«Часы в гостях у сказки»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Расширение у детей представлений о многообразии видов, материалах и истории появления часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.
Упражнять детей в различении длительности временного интервала с точностью до 1 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_baboy_yagoy.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п. Козлово, Конаковский район, Тверская область.
Конспект
совместной образовательной деятельности
Тематический досуг
«Часы в гостях у сказки»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы Шутова Любовь Анатольевна
пгт. Козлово 2017
Конспект
совместной образовательной деятельности
Тематический досуг
«Часы в гостях у сказки»
В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов»
с детьми подготовительной группы
Цель:
Систематизация и обобщение представлений детей о часах.
Задачи:
- Образовательные:
Расширение у детей представлений о многообразии видов, материалах и истории появления часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.
Упражнять детей в различении длительности временного интервала с точностью до 1 часа
Активизация и пополнение словаря детей (циферблат, механизм, настенные, настольные, напольные, наручные, башенные, песочные, водные, солнечные, природные, мужские, женские, детские)
- Развивающие:
Развитие творческого воображения и логического мышления, умения делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
- Воспитательные:
Воспитание интереса к технике, целеустремленности, взаимопомощи и умения взаимодействовать со сверстниками.
Технологии:
Игровая технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, личностно-ориентированная технология, технология проектной деятельности.
Оборудование:
Письмо от сказочного персонажа, разрезные картинки «Часы» (на каждого ребёнка), мулиьтмедийная установка, презентации «Путешествие в страну часов»экран, ноутбук, карточки с индивидуальным заданием «Впиши недостающее», простые карандаши по количеству детей, для прохождения эстафеты: дуги, «лужи», кубики, кегли, угощение от Бабы Яги.
Ход мероприятия: Эмоциональный настрой: Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель: «Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку
От улыбки в хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся. ”
Воспитатель:
Ребята, к нам в группу пришло письмо.
«К вам спешу издалека,
Буду в 10 часов. Яга».
У нас ещё есть время подготовиться к приходу Бабы Яги, давайте не терять зря время.
Баба Яга: Здравствуйте, а вот и я! К вам спешила, бежала, вовремя успела. Уф, устала!
Воспитатель: Здравствуй, бабушка Яга, ты напрасно спешила. В своём письме ты написала, что будешь в 6 часов, а сама пришла намного раньше.
Баба Яга: Как так раньше? Кукушка 10 раз на суку прокуковала, 10 поганок новых на пне появились: -Всё, думаю,-10 часов. Пора в дорогу.
Воспитатель: Да разве время по поганкам да по кукушкам определяют? Ребята, с помощью чего мы определяем время?
Ответы детей.
Воспитатель: С помощью часов.
Баба Яга: Что за часы такие? Не знаю я никаких часов! У нас в лесу да на болоте часы и вовсе не нужны, нам знать время ни к чему, солнышко встало – утро настало, филин начал кричать, значит, всем пора спать.
Воспитатель: Ребята, скажите, а для чего нужно знать время?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы утром не проспать в сад, в школу, на работу, чтобы никуда не опаздывать и т. п.
Баба Яга: Так вот почему мы с Лешим никак встретиться не можем, то он опоздает, то я приду, а его уж след простыл. Видно, нужная всё-таки эта штука – часы. Только не знаю я, не ведаю, как они выглядят и откуда берутся.
Воспитатель: Садись поудобней, а мы тебе расскажем и покажем.
Демонстрация презентации «Путешествие в страну часов»
Воспитатель: В наше время существует очень много разных видов часов, они есть в каждом доме, почти у каждого человека, и мы уже не представляем, как же раньше люди без них обходились, и что заставило их изобрести столь полезный для жизни механизм.
Сегодня практически у каждого человека есть часы. Ведь в наше время часы используют не только для того что бы знать, который час, но и как прекрасный аксессуар. История появления часов насчитывает не одно столетие. Само слово «часы» употреблялось людьми более 700 лет назад, а английское слово «clock» произошло от латинского слова «clocca» — звонок.
Слайд № 1
(Разнообразие часов)
Воспитатель: Первыми были природные часы. Ребята, что вы о них знаете?
«Живые часы»
Читает ребенок:
«Не будильник и не мама поднимает утром рано,
Будит Петя-петушок - самый звонкий голосок!»
Слайд № 2(со звуком): посчитайте, сколько раз прокукарекает петушок(4раза)
А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы (соловьи, жаворонки, зяблики, и даже воробьи).Правильно они поют утром. Слайд № 3(со звуком)
Если запел соловей , то значит ещё ночь, он поёт первый. Позже поёт жаворонок. В пять утра поёт зяблик, Воробей у нас соня , спит долго, встаёт только в 6 утра.
