Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Жук Елена Алексеевна

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_zhuk_e.a.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Воспитатель:

Жук Е.А.

Цель: формирование мыслительных операций через освоение детьми алгоритма сужения поля поиска.

Задачи:

Младший возраст.

  • Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности находить серединный предмет в линейно выстроенном ряду предметов (ряд от 5 до 9 предметов). Побуждать задавать вопрос про центральный объект. Способствовать умению детей находить правую и левую стороны в линейно выстроенном ряду.

  • Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности делить поверхность стола на две части вертикально или горизонтально с помощью фиксатора. Побуждать задавать вопросы типа: «Это в правой части стола?» или «Это в ближней части стола?». Ввести в активный словарь понятия «правее», «левее», «ближе», «дальше».

  • Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности мысленно делить комнату на правую - левую, на переднюю - заднюю части. Побуждать задавать вопросы по поиску объекта в объемном пространстве.

  • Обучение детей классификационным умениям

Способствовать умению детей разделять объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.

В разделе живая природа выделять следующие классификационные группы: "Насекомые", "Звери", "Птицы", "Человек", "Растения", "Грибы". Побуждать детей к составлению рассказов об отличительных признаках объектов, сравнению их между собой, используя слова обобщения по месту, действиям и др.

Объекты рукотворного мира делить на группы: "Одежда", "Мебель", "Посуда", "Транспорт". Побуждать детей к обобщению объектов на основе их функционирования.

Средний возраст.

  • Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Продолжать способствовать умению детей находить центральный предмет в линейно выстроенном ряду (ряд от 9 до 15 предметов). Продолжать учить находить правую и левую части линейного ряда.

Создать условия для развития у детей способности сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11. Способствовать умению находить серединное число и задавать вопросы: «Больше (или меньше) серединного числа?». Ввести в словарь слова «до», «после», «между», «перед».

  • Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Продолжать способствовать умению детей делить поверхность стола по горизонтали и вертикали с помощью мысленно представляемого фиксатора.

Создать условия для развития у детей способности мысленно делить поверхность доски (вертикальная плоскость) горизонтально и вертикально. Ввести в активный словарь словесные обороты: «правая», «левая», «нижняя правая», «нижняя левая» части доски; «центральная часть», «угол» и «сторона». 

  • Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Продолжать способствовать умению детей мысленно делить комнату (трехмерное пространство) на правую - левую части, на переднюю - заднюю части. Побуждать задавать вопросы по поиску объекта в объемном пространстве. Учить детей определять нижнюю - верхнюю части комнаты, руководствуясь уровнем глаз. Ввести в активный словарь словесные обороты: "верхний правый угол комнаты", "задний нижний угол комнаты", "центральная часть комнаты", "боковая сторона комнаты".

  • Обучение детей классификационным умениям

Создать условия для развития у детей способности классифицировать объекты материального мира. Побуждать к объяснению оснований для деления объектов. Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, по месту нахождения, по наличию общих частей, по материалу, по цвету, по форме, по времени создания и т.д.

Создать условия для развития у детей способности классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.

Создать условия для развития у детей способности классифицировать объекты живой природы на растительный и животный мир. Растительный мир делить по признакам и значениям признаков. Животный мир делить по группам (насекомые, птицы, рыбы, звери, человек, и некоторые другие классификационные группы).

Создать условия для развития у детей способности сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления признака и значения признаков загаданного объекта.

Старший возраст

  • Сужение поля поиска в одномерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности самостоятельно находить центральный предмет в линейно выстроенном ряде (ряд от 15 до 25 предметов). Отработать умение сужать поле поиска объекта в одномерном пространстве.

Создать условия для развития у детей способности задавать вопросы по сужению поля поиска в одномерном пространстве в зеркальном варианте. Отрабатывать умение задавать вопросы по определению правой и левой стороны с точки зрения человека, стоящего напротив.

