Картотека ФЭМП для детей старшей группы
картотека по математике (старшая группа) на тему
Уважаемые коллеги!
В данном разделе представлена картотека по математике в старшей группе, которая поможет вам в вашей работе. Надеюсь, что представленный здесь материал окажется
полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_femp_dlya_detey_starshey_gruppy.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Считай дальше»
( 1 вариант)
Цель: Упражнять детей в счёте.
Ход игры: Взрослый кладёт на стол любое количеств мелких предметов и называет их число, допустим 3. Ребёнок не пересчитывая лежащие предметы, считает дальше, например,
до 7.
Основное правило: не называть число, уже названное водящим. Право быть водящим получает тот, кто ответил без ошибки.
«Считай дальше»
( 2 вариант)
Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.
Ход игры: Взрослый бросает мяч и называет любое число
от 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт от
названного числа и бросает мяч обратно.
Основное правило: не называть число уже названное
ведущим.
«Что изменилось»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.
Ход игры: Предложите детям запомнить, на каких по счёту
ступеньках находятся животные. Ребёнок закры-
вает глаза, в это время взрослый меняет игрушки
местами. Открыв глаза ребёнок должен рассказать что изменилось.
Впоследствии игру можно усложнить: менять
местами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек, добавлять к лесенке новые ступеньки.
«Не смотри»
Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.
Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких
предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают
глаза, проверяют количество собранных предметов.
Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их
больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы
по столу.
Игра заканчивается тогда, когда собраны все
предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для
этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все
считают и сравнивают количество рядов.
«Кто больше»
Цель: Закрепить умение детей отсчитывать в определённое
количество предметов.
Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек. Иг-
рающие договариваются выкладывать из палочек
любые фигуры. Основное правило: каждую фигуру
выкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени
2 – 3 мин.
проверяют, кто сколько фигур успел выложить и
определить победителя.
«Который ушёл»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.
Ход игры: Предложить детям построить лесенку из 4 – х
ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке.
Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнок
отворачивается, взрослый убирает одну игрушку.
Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту
игрушки не стало.
«Поручение»
Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по
названному числу, называть числительное, согласуя
с существительным.
Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число.
Ребёнок приносит такое же количество игрушек и
называет их.
Затем число называет ребёнок, поручение выполняет
взрослый.
Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не
Более чем на 1. За каждое правильно выполненное
поручение играющий получает фишку.
Аквариум
Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5; 10.
Ход игры: В «аквариуме» жёлтые и красные рыбки.
Какая в правом верхнем углу?
Куда плывёт? (слева – направо)
Сколько больших рыбок?
Сколько маленьких рыбок?
Сколько красных?
Сколько жёлтых?
Как «Лыжная эстафета»
«Удивительное дерево»
Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,
обратном, через 1.
Ход игры: Дерево с прорезями. На нём цветные
цифры.
Красные – счёт прямой
Синие – счёт обратный
Жёлтые – счёт через 1.
Вершки и корешки
Цель: Развивать у детей внимание. Учить
Считать в пределах 5; объяснить значение
Слов «больше», «меньше».
Ход игры: Играют 7 детей. 4 рисунка – корешки,
3 их вершки.
«Корешок, корешок, где твой вершок?»
Дети встают парами.
«Всем ли хватило вершков?
Чего больше? Чего меньше?
На сколько?
«Сосчитай пятнышки»
Цель: Помочь детям понять, что число предметов не
Меняется, как бы ни размещали их.
Оборудование: 30 фишек; 12 карточек (4х5); на трёх карточках
написать цифру «1»; на трёх – «2»; на трёх – «3»; на трёх – «4»; игровое поле с деревом.
Ход игры: Играют втроём, у каждого по 10 фишек.
Перемешать карточки лицом вниз. Делая ход берут карточку и ставят свою фишку на цветок, или существо, число пятнышек на котором совпадает с числом на карточке. Если игрок не может найти существо с нужным числом пятнышек, он пропускает 1 ход. Фишки у каждого разного цвета. Игра заканчивается после того, как все пятнышки будут закрыты фишками.
«Составь поезд»
Цель: Учить детей сложению и вычитанию в пределах 5; 10.
Ход игры: Каждый играющий получает по 4 карточки из одного набора (делятся пополам). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит поезд по номерам вагонов (чтобы узнать номер вагона, нужно решить пример, который на нём записан).
Сложение и вычитание в пределах 10 (играют вдвоём одним набором – у вагончиков по 2 колеса).
«Домики – лото»
Цель: Познакомить с цифрами от 1 до 9.
Оборудование: Пластмассовые цифры; 2 домика; «кирпичики» 3х2
- 30 штук.
Ход игры: Играют вдвоём. У каждого по 15 «кирпичиков», цифры
в пакет. Делая ход, вынимаем из пакета цифру. Ставит
«кирпич» на место, совпадающее с номером «кирпича»
на стенке его домика. Цифру обратно в пакет. Выигры-
вает тот кто первым построит домик.
«Вишнёвый пирог»
Цель: Познакомить детей с числами, введение понятия «вычитание» т.к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.
Оборудование: «пирог», разделённый на 8 частей; кубик.
Ход игры: играют 2 или втроём.
1 в. Делая ход, игроки бросают кубик и снимают с пирога столько
частей, сколько очков выпадает на кубике. Чтобы снять последнюю часть крышки, нужно обязательно выбросить «1». (цель: снять последний кусок (часть) крышки с пирога.
