Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Составлена на основе программы "От рождения до школы" Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_femp.docx | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По формированию элементарных математических представлений в средней группе.
2016/2017 учебный год
Составитель программы:
Крайникова Лариса Васильевна -воспитатель
г. Москва.
Пояснительная записка
Программа, по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы, составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта «Формирование элементарных математических представлений», требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";
-Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
- СанПин 2.4.1.3049-13;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Уставом и нормативными документами гимназии «Первая Московская гимназия»;
- Разработана с учетом Основной образовательной программы дошкольного отделения гимназии «Первая Московская гимназия».
В программе на раздел «Формирование элементарных математических представлений» отводится 1 занятия в неделю, 31 занятия в год. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет составляет 20 минут. В программе представлено планирование работы по формированию элементарных математических представлений на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приёмов работы с детьми (наглядно- практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребёнком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, со деятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
Цель программы:
Формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Задачи обучения по направлению программы:
Формирование представлений о числе и количестве: - Развивать общие представления о множестве: множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов-
Учить считать до 5(на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например, «Один, (два, три- всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемыми числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»
Формировать представление о равенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше чем зайчиков; 3 больше чем 2, а 2 меньше чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один лишний.
Отсчитывать предметы из большого количества (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство и неравенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме, расположения в пространстве.
Развитие представлений о величине:
Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем наложения или приложения их друг к другу.
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (КРАСНАЯ ЛЕНТА ДЛИННЕЕ И ШИРЕ ЗЕЛЕНОЙ, ЖЕЛТЫЙ ШАРФИК КОРОЧЕ ИУЖЕ СИНЕГО)
Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длинны (ширины, высоты), располагать их в определенной последовательности- в порядке убывания и нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта красная башенка самая высокая, оранжевая пониже- розовая еще ниже, а желтая самая низкая.
Форма:
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре и кубе.
Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и двигательного анализаторов.
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы, углы, стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник),
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок- квадрат, дверь – прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве:
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз) обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, слева – окно, справа – дверь, сзади на полках – игрушки.
Познакомить с пространственными соотношениями: далеко – близко, (дом стоит близко, а береза растет далеко).
Развитие ориентировки во времени:
формировать представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
В конце года дети умеют:
- Считать до 5 (количественный, порядковый счет).
- Называют числа в прямом (обратном) порядке до 5
- Умеют сравнивать два предмета по величине (высоте, ширине, длине),
- Умеют устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
- Умеют определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.
- Знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Знают части суток их характерные особенности.
Создание развивающей среды: Одним из условий успешной реализации программы по «Формированию элементарных математических представлений» детей является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной деятельности.
«Уголок занимательной математики»: дидактические игры «Веселый счет», «Легкий счет» (лото), «Сложи картинку» (времена суток), «Мозаика», «Формы», «Кубики».
Логические игры: «Танграм», Головоломка Пифагора», «Игры Никитина».
Счетные палочки, комплект цифр, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Геометрические орнаменты, сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур.
Наборы «Учись считать», геометрических фигур (плоских и пространственных).
Пазлы, разрезные картинки, календарь года, лупа, песочные часы.
Альбомы с иллюстрациями «Времена года» Календарь недели.
Сюжетно – ролевые игры (Магазин, Зоопарк, Детский сад, Транспорт, Семья).
«Уголок удивления»: сундучок, конверты, открытки и т.д.
Система оценки результатов освоения программы:
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
Методическое оснащение программы:
- Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- И.А.Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений: средняя группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015. -176С.
- Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. В.П. Новикова, 2006 г.
- «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва 2005
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Программа «Раз- ступенька, два- ступенька…»
- И.А. Помараева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Средняя группа.
- «Весёлые игры и головоломки»
- Рамки и вкладыши Монтессори.
Тетради по математике:
Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Средняя группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.
Демонстрационный материал: наборное полотно, геометрические фигуры, плакаты, картины, игрушки (большие и маленькие)
Раздаточный материал: полоски разных цветов, грибочки, елочки, бабочки, белочки, морковки и др., пуговицы, пеналы, карандаши, счетные палочки.
Художественная литература: сказки В.Г. Сутеева «Кораблик», «Яблоко», «Кто сказал «мяу?», «Палочка- выручалочка».
Стихи Агнии Барто; «Игрушки».
Стихи Зои Александровой: «Мой мишка»
Рассказы для детей: В. Осеевой: «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово»
В. Катаева «Цветик – Семицветик»
Стихи Корнея Чуковского: «Телефон», «Айболит», «Тараканище», «Муха- Цокотуха».
Русские народные сказки из серии «Книжка – панорамка» входят «Колобок», «Курочка- ряба» «Гуси- лебеди», «Волк и семеро козлят». «Маша и медведь», «Три медведя».
Сказки Г. Х. Андерсена: «Оловянный солдатик», «Гадкий утенок»,
Английская народная сказка в обработке И. Б. Шустовой «Три поросенка».
Календарно-тематическое планирование по математике для детей средней группы
(31 занятие) 1 занятие в неделю (сентябрь-май)
И.А. Помораева, В.А. Позина
№ З-ия | Тема | Программное содержание | Стр. |
1 | «Поровну, столько- сколько» | «Поровну, столько - сколько». сравнивать две равные группы предметов, пользоваться словами: поровну, столько- сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, пользоваться словами большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. | 12 |
2 | «Больше, меньше, поровну» | «Больше, меньше, поровну, столько – сколько». Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). | 13 |
3 | «Геом. фигуры» | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. | 14 |
4 | «Сравнивать группы предметов» | Продолжать учить сравнивать две групп предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умения различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. | 15 |
5 | «Число 3» | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?» Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа. | 17 |
6 | «Число 3» | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величии не (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, длиннее - короче, широкий - узкий, шире - уже высокий -низкий, выше - ниже. Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь). | 18 |
7 | «Число 3» » Сколько?» | Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. | 19 |
8 | «Прямоугольник» | Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предмет, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. | 21 |
9 | «Число 4» | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. | 23 |
10 | «Число 4» | Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. | 24 |
11 | «Число 5» | Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в различии геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | 25 |
12 | «Число 5» «Сравнение Предметов» | Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначить результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки». Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | 28 |
13 | «Число 5» «Сравнение предметов» | Закреплять умении считать в пределах 5, формировать представлении е о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двух признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинна и широкая – большая дорожка, короткая и узка – маленькая дорожка». Упражнять в различи и названии знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). | 29 |
14 | «Шар», «Цилиндр» | Продолжать формировать предоставления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | 31 |
15 | «Счёт до 5» | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | 32 |
16 | «Далеко- близко» | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слов далеко – близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей. | 33 |
17 | «Счёт на слух» «Сравнение по величине» | Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представление о значении слов далеко – близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. | 34 |
18 | «Сравнение по длине» | Упражнять в счете звуков в пределах5. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | 35 |
19 | «Счёт на ощупь» | Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). | 36 |
20 | «Сравнение по ширине» | Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. | 37 |
21 | «Сравнение по ширине» | Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. | 39 |
22 | «Счёт до 5» | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. | 40 |
23 | «Ориентирование в пространстве» | Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. | 42 |
24 | «Сравнение по величине» | Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснять, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. | 43 |
25 | «Сравнение по высоте» | Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначить результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине. | 44 |
26 | «Сравнение по высоте» | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. | 45 |
27 | «Счёт до 5» | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | 46 |
28 | «Счёт до 5» | Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко. | 48 |
29 | «Количественный и порядковый счёт « | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т.д. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь. | 49 |
30 | «Куб», »Шар» | Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | 50 |
31 | «Счёт до 5», «Сравнение по величине» | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначить результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. | 51 |
МОНИТОРИНГ Формирование элементарных математических представлений.
Группа средняя | 2016 – 2017 учебный год | ||||||||||||
Воспитатели | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Считает до пяти и отвечает на вопрос «Сколько всего?» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определяет части суток |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Называет времена года в правильной последовательности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: не сформирован (Н), находится в стадии формирования (Ф), сформирован (С) |
Формирование элементарных математических представлений.
I. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания:
Инструкция.
- Что ты видишь на столе?
- Сколько кубиков на столе всего?
- Чем отличаются кубики друг от друга?
- Посчитай кубики по порядку.
- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)
- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)
- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.
- Что можно о них сказать?
2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка двух полосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Сколько бабочек в верхнем ряду?
Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).
всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
С - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
II. Уровень знаний об эталонах величины.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?
«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».
2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».
Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.
Ф - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
С - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.
III. Уровень знаний о геометрических фигурах.
Дидактические игры, упражнения, вопросы.
1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
Находится в стадии формирования: ребенок называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар и цилиндр.
Сформирован: ребенок называет круг, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, знает их характерные свойства. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
IV. Ориентировка в пространстве.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа.
2. Дидактическая игра «Назови, что видишь»
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.
Ф - ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.
С - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
V. Ориентировка во времени.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игровое упражнение «Когда это бывает?».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.
ПОТЕШКИ
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
Все растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши».
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.
Критерии оценки
Не сформирован - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Ф - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.
С - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФЭМП для дошкольников
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педаго...
Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа воспитателя подготовительной группы по ФЭМП...
Рабочая программа по ФЭМП
Подготовительная, старшая, средняя группы ( "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП
старшая группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой)...
Рабочая программа по ФЭМП
средняя группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...