Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
картотека по математике на тему
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr-treningov_zhuk_e.a.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Картотека игр-тренингов по теме:
«Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Воспитатель:
Жук Е.А.
Пояснительная записка
В своей работе по самообразованию использую метод дихотомии позволяющий достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.
В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.
Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей.
Поиск объектов по признакам. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.
Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции сужения, поля поиска при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.
В процессе игры ребёнок учится сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
Игры-тренинги лучше проводить с 3-4 детьми, и длиться они должны не более 5-6 минут, если дольше, то у детей пропадает интерес.
«Четвертый лишний»
Задачи: развивать умение детей классифицировать объекты, по какому - либо признаку.
Ход игры:
Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор.
«Черный ящик»
Задачи: способствовать умению детей самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения его признаков.
Ход игры:
Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска.
«Найди загаданный предмет»
Задачи: способствовать умению детей сужать поле поиска, осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть.
Ход игры:
Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:
1.Выбрать и назвать на линии средний объект.
2.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются).
3.Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся.
4.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»
«Угадай картинку, закрепленную на доске»
Задачи: способствовать умению детей сужать поле поиска в пространстве при этом выделять центр, сторону, угол доски, стимулировать умение детей в ориентировке на вертикальной поверхности, активизировать в речи слова "центр", "выше", "ниже", "правее", "левее", «угол», «сторона».
Ход игры:
На вертикальной поверхности доски располагаются картинки с изображением любых объектов (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.
«Овощи – фрукты»
Задачи: способствовать умению детей в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.
Ход игры:
В игре используются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.
Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость.
«Угадай, где спряталась игрушка»
Задачи: способствовать умению детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве по отношению к ведущему, который стоит боком к играющим.
Ход игры:
Воспитатель располагается боком (слева или справа) к играющим и предлагает найти игрушку, спрятанную в комнате. Предварительно следует уточнить, относительно кого ведется поиск. Для этого вводятся ориентиры: впереди нас, сзади нас, в правой или левой части комнаты, середина комнаты, выше – ниже уровня глаз, верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты, в боковом варианте.
«Природный мир бывает разный»
Задачи: учить различать предметы живой и неживой природы.
Ход игры:
Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.
«Животные, растения, птицы»
Задачи: развивать внимание.
Ход игры:
ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
«Отвечай быстро»
Задачи: совершенствовать умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.
Ход игры:
Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой - либо признак (цвет) и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют предметы в соответствии с названной характеристикой.
Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет).
«Кому что нужно?»
Задачи: способствовать умению детей в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий.
Ход игры:
Называется профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии.
Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы.
«Природный и рукотворный мир»
Задачи: развивать умение детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.
Ход игры:
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки вправо). Есть объекты, созданные природой, - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки влево).
«Мир живой и неживой природы»
Задачи: развивать умение детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.
Ход игры:
Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются представители животного, растительного мира и царства грибов.
И есть объекты неживой природы. Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкости, твердые и газообразные тела.
Дети называют картинки объектов живой и неживой природы и раскладывают их в разные стороны. Вправо помещают картинки с изображением объектов живой природы, влево – неживой природы.
«В гостях у Королевы Изобретений»
Задачи: развивать умение детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.
Ход игры:
Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком - изобретателем с какой – либо целью:транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.);посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.
«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»
Задачи: развивать умение детей делить объекты живой природы на мир растений, мир животных и царство грибов; объяснять основания такого деления.
Ход игры:
Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются представители животного, растительного мира и царства грибов.
«Да – нет» на ленте с цифровым рядом от 0 до 10.
Задачи: обучить порядковому счету от 0 до 10.
Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду.
Ход игры:
отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
Это цифра два? – Нет.
Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).
Эта цифра состоит из палочки. (описание цифры приветствуется) Эта цифра 1.
«Да-Нет» на горизонтальной плоскости.
Задачи: способствовать умению детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости, использовать при этом понятия «правая – левая», «дальня - ближняя» части стола; центр, угол, сторона стола.
Ход игры:
Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска.
Игра «Числовая да-нет ка»
Задачи: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход игры:
- На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
- Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
- Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Задачи:обучение мыслительному действию.
Ход игры:
- Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
- Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
«Да – нет ка» на загаданное слово.
Задачи: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ход игры:
Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)
Примечание:
- ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
- Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
- Загадываются объекты реального мира
«Да-нет ка» по неизвестному слову.
Задачи: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход игры:
Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
«Природный мир бывает разный»
Задачи: учить различать предметы живой и неживой природы.
Ход игры:
Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.
Например: Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.
Неживые – камень, гора.
Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые.
«Животные, растения, птицы»
Задачи: развивать внимание.
Ход игры:
1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».
2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка».
3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.»
«Мир вокруг нас»
Задачи: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.
Ход игры:
Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например:
Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.
«Все в мире перепуталось»
Задачи: развивать умение детей объединять объекты окружающего мира в группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.
Ход игры:
Игра проводится на основе "модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы.
Ведущий располагает карточки на "модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре.
«Я еду на Север»
Задачи: способствовать умению детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.
Ход игры:
Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет какой - либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы.
«Что в круге»
Задачи: развивать умение детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.
Ход игры:
Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки с изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая - называет предметы в круге одним словом ("мебель"). Далее - первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки.
«Поможем Золушке»
Задачи: стимулировать детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре.
«Соты»
Задачи: развивать умение детей в назывании объектов рукотворного мирав соответствии с заданной классификационной группой.
Ход игры:
Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: "Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела".
А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их:
-"Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду".
Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом.
-"Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду".
-"Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать?"
-"Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки".
«Да – нет» с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными в удаляющемся от играющих ряду.
Задачи: развивать умение сужать поле поиска объекта на плоскости, способствовать умению ориентироваться умению в двумерном (плоскостном) пространстве, обогащать словарь терминами«дальше-ближе» от серединного объекта, умений строить ряд по самостоятельно выбранному признаку.
Ход игры:
Предметы выставлены на столе. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска.
«Отгадай загаданную букву в алфавите»
Задачи: Знакомить с последовательностью букв в алфавите, закрепление их характеристик (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают – гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.).
Ход игры:
У воспитателя демонстрационная таблица с алфавитом, в виде таблицы (5-6 рядов букв). Детям предлагается отгадать загаданную букву.
Следует побуждать детей сначала определить, в каком ряду находится буква, затем искать саму букву.
«Да – нет» с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально.
Задачи: развивать умение сужать поле поиска объекта на линии, способствовать умению ориентироваться в линейном пространстве, обогащать словарь терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние».
Ход игры:
На горизонтальной поверхности доски располагаются картинки с изображением объектов одной классификационной группы (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.
«Что взять с собой»
Задачи: развивать умение детей составлять множество предметов на основе заданного признака.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.)
«Найди плоскую геометрическую фигуру определенного цвета».
Задачи: способствовать умению детей сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда, стимулировать детей правильно называть плоские геометрические фигуры, их цвет и месторасположение.
Ход игры:
На демонстрационной ленте плоскостные геометрические фигуры разного цвета. Загадывается одна из фигур.
«Угадай предмет и определи по величине»
Задачи: способствоватьумению детей обозначать объект по величине на основе сравнения с близлежащими, совершенствовать понятия "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий", «большой – маленький», «средний по величине».
Ход игры
На стол выставляются в линию геометрические фигуры трех размеров и одного цвета. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стола. Загадывается одна из фигур.
«Угадай предмет и определи по высоте»
Задачи: способствовать умению детей сужать поле поиска в пространстве, стимулировать детей обозначать объекты по высоте, используя слова: "выше - ниже", "высокий – низкий", "средний по высоте, "чуть выше низкого", "чуть ниже высокого".
Ход игры:
На стол выставляются в линию предметы, различные по высоте. Ведущий загадывает один из них.
«Да – нет» с фиксированным числовым рядом
Задачи: Закреплять понятия "предыдущий – последующий". Учить детей самостоятельно обозначать границы числового ряда.
Ход игры:
На демонстрационной ленте ребенок самостоятельно выставляет числовой ряд. Загадывается одно из чисел: "Отгадай число, задавая вопросы ведущему по знакомому алгоритму".
Усложнения: ведущий (ребенок) самостоятельно на память обозначает числовой ряд, загадывает число, предлагает отгадать.
«Зеркальная «Да – нет»
Задачи: Учить детей сужать поле поиска в пространстве, задавая вопросы с точки зрения зеркально расположенного ведущего.
Ход игры:
Ведущий (ребенок) самостоятельно подбирает объекты, расставляет их линейно, встает лицом к играющим и загадывает предмет.
Перед началом игры ведущий и дети уточняют смену ориентиров.
Игра проводится с детьми старшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»
Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие· Продолжать обучать детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до...
Методическая разработка по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, полу...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...
Сообщение для родителей на тему: «Логические Блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста».
Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос...
Формирование мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста.
В данной работе представлен доклад по формированию мыслительной операции сужения поля поиска у детей дошкольного возраста посредством игры "Да-нет" (линейная, пространственная, объемная)....