Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «История часов».
план-конспект занятия по математике по теме

Коробкова Валентина Анатольевна

Данный конспект будет полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию злементарных математических представлений - ориентировка во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_femp_v_starshey_raznovozrastnoy_gruppe.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ.

Задачи:

Дидактические: Учить узнавать время по часам. Упражнять в счете в пределах 20, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, интерес к познанию.

Воспитательные: Воспитывать желание ориентироваться во времени.

Материалы к занятию: Презентация «Путешествие в историю часов», мяч; бумажные модели часов с циферблатом и передвигаемыми стрелками у воспитателя и у каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Я напрасно не хожу,

Когда надо, разбужу.  (Часы)

Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (Воспитатель дает детям возможность высказаться, а затем подводит итог, сопровождая свой рассказ показом слайдов.)

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?

Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.

Кроме водяных часов есть еще часы песочные. Они показывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сегодня, когда вы будете одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы одеваетесь.

Были когда-то еще часы-свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошел определенный отрезок времени.

Еще, люди заметили, что петух кричит три раза в сутки. Первый раз в полночь (первые петухи), второй раз глубокой ночью (вторые петухи) и третий раз рано утром (третьи петухи).

Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы-часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.

Так люди узнавали о времени суток раньше.

Затем появились механические часы, которые сохранились и теперь. Механические часы нужно заводить каждый день. Сначала были большие механические часы и висели они на высокой башне. Но у них есть недостаток. Их было видно не из всех домов, чтобы посмотреть на них нужно выйти из дома. И тогда придумали часы, которые носили на руке и их назвали наручные.

Но есть часы электронные, их заводить не надо, потому что они работают от батареек. Бывают часы большие – напольные.

Вот какой длинный путь прошли часы к нам.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Назови скорей». (Описание: Воспитатель бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч, и, бросая его обратно, называет число на единицу больше или меньше. Игра проводится в быстром темпе.)

Воспитатель: Ребята, проходите за столы (дети занимают свои места). Скажите: «Который час?» (Воспитатель на циферблате своих часов ставит стрелки, а затем спрашивает. Дети устанавливают на циферблатах своих часов то же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.)

Воспитатель: Замечательно, вы справились с заданием. Часы – это наши помощники. Когда вы подрастете и будете ходить в школу, они вам помогут беречь время и учиться на четверки и пятерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей разновозрастной группе " Дорога в Изумрудный город".

Конспект занятия в старшей разновозрастной группе Тема: « Дорога в Изумрудный город»   Задачи:  Закрепить представление о прямой и обратной последовате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей разновозрастной группе (6-7 лет) с использованием развивающей игровой технологии В. Воскобовича

Это занятие составлено с использованием игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича. идея сюжета из известной сказки "Снежная королева"...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей разновозрастной группе с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича: «Путешествие в Фиолетовый лес»

Цель: развивать познавательные способности и математические представления детей,  при помощи многофункциональных творческих пособий: «Волшебный квадрат», «Чудо-крестики», «Геоконт». Задачи: - форми...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей разновозрастной группе "История игрушки. Кузедеевская фабрика игрушек"

Данное занятие знакомит детей с историей поселка, с Кузедееевской фабрикой игрушек. Так же в занятии для наглядности  представлены  экспонаты музея п. Кузедеево, о истории которых рассказыва...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «Путешествие на поезде»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей разновозрастной группе «Путешествие в страну Математика»

Цель. Систематизировать и закрепить математические представления детей старшей разновозрастной группы.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя....