Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП" у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Многофункциональное пособие "Калейдоскоп геометрических фигур".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_ped.idey_.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП у детей дошкольного возраста.
Алексеева Елена Николаевна – воспитатель
Попова Наталья Валентиновна – воспитатель
Богданова Татьяна Петровна – логопед
СПДС «Колосок» с. Ташелка
Всем известно, что математика играет важную роль в умственном, познавательном и речевом развитии, недаром математику называют «царицей наук».
Занимаясь математикой дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. В последние годы большое внимание уделяется развитию у детей математических и конструктивных способностей.
Как же сделать так, чтобы изучение математики стало более привлекательным и доступным для воспитанников?
Мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему–то обучают, пусть думают, что они только играют, но не заметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать ее, которая увлекает его.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает определенную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений у детей.
Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они видоизменяются по мере усложнения усвоенного дошкольниками программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
В работе с детьми мы используем много игр, сделанных своими руками.
Предлагаем вашему вниманию многофункциональное пособие «Калейдоскоп геометрических фигур». В нашем детском саду данное пособие в своей работе используют воспитатели разных групп. Область применения многообразна: и в организованной образовательной деятельности, и в свободной деятельности детей в режимных моментах, и в индивидуальной работе.
Дети любят слушать сказки, они стараются повлиять на события, помочь героям. Эту особенность детей мы используем в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение математических задач, где необходимо применять математические знания.
Учитывая интерес ребенка к игре и сказке мы используем наше пособие при решении «математических сказок».
«Калейдоскоп геометрических фигур» можно изготовить очень легко. Для этого нам понадобиться: салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур.
Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение.
Данное пособие поможет:
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету).
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
Варианты игры:
«Чего не стало? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Собери бусы из фигур» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например, дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко, машину и т. д.) В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
. «Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) и другие.
Опыт работы показал, что используя данное пособие благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дали большой заряд положительных эмоций, повысился уровень работоспособности детей.
Таким образом, можно говорить о положительной динамике роста интеллектуального развития детей.
Хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Литература.
1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. – М.: Просвещение, 1992.
2.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1991.
3.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М., 1984.
4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: 2005.
65М.К.Сай, Е.И.Удальцова Математика в детском саду.- 2-е изд.,1990.
6.З.А.Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников, пособие для воспитателя.-М.,1985.
7.И.А.Понмарева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. – Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. М. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»
Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...
мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей дошкольного возраста в домашних условия...
Мастер - класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс "Рисование песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Создание усовий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспита...
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....
мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»
Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...