2 в. Вести счёт игры можно и по «вишенкам» - маленьким призам за каждую выигранную партию. После определённого числа партий пяти, эти «вишенки» подсчитываются, и тот, у кого их окажется больше, считается победителем.
3 в. Можно играть и по – другому.
Класть на пирог части крышки или ягодки, согласно числу выпавших очков.
«Зоопарк»
Цель: Учить детей считать до 10.
Ход игры: «Клетки» для зверей с цифрами. Звери тоже с цифрами.
Найди клетку.
«Угадай – ка»
Цель: Развивать у детей мышление. Учить считать до 10.
Ход игры: «Я задумала 2 числа. Сложила их и получилось 4.
Какие числа я задумала?»
Работа с карточками.
«Подарки Петрушки»
Цель: Учить детей считать до 5; различать цвет; величину.
Ход игры: У Петрушки шары.
Сколько их?
Какого цвета?
Какого размера?
Показать цифру.
«Положи столько же»
Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое
количество предметов.
Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют нес-
ложные предметы в разном количестве: 5 гри-
бов, 4 флажка, 6 кружков, но не более 8. Тот ,
кому показали рисунок, молча кладёт на стол
такое же количество предметов (палочек, триу-
гольников, рыбок). Каждое правильно выпол-
ненное задание оценивается фишкой.
В этой игре дети учатся контролировать чужие
действия.
«Сосчитай, сколько»
Цель: Упражнять детей в счёте звуков.
Ход игры: Для игры нужен мяч и мелкие предметы (кубики,
палочки и др.) Один из играющих бросает мяч в
стенку или на твёрдую площадку. Второй играю-
щий, повернувшись спиной, откладывает столько
предметов, сколько ударов мяча он услышал.
Основное правило: сначала сосчитать звуки, а потом отклады-
вать предметы. Играющий, неверно сосчитавший
удары мяча, водит (считает звуки) повторно.
«Молчанка»
Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.
Ход игры: Перед началом игры у взрослого и ребёнка должно быть равное количество мелких предметов, например:
у взрослого 30 квадратов, у ребёнка 30 треугольников.
1 – й играющий кладёт на стол любое количество фигур,
но не более 10.
2 – й играющий должен молча положить такое же количество своих фигур. Затем делает ход (кладёт фигуры) второй играющий. Каждый раз фигуры обоих играющих остаются на столе возле того, кто выполнял задание ведущего.
Основное правило: до её окончания не говорить ни слова.
Игра заканчивается, когда у одного из играющих не
остаётся фигур.
«Отгадай моё число»
Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между
числами.
Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ на каждую попытку ведущий
отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число становится ведущим или получает очко. На 1 – х порах, играя с детьми в эту игру, можно ограничиться только первыми цифрами и расположить их перед глазами детей так, чтобы им было удобно фиксировать названное число.
«Сосчитай»
Цель: Развивать у детей навык в счёте, в уме.
Ход игры: приготовить фишки или счётные палочки. Водящий читает
стихотворение или рассказ, участники внимательно слуша-
ют и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают
фишку. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.
Например:
В снег упал Серёжка,
А за ним Антошка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат
Сколько на снегу ребят?
«Сосчитай и найди»
Цель: учить считать детей до 10.
Оборудование: лист бумаги; дерево и животные.
Ход игры: Играют вдвоём. Кто быстрее найдёт цифры
по порядку, тот и выиграл.
«Найди соседей»
Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядка
между числами.
Ход игры: Карточки переворачиваются цифрами вниз и переме-
шиваются. Ведущий переворачивает 1 из карточек
цифрой вверх и называет число. Участники игры долж-
ны назвать его соседей – предыдущее и последующее
число.
«Нарисуй и сосчитай»
Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим руку
к письму.
Ход игры: Приготовить бумагу в клетку и цветные карандаши. Нарисуй
3 большие коробки и 4 маленькие.
Каких коробок больше?
На сколько?
Сколько всего ты нарисовал коробок?
Какой формы коробки?
В маленьких коробках подарки для малышей: мячи, волчки и неваляшки.
Нарисуй их так. В больших – карандаши, линейки, тетради. Это подарки
для будущих школьников.
Посчитай, сколько всего подарков для школьников?
Сколько подарков для малышей?
«Кря – кря»
Цель: Научить считать до 10; объяснить значение слов
«больше» и «меньше».
Оборудование: 2 прозрачных стакана; 2 чайные ложки;
2 миски с водой; кубик.
Ход игры: Играют вдвоём. Делая ход, бросают кубик. Число,
выпавшее на кубике, показывает, сколько ложек
воды игрок может налить в свой «пруд» - стакан.
Тот, кто первым заполнит стакан до уровня брюш-
ка утки, говорит «кря – кря» и становится победите-
лем.
«Кормушка»
Как» лыжная эстафета»
«Санки»
Как «Лыжная эстафета»
«Сколько? Какой?»
Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числи-
тельными. Знакомство с понятиями «первый», «послед-
ний», «сложение» и «вычитание».
Оборудование: Цифры.
Правила игры: математические игры для детей 5 – 6 лет.
«Давайте поиграем» (А.А. Столяр).
Москва «Просвещение» 1991 г.
«Рассеянный художник»
Цель: Развитие наблюдательности и счёт до 6.
