мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДБОУ «Детский сад №35»
Мастер-класс
«Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»
Разработала воспитатель
Курлыханова Вера Владимировна
Ст. Ивановская,2017
Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающем миром и с удивительном миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка.
«Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», – пишет В.А.Сухомлинский.
Детская радость – это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Понятие добра и красоты у ребёнка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котёнка или щенка.
Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, – опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.
Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Великие мастера искусства отражали в своих произведениях ее величие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.
Красота – это идеал. И мы должны стремиться к прекрасному. Может, только тогда на земле наступит гармония между человечеством и природой... Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию, действию. Поэтому задача экологического образования в детском саду – научить ребят с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. Большую роль в процессе формирования экологической культуры дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства. Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение. Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изодеятельности.
Мастер- класс для педагогов.
Помимо того, что нетрадиционное рисование помогает весело провести время, оно еще и несет несколько других важных функций.
Во-первых, развивает мелкую моторику. Когда используются разные материалы для творчества, то это сказывается на ней, как ничто другое.
Во- вторых, помогает развить мышление и фантазию. Дети не просто копируют то, что видят перед собой, но и вносят в рисунок что-то свое, дополняют его тем, что им кажется наиболее подходящим и нужным.
В-третьих, нетрадиционные техники рисования позволяют развить творческий потенциал. Конечно, далеко не каждый ребенок вырастет и станет художником, однако это творческое начало им пригодится и в школе, и в жизни потом.
В-четвертых, такое рисование помогает постичь тайны анализа и самоанализа. Во время обсуждений после занятий дети высказывают свое мнение, показывают свои знания о той или иной теме, активно (или не очень ) обдумывают заданный предмет.
Игровая форма занятий позволяет постоянно держать интерес даже самых непоседливых мальчиков и девочек.
Зимние узоры.
Потребуются: краски, листы бумаги, кисти, пластиковые тарелки, листы капусты свежие и хрустящие, еловые веточки.
Этап первый: оттиски.
На капустный лист со стороны прожилок наносится голубая или синяя краска (только на сами прожилки), чтобы оттиск получился интереснее и ровнее, затем лист прижимается к бумаге, чтобы узор отпечатался.
Этап второй: прорисовка.
В тарелке смешивается гуашь с водой до жидковатого состояния. В ней смачиваются еловые веточки. С их помощью наносится замысловатый узор на лист бумаги там, где есть свободное место.
Этап третий: обсуждение.
Нетрадиционное рисование подразумевает и обсуждение результатов . Дети должны рассказать, что именно им нравится в рисунке, что, по их мнению, не получилось, а что можно было бы исправить или сделать по другому.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности и взаимодействии с миром природы, разностороннем познании этого мира и бережное отношение к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/29/picture-803769-1469799470.jpg)
Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
На протяжении многих лет работы по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827314-1475911191.jpg)
Изобразительная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313663-1381492441.jpg)
. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).
В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру". Представлен материал необходимый для этой техн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-789088-1634400089.jpg)
Мастер – класс по теме: «Современные подходы к образованию детей раннего и дошкольного возраста»
Мастер класс по художественной литературе во 2 младшей группе. Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-895389-1614528558.jpg)
Мастер – класс для родителей Тема: «Активизация словарного запаса детей раннего возраста через изобразительную деятельность»
Цель мастер-класса:Познакомить родителей с приемами и способами изображения, рассказать о необходимости развития и обогащения активного словаря в продуктивной и другой творческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/06/picture-72767-1583491701.jpg)
Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»
Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физ...