Программа кружка по ФЭМП через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_femp.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по формированию элементарных математических представлений через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста «Цветные цифры».
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Образовательная деятельность построена с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с опорой на палочки Кюизенера помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования , мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение , самоконтроль. Размышление , догадки, выводы обобщения , абстрагирование, освоение математической терминологией – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю в вечернее время длительностью 25 мин.
Основные задачи
Количество и счет:
Знакомство с образованием чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение считать в пределах 10.
Закрепить понимание порядкового счета.
Закрепить умение выкладывать числовой ряд до 10.
Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10)
Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 5.
Закрепить умение делать делить целое на равные части.
Учить использовать условную мерку для измерении величин.
Величина
Совершенствовать умение сравнивать до 9 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
Развивать глазомер.
Форма
Формирование в умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве
Упражнения в умении двигаться в заданном направлении.
Учит ориентироваться на листе бумаги.
Закрепить умение обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
Ориентировка во времени
Расширить представления о частях суток и уточнении понятия «сутки».
Формировать представления о последовательности дней недели.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к обучению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательный процесс, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.
Совместная игровая деятельность проводится один раз в неделю.
Список детей:
- Арутюнян Диана
- Веремеева Карина
- Донец Ева
- Клименко Дниил
- Матвиевская Кира
- Полеванов Рома
- Савеноко Кристина
- Торопова Анна
- Шепелева Жанна
- Шаповалов Гордей
Методическое обеспечение:
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
- Цветные счётные палочки Кюизенера.
- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Календарно - тематический план.
Дата | Дидактическая игра | Цель игры |
мониторинг знаний | ||
«Цветные коврики - 2» | Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. | |
«Играем с цветом» | Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. | |
«Измерение с помощь палочки - мерки» | Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. | |
«Дополни» | Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. | |
«Запомни» | Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. | |
«Подбери цифру» | Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
«Цветные числа» | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
«По порядку становись» | Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки. | |
«Магазин игрушек» | Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца. | |
«Кто где живёт» | Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). | |
«Составь число» | Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
«Весы» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. | |
«Больше - меньше» | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. | |
«Найди дом для палочки» | Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
«Разведчик» | Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | |
«Конструирование цифр» | Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности. | |
«Число - головоломка» | Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление. | |
«Что пропустили?» | Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
«Мышата и сыр» | Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие цветные палочки Кюизенера. | |
«Живые числа» | закреплять понимание соотношения «больше – меньше» «Больше – меньше на…», делить целое на части, запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, на основе наглядности овладевать простейшими арифметическими действиями. | |
«Мосты через реку» | Развивать у детей представления об эталонах цвета; представление о шири не (широкий, узкий и т. д); умение сравнивать предметы по ширине и длине; зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Строительство мостов через реку: (широкие, узкие, длинные, короткие для проезда транспорта через реку.) | |
«Цвет и число» | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Строительство необычного поезда их цветных палочек (например: розовая, голубая, красная, желтая). Но прежде чем посадить туда пассажиров надо узнать, сколько мест в каждом вагоне. Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета - одна белая палочка – одно место Палочки Кюизенера | |
«Конструируем посуду» | Развивать интеллектуально – творческие способности детей, внимание, память умение работать по схеме. | |
«Покажи, как растут числа» | Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать число в пределах 10. Учить называть соседей данного числа. Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек; - внимание, наблюдательность, логическое мышление. | |
«Рисуем палочками» | Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета). | |
«Разноцветные вагончики» | закреплять счет от одного до десяти и формировать представления о смежных числах, решать логические задачи. | |
«Волшебный камень» | Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек | |
«Отгадай загадку, выбери отгадку». | Упражнять в различении цвета. Развивать умение работать со схемой; накладывать палочки на изображение. Развивать логическое мышление, речь. | |
«Веселые зайчата» | Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. | |
«Винни-Пух» | Упражнять детей в различении цвета. Развивать умение различать палочки Кюнзенера по размеру (длинная, короткая). Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни-Пухом. | |
мониторинг |
Диагностическая карта
Ф И ребенка Начало года | ||||||||||
Ознакомлены с понятием цвета | ||||||||||
Имеют знания о величине, длине, высоте, ширине. | ||||||||||
Имеют знания о последовательности чисел натурального ряда | ||||||||||
Освоили прямой и обратный счет | ||||||||||
Знакомы с составом числа | ||||||||||
Пользуются знаками сравнения | ||||||||||
Делят целое на части и измеряют объекты | ||||||||||
Владеют арифметическими действиями сложения и вычитания | ||||||||||
ИТОГ | ||||||||||
Ф И ребенка Конец года | ||||||||||
Ознакомлены с понятием цвета | ||||||||||
Имеют знания о величине, длине, высоте, ширине. | ||||||||||
Имеют знания о последовательности чисел натурального ряда | ||||||||||
Освоили прямой и обратный счет | ||||||||||
Знакомы с составом числа | ||||||||||
Пользуются знаками сравнения | ||||||||||
Делят целое на части и измеряют объекты | ||||||||||
Владеют арифметическими действиями сложения и вычитания | ||||||||||
ИТОГ |
Условные обозначения: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
Высокий уровень: Правильно отвечает на поставленные вопросы. С небольшой помощью взрослого справляется с заданием.
Средний уровень: Ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.
Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике с использованием палочек Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку»
Данный конспект был составлен для проведения итогового занятия по математике с детьми старшей группы детского сада в рамках дополнительного образования дошкольников....
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения с волшебными палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста.
Игра с палочками Кюизенера для дошкольников помогает решить следующие цели и задачи:Образовательные:формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении; закрепление коли...