Иг. м.: Цифры от 1 до 6.
Правила игры: математические игры для детей 5 – 6 лет
«Давайте поиграем» под редакцией А.А. Столяра
Москва «Просвещение» 1991 г.
«Лыжная эстафета»
Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.
Знакомство с понятиями «первый», «последний».
Ход игры: На полотне лыжня с прорезями. Отдельно фигушки лыжни-
ков с № на груди. Расставить по порядку номеров. Назвать
кто последний, первый, между, перед, после…
Построй ворота
Цель – обратить внимание на высоту, ширину предметов. Учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; Закреплять название слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование: строительный материал: (бруски разной величины) машины разной величины (высокая с подъёмным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая, узкая)
Ход игры: На полу вперемежку бруски разного размера; въезжает легковая машина, предложить кому – либо построить ворота. Ребёнок строит. Воспитатель прокатывает через них машинку к ребёнку, тот вновь катит к воспитателю. Затем берём высокую машинку и предложить прокатить через эти ворота – ворота
падают. Машинка не проходит, т.к. она выше ворот «что надо сделать, чтобы машинка прошла в ворота?» построить высокие. (Аналогично широкие).
Спрячь матрёшку
Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрёшки. (маленькая прячется в большую).
Оборудование: Двуместные матрёшки по количеству детей; Большая двуместная матрёшка для воспитателя, мишка.
Ход игры: Воспитатель ставит на стол матрёшку, рассматривает её, потом раскрывает и достаёт маленькую. Воспитатель показывает мишку и предлагает матрёшкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая – матрёшка его находит. Затем наоборот. Мишка отворачивается. Маленькая матрёшка просит большую спрятать её.
Мишка ищет, но не может найти и уходит. Воспитатель раздает детям матрёшек, просит всех спрятать маленьких матрёшек, чтобы мишка не нашёл.
«Угадай – ка»
Цель: Учить детей считать до 10. Развивать внимание, память.
Ход игры: Ученик у доски с завязанными глазами. Выбирает
карточку с цифрой и показывает детям. Дети счи-
тают от этого числа, не называя его; или обратно;
или через 1 от этого числа. Называют все цифры,
которые больше этого числа; меньше этого числа.
Отвечающий должен отгадать число.
Протолкни шары
(кубы, овоиды, бруски)
Цель: Учить соотносить по величине плоскостные и объёмные фор-
мы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование: Коробки, в каждый из которых по 4 – 5 отверстий оди-
наковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные)
на разные величины.
Геометрические формы разной величины, соответствующие разной ве-
личине отверстий.
Воспитатель раздаёт детям коробки и геометрические формы и
предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в своё от-
верстие. Воспитатель обходит детей, смотрит, как они выполняют,
просит пробовать и показывает, как это делать.
Опусти шарик в коробку
Цель: Обращать внимание на величину, делать её значимым признаком,
учить детей пробовать закреплять знания слов «большой», «ма-
ленький».
Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (боль-
шой и маленький) одного цвета.
Воспитатель ставит на стол коробку, кладёт около нее шарики и говорит d,
что сейчас d узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одно-
го ребёнка и предлагает протолкнуть в отверстие шарик, когда маленькие
шарики спрячутся в домике, обратить внимание, что отверстие в коробке
малое только для маленьких предметов. Остались большие шарики.
Оденем куклу
Цель: практическое выделение величины.
Оборудование: 4 куклы разного размера, 2 комплекта одежды
для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой)
Ход: Детя дают кукол (большую и маленькую), т.е. кукол, резко
контрастных по величине. Куклы встали после сна и забыли,
кто в чём был одет, - помогите им одеться. На столе впере-
межку два платья и 2 чепчика. Величину предметов воспи-
татель не называет, дети должны самостоятельно выбрать.
В случае ошибочного действия не останавливать ребёнка,
а предлагает примерить выбранную вещь маленькой или
большой кукле, т.е. практически убедиться в своей ошибке.
Когда куклы одеты воспитатель помогает закрепить свои
действия в слове.
Построим дома
Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов
и проверять свой выбор путём наложения; развивать внимание;
закреплять слова, определяющие относительность величин
«больше», «меньше» и «одинаковые».
Оборудование: три дома картонных разной величины с прорезями для
дверей и окон, без крыши; картонные крыши, окна,
двери трёх величин, соответствующие размерам домов.
Ход: Выставить в наборное полотно крупные изображения трёх домов,
располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе впере-
межку расположены элементы дома (крыши, двери, окна). За-
тем говорит воспитатель детям, что они будут строителями, дост-
роят дома, которые должны быть аккуратными, ровными, все де-
тали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.
Итог: «Самому большому дому – самые большие окна, самую боль-
шую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше двери помень-
ше и т.д.
Лиса и зайцы
Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать
её в действиях; упражнять в соответствии резк. различных величин
на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью пало-
жения.
Оборудование: Шапочки с ушами для зайцев по числу играющих, шапоч-
ка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты,
прямоугольники и др.) 2 обруча.
Ход: Воспитатель кладёт на пол 2 обруча и объясняет, что это будут домики
для зайцев. Раздаёт d – зайцам шапочки и каждому в руки картонный
круг (овал, квадрат). Обратить внимание на то, что у одних круги боль-
шие, у других маленькие. Внутрь каждого обруча воспитатель кладёт
один из кругов; там где лежит большой круг, - дом для зайцев с малень-
кими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы
зайцы выбегают. Из укрытия выход лиса и повит зайцев. Если заяц не в
свой дом вбегает, лиса его забирает.
