Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями культуры разных стран мира
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Гульбинова Виктория Аркадьевна

Формирование представлений дошкольников о различных странах происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельностного характера. Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.

Детей интересует всё вокруг, они размышляют, зачем и почему, задают вопросы, предлагают свои решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями культуры разных стран мира»

Воспитатель: Гульбинова В.А.

МАДОУ детский сад № 5 г.Наро-Фоминск

Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку именно в нем происходит зарождение и становление первичных представлений образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка.

Перед поступлением в школу каждый ребенок должен овладеть элементарными знаниями об окружающем мире, иметь представление о планете Земля, многообразии стран и народов мира.

Уже с дошкольного возраста необходимо приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к доброму, уважительному отношению к представителям других культур.

Реализация данной задачи является одним из важнейших направлений гармоничного познавательного развития дошкольника, так как благодаря познанию многообразия мира у ребенка сформируются представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о жизни детей и взрослых в других странах, об общечеловеческих ценностях.

Работу по ознакомлению детей о многообразии стран и народов мира мы начали со знакомства тех национальностей, представители которых есть в нашей группе.  Нашу группу посещают дети из Азербайджана, Таджикистана и Армении. В познавательных беседах мы уделяем особое внимание на уникальность и своеобразие каждой страны: геральдика, язык, достопримечательности, традиции, искусство, национальная кухня. Но стоит помнить, что главное – это вызвать интерес, а не заучивать сухие названия и цифры.

Далее детям была предоставлена возможность самим проявить инициативу и выбрать страну мира, о которой они хотели бы узнать больше.

Формирование представлений дошкольников о различных странах происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельностного характера. Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.

Детей интересует всё вокруг, они размышляют, зачем и почему, задают вопросы, предлагают свои решения.

Первые основы по изучению окружающего нужно разнообразить изучением основ географии. Чтобы дети прониклись, заинтересовались этой наукой в школе, целесообразно знакомить их уже в дошкольном возрасте.

Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Дошкольники нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника.

География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. Конечно, более глубокое и подробное знакомство с этим предметом происходит в школе, но и дошкольном возрасте детям полезно представлять себе планету, её океаны и континенты, страны и народы.

Для изучения географии нужно пространственное понимание, нужен интерес, запоминающиеся факты.

Знакомство детей со странами и народами мира мы начали с организации предметно-развивающей среды. Для этого в группе подобрали необходимые материалы на данную тему:

  • Глобус, физическая карта мира, атласы.
  • Энциклопедии, художественная литература (подбор произведений мировой художественной культуры: сказки, стихи, фольклор народов мира);
  • Открытки, иллюстрации, альбомы, фото (национальный костюм, флаг и герб страны, известные памятники, достопримечательности и др.);.
  • Подбор подвижных игр разных стран;
  • Настольные и дидактические игры
  • Видеотека  «Путешествие по странам мира», «Самые красивые места на планете», «Танцы народов мира» и другие
  • Лаборатория с материалом для опытов, исследований
  • Аудиозаписи произведений композиторов.

В группе создан уголок по географии, где ребенок всегда может нарисовать что-то по интересующей его теме, использовать тематические «раскраски», рассмотреть глобус, подробно изучить карту мира, поиграть в настольные игры. Для этого выставляются книги, пазлы, настольные игры, пособия, атласы, альбомы и иллюстрации по географии для свободного пользования в любое время. Это может происходить до тех пор, пока ребенку будет интересно.

Изучаем с детьми карту мира.  Карты – это уникальные «картины», которые позволяют нам обозревать всю Землю.

На начальном этапе изучения мы с детьми усвоили общие сведения о том, что представляет собой земной шар, какие расположены здесь материки и океаны. Лучшим наглядным примером для этого стали глобус и карта: дети научились  различать сушу и воду, находить и показывать разные континенты и океаны. Знакомим детей, что в мире 6 материков: Евразия, Австралия, Антарктида, Африка, Северная Америка и Южная Америка. Они располагаются посреди океанов: Атлантического, Тихого, Индийского, Южного и Северного Ледовитого.

Наша Земля огромна. На планете проживает около 8 миллиардов человек. Люди  принадлежат к разным народам, разговаривают на разных языках, отличаются внешним видом и многим другим. Различаются и страны, в которых они живут. В мире 197 стран. Одни из них стоят посреди пустыни, в других постоянно идет снег.
       Рассказываем детям о жарких странах. Самые большие жаркие страны и материки: Африка; Австралия; Индия; Южная Америка.

Интересен детям альбом для рассматривания «Путешествие по материкам», который знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырех сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно дошкольники вспоминают животные, населяющие данные материки.

Изучать страны мира можно всесторонне. Наша планета настолько огромна, что человеку не хватит и жизни, чтобы побывать во всех ее уголках. Прекрасно помогают объяснить ребенку географию современные технологии:

  • Просмотр спутниковых снимков изучаемых стран.
  • Короткие интересные видеоролики о жителях, животных, достопримечательностях.
  • Рассказы об интересных фактах.
  • Подключение к онлайн-камерам, чтобы посмотреть на достопримечательности в режиме реального времени (Ниагарский водопад, Большой Каньон и другие).
  • Можно установите приложение на смартфон с географическими играми.
  • Игры по географии, выполнение заданий по возрасту.
  • Показ красивых снимков, презентации о странах.
  • Путешествия, посещение музеев и достопримечательностей лично.