Знали люди в старину и другие часы - растения. Догадайтесь как? Они без рта и языка могли сказать, сколько сейчас времени. Слайд №4 Что есть у цветка? (стебель, листья, цветы). Они раскрывают свои лепестки строго в определенное время. Вьюнок раскрывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера, лютик в 7-8 утра, а закрывается в 3-4 дня, люди внимательно наблюдали за растениями и могли определить, сколько сейчас времени.
Читает ребёнок:
«У реки зеленый луг, одуванчики вокруг, Росами умылись, дружно приоткрылись, Как фонарики горят, нам с тобою говорят, На часах ровно 5, можете еще поспать!»
Воспитатель: Как вы думаете, такие часы удобны?
Ответы детей.
+(плюсы) живые часы всем доступны (не надо покупать в магазине, никогда не сбиваются, красивые, радуют глаз и т. д.) ,
-(минусы) их не взять с собой в квартиру, в городе их нет.
Воспитатель: Петух кукарекает в 4 часа утра, одуванчики раскрываются в 5 часов утра, солнце встаёт утром и заходит вечером. Люди сначала научились различать части суток.
Баба Яга: Ну-ка, ну-ка, а вы, ребята, знаете, из каких частей состоят сутки?
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный... (вечер)
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка —
Значит, наступила... (ночка)
Ответы детей.
Баба Яга: И это вы знаете.
Воспитатель: Баба яга , ты сядь. Мы много чего знаем. Ты внимательно слушай. Слайд № 5 (Солнечные часы)
Читает ребёнок: «Я у солнышка спросила, сколько времени сейчас? Солнце палку осветило, показало - вот те раз!»
Воспитатель: Однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Как вы думаете, как называются такие часы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, назвали такие часы – солнечные. Ребята, всегда ли удобно пользоваться солнечными часами? Почему?
Ответы детей.- в пасмурную погоду ничего не показывают, нельзя взять с собой в квартиру, время показывают не точно.
Воспитатель:: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. (Слайд№6)«Водные часы». В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы. Ответы детей: Нет, воду нужно было постоянно доливать
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Затем изобрели часы-свеча, или огненные часы (Слайд №7)). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?
Ответы детей: Свеча может упасть и случится пожар.
Баба-Яга: А чтобы не было пожара надо свечку задувать .Мы всегда с Лешим так делаем.
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу» Задача: снять психическое напряжение. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем , вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук (у).
Воспитатель: Верно, Баба Яга , вы с Лешим молодцы, безопасность прежде всего.
С тех пор прошло немало лет, И люди поняли ответ, Что лишь песок он есть один И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. (Слайд №8.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Читает ребёнок: «Люблю часы песочные, пускай они не точные, Но радуют приятно взгляд и время может течь назад».
Воспитатель: Нужно в водные часы постоянно подливать воду, а свеча может перевернуться, и случится пожар. Песочные часы оказались удобнее, но с их помощью можно измерять лишь очень небольшое количество времени. Но ими пользуются и в наше время. Ребята, где используют песочные часы? Ответы детей: (правильно в медицине, чтобы отсчитывать время процедур).
Опыт: сейчас мы сделаем свои песочные часы ( из 1,5 пластиковой бутылки).
Воспитатель: Все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы.
Слайд №9. (Часовой механизм)
Внутри них размещён сложный механизм, который и заставляет часы отсчитывать время. Механизм находится внутри и невидим для нас, а время мы определяем по циферблату.
Слайд № 10 (Циферблат)
-Ребята, из чего состоит циферблат? Что показывает большая стрелка, маленькая?
Ответы детей.
-Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час. Когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6часов. (Слайд №11) Воспитатель: Баба-Яга вставай с нами поиграть мы тебя научим определять время.
.Физминутка. Игра “Ходят стрелочки по кругу” На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход, Водят стрелки хоровод. ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга, (дети ходят по кругу, взявшись за руки) Стрелки, стрелки не спешите Вы нам время подскажите
.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А теперь давайте сядем за столы и в тетради выполним задание. Воспитатель: Рассмотрите циферблаты часов на рисунке. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. Задание выполняется с комментированием: -На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому ниточка проведена к цифре 3 (работа самостоятельная).
Воспитатель: Ребята, а у нас в саду есть мини-музей «Часы».Давайте тихонько встанем и сходим туда.
Воспитатель: А теперь скажите как называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на столе – (настольные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
Воспитатель: Часы , которые носят на руке – (наручные) Воспитатель: Раньше часы были предметом роскоши, и только богатые люди могли позволить себе похвастаться ими на своей руке. В наше же время часы доступны для всех, есть мужские, женские и даже детские часы. (Мужские, женские, детские наручные часы)
А для модниц изготавливают даже часы-кольца, часы-браслеты и часы-кулон
Таким образом, столь необходимый и важный предмет стал ещё и украшением.
Воспитатель: Давайте вернёмся к себе на место и продолжим дальше.
Воспитатель: Посмотрите какие ещё бывают часы .
Часы которые стоят на полу называют напольными, они очень тяжёлые, в нашем музее их нет.(Слайд №12)
Слайд № 13(со звуком) (Башенные часы)
Воспитатель: Часы мы можем увидеть на здании башни. Как они называются? (ответы детей – башенные). Самые большие башенные часы на Кремлёвской башне и их называют куранты.(бой курантов) Вы, ребята, наверно их слышали когда встречали Новый год.
Баба Яга (поднимает руку) и выкрикивает: И мы с Лешим в лесу слышали и даже испугались.
Воспитатель: Да, бой курантов слышно далеко.
Воспитатель: Все часы которые вы видели в музее появляются на свет благодаря кропотливому труду. Как называется профессия человека, который изготавливает и чинит часы?
Слайд № 14 (Часовщик)
Чтение педагогом стихотворения «Часовщик».
Чтобы ходики ходили А будильники будили, И всегда любой из нас Точно знал, Который час. По каким часам Вставать По каким часам В кровать. В часовой мастерской Чинят время день-деньской. Входит с жалобой старушка: -Как же мне не горевать! Из моих часов кукушка Перестала куковать… Все понятно старику, Старику-часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «ку-ку»!
Воспитатель: Есть очень много интересных поговорок про время. Все они учат нас ценить время, не тратить его попусту. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
- ДЕТИ:
- 1. Всему своё время.
- 2. Делу время, а потехе час.
- 3. Счастливые часов не наблюдают.
- 4. Деньги пропали - наживёшь, время пропало- не вернёшь.
- 5. Порядок время бережет
- 6. Обещанного- 3 года ждут.
- 7. Лучше поздно, чем никогда.
- 8. Не торопись отвечать, торопись слушать.
- 9. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
- 10. Час от часу не легче.
- 11. Кто с петухами встаёт, от часов не отстаёт.
- 12. Утро вечера мудренее.
- 13. Пропущенный час годом не нагонишь.
14. Время- лучший лекарь
- 15. Не смеши языком, поторопись делом.
- 16. Поспешишь- людей насмешишь.
- 17. Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.
- 18.Сколько лет, сколько зим.
- 19. После дождичка в четверг.
Баба Яга: Такие поговорки и я слыхала.
Баба Яга: Ой, ребята, я так много сегодня узнала, боюсь теперь запутаться. Все часы мне понравились. А какие же мне в избушке-то моей пригодятся? Может эти, башенные? А чем моя избушка на курьих ножках не башня?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, какие часы пригодятся Бабе Яге?
Дети: Наручные, настольные, настенные.
БабаЯга: Ой,боюсь,неразберусь. Воспитатель: Давайте ребята нарисуем Бабе-Яге часы на память, чтоб она про них не забывала и определяла время по часам , а не по солнцу и цветам. Слайд № 20
(тихо звучит песенка про время, про часы). Дети рисуют.
Баба Яга: Спасибо, ребята. Сложите-ка мне ваши часы в мешок, дома ещё раз их вместе с Лешим рассмотрю. Поняла я теперь, что без часов в наше время никуда. Выберу себе то, что по сердцу, а остальные друзьям подарю (Лешему, Кикиморе, Кощею), . Но и я к вам не с пустыми руками пришла. Последний урожай грибов вам принесла.
Угощение от Бабы Яги (грибочки Chocó Boys
Воспитатель: На этом мы наше занятие завершаем. Ребята, понравилось вам занятие? Интересно вам было? Что нового вы узнали? (Ответы детей) (Узнали: как раньше определяли время, какие часы бывают, научились определять время, услышали много пословиц….)
Список использованных материалов.
1. Журнал «воспитатель» №12/2014 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 / 2012г.
3. Журнал «Воспитатель» №8/2014.
4. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини-музей часов "В гостях у времени"
первоначальное представление о музее, где хранятся красивые, редкие, старинные вещи, а именно - часы...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...
«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы» по лексическим темам: "Здравствуй, зимушка-зима!" и "В гостях у сказки". Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Конспект проведения клубного часа музыкального руководителя "Музыкальные сказки"
Данный материал предназначен для музыкальных пуководителей ДОУ, которые хотят познакомиться с новой технологией клубного часа. Клубный час - это вид деятельности, когда детям предоставляется определен...
Конспект тематического клубного часа «Интересный гость» в рамках инновационной деятельности.
Инновационная технология "Клубный час " . Сценарий мероприятия. для всех возрастных групп доу....