Спортсмены строятся
Цель: Упорядочивание предметов по величине
Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся
по длине на 2 см, (от 2 до 20 см).
Ход: Ребёнку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленького
до самого высокого. Учить малыша действовать последовательно:
выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую из
оставшихся и т.д. При затруднениях предложите спортсменам помериться,
кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что ре-
бёнку нелегко будет восстановить правильный порядок.
Что такой длины? ширины? высоты?
Цель: Научить обращать внимание не только на общую величину предмета,
но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.
Ход: Вы загадываете какой – нибудь предмет (например, стол) и делаете уз-
кую бумажную полоску, равную его длине; чтобы отгадать загаданное,
ребёнку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в
комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, изме-
рив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ре-
бёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Иг-
рая, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди вы
и ребёнок.
Кто высокий?
Цель: Учить понимать относительность высоты предмета; показать, что
один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависи-
мости того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова
«высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к пред-
метам, но и к людям, определяют их рост.
Ход: Педагог вызывает двоих детей одного самого маленького по росту,
другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоя-
щих детей высокий. Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше
Тани». Сажаем Таню и вызывает ребёнка, который выше Коли; ставит
их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно,
теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже
Саши, а Саша выше Коли. Потом другую пару… педагог объясняет,
что сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Пред-
лагает всем построиться по росту. Помочь правильно определить своё
место.
Три медведя
Цель: Создать положительное отношение к сказке задавать правильное пони-
мание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и восп-
роизводить соотношение предметов по величине.
Оборудование: картонные геометрические формы трёх величин (прямоугольни-
ки – «кровати», квадраты – «подушки»)
- В спальне стояли кровати (достаёт прямоугольники). Вот тут кровать Михайло -
Ивановича
Здесь Настасьи Петровны,
Здесь Мишутки, ребёнок расставляет кровати и объясняет, где чья кровать. После
другой ребёнок раскладывает подушки (так же по величине).
Красивый узор
Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову – названию предметов, раз-
вивать внимание, формировать положительное отношение к полученному
результату – ритмичному чередованию величин.
Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические
формы разной величины для выкладывания узора, подносики, на-
борное полотно.
Воспитатель раздаёт d полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометри-
ческими формами. Сейчас будем выкладывать красивый узор, показывать обра-
зец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в нижнее полотно).
Маленький квадрат, ещё маленький квадрат, затем воспитатель предлагает вык-
ладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чере-
дованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюда-
ли одинаковое расстояние между элементами.
Уложи куклу спать
Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить
предметы по величине, закреплять словесное обозначение величин («боль-
шой», «маленький», «больше», «меньше»). Учить оценивать свои действия
радоваться положительному результату.
Оборудование: 2 куклы (Б и М)
2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами
кукол, строительный материал разного размера.
Ход: Обратить внимание, что куклы устали хотят спать, но нет кроватей, надо построить
их. Обратить внимание на строительный материал. Дети строят кровати воспитатель
оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Предло-
жить посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, какая кровать для какой
куклы построена. Дети кладут кукол и т.о. проверяют соответствие величин кукол и
кроватей.
Аналогично постелить бельё.
Оценка результатов.
Матрёшки
Цель: Познакомить с принципом складывания матрёшки, практическое
выделение величины.
Оборудование: матрёшки 3 – 6 местные.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям 3 – х местные матрёшки (пять элементов –
четыре половинки и одна целая) и предлагает спрятать всех матрёшек
в одну большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остаётся
лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрёшку и постараться
правильно сложить матрёшек, помогает ребёнку разложить части на сто-
ле так, чтобы элементы одной величины не находились рядом по возмож-
ности каждый раз новая матрёшка с разным орнаментом, иначе он не бу-
дет учитывать величину, а просто запомнит последовательность склады-
вания рисунка – узора на матрёшке.
Нарядные зверюшки
Цель: Формировать отношение к величине, как значимому признаку, образовать
внимание на длину, закреплять слова длинный, короткий.
Оборудование: Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки) ленты длинные и
короткие по числу игрушек, длинные ленты по сравнению с корот-
кими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг
шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.
Ход: На столе игрушки.
- Звери хотят устроить себе праздник и просят их нарядить – завязать им красивые
банты. 2 ребёнка - предложить каждому взять 1 игрушку и по ленте (на столе 2 лен-
ты длинные и короткие). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке.
У ребёнка с короткой лентой не получается. Воспитатель спрашивает у ребёнка с
длинной лентой, получился ли из неё бант. После чего показывает игрушку с краси-
вым бантом. «А вот собачка огорчена, у неё не получился бант, какая лента была у со-
бачки?» (короткая). Из короткой ленты бант не получился».
Лото
Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять
зрительный образ со словом.
Оборудование: Большие карточки с изображением 2 – х предметов, каждый представ-
лен двумя величинами (большой и маленький) предметы рассположены
на карточках по – разному (например: большой дом, маленький дом, ма-
ленькое дерево, большое дерево, маленькая машина, маленький мяч,
большая машина, большой мяч) карточки с изображением отдельных пред-
метов (больших и маленьких).
Ход: раздать d большие карточки и по одной карточке – образцу, спрашивая «У кого такая?».
Ребёнок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по вели-
чине, т.е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький.
После этого закрепить результат в слове: «Правильно, это большой дом».
Пирамидки
Цель: Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1 вариант)
Учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания
пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо, проверять свой выбор путём
накладывания колец (2 вариант): складывать пирамидку, опираясь на зрительное
соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения
(3 вариант).
Оборудование: Пирамидки (каждая из 4 – х колец с колпачком) в 3 варианте количество
колец увеличивается, берут из шаров, полушаров, полуколец и др. пира-
мидки.
Построй башню
Цель: Практическое выделение величины
Оборудование: круглые формочки песочницы (вкладки) по числу детей.
Ход: Воспитатель достаёт вложенные друг в друга формочки, раскладывает
их на столе и говорит, кто сейчас построит красивую, прочную, высокую
башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, начина-
ет с самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки
обыгрывает – вместо нужной формочки берёт одну из маленьких, ставит
неровно постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше»,
берёт другую и та не подходит, нужная устанавливается – не сдвигается.
Воспитатель радуется и достраивает башню, время от времени пробуя и при-
меривая добиваться устойчивости, затем d самостоятельно.
Кто скорее свернёт ленту
Цель: прод – ть формировать отношение к величине, как значимому признаку
обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «корот-
кий».
Оборудование: 2 ленты, закреплённые одним концом на палочках: одна из них
длинная (50 см), другая короткая (20 см) ленты одинаковой ши-
рины и цвета.
Ход: показать как свёртывать ленту, дать попробывать поиграть 2 детям. Даёт
одному длинную, другому короткую. Кто первый свернёт? (побеждает
тот, у кого лента короче). После этого разложить на столе так, чтобы раз-
ница длин была хорошо видна детям, но ничего воспитатель не говорит.
Дети меняются лентами, теперь выигрывает другой ребёнок. Дети сели на
место. Воспитатель вызывает других и предлагает выбрать ленту. Почему
он хочет эту ленту. Обобщение: короткая лента свёртывается быстрее,
длинная – медленно.
Где такие?
Цель: Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно
проверяя правильность выбора, при необходимости использовать нало-
жение и обведение по контуру; запоминать слова «большой», «маленький»,
«больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование: Трафареты, вырезанные из дерева или плотного картона с изобра-
жением б и м предметов простой формы по несколько пар на ре-
бёнка, наборное полотно.
Ход: разложить на столе несколько трафаретов с изображением одного и того же
предмета разной величины, например 3 мяча. В наборное полотно вставляется
трафарет, например мяч, средний по величине, Нужно найти такой же. Выбира-
ет на столе и говорит: «Я думаю, что он такой же». Вынимает из н/полотна об-
разец и сравнивает их, накладывая друг на друга, формы совпадают, обратить
внимание детей, обвести пальцем сложенные вместе мячи по контуру «Мячи
одинаковые». Потом меняет предметы. Кладёт 3 домика. В н/полотно выставляет
самый маленький домик, ребёнок находит такой же.
У кого большой мяч.
Цель: Обратить внимание на относительность величины предметов. Закреплять
слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»
Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.
Ход: Дети сидят полукругом, а воспитатель за маленьким столом напротив. На
столе под салфеткой под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает двоих и
даёт каждому по мячу. Спрашивает у кого большой мяч, у кого маленький,
воспитатель подтверждает ответы детей. Предлагает Коле отвернуться, а в
это время меняет мяч у Кати на маленький, меньше чем у Коли. Не давая Ко-
ле повернуться, спрашивает «Какой у тебя мяч?» Коля отвечает: «маленький»
- и поворачивается «Какой у Коли мяч?». Спрашивает воспитатель дети отве-
чают «большой». Такие перемены производятся несколько раз. Другая пара
так же меняет мячи, начиная с самого большого до самого маленького, вык-
ладывая в ряд на столе. Спрашивает «где самый большой мяч». Убирает его.
И так, пока останется 2 мяча. Затем те же действия производят в обратном по-
рядке – от маленького к большому. «Какой мяч остался». Дети встают в круг
и играют передавая друг другу.
Улица
Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин; разви-
вать внимание; вызывать интерес и положительное отношение к совместной
деятельности.
Оборудование: Большой лист бумаги с нанесёнными на неё контурным изображением
улицы (на рисунке даны предметы разной величины: 2 дома высокий и
низкий, несколько больших и маленьких деревьев, длинная и короткая
скамейки, большой и маленький автобусы, человек на большом велоси-
педе и ребёнок на маленьком, вырезанные из цветной бумаги изображе-
ния предметов, точно совпадающих с контурами на рисунке, по числу
детей на каждого ребёнка клей, кисточка, тряпочка.
Ход: На доске бумага с контурными изображениями, у детей рисунки предметов, выре-
занные из цветной бумаги. Воспитатель указывает на высокий дом и спрашивает
«у кого такой высокий дом». Ребёнок с трафаретом высокого дома подходит и нак-
леивает на контур. И т.д. когда панно готово воспитатель рассматривает его с
детьми.
Башня /величина/
Оборудование: Кубы разных размеров, куколка.
Ход: чтобы башня была достаточно устойчива, внизу должен быть самый большой
кубик, выше меньше, а ещё выше – совсем маленькие. Приучайте ребёнка пос-
ледовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения
по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих
кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур,
выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет про-
ходить наверное интереснее, если дать ребёнку куколку и показать, как она умеет за-
лезать на башню или подниматься по лестнице.
Сбор урожая
/величина/
Оборудование: Урожай яблок (их заменят большие, средние, маленькие пуговицы или
другие округлые предметы разных размеров), корзинки.
Ход: Надо разложить по корзинкам (коробкам 3 – х размеров) так, чтобы мелкие яблоки
оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, а крупные – в большой. Ма-
териал для игры лучше подобрать так, чтобы крупные яблоки не помещались в ма-
ленькой корзинке.
Найди свой домик.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать внимание, память
координацию движений.
Движение получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по ком-
Нате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры.
Усложнить игру можно переместив домик.
Обед для матрёшек
/величина/
По росту могут выстраиваться и матрёшки. Вот одна их них, самая шаловливая, убежала
И теперь не может найти своё место. Пусть малыш поможет ей, а потом покормит матрёшек.
Для этого понадобятся мисочки разных размеров, кубы – вкладки или колечки от пирамидки по числу матрёшек – они будут изображать тарелки, обязательное условие игры: каждая матрёшка
должна получить подходящую ей по размеру тарелку. Чем больше матрёшка, тем больше тарелка ей нужна. Можно включить в игру и ложки – палочки разной длины. А каким б – меню – придумает ребёнок сам.
Геометрическая мозайка
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, формировать умение, преоб-
разовывать их, развивать умение анализа, учить составлять фигуру, ориентируясь
на образец.
Воспитатель даёт задание на составление изображения предмета из геометрических
Фигур: работа по готовому расчленённому образцу, работа по условиям (собрать
Фигуру человека – (девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто
человека).
Посмотри вокруг
Цель: закреплять представления о геометрических фигурках, учить находить предметы
определённой формы.
Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом
случае группа делится на команды. Воспитатель предлагает назвать предметы круг,
прямоугольник, квадрат, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих
углов и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда, получает фишку,
кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же
предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, назы-
вается победитель, набравший наибольшее количество очков.
Найти такой же.
Цель: упражнять в различении и назывании геометрических фигур, развивать внимание.
Перед детьми лежат карточки, на которых изображены 3 –4 различия геометрической
фигуры. Воспитатель показывает свою карточку. Дети должны найти такую же и
поднять её.
Кто больше увидит
Цель: упражнять в различении и назывании геометрических фигур, развивать память, внима-
ние. На фланелеграфе в произвольном порядке размещает различные геометрические
фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до 3 – х и закры-
вает фланелеграф. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, ко-
торые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовёт больше фигур,
он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
Найди свою фигуру
Цель: научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры. Ящик из
картона с отверстиями круг, треугольник, квадрат.
Воспитатель делит детей на 2 группы: у одних геометрические фигуры, у других –
конверты с изображением круга, треугольника, квадрата.
Одни дети опускают фигуры в ящик в прорези, а другие должны выбрать их из ящика,
Разложить по конвертам.
Чудесный мешочек
Цель: упражнять в различении форм и их обследовании.
В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребёнок обследует их, ощу-
пывает и называет фигуру, которую он хочет показать.
Усложнение: ведущий даёт задание найти в чудесном мешочке какую – то конкрет-
ную фигуру. При этом ребёнок обследует последовательно несколько фигур, пока
не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее.
Гаражи
Цель: закреплять преставление детей о геометрических фигурах, учить ориентироваться
в комнате.
Дети – машины, каждая имеет свой № - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
В разных концах группы расположены гаражи, так же обозначенные круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник больше, чем у д. размера. Машины могут заезжать толь-
ко в гараж, который соответствует номеру машины. Дети, держа свои № машин перед
собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу водителя все въезжают в свои гаражи.
При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами – это заставляет во-
дителей быть ещё внимательнее.
Найди своё место
Цель: учить различать геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут
карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно перед-
вигаясь, бегая под буден. По сигналу воспитателя дети находят своё место, т.е. каж-
дый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической
фигуры.
Что изменилось
Цель: упражнять детей в различении и назывании фигур, развивать память.
Воспитатель выставляет на доске круг, квадрат, треугольник и т.д. в ряд
и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их располо-
жение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из
фигур. Открыв глаза дети должны сказать, что изменилось.
Найди пару
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, упражнять в их
назывании.
На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых
изображены, например, круг и треугольник, на другой круг и квадрат, на
третьей – треугольник и треугольник и т.д. У каждого из детей тоже по од-
ной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь
по рисунку.
Найди свой домик
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от ответа
и величины.
Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине.
В трёх обручах, в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треу-
гольник. «В этом домике живут все круг, в этом – квадрат, а в этом все треу-
гольники». Когда все найдут свои домики , детям предлагается «погулять».
По сигналу воспитателя все находят свой дом, сравнивая свою геометрическую
фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при
этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Твой путь
Рассказать как ты идёшь детский сад. В магазин и т.д. В процессе рассказа
уточнять, что находится справа от тебя, слева от тебя. Впереди, сзади.
Узнай и нарисуй.
1 в. Попросите ребёнка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке, наз-
вать их, а затем нарисовать.
2 в. Раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат
в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка та-
кую же.
Расскажи про свой узор
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических
фигурах.
У каждого ребёнка картинка с узором из геометрических фигур. Дети должны
рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу – квад-
рат, в левом нижнем – круг и т.д.
Геометрическое лото
Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их
назывании.
Понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры
(одноцветные контуры). На карточках – разный подбор фигур. На одной – круг,
квадрат, треугольник, на другой – круг, квадрат, круг; на третьей – треугольник,
треугольник, круг; на четвёртой – квадрат, треугольник, круг и т.д.
Кроме того, у каждого ребёнка – набор геометрических фигур той же величины,
что и контурные изображения на карточках (по 2 фигуры каждой формы разных
цветов).
Ребёнок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним.
Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разло-
жить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными. Фигур в игре малень-
ких больше или меньше.
Внимательно слушай и рисуй
Воспитатель называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Попро-
сите ребёнка изобразить их согласно вашей инструкции. Ребёнок зарисовывает их на
указанном месте. (верху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.)
Игра «Когда это бывает»
Задачи. Закрепление знания частей суток. Умение сопоставить картинку с частью
Суток.
Оборудование: Карточки с изображением картинок разных частей суток. Фишки:
розовые – утро, голубые – день, серые – вечер, чёрные – ночь.
Ход игры: На каждого ребёнка картинки с хорошо знакомыми эпизодами из разного
времени суток. Воспитатель предлагает их рассмотреть, затем называет
часть суток. Ребёнок у которого есть в карточках, относящееся к этому
времени суток какое – то изображение, поднимает карточку и объясняет,
что это изображение относится к нужному времени. За правильный и хоро-
шо составленный рассказ дети получают определённую фишку: розовую –
за описание утра
голубую – дня
серую – вечера
чёрную – ночи
Когда игра хорошо усвоена, надо в неё вносить усложнения.
Игра «Лото»
Задача: Закрепить представления д. о времени года.
Оборудование: У детей большие карты, на которых времена года, у воспитателя
маленькие карточки: животные, фрукты, овощи, цветы и т.д. в раз-
ное время года.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям большие карты, а у себя оставляет маленькие.
Открыв карточку, он показывает её играющим и спрашивает: «Что это?».
Получив ответ; он задаёт другой вопрос: «Кому нужна эта карточка?».
«Мне, отвечает один из играющих, - потому что у меня зима и здесь на-
рисован белый заяц. Зимой все зайцы белые. Правильно ответивший по-
лучает карточку и кладёт её возле своей большой карты. Если ребёнок
ошибся, карточку кладут под низ стопки. Выигрывает тот, кто первый
подберёт к своей большой карте маленькие.
Игра «Какое время года»
Задача: Закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках
разных времён года.
Оборудование: Подготовить стихи, загадки о временах года (см. Сорокину «Д/игры
в детском саду» стр. 78)
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатели – поэты в стихотворе-
ниях воспевают красоту природы в разное время года, жизнь и труд людей и
многое другое. «Я буду читать стихотворение, а вы послушайте». Буду читать
два раза.
1 – вы, как будто встречаясь с писателем, знакомитесь с тем, о чём он написал.
2 – вы слушайте и думайте, о каком времени года писал поэт. Как будто он
спрашивает: «Какое это время года? Что вы о нём узнали? Что запомнилось и что
понравилось? Это и будет игра – загадка, разговор с писателем и друг с другом».
После чтения должен быть разговор, обмен мыслями, высказывание отношения.
Найди игру.
Правило игры: Тот, кто правильно выполнит команду, то найдёт игру в другом конце
комнаты. Даётся команда: 2 шага вперёд, поворот налево, 2 шага вперёд –
поворот налево, прямо 1 шаг. Наклонись и возьми.
В дальнейшем можно выполнять упражнения с завязанными глазами.
Слушай команду
Дети могут стоять или сидеть. «Внимание! Слушай команду!» Руки вверх! В стороны!
Правая вверх, левая на поясе! Правая вперёд – левая назад! Руки вперёд, в стороны.
Задания выполняются по устной инструкции, без показа.
Внимательно слушай и рисуй
Какая геометрическая фигура или какой – нибудь другой рисунок с указанием их
Места на листе. Попросить изобразить фигуры согласно указания.
/Нарисуй круг в верхнем правом углу, треугольник в нижнем правом, квадрат – в верх-
нем левом и прямоугольник – в нижнем левом.
«Мячи и мячики»
Цель: учить детей считать до 10; развивать мышление; закреплять цвета.
Ход игры: играть можно вдвоём. Каждый выбирает себе мяч одного цвета и быстро,
по порядку номеров находит – все 10 мячей этого цвета.
Выигрывшим считается тот, кто сделает это первым.
«Найди такую же цифру»
(букву)
Цель: Развивать внимание и память. Упражнять в счёте.
Ход игры: В игре участвуют 20 карточек – 2 одинаковых набора цифр от 0 до 9.
Вариантом этой игры может быть игра с цифрами (буквами), когда пару
составляют карточки с одной и той же цифрой (буквой), но написанные
разным шрифтом (в том числе, письменные и печатные цифры и буквы).
Совершенно аналогично эта игра проводится с буквами.
Найди такую же.
Цель: учить детей различать и называть круг.
Воспитатель показывает детям круг и просит дать такой же. Дети выбирают
круг и показывают его воспитателю. Ребёнка необходимо научить осязательно –
двигательному обследованию формы: обведению контура данной фигуры. Педа-
гог предлагает, поставив палец на край круга, обвести его. Воспитатель показыва-
ет, как это надо сделать, обращает внимание на то, что рука свободно скользит по
кругу. Только после этого называет: «Это круг». (квадрат).
Игра «Письмо мальчику Почемучка»
Задачи: Выявить объём представлений детей о зимнем времени года, умение выражать
мысль краткой речью.
Оборудование: Большой цветной конверт, на котором написан адрес детского сада. Ма-
ленькие разноцветные конвертики 6х10 см, в каждом – карточка с вопро-
сом к детям.
Ход игры. Воспитатель: «Когда я шла в д/сад, почтальон передал мне вот этот конверт.
Кому же он и от кого? На конверте адрес нашего д/сада и нашей группы! А
что в конверте? Письмо от Почемучки!
Почемучка – мальчик. Он часто спрашивает: «Кто? Что? Где? Почему?»
Поэтому его и назвали Почемучка. Вот что он пишет: «Дети там, где я живу,
не бывает зимы. Расскажите мне о зиме. Я буду рад».
Воспитатель: «Давайте ответим на его вопросы?»
Вопросы Почемучки. – Что такое зима?
- С какого месяца начинается зима и сколько месяцев продолжается?
- Как живут звери зимой в лесу? Где они живут?
- Какие птицы улетают и какие остаются? Как вы помогаете зимующим птицам?
- А как люди готовятся к зиме? Какую работу они выполняют?
- Как вы играете зимой? И я поиграл бы.
- Какие зимой бывают праздники? Какой самый весёлый?
- Какое время года наступает после зимы?
Воспитатель записывает ответы и отправляет письмо.
Игры такого типа можно провести о каждом времени года.
Игра «Необыкновенное путешествие по временам
года в круглый год»
Задачи: Закрепить представление о каждом времени года по его основным призна-
кам. Познакомить с обобщающим понятием «круглый год», с постоянством
смены времён года.
Оборудование: Пейзажные картинки (по одной на каждое время года), 8 маленьких
картинок и карточек с текстом о каждом времени года. Конвертик
для каждого ребёнка, кружочки красного и жёлтого цветов и поло-
сочка для них.
Ход игры: Начинаем игру. Отправляемся в путешествие по временам года в круг-
лый год. Вы – путешественники. Художники нарисовали картины о вре-
менах года. Нашими помощниками будут картины и карточки (показать).
На каждой маленькой карточке написано о каком – либо времени года, но
время не названо. Вы послушаете, подберёте нужную картинку . Если пра-
вильно, то картинку приложите к большой картине, если ошибаетесь, то
положите маленькую карточку вниз. За полный правильный ответ путе-
шественник кладёт на полосочку красный кружок, за неполный – жёлтый.
В конце игры посчитаем кружочки и узнаем, кто из путешественников хо-
рошо знает времена года и умеет объяснить свой ответ. А тот, кто получит
жёлтый, тому ещё надо учиться. В другой раз он обязательно получит
красный кружок.
См. Сорокина «Д/игры в д/саду»
Игра «Большой экзамен»
Задачи: Проверить и закрепить представления о времени. Учить по частному опреде-
лять общее и из общего выделять частное.
Оборудование: Мяч средней величины.
Ход игры: В разных играх вы узнавали о времени, о длительности времени, о пос-
тоянстве смены времён года, о названиях дней недели, месяцев.
Вы встанете в кружок, я буду задавать вопрос, а отвечать будет тот, ко-
му я брошу мяч. За ответ я буду говорить отметку: очень хорошо, хоро-
шо, почти хорошо, не очень хорошо.
Зима, а за нею? Весна, а за нею?
Лето, а за ним? Осень, а за нею?
Зима, а за нею? Весна, а за нею?
- Зима, весна, лето, осень – что это?
- Сколько дней в неделе?
- Какой первый, второй и т.д.?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите летние месяцы.
- Назовите осенние месяцы.
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите весенние месяцы.
- С какого месяца начинается и каким заканчивается зима? Весна? Лето? Осень?
- Какой большой праздник бывает в зимнее время года? Какой праздник осенью?
В каком месяце?
- Какой и в какой месяц весны бывает праздник?
- В какое время года колхозники сеют семена ржи, пшеницы?
- В какое время года колхозники убирают урожай?
- В какое время года собирают грибы, ягоды?
Гараж
В центре стола построить из мелкого строителя гараж. По словесному указанию машина
едет прямо в ворота, с левой стороны гаража, с правой стороны гаража. Въезжает в гараж,
выезжает из гаража.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшей группы «Задачки от Смешариков»
Цель: закрепление полученных знаний у детей по математическому развитиюЗадачи:- развитие творческих способностей детей, при использовании блоков Дьенеша - решение математических и логически...
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы
НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по сказке "Гуси - лебеди"...
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы .Тема : «Путешествие с цветиком – семицветиком».
Конспект по ФЭМП для детей старшей групппы. Тема : «Путешествие с цветиком – семицветиком»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы
Место данного занятия в системе работы воспитателя по ФЭМП: итоговое занятие на обогащение математических представлений путем решения проблемной ситуации; использование имеющихся у детей знаний ...
КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У МАШИ И МЕДВЕДЯ»
Конспект для обучения детей счету....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...