Развивающие игры в дошкольном образовании
консультация по математике на тему

Общие характеристики развивающихигр. Ознакомление с методикой изучения  головоломки Танграм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx879.31 КБ
Файл razvivayushchie_igry.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

                                 Развивающие игры

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. 

Что такое развивающие игры?  Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. 

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: 

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; 

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; 

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; 

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; 

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. 

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. 

                                Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки . Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

 Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В.В.Воскобовича.Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

 

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие « логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игры :( подбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать.  Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3.Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4.Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5.Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

 Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

 Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

 

  • Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).

 

Задания к игре

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна (медведь).

http://geshki-class.ru/sites/default/files/media/materials/tangram_07.jpg

Хитрая плутовка-
Рыжая головка.
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса). 

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura16.jpg

Схемы игры танграм

Не всадник, а со шпорами.
Крылат, да плохо летает.
На плетях и заборах
Песни распевает (петух).

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura17.jpg

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura9.jpg

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura24.jpg

страус

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura20.jpg

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura18.jpg 

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura12.jpg 

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura8.jpg

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura5.jpg

Третий этап

  • Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется - поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…
Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Задания к игре

 

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

 

Задания к игре

 

 

Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но мы уверены, потренировавшись, вы и с ними справитесь.

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura10.jpg

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura6.jpg

Задания к игре


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ составитель МКДОУ №8 г Сим Воспитатель Морозова Т.Н.

Слайд 2

Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.

Слайд 3

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось ОБЪЕДИНИТЬ один из основных принципов обучения ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ с очень важным принципом творческой деятельности САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ, когда ребенок может подняться ДО «ПОТОЛКА» своих нынешних возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Слайд 4

ВИДЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Слайд 5

Игры на плоскостное и объемное моделирование

Слайд 6

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

Слайд 7

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

Слайд 8

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

Слайд 10

Методика организации и проведения развивающей игры Вовлечение с помощью сказки, загадки. Обязательное участие взрослого в начале игры. От простого к сложному. Возможность думать самостоятельно. При затруднении вернуться к пройденному. Вовремя отложить или остановить игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Компьютерные развивающие игры в дошкольном образовании

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество компьютерных разви...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Статья на тему: «Развивающие дидактические игры в дошкольном образовании: теория и практика»

Статья рассматривает актуальную тему применения развивающих дидактических игр в дошкольном образовании с учетом инновационных подходов. В статье анализируются теоретические основы развивающих игр, осо...

Развивающие технологии в дошкольном образовании

Дальнейшее развитие современного дошкольного образованияи усовершенствование образовательной деятельности в ДОО невозможнопредставить без создания и внедрения инновационных технологий, которыенаиболее...