту сосулька может упасть прямо на нас.

Тонкий лёд

Весной лед становится хрупким поэтому нельзя выходить на лёд, кататься на коньках, рыбачить на льду, нельзя переходить реку по плывущим льдинам.

Лужи

Весной на улицах разливаются огромные лужи. Вода в них очень холодная, если ходить по ним, то можно легко простудиться и заболеть. Лужи – не место для игры.

Дорога

Весной начинается активное движение транспорта. Нужно быть особенно внимательным при приближении к дороге, соблюдать правила дорожного движения. Играть на проезжей части строго запрещено.

Открытые окна и балконы

Весной становятся тепло и люди открывают окна, чтобы проветрить комнату. Нельзя играть на подоконнике, выглядывать в открытые окна, и с балконов

Воспитатель. А что хорошего в приходе весны? (Ответы детей)

Молодцы, последнее задание выполнили.

Воспитатель достает букву «А» из конверта под №5.

Дети читают слово ВЕСНА.

Заключительная часть:

Просмотр видео клипа «Нарисую весну» (2-ой куплет)

Воспитатель.Ребята, вы оказались настоящими знатоками окружающего мира!

- Как вы думаете, что помогло нам справиться со всеми заданиями?»

(Наши знания, умения, дружба)

 - Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Какое для вас было самым трудным?

- Самым интересным?

Ой, а в посылке мешочек еще остался.

Воспитатель достает из мешочка угощения для детей

Звучит Песня Весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия непрерывной образовательной деятельности "Путешествие в сказку"

Возраст детей: группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 летОсновная образовательная область: Речевое развитиеЦель: Углублять и расширять знания детей о сказках,  разви...

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»...