Консультации для родителей Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».
консультация на тему

Жук Елена Алексеевна

Консультации для родителей   Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей  

Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

2014 - 2015 год

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» комбинированного вида «Радуга»

Воспитатель 2 младшей группы Жук Е.А.

           

        Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал  участие в игре «Да-Нет».

            Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают.  Загадать можно любой предмет, явление, произведение и т. д.  Отгадку можно  найти только  при помощи вопросов. Задавать вопросы   - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.

             Нами уже давно используется игра "Да-Нет", задачи которой легко понимаются людьми любого возраста: идет сужение поля поиска по  каким-либо признакам. Построение задач для игры в "Да-Нет" возможно на любом материале. В этих играх требуется угадать конкретное значение заданного признака. Условия задачи, можно изменять, при этом меняется уровень ее сложности.


Основные виды пространственных игр «Да-Нет»

      Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска.

Пространственная «Да-Нет» мы подразделяем на следующие виды :

  • Линейная игра «Да-Нет». Сужение поля  поиска  в  одномерном  пространстве.  Объекты  выстроены в линию – поэтому и названа эта игра линейная предметная «Да-Нет», объектами могут быть и числа  - это линейная  числовая «Да-Нет»),  
  • Плоскостная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в двухмерном  пространстве. Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.
  • Объемная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска происходит в трехмерном  в пространстве.  Это может быть шкаф, коробка, комната и др.

Линейная игра «Да-Нет»

         Данная работа посвящена обучению детей сужению поля поиска в пространстве.

      Начинать  игру  «Да-Нет» лучше с   линейными признаками, где объекты выстроены в линию – горизонтальную, вертикальную, удаленную.    

Правила линейной  игры «Да-Нет»

В игре есть определенные правила:

  • В линейной  игре «Да-Нет» объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный)  ряды.
  • Загадывающий представляет линейный ряд. Дается задание найти загаданный им  объект.
  • Отгадывающий должен  задавать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда.
  • Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от  обозначенного линейного ряда).
  • Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:

«Да» -  «Нет» - «И да, и нет». Ответы такого рода фактически указывают на загаданный объект.  «Это не существенно». Такой  вариант ответа можно использовать для управления процессом решения задачи.

  • Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Игра  «Да – нет»  с  изображением объектов на картинках, выстроенных в линейный ряд

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета -  помидор – чайник – карандаш -  береза – цветок.

Игровое действие: угадать картинку  (загадан карандаш).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  1. Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)
  1. Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)
  1. Это карандаш?

Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это   местоположение объектов в линейном ряду.

Любой реальный объект имеет признаки: цвета, формы (объемной, плоскостной), размера (высоты, длины, ширины), количества, части, изменения во времени, материала, местонахождения и т.д.

Играя – развиваем

        Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Поэтому вводятся термины  «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

       В процессе игры в линейную предметную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
  • в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
  • обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели;
  • развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Игра  «Да – нет»  с  игрушками, выстроенными в линейный ряд (загадана – машина)

Данная  игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнить действие  «найти середину – закрыть  половину».

Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина –  пирамидка – погремушка – кукла -  мяч), которые  расположены слева направо  на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны  рук.

Игровое действие: предлагается найти игрушку  и рассказать про нее стишок. Маленькие дети в начале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться  крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находится перед глазами малыша. Ребенок задает  вопрос:

  • На середине находится  погремушка? – Да.
  •  Это про погремушку  рассказываем стишок? – Нет.
  • Эта игрушка  справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).
  • Это слева от погремушки? – Да.
  • Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.

Необходимо проговорить с детьми сначала найти середину, закрыть половину, найти  игрушку.

 Результат: игрушка найдена, закреплено правило нахождения серединного и крайних объектов.

Плоскостная  игра  «Да – нет»

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентировкой в пространстве. Дети с трех лет могут усваивать информацию о предметно – пространственном окружении. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире.

Плоскостная игра «Да-Нет» проводится в показателях двухмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая – левая»,  «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

Правила плоскостной игры «Да-Нет»

 Данный вид пространственной «Да-Нет» может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска . Загадывается объект, расположенный в плоскостном пространстве, и его надо  найти.

  • Отгадывающий должен  задавать вопросы, не перечислять объекты на плоскости.
  •  При поиске объекта использовать слова, обозначающие  его местонахождение на плоскости.
  • Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).
  • Загадывающий имеет право отвечать на  вопросы,  давать следующие ответы:  «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».
  • Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Играя - развиваем

          В процессе пространственной игры  «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.
  • обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
  • научить детей находить точку  отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).
  • развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.

обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр,  угол, сторона плоскости.

Игра  «Да – нет»  Угадай геометрическую форму на столе.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.

конус

круг

                              Шар

квадрат

куб

цилиндр

                             призма

овал          

                                           

                   треугольник

прямоугольник

                                                       

Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  • Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма  находится в правой  дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
  • Это шар?

Результат:  объект отгадан и выявлено основное правило игры.

Объемная игра «Да-Нет»

Объемная  игра «Да-Нет» проводится в показателях трехмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

Правила объемной игры «Да-Нет»

Данный вид пространственной  игры «Да-Нет» может разворачиваться:

  • в комнате  - взгляд на объемное пространство изнутри.
  • в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное  пространство сверху.

       Объектами для игры могут служить все  предметы,  находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

  • В объемной   игре «Да-Нет» объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).
  • Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объемном пространстве.
  • Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).
  • Загадывающий имеет право давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».
  • Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.

Игра  «Да – нет»  Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).

          Вопросы, на которые загадывающий  ответил «да»:

  • Это в передней части комнаты?
  • Это в правой передней части комнаты?
  • Это ближе к правому углу комнаты?
  • Это связано с окном?
  • Это в нижней части окна?
  • Это цветок на подоконнике?

         Результат: Играющий, задав 6  вопросов, отгадывают объект, закрепляет правила  игры.

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.

Играя - развиваем

         В процессе игры в объемную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста  Вы сможете решить следующие задачи:

  • развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
  • в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
  • обогатить словарь ребенка  терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний»,  «ближний  - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
  • развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска,   формировать навыки рефлексии.

Игра «Да-Нет» Найди игрушку.

Цель: Продолжать учить сужать поле поиска в трехмерном пространстве. Использовать ориентиры:  «правая – левая», «верхняя - нижняя»  части комнаты, «впереди - сзади»  играющего; центр,   угол, сторона комнаты.

Угадай, где находится игрушка в комнате.

Правило игры:  все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в  комнате  спрятана игрушка  с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу  на верхней полке шкафа, который стоит в комнате  в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

  • Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
  • Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
  • Она спрятана в шкафу?  - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком».. Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
  • Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
  • Она находится на верхней полке?
  • Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

Что такое самостоятельность? Какого ребенка можно назвать самостоятельным?Самостоятельность –одна из важнейших черт личности .Самостоятельность –способность ставить самому цели и самому их дости...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска»....

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Консультация для родителей «Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников»

Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: ознакомление родителей с особенностями развития мыслительных операций у старш...