Продолжать способствовать умению детей сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 11 на память. Учить сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 100 (десятками). Учить детей сужать поле поиска в числовом ряду от 0 до 20 (единицами). Ввести в активный словарь словесные обороты: «предыдущий», «последующий», «десяток», «единица».

  • Сужение поля поиска в двухмерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности самостоятельно делить горизонтальную и вертикальную поверхности на части с помощью мысленно представляемого фиксатора.

Создать условия для развития у детей способности задавать вопросы по поиску объекта на плоскости в зеркальном и боковом вариантах. Способствовать умению детей формулировать вопрос по поиску объекта с точки зрения ведущего.

  • Сужение поля поиска в трехмерном пространстве

Создать условия для развития у детей способности самостоятельно производить деление трехмерного пространства на необходимое количество частей. Продолжать учить детей определять нижнюю часть, верхнюю часть комнаты с точки зрения уровня глаз.

Создать условия для развития у детей способности задавать вопросы по сужению поля поиска в трехмерном пространстве с точки зрения разного расположения ведущего.

  • Обучение детей классификационным умениям

Продолжать способствовать умению детей классифицировать объекты материального мира. Побуждать к объяснению основания для деления объектов на природный и рукотворный мир. Природный мир определять по признакам живая - неживая природа. Рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, месту нахождения, наличию общих частей, материалу, цвету, форме, времени создания, и т.д.

Продолжать способствовать умению детей классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества. Создать условия для развития у детей способности находить объекты разного агрегатного состояния.

Продолжать способствовать умению детей классифицировать объекты живой природы на растительный, животный мир, грибы, мхи, микробы. Растительный мир делить по разнообразным признакам. Животный мир делить на группы: насекомые, птицы, рыбы, звери, паукообразные, эемноводные, моллюски, черви, пресмыкающиеся, человек и некоторые другие классификационные группы.

Продолжать способствовать умению детей сужать поле поиска загаданного объекта путем выявления его признаков или их значений.

  • Обучение детей анализу ситуаций

Способствовать умению детей анализировать ситуации. Выделять признаки реальной и фантастической (литературной) ситуации.

Способствовать умению детей определять ситуации по признакам:

Наличие героев (главных и второстепенных), у которых есть специфические характеристики (свойства или черты характера).

Наличие предметов, которые имеют значение в происходящем.

Наличие места происходящего.

Временная характеристика (части суток, времена года и т.д.).

Наличие связей между героями или другими составляющими ситуации.

Формировать у детей навыки сужения поля поиска при анализе неизвестной ситуации. Создавать педагогические условия для решения задач с недостатком данных. Побуждать детей к формулированию жизненного правила (морали) по результатам выясненной ситуации.

Способствовать умению детей кодировать (моделировать) реальную и фантастическую ситуации.

Актуальность выбранной темы:

Выбор темы определены:

  • - во - первых, пространственное представление и прочие навыки ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания;
  • - во - вторых: одним из основных направлений решения этой задачи должно быть формирование у детей ориентировки на плоскости. Поскольку суть и содержание многих школьных навыков и видов деятельности, с которыми ребенок соприкоснется с самого начала обучения в школе (письмо, чтение, ручной труд, ориентировка в пространстве страницы учебника, тетради, в пространстве парты и т.п.) требует владения навыками ориентировки на плоскости.
  • - в – третьих, дети дошкольного возраста должны уметь классифицировать объекты материального мира, делить объекты на природный и рукотворный мир; природный мир определять по признакам живая - неживая природа; рукотворные объекты классифицировать по функциональному назначению, месту нахождения, наличию общих частей, материалу, цвету, форме, времени создания, и т.д.

Раздел плана

Формы работы

Практические выводы

Работа  с детьми

Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»;

Провести мониторинг по теме: «Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»;

Подобрать и провести игры-тренинги по освоению детьми  линейного пространства.

 Конспекты НОД.

Результаты мониторинга детей.

Картотека игр.

Изготовление пособия.

Подобрать и провести игры-тренинги по освоению детьми  двухмерного пространства.

Подобрать и провести игры-тренинги по освоению детьми  трёхмерного пространства.

Подобрать и провести игры по классификации объектов.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями.

Ознакомление с планом проведения проекта на родительском собрании.

Консультация на тему: «Формирование у дошкольников пространственных ориентировок»

«Развитие классификационных умений у детей»

Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.

Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

Показ открытых мероприятий.

Выступление с опытом работы на педсоветах.

Разработка конспектов НОД по теме: «Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»

Показ организации предметно – развивающей среды родителям группы.

Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.

Показ НОД из цикла «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Выступление с докладом на педсовете по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

конспектов НОД

статьи, педагогический проект.

Изучение методической литературы

Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ»

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В. Игра «Да – нет»

Сроки реализации 2014 -2018 г. г.

Младший возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Январь - Февраль

«Четвертый лишний»

развивать умение детей классифицировать объекты по какому - либо признаку

Ребенку предлагаются три карточки с изображениями объектов одного вида (стул, стол, шифоньер) и одну карточку с изображением объекта другого вида (телефон). Ребенок должен определить, какая картинка лишняя, и обосновать свой выбор.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Черный ящик»

способствовать умению детей самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта путем выяснения  его признаков.

Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по алгоритму сужения поля поиска.  

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Найди загаданный предмет».

 

способствовать умению  детей сужать поле поиска, осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть, стимулировать  детей  классифицировать объекты материального мира

Предметы выставленынастоле в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:

1.Выбрать и назвать на линии средний объект.

2.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются).

3.Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся.

4.Выяснить, с какой стороны от  среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой  половинке – найди серединку!»

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Март- Апрель

«Угадай картинку, закрепленную на доске»

способствовать умению  детей сужать поле поиска в пространстве при этом  выделять центр, сторону, угол доски, стимулировать умение детей в ориентировке на вертикальной поверхности, активизировать в речи слова "центр", "выше", "ниже", "правее", "левее", «угол», «сторона».

На вертикальной поверхности доски располагаются картинки с изображением любых объектов (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Овощи – фрукты»

способствовать умению детей в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.

В игреиспользуются предметные картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи.

Воспитатель предлагает отгадать загаданный плод по одному из признаков: вкус, величина, твёрдость.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Май

«Угадай, где спряталась игрушка»

способствовать умению  детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве по отношению к ведущему, который стоит боком к играющим.

Воспитатель располагается боком (слева или справа) к играющим и  предлагает найти игрушку, спрятанную в комнате. Предварительно следует уточнить, относительно кого ведется поиск. Для этого вводятся ориентиры: впереди нас, сзади нас, в правой или левой части комнаты, середина комнаты, выше – ниже уровня глаз, верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты, в боковом варианте.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Средний возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Сентябрь

«Природный мир бывает разный»

учить различать предметы живой и неживой природы.

Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Животные, растения, птицы»

развивать внимание.

ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза».

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Отвечай быстро»

совершенствовать умение детей классифицировать предметы по форме, цвету и другим признакам.

Играющие становятся в круг. Ведущий выбирает какой - либо признак (цвет)  и называет его значение (желтый). Играющие по очереди называют  предметы в соответствии с названной характеристикой.

Вариант игры: игрок, назвавший предмет с заданным значением признака, выбирает другое значение признака (например, другой цвет).

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Кому что нужно?»

способствовать умению детей в поиске объектов, необходимых  людям  определенных профессий.

Называется  профессия, дети называют предметы, необходимые человеку этой профессии.

Вариант игры: называется предметы, орудия труда, а играющие определяют, человеку какой профессии они необходимы.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Октябрь - Декабрь

«Природный и рукотворный мир»

развивать умение детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки вправо). Есть объекты, созданные природой, - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки влево).

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Мир живой и неживой природы»

развивать умение детей делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть  определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются  представители животного, растительного мира и царства грибов.

И есть объекты неживой  природы.  Им не присущи данные признаки. Объектами неживой природы являются жидкости, твердые  и газообразные тела.

Дети называют картинки объектов живой и неживой природы  и раскладывают их в разные стороны. Вправо помещают картинки с изображением объектов живой природы, влево – неживой природы. 

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«В гостях у Королевы Изобретений»

развивать умение детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

Ведущий объясняет, что все объекты рукотворного мира созданы человеком - изобретателем с какой – либо целью: транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздухе и др.); посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления; одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него; печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации и т.д.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Январь - апрель

«Мир живой природы (растения, животные, грибы)»

развивать умение детей делить объекты живой природы на мир растений,  мир животных и  царство грибов; объяснять основания такого деления.

Взрослый объясняет, что есть объекты живой природы, у которых есть  определенные признаки. Это дыхание, насыщение, рост, болезнь, отдых, деторождение и т.д. Объектами живой природы являются  представители животного, растительного мира и царства грибов.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Да – нет» на ленте с цифровым рядом от 0 до 10.

обучить порядковому счету от 0 до 10.

Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду.

отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.

Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

Это  цифра два? – Нет.

Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).

Эта цифра состоит из палочки. (описание цифры приветствуется) Эта цифра 1

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Май

«Да-Нет» на горизонтальной плоскости.

 

способствовать умению детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости, использовать при этом понятия «правая – левая», «дальня - ближняя» части стола; центр,  угол, сторона стола. 

Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Природный мир бывает разный»

учить различать предметы живой и неживой природы.

Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов.

Например:  Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево.

Неживые – камень, гора.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.


Старший возраст

Месяц

Название игры

Цель

Содержание и методические рекомендации

Литература

Сентябрь

«Все в мире перепуталось»

 развивать умение детей объединять объекты окружающего мира в группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре.

Игра проводится на основе "модели мира", которая разделена на сектора (количество секторов и их содержание устанавливаются в соответствии с возрастом детей и целью занятия). Каждый сектор объединяет объекты определенной классификационной группы.

Ведущий располагает карточки на "модели мира" произвольно. Детям предлагается распределить карточки в соответствии с принадлежностью к определенной классификационной структуре.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Октябрь

«Я еду на Север»

способствовать умению детей группировать объекты в классификационную группу и объяснять основания такого объединения.

Дети сидят полукругом перед ведущим. Он называет  какой - либо объект, предлагает детям перечислить другие объекты. Ведущий берет с собой на Север только тех детей, которые называют объекты данной классификационной группы.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Что в круге»

развивать умение детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом.

Детям предлагаются наборы карточек с изображением различных объектов. Одна подгруппа подбирает карточки  с  изображением предметов одной классификационной группы и располагает их в круге (например, стул, табурет, диван, кровать...). Вторая - называет предметы в круге одним словом ("мебель"). Далее - первая подгруппа обобщает, а вторая – подбирает картинки.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Поможем Золушке»

стимулировать детей в самостоятельном выборе основания для классификации множества объектов материального мира.

Ведущий предлагает детям помочь Золушке справиться с заданием, которое дала мачеха: разложить по корзинам овощи и фрукты. Да не сказала, по какому признаку, а только велела спросить у «помощников» (какие признаки выделяются каждым из анализаторов). Дети самостоятельно вычленяют признаки и раскладывают овощи и фрукты по признакам цвета, формы, величины, запаха, звуков (хрустит, трещит и др.), плотности, температуре.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Ноябрь - Январь

«Соты»

развивать умение детей в назывании объектов рукотворного мира в соответствии с заданной классификационной группой.

Ведущий начинает рассказывать сказку: гуляли предметы по лесу и заблудились. Темно стало страшно. Пошёл дождь. Вышли они на опушку и увидели вдруг пчелиные соты. На встречу вылетает пчёлка-часовой. Попросились скитальцы на ночлег: "Мы устали. Ночь пришла. На ночлег пусти пчела".

А пчеле не хочется их пускать. Решила она хитростью не пустить их:

-"Под дождём держать не буду, В соты я пущу посуду".

Дети придумывают себе образ в соответствии с названным классом.

-"Не теряйте вы надежду. В соты я пущу одежду".

-"Холод, грех вас здесь держать. Кто умеет рисовать?"

-"Заходите все игрушки для моей дочурки Мушки".

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Да – нет» с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными в удаляющемся от играющих ряду. 

развивать умение сужать поле поиска  объекта на плоскости, способствовать умению ориентироваться умению в двумерном (плоскостном) пространстве, обогащать словарь терминами  «дальше-ближе» от серединного объекта.

умений строить ряд по самостоятельно выбранному признаку.

Предметы выставлены на столе. Дети и ведущий стоят с одной  стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Отгадай загаданную букву в алфавите» 

Знакомить с последовательностью букв в алфавите, закрепление  их характеристик (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают – гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.).

У воспитателя демонстрационная таблица с  алфавитом, в виде таблицы (5-6 рядов букв). Детям предлагается отгадать загаданную букву.

Следует побуждать детей сначала определить, в каком ряду находится буква, затем искать саму букву.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Февраль - Март

«Да – нет» с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально.

развивать умение сужать поле поиска  объекта на линии, способствовать умению ориентироваться в линейном пространстве, обогащать словарь терминами: «середина», «право – лево», «между», «крайние».

ориентироваться в линейном пространстве, обогащать словарь терминами  «выше-ниже» серединного объекта.

На горизонтальной поверхности доски располагаются картинки с изображением объектов одной классификационной группы (их количество подбирается в соответствии с возрастом). Загадывается одна из них.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Что взять с собой»

развивать умение детей составлять множество предметов на основе заданного признака.

Воспитатель рассказывает историю о том, что волшебница приглашает в волшебную страну разные объекты. Да не все подряд, а только те, у которых есть определённый признак. Дети называют объекты и объясняют наличие заданного признака (громкий, яркий, тёплый, тяжёлый, устойчивый и т.д.)

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Найди  плоскую геометрическую фигуру определенного цвета».

 

способствовать умению  детей сужать поле поиска, определять правую, левую стороны, середину ряда, стимулировать детей правильно называть плоские геометрические фигуры, их цвет и месторасположение.

На демонстрационной ленте плоскостные геометрические фигуры разного цвета. Загадывается одна из фигур.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

Апрель - Май

«Угадай предмет и определи по величине» 

способствовать умению  детей обозначать объект по величине на основе сравнения с близлежащими, совершенствовать понятия "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий", «большой – маленький», «средний по величине».

На стол выставляются в линию геометрические фигуры трех размеров и одного цвета. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стола. Загадывается одна из фигур.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Угадай предмет и определи по высоте»

способствовать умению  детей сужать поле поиска  в  пространстве, стимулировать детей обозначать объекты  по высоте, используя слова: "выше - ниже", "высокий – низкий", "средний по высоте, "чуть выше низкого", "чуть ниже высокого"

На стол выставляются в линию предметы, различные по высоте. Ведущий загадывает один из них.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Да – нет»  с фиксированным числовым рядом

.

Закреплять понятия  "предыдущий – последующий". Учить детей самостоятельно обозначать границы числового ряда

На демонстрационной ленте ребенок самостоятельно выставляет числовой ряд. Загадывается одно  из чисел: "Отгадай число, задавая вопросы ведущему по  знакомому алгоритму".

Усложнения: ведущий (ребенок) самостоятельно на память  обозначает числовой ряд, загадывает число, предлагает отгадать.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.

«Зеркальная «Да – нет»

Учить детей сужать поле поиска в пространстве, задавая вопросы с точки зрения зеркально расположенного ведущего.

Ведущий (ребенок) самостоятельно подбирает объекты, расставляет их линейно, встает лицом к играющим и загадывает предмет.

Перед началом игры ведущий и дети уточняют смену ориентиров.

Игра проводится  с детьми  старшего возраста.

Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н.,Лелюх С.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Консультации для родителей   Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование гендерной принадлежности у детей младшего дошколього возраста через различные виды деятельности»

Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе....