Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
консультация на тему
Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
2014 - 2015 год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» комбинированного вида «Радуга»
Воспитатель 2 младшей группы Жук Е.А.
Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да-Нет».
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение и т. д. Отгадку можно найти только при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.
Нами уже давно используется игра "Да-Нет", задачи которой легко понимаются людьми любого возраста: идет сужение поля поиска по каким-либо признакам. Построение задач для игры в "Да-Нет" возможно на любом материале. В этих играх требуется угадать конкретное значение заданного признака. Условия задачи, можно изменять, при этом меняется уровень ее сложности.
Основные виды пространственных игр «Да-Нет»
Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска.
Пространственная «Да-Нет» мы подразделяем на следующие виды :
- Линейная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в одномерном пространстве. Объекты выстроены в линию – поэтому и названа эта игра линейная предметная «Да-Нет», объектами могут быть и числа - это линейная числовая «Да-Нет»),
- Плоскостная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в двухмерном пространстве. Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.
- Объемная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска происходит в трехмерном в пространстве. Это может быть шкаф, коробка, комната и др.
Линейная игра «Да-Нет»
Данная работа посвящена обучению детей сужению поля поиска в пространстве.
Начинать игру «Да-Нет» лучше с линейными признаками, где объекты выстроены в линию – горизонтальную, вертикальную, удаленную.
Правила линейной игры «Да-Нет»
В игре есть определенные правила:
- В линейной игре «Да-Нет» объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный) ряды.
- Загадывающий представляет линейный ряд. Дается задание найти загаданный им объект.
- Отгадывающий должен задавать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда.
- Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от обозначенного линейного ряда).
- Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы:
«Да» - «Нет» - «И да, и нет». Ответы такого рода фактически указывают на загаданный объект. «Это не существенно». Такой вариант ответа можно использовать для управления процессом решения задачи.
- Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
Игра «Да – нет» с изображением объектов на картинках, выстроенных в линейный ряд
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета - помидор – чайник – карандаш - береза – цветок.
Игровое действие: угадать картинку (загадан карандаш).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
- Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)
- Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)
- Это карандаш?
Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это местоположение объектов в линейном ряду.
Любой реальный объект имеет признаки: цвета, формы (объемной, плоскостной), размера (высоты, длины, ширины), количества, части, изменения во времени, материала, местонахождения и т.д.
Играя – развиваем
Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Поэтому вводятся термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
В процессе игры в линейную предметную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:
- развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
- в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
- обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
- развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Игра «Да – нет» с игрушками, выстроенными в линейный ряд (загадана – машина)
Данная игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнить действие «найти середину – закрыть половину».
Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина – пирамидка – погремушка – кукла - мяч), которые расположены слева направо на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны рук.
Игровое действие: предлагается найти игрушку и рассказать про нее стишок. Маленькие дети в начале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находится перед глазами малыша. Ребенок задает вопрос:
- На середине находится погремушка? – Да.
- Это про погремушку рассказываем стишок? – Нет.
- Эта игрушка справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).
- Это слева от погремушки? – Да.
- Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.
Необходимо проговорить с детьми сначала найти середину, закрыть половину, найти игрушку.
Результат: игрушка найдена, закреплено правило нахождения серединного и крайних объектов.
Плоскостная игра «Да – нет»
В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентировкой в пространстве. Дети с трех лет могут усваивать информацию о предметно – пространственном окружении. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире.
Плоскостная игра «Да-Нет» проводится в показателях двухмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.
Правила плоскостной игры «Да-Нет»
Данный вид пространственной «Да-Нет» может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска . Загадывается объект, расположенный в плоскостном пространстве, и его надо найти.
- Отгадывающий должен задавать вопросы, не перечислять объекты на плоскости.
- При поиске объекта использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.
- Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).
- Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».
- Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
Играя - развиваем
В процессе пространственной игры «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:
- развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.
- обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
- научить детей находить точку отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).
- развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.
обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр, угол, сторона плоскости.
Игра «Да – нет» Угадай геометрическую форму на столе.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.
Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.
конус | круг | Шар |
квадрат | куб | цилиндр |
призма | овал
треугольник | прямоугольник |
Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
- Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
- Эта геометрическая форма находится в правой дальней части стола?
- Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
- Это шар?
Результат: объект отгадан и выявлено основное правило игры.
Объемная игра «Да-Нет»
Объемная игра «Да-Нет» проводится в показателях трехмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.
Правила объемной игры «Да-Нет»
Данный вид пространственной игры «Да-Нет» может разворачиваться:
- в комнате - взгляд на объемное пространство изнутри.
- в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное пространство сверху.
Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.
В игре есть определенные правила:
- В объемной игре «Да-Нет» объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).
- Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объемном пространстве.
- Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).
- Загадывающий имеет право давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».
- Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
Игра «Да – нет» Угадай объект в комнате.
Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.
Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска
Оборудование: комната и объекты в ней.
Игровое действие: отгадать объект в комнате с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).
Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:
- Это в передней части комнаты?
- Это в правой передней части комнаты?
- Это ближе к правому углу комнаты?
- Это связано с окном?
- Это в нижней части окна?
- Это цветок на подоконнике?
Результат: Играющий, задав 6 вопросов, отгадывают объект, закрепляет правила игры.
На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.
Играя - развиваем
В процессе игры в объемную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста Вы сможете решить следующие задачи:
- развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
- в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
- обогатить словарь ребенка терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний», «ближний - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
- развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Игра «Да-Нет» Найди игрушку.
Цель: Продолжать учить сужать поле поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры: «правая – левая», «верхняя - нижняя» части комнаты, «впереди - сзади» играющего; центр, угол, сторона комнаты.
Угадай, где находится игрушка в комнате.
Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.
Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.
Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).
Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:
- Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
- Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
- Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком».. Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
- Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
- Она находится на верхней полке?
- Она находится в левом углу верхней полки?
Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...
Консультация для родителей. Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».
Что такое самостоятельность? Какого ребенка можно назвать самостоятельным?Самостоятельность –одна из важнейших черт личности .Самостоятельность –способность ставить самому цели и самому их дости...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...
Консультация для родителей «Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников»
Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: ознакомление родителей с особенностями развития мыслительных операций у старш...