План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
материал (подготовительная группа)

Елпашева Татьяна Николаевна
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интелекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

План  по самообразованию

воспитателя

Елпашева Татьяна Николаевна

на 2021-2022 уч.год

C:\Users\user\Desktop\plan-raboty-po-samoobrazovaniiu_1.jpeg

Картинки по запросу план работы по самообразованию        Картинки по запросу план работы по самообразованию

Картинки по запросу план работы по самообразованию

1. Образование - высшее

2. Квалификация высшая 

3. Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

4. Работа начата – сентябрь 2021 г.

5. Предполагается закончить – май 2025г.

6. Цель: Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность.

7. Задачи:

  • Развивать интерес к математике у старшего дошкольного возраста;
  • внедрить в образовательный процесс игры, в том числе и ИКТ на основе занимательного математического материала для детей старшего дошкольного возраста;
  • организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, через игровую деятельность.

8. Форма самообразования: индивидуальная.

Перспективный план на 2021 -2022  уч. год.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(результат)

Отчёт о

выполнении

(что конкретно сделано)

Проведено

Сентябрь

«Где находится предмет?»

Цель: развивать умение определять расположение предмета в пространстве.

Мониторинг

Дети научились определять расположение предмета в пространстве.

Составлена картотека игр на пространственные отношения.

Октябрь

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

«Раздели на группы»

Цель: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

«Засели домики»

Цель: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

«Какой по счету?»

Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Дети научились соотносить количество предметов с соответствующей цифрой,    навыкам порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду.

Разработана консультация на тему «Как научить ребенка ориентироваться во времени»

Ноябрь

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Какое число больше?»

Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

«Найди нужный предмет»

Цель: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

«Раздели на части»

Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

«Чего больше?»

Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

Дети научились подбирать предметы по форме и делить на разные равные части, сравнивать и измерять длину предметов.

Были проведены занятия по ФЭМП, с играми на деление предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

Декабрь

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Больше или меньше?»

Цель: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

«Мы исследователи»

Цель: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

Дети научились обозначать количество предметов знаками, измерять объём жидких и сыпучих веществ, познакомились с монетами различного достоинства.

Составлена картотека игр на измерения объёма жидких и сыпучих веществ.

Разработаны  модели геометрических фигур : круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.

Январь

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Создай картину»

Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

«Который час?»

Цель: развивать умение определять время по часам.

«Двигаемся по команде»

Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

«Что за чем следует?»

Цель: развивать  умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

Дети научились ориентироваться на листе бумаги, во времени, в пространстве.

С детьми проводились занятия по ФЭМП, с играми на ориентировку на листе бумаги, во времени и в пространстве.

Февраль

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Займи свое место»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

«Назови слова с противоположным значением»

Цель: закрепление понятий: широко - узко, далеко – близко, выше-? Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

«Измерь»

Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

Дети научились называть противоположные значения, ориентироваться в пространстве, моделировать отношений между числами числового ряда.

Разработаны линейные алгоритмы для использования в разных областях программы.

«Лучики солнышка», «Построй дорожку», «Поезд», «Корабль»

Март

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки <>.

«Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

«Реши задачу»

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

«Найди спрятанную игрушку»

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты, находить спрятанную игрушку.

Дети научились сравнивать количество предметов знаками, составлять и записывать задачи.  

Была создана  картотека  задач   разной  сложности по теме месяца.

Апрель

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Что за чем следует»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели.

«Составь задачу и запиши» Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур, полученных в результате их деформации.

«Разделите на 2 равные группы»

Цель: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

Дети научились составлять и записывать задачи,  

 читать ребусы, отгадывать  их.

Была создана  картотека  задач   разной  сложности.

Май

Кружок «Подготовка детей к обучению в школе»

«Заблудившиеся цифры» (модель логического древа (две ветки)

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

«Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.

Мониторинг 

Дети  научились  самостоятельно моделировать отношения между числами числового ряда.

Разработаны линейные алгоритмы для использования в разных областях программы.

«Лучики солнышка», «Построй дорожку», «Логического дерева»

Работа с  родителями

Сентябрь

-

-

-

Октябрь

НОД «Осень» (дистанционно)

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Создание уголка «Занимательная математика».

Дети совместно с родителями выполняли задания на закрепление пространственных отношений.

Ноябрь

НОД «Самая родная и любимая» - мероприятие, посвященные Дню Матери» (дистанционно)

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка-передвижка.

 Дети совместно с родителями выполняли задания на закрепление счета, моторики, нарисовали рисунок на тему «Любимый город».

Родителям предложена картотека игр и упражнений  по запоминанию цифр.

Декабрь

НОД «Путешествие в царство геометрических фигур» (дистанционно)

Разработан конспект занятия по ФЭМП. Дети учили стихи про геометрические фигуры, выполняли задания на отдельных листочках, на пространственные представления, формы, величины.

Дети совместно с родителями выполняли задания на закрепление знания геометрических фигур, их пространственное представление предметов из геометрических   фигур.

Январь

НОД «Сказка о Нуле»

Консультация для родителей «Как  научить ребенка запомнить цифры»

Разработан конспект по ФЭМП на тему, по мотивам сказки «Ноль», с применением развивающих технологий.

Разработана консультация по теме «Рекомендации родителям по математике»

Дети совместно с родителями выполняли задания на закрепление счета, моторики, повторение сказки «Ноль».

Проведена индивидуальная работа с родителями по закреплению с детьми цифр от 0 до 9.

Февраль

НОД «Наши папы лучше всех» (дистанционно)

Разработан конспект по ФЭМП с применением здоровьесберегающих технологий.

Дети совместно с папами выполняли задания на умение соотносить число и количество предметов.

Март

НОД «Мой любимый город» (дистанционно)

Разработана консультация  на тему «Как организовать игры детей дома с
использованием занимательного материала»

Дети совместно с родителями делали поделки на тему «Любимый город», с математическим уклоном. 

Апрель

НОД «Полет в космос» (дистанционно)

 Разработана картотека игр  по ФЭМП  на тему «Перелётные птицы».

Дети совместно с родителями выполняли задания на закрепление планет солнечной системы (задание соедини цифры по порядку), строили космические корабли (из разных геометрических фигур), учили стихи о космонавтах (Ю.А.Гагарин, Г.Титов, В.Терешкова)

Май

НОД «День Победы»

Разработан  конспект по ФЭМП, с интергацией в окружающий мир, чтение худ. литературы.

Дети совместно с родителями рисовали рисунки и делали поделки,  посвященные Дню Победы. А также выполняли задания   «Выложи боевые машины», «Посчитай разные рода войск».

Работа с  педагогами

Сентябрь

Консультация «Сегодня дошкольник , завтра ученик»

Разработана консультация

Консультация предложена педагогам

Октябрь

Консультация «Развивающие задания для дошкольников 5-7 лет»

 Разработана консультация

Консультация предложена педагогам

Ноябрь

Мастер-класс «Игры с детьми, для подготовки к школе»

Разработан  конспект мастер-класса

Планируется провести мастер-класс  с педагогами

Декабрь

Картотека задач  по ФЭМП  

Разработана картотека задач

Картотека задач  предложена педагогам

Январь

Консультация «Занимательная математика»

Разработана консультация

Консультация предложена педагогам

Февраль

Консультация «Математические игры для старших дошкольников»

Разработана консультация

Консультация предложена педагогам

Март

Буклет «Геометрические фигуры и тела»

Разработан буклет

Буклет предложен педагогам

Апрель

Картотека игр  по ФЭМП  на тему «Перелётные птицы»

Разработана картотека игр  

Картотека игр  предложена педагогам

Май

Консультация « Как научить ребенка ориентироваться во времени»

Разработана консультация

Консультация предложена педагогам

Самореализация

1.  Разработка перспективного плана математических игр с использованием занимательного математического материала по теме самообразования.

2.Участие в конкурсах международного, всероссийского уровня.

3.Публикации опыта на интернет порталах и в печатных сборниках.

4.Показ открытых занятий для родителей (родительский клуб-дистанционно).

Диплом 1 место

Регионального конкурса «Мой Ямал»

 Номинация «Дидактические игры как средство реализации ФГОС»

 Название работы: «Развивающие задания для дошкольников 5-7 лет»

Материала на сайте Всероссийского центра образования и развития «ФГОС РОССИИ»

Диплом

Лауреат 1 степени

Всероссийского педагогического конкурса Педагогика XXI века

Номинация: Методические разработки

Название работы: Задания для дошкольников 5-7 лет на тему «Птицы»

Материала на сайте Всероссийского центра образования и развития «ФГОС РОССИИ»

Диплом

Победитель 1 место

Всероссийского педагогического конкурса Педагогика XXI века

Номинация: Воспитательная деятельность

Название работы: «Что за чудо эти сказки»

Диплом

Победитель 1 место

Международный образовательный портал «Солнечный свет»

Работа: конспект открытого занятия в подготовительной группе «Занимательная математика»

Диплом

Победитель 1 место

Международный образовательный портал «Солнечный свет»

Работа: Презентация на тему «Весёлая математика»

Свидетельство о размещении авторского материала на сайте Всероссийского центра образования и развития «ФГОС РОССИИ»

Номинация: Воспитательная деятельность

Название работы: «Что за чудо эти сказки»

1. Показ открытых занятий для родителей (родительский клуб), с октября 2021 по май 2022 проведены дистанционно

2.Разработана картотека математических игр, задач разной сложности и тематике.

3. Участие в конкурсах международного, всероссийского уровня (дипломы прилагаются).

Планируемые курсы повышения квалификации (темы)

 «Формирование ранней профориентации в условиях ДОУ
как одно из направлений поддержки и развития инженерно-
исследовательских способностей у детей»     01.03.2022г.
 

Планирую пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования в следующем учебном 2022-2025 году

«Финансовая грамотность для дошкольников» 

«Использование игровых технологий в развитии и обучении»

«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»

«Педагогические компетенции инклюзивного образования. Организация системной педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС-21» 16.01.22г

Планируемая аттестация (год)

2025 год

Изучение литературы

  1. Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. :
    Детство-пресс, 2004.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2001.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет -
    Просвещение Роэсмен 2008 г.
  6. Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.
  7. Нефедова  Е.А. Готовимся к школе  - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  8. Петерсон Л. Г., Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики
    для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
  9. Узорова О, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к
    школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
  10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс,
    2006.

1.Колесникова Е.Б. Математика для дошкольников - М.: Гном-Пресс, 1999.

2.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников – СПб.: Акцидент, 1996.

3.Непомнящая Р.А. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4.Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников -  СПб., 1996.

ИЗУЧАЕТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

Опыт работы «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы  «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

Проект «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование  элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал  и  повышение уровня готовности детей  к обучению в школе...

План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...

План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

План самообразования. Тема:«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»Отчет самообразования по данной теме...