При изучении стран мы придерживаемся алгоритма:

  1. Название страны и ее жители. Находим страну на карте, отмечаем ее размеры.
  2. Флаг. Рассматриваем цветовое сочетание флага
  3. Язык.  Предлагаем детям прослушать аудиозапись на инностранном языке
  4. Национальный костюм. Рассматриваем детали одежды.
  5. Достопримечательности. В каждой стране найдется что-то особенное, которое сможет не только заинтересовать дошкольника, но и сохранить надолго в памяти это путешествие. Например, в Москве - Кремль, в Париже - Эйфелева башня, в Нью-Йорке - статуя Свободы, в Китае – Великая китайская стена и т.д.      
  6. Интересные факты. Чем больше мы будем рассказывать скучных историй, тем быстрее дети потеряют интерес.  Самое интересное, если дети сами, побывав в какой-либо стране, рассказывают из личного опыта (показывают фото и видео путешествия). Если мы рассказываем о кухне той или иной страны детям будет интересно узнать, что французы едят лягушек. В Индии предпочитают есть руками.  В Японии изобрели суши и роллы, и что едят они там палочками. На практике учимся с детьми правильно держать палочки.
  7. Произведения художественной литературы. Вспоминаем сказки и рассказы, которые были написаны именно в той или иной стране.
  8. Память о стране. Изготавливаем поделки, аппликации, рисунки.

Работу с детьми по данной теме мы проводим в разных видах деятельности.

Продуктивная деятельность

Работу по знакомству детей со странами и народами мира можно проводить и в продуктивной деятельности: аппликации, лепке, конструировании, рисовании, используя все доступные средства изображения. Дети с удовольствием раскрашивают раскраски на географическую тему, лепят «Индийских слонов», изготавливают оригами «Японский журавлик» и многое другое.  

Художественная литература

Знакомить детей со странами можно через прочтение художественной литературы. Например, дети знакомятся со сказками Шарля Перро «Спящая красавица, «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и узнают, что автор проживал во Франции.  Г.Х Андерсен «Гадкий утенок», «Огниво» писал в Дании. Братья Гримм – это немецкие авторы, которые написали «Бременские музыканты», «Белоснежка». «Приключение Чиполлино» Д.Родари - Италия. «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен - Швеция. Есть Японские сказки «Волшебный котелок», «Барсук и волшебный веер». Также знакомим детей с индийскими, английскими, арабскими и другими сказками.

Перед чтением рассказываем об авторе, находим на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Бывает, что в книге описана какая-либо страна, и тогда мы находим её на карте, тем самым помогаем детям ассоциировать страну с автором или с произведением.

Проводим вечера «Стихов и загадок», где дети с удовольствием отгадывают географические загадки, слушают стихи.

Игровая деятельность

- Дети любят играть в подвижную немецкую игру «Пожарная команда». Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

- Дзянкэн (Японская игра). Игра с выбрасыванием пальцев. Наиболее распространенная известна у нас под названием “Камень – ножницы – бумага”. Играют вдвоем, выбрасывая руки синхронно (обычно на счет “раз, два, три”) до победы одного из играющего. Если выпадут одинаковые фигуры – ничья, если разные, то “бумага” побеждает “камень”, но “камень” побеждает “ножницы”, но “ножницы” побеждают “бумагу”.

- Африканские салки по кругу (Танзания). Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом – за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

- Поезда (Аргентина). Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.

Лучше понять географию детям помогут игры:

  • «Назови город или страну на первую букву». Игроки по очереди перечисляют города и страны. Кто не сможет назвать город на заданную букву, тот проигрывает.
  • «Найди на карте». Ребенку предлагается обозначить на контурной карте  материки и животных, которые там обитают.
  • «Угадай страну по описанию». Ведущий описывает  традиции, обычаи, достопримечательности. Игроки должны как можно быстрее угадать ее название.
  • Настольно-печатные игры: пазлы, разрезные картинки, игры типа «мемо»; дидактических игр «Раздели на слог», «Кто где живет?», «Чей костюм?» и т.д.  

На просторах инернета также можно найти много интересного по изучению стран. Есть серия познавательных мультфильмов «Почемучка», «Уроки тетушки совы», «География для малышей», «Материк Евразия», геосказки, компьютерные игры с Лунтиком и многое другое.

Проводим в группе интеллектуальные игры (КВН, викторины). Они помогают поддерживать интерес к познавательной деятельности, узнать, чему интересному научились дошкольники по изучаемой теме. Вопросы могут быть разнообразными:

  • Что общего и чем отличаются глобус от карты мира?
  • Какие страны нашей планеты ты знаешь?
  • Сколько материков на Земле?
  • На каком материке расположена Россия?
  • Самый жаркий материк?
  • Самый большой материк?
  • На каком материке находится наша страна? и т.д

Подводя итог вышесказанного, хочется отметить, что знакомство детей со странами и народами мира, традициями, лучшими литературными произведениями, достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью.

Хорошо, если ребенок с раннего детства будет интересоваться географией и сможет самостоятельно находить нужный материал. Для этого взрослым следует показать, насколько увлекательный и разнообразный наш мир, и как интересно его изучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через знакомство с животными и растительным миром.

Познание ребенком окружающей действительности - это сложный и многосторонний процесс, тесно связанный с развитием интересов. По мнению многих психологов и педагогов, интерес можно охарактеризовать, ка...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитани...