Конспект НОД " На лесной полянке" ФЭМП средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Калитина Елена Николаевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx67.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» города Вольска Саратовской области

Ул. Революционная, 29.тел: 7-10-39

Конспект

проведения НОД по формированию

элементарных математических представлений

в средней группе на тему: «На лесной полянке»

Воспитатель: Калитина Е.Н.

                                                             Дата проведения:

Г. Вольск

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Тема: «На лесной полянке»

Цель: Формирование элементарных математических представлений через игру

Задачи:

  • Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину.
  • Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику.
  • Активизировать речь. Развивать у детей умение давать развёрнутые ответы.
  • Побуждать детей к доброжелательному отношению к животному миру, эмоциональную отзывчивость,побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи.  Воспитывать интерес к математике.

Тип занятия: закрепление

Оборудование: конверт с письмом, счётные палочки на каждого ребёнка, схема «морковка» из палочек на каждого ребёнка, цифры от 1 до 5, мяч, на мольберте картинки: 5 бабочек, 4 улитки, 3 божьи коровки, 2 осы, 1 паучок; цифры от 1 до 5; бабочка на палочке. Проектор, экран, ноутбук. Дорожка.

Предварительная работа: Повторение названий  диких животных,  насекомых. Составление картинок из счётных палочек. Дидактические игры: «Считай не ошибись», «Сложи по порядку», «Скажи наоборот»

Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка, хождение по дорожке.

Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.

- Шире наш чудесный круг,
 Я твой друг и ты мой друг.
 Влево, вправо повернитесь.
 И друг другу улыбнитесь.

-Ребята, а хотели бы вы сейчас побывать на лесной полянке, где поют птички, порхают бабочки, пахнет молодой травой?

-А в этом нам поможет “волшебный экран”. Сейчас мы с вами закроем глаза и произнесём волшебные слова.

Слайд №1 (лесная полянка, поют птицы)

-Вот, ребята, мы на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво! Подождите, ребята – тут какое-то письмо! Какое интересное, послушайте:

“Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Злая Баба Яга заколдовала  нас. Помогите нам, пожалуйста!”

-Что ж, ребята, нужно обязательно выручить зверей. Но для этого нужно правильно выполнить все задания. Садитесь на свои места.

-Да.

(Дети произносят слова, открывают глаза и видят на “волшебном экране” изображение лесной поляны)

   На носочки поднимитесь,

    И два раза повернитесь,

     На полянке очутитесь.

Дети садятся.

II. Основная часть

Задание №1 «Путаница»

- Чтобы расколдовать первого жителя леса, мы должны выполнить задание. Баба Яга хочет поиграть с вами. Она очень любит менять цифры местами.  А вы должны будете расставить цифры по порядку.

(На доске располагаются цифры от 1 до 5. Воспитатель просит детей закрыть глаза и меняет цифры местами.)  

- Ребята Бабе Яге  не удалось нас запутать. Мы справились с заданием и расколдовали первого жителя леса – медвежонка.

Слайд №2: (медвежонок)

После каждого выполненного задания появляется «расколдованный» лесной житель.

Задание №2:«Сложи по схеме»

-А для того, чтобы расколдовать следующего лесного жителя, нужно приготовить для него угощение. Отгадайте загадку:

-Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая.

-  Правильно, это морковь! Сложите из счётных палочек по схеме морковь.

-  Молодцы! Справились с заданием! Как вы думаете, какой лесной житель любит морковь? Правильно, мы с вами расколдовали зайчика.

Слайд №3: (зайчик с морковкой)

- А зайчонок приглашает нас на полянку немного отдохнуть. К нему  нас приведёт эта тропинка. Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом

Слайд №4: (физминутка с зайчиком)

Слайд №5: (полянка)

Задание №3 «Исправь ошибку»

-  Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя леса мы сможем, если выполним задание «Исправь ошибку». Садитесь на свои места.

 – А на полянке живёт ещё и много разных насекомых. Каких насекомых вы видите? Посмотрите, соответствует ли количество картинок цифре, которая стоит рядом. (На мольберте: 5 бабочек - цифра 5, 4 улитки - цифра 4, 3 божьи коровки – цифра 3, 2 осы– цифра2, 1 паучок – цифра. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет цифры местами, убирает одну из картинок.) 

- Молодцы, справились и с этим заданием! Мы расколдовали лисичку.

Слайд №6 (лисичка)

Задание №4 «Наоборот».

- Осталось выполнить последнее задание, которое называется «Скажи наоборот»

Дорога - широкая, а тропинка …(узкая)
У синички хвост короткий, а у сороки  …(длинный)

Сосна высокая, а елочка …(низкая)

Колготки длинные, а носочки …(короткие)

Паутинка тонкая, а веревка…(толстая)

Солнце большое, азвездочка …(маленькая)

Куст-низкий, а дерево …(высокое)

Ручеёк узкий, а река …(широкая)

Слайд №7 (белочка)

-  Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.

Слайд №8 (все жители полянки)

3. Заключительный этап. Рефлексия.

-  Ребята, ну а теперь нам пора отправляться в детский сад.

На носочки поднимитесь,

 И два раза повернитесь,

В детском саду очутитесь.

Мы в детском саду.

Слайд №9: (Детский сад)

-  А к нам с полянки прилетела бабочка. Она очень хочет узнать понравилось ли вам помогать  жителям полянки. Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание больше всего понравилось?

Дети открывают глаза и восстанавливают порядок чисел.

Морковь

Дети выполняют задание

Дети смотрят на экран и выполняют движения.

Дети садятся за столы

Дети открывают глаза и находят ошибки

Дети выполняют задания

Дети передают друг другу бабочку и высказывают мнение

Возрастная группа: Средняя группа        

Тема «Путешествие по сказкам» 

Виды  деятельности:  Познание

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация.

Цель:  Формирование элементарных математических представлений через игру

Образовательные задачи:                                                                                                        

  Познание:

  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
  • Устанавливать размерные соотношения между 3-мя предметами разной длины и высоты (высокий – пониже - низкий, длинный – короче - короткий);
  • Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

Социализация:

  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения;
  • Приучать детей к сдержанности, к организованному поведению в коллективе.

Коммуникация:

  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь, формировать умение  активно участвовать в беседе;
  • Закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложении.

Материал: Сказочный сундучок, теремок с жителями (лягушка, мышка, заяц, волк, лиса, медведь), ковер-самолет (заплатки в форме геометрических фигур), три медведя и Машенька, кровати и  стулья трех медведей, три коврика.

Предварительная работа: Чтение и театрализация  сказок «Теремок», «Три медведя», дидактическая игра «Заплатки на юбке бабы Яги», беседа с детьми о «волшебном транспорте» (ступа, печь, метла, ковер-самолет).

Ход НОД:

Незаметно в группе появляется сундучок, и дети обращают на него внимание.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что у нас в группе появилось.

Дети: Это ведь сказочный сундучок.

Воспитатель:  А в сундучке  сказочные герои,  хотите узнать какие?                                        

Дети: Да

Воспитатель:  Тогда отгадайте загадки:

  • Из болота прискакала

В поле домик увидала

Зеленая попрыгушка

Мышке в дверь стучит …….(лягушка)

Дети: Лягушка

Воспитатель: А из какой сказки лягушка?

Дети: Сказки «Теремок»

  • В дом хозяева зашли –

Безобразие нашли.

На трех стульях кто сидел?!

Кто похлебку всю доел?!

Кто шмыгнул в окно, как ветер,

На вопрос вы мне ответьте?  (Машенька)

Дети: Машенька

 Воспитатель: А из какой сказки Машенька?

Дети: Сказки «Три медведя»

Воспитатель: Но, Машенька и лягушка почему-то грустят, как вы думаете. Почему?

Дети: Предполагают (потерялись).

Воспитатель: А как мы можем им помочь?

Дети: Вернуть их в сказку.

Воспитатель: Ребята хотите попасть с нашими героями в сказку?                         

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно попасть в сказку?        

Дети: Предполагают (подвожу постепенно их к ковру самолету)

Воспитатель: Посмотрите, не волшебный ли  «ковер-самолет» здесь лежит. (Разворачивает «ковер-самолет», а там дырки в виде геометрических фигур). 
- На нем мы и отправимся путешествовать. Ой, на ковре у нас  дырки, мы не сможем, отправиться, на нем путешествовать.  Что же мы будем делать?

Дети: Зашить, поставить заплатки.

Воспитатель: Но дырки необычной формы, на что они похожи?

Дидактическая игра: «Заплатки»
А в сказочном сундучке  лежат заплатки. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырок  на ковре. Называя, какую геометрическую фигуру они берут.

Воспитатель: Вот мы и поставили заплатки, усаживайтесь на ковер-самолет и мы с вами отправляемся в полет. Закрывайте глаза: «Крабли, крабли пим

        Мы уже летим!» (звучит волшебная музыка)                                                                                                                                  

Воспитатель: В какую сказку мы прилетели? (Открываю на столе теремок и его героев)

Дети: Теремок.

Воспитатель: Смотрите, нас встречают  жители Теремка, но кого-то здесь не хватает. 

Дети: Лягушки

Воспитатель: А где же наша лягушка?

Дети: В сказочном сундучке? (Достаю лягушку из сундучка)                

Воспитатель: Но жители никак не могут сосчитать, сколько, же их.  Давайте сосчитаем

их. Саша  сосчитай героев сказки. А теперь Маша сосчитает.                                                                                                                                                      

Дети: 5

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно сосчитали героев. Герои решили вас пригласить поиграть с ними в игру.

Дидактическая игра «Кто, где спрятался?»

Воспитатель:

Закройте глаза, а тем временем жители теремка  спрячутся, а вы должны их найти. (Герои прячутся в пределах обстановки теремка).

Воспитатель:

Куда спряталась мышка-норушка?

Где сидит зайчик?

Возле чего сидит лягушка-квакушка?

Где спряталась лисичка сестричка?

Куда спрятался волчок?

Возле чего стоит медведь?

 Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).

Воспитатель: Вот мы и помогли лягушке вернуться в ее сказку, а теперь усаживайтесь на ковер-самолет и полетели дальше. Закрывайте глаза: «Крабли, крабли пим                                                                                                           Мы уже летим!»     (звучит волшебная музыка)                                                                                                                                   Как вы думаете, в какую сказку мы прилетели? (Открываю на столе три медведя и их домик)

Дети: «Три медведя»                                                                        

Воспитатель: Правильно – это сказка « Три медведя».  Нас встречают герои этой сказки Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка, но   кого-то здесь не хватает.

Дети: Машеньки

Воспитатель: А где же наша Машенька?

Дети: В сказочном сундучке (Достаю Машеньку из сундучка)

Воспитатель: Но герои грустят, потому что в домике беспорядок. Ребята, а как мы им можем помочь?

Дети: Убрать все.

Воспитатель: Давайте наведем порядок в домике у медведей.

Дидактическая игра «Каждому свое!».

Воспитатель: Чей это стульчик?

Дети: Михайло Потаповича

Воспитатель: А какой он по высоте?

Дети:  Высокий.

Воспитатель: Чей это стульчик?

Дети: Настасьи Петровны

Воспитатель: А какой он по высоте?

Дети: Чуть-чуть пониже.

Воспитатель: Чей это стульчик?

Дети: Мишуткин

Воспитатель: А у Мишутки, какой стульчик по высоте?

Дети: Низкий.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а здесь еще и коврики лежат. Давайте положим их к кроваткам.  

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Длинный

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Михайло Потаповича

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Короче

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Настасьи Петровны

Воспитатель: Это какой коврик по длине?

Дети: Короткий

Воспитатель: От чьей кровати этот коврик?

Дети: Мишуткиной

Воспитатель: Вот мы и помогли навести порядок у трех медведей и Машеньку вернули  в ее сказку. Ребята, Маша мне на ухо что-то хочет сказать. В благодарность за нашу помощь она положила в сказочный сундучок нам угощение. Спасибо! 

Теперь усаживайтесь на ковер-самолет
Пора нам возвращаться в детский сад. 
С вами мы опять в полёте,                                                                                                     

На ковре, на самолёте. 
Он по небу быстро мчится –                                                                                                      Должен в группе приземлиться. (звучит волшебная музыка)                                                                                                                                  

Вот мы и в группе (дети усаживаются на стульчики).  Вам понравилось путешествие по сказкам. (Ответы детей) На чём путешествовали? (Ответы детей) В каких  сказках  мы  с вами побывали? (Ответы детей) Для чего мы с вами путешествовали в эти сказки?                 (Помогли лягушке и Машеньке вернуться в сказку).
Чем мы помогли героям сказки «Теремок», «Маша и медведь» (Ответы детей).

А про гостинец от Маши не забыли!  Угощайтесь. Все, ребята молодцы!

Познавательная  деятельность ФЭМП

(Первые шаги в математику)

детей средней группы

 

«Учимся с Лунтиком».

Цели:

- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола; закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку цвета, формы; закреплять пространственные представления: шире, уже;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать интерес к занятиям математикой.

 

Демонстрационный материал: фланелеграф,  изображения мультгероев Лунтика и кузнечика Кузи, звезды из цветной бумаги, прямоугольники.

Раздаточный материал:  счётные палочки, веревочки, прямоугольники из цветной бумаги.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

… Однажды на Луне родился необычный малыш (Слайд 1)

- Вы знаете его?  

- А что это вокруг Лунтика?  

- На какие группы можно разбить эти звезды? (По размеру и по цвету)

- Какого цвета звезды? (Красные и желтые)

- Каких больше, желтых или красных? (Желтых)

- Как узнали?

-Сейчас мы это проверим (Вызванный ребенок   выкладывает желтые звезды, ниже, под каждой желтой, - красные. Выясняется, что желтых больше, чем красных (красных меньше, чем желтых)

- Что надо сделать, чтобы звезд стало поровну? (Убрать или добавить 1 звезду)(Слайд 2-3)

II. Основная часть.

… И случилось так, что Лунтик попал на Землю и встретил много новых друзей. А кто стал лучшим другом Лунтика? (Слайд 4)

- Кузя больше всего любит играть с палочками и веревочками. И сейчас он собирается играть в игру «Составь фигуру». Давайте и мы поиграем? (У каждого ребёнка на столе по 1 верёвочке и набор счётных палочек)

- Возьмите 4 палочки  и составьте из них ÿ, а из трех палочек - ∆.

- Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)

- Чем отличаются? ÿ - 4 угла и 4 стороны, у ∆ - 3 угла и 3 стороны)

- Сделайте из 1 веревочки  Ο.

- Чем Ο отличается от ÿ и ∆? (У Ο  нет углов)

III. Физминутка.

- Что-то мы засиделись. Лунтик и Кузя предлагают нам провести физминутку.

IV. Заключительная часть.

- Сегодня ясный погожий денек и Лунтик с Кузей, спросив разрешения у Бабы Капы, решили пойти искупаться на речку. Для чего взяли с собой 2 полотенца: широкое и узкое.   (На доске два прямоугольника)(Слайд 5)

- Как определить, какое из них кому принадлежит? (Приемом наложения и приемом приложения. Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка)

V. Итог.

- Итак, Лунтик и Кузя отправились на речку, а наше занятие подошло к концу.

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Тема занятия: «Чудесное дерево»

Программное содержание:

-Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

-Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый.

-Закреплять счет до пяти.

-Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с цифрой.

-Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику.

-Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материалы:

Демонстрационный: макет дерева, на нем 5 - 6 ярких мешочков с цветными бантиками.

Маска кота, мягкие игрушки: медвежонок, котенок; матрешки; горшочек с геометрическими фигурами; орешки; разрезная картинка «Ваза с листьями».

Раздаточный: счетные палочки, нитки, карточки с цифрами.

Ход занятия.

Игровая мотивация:

Деятельность воспитателя: --Мы сегодня побываем в сказке, но для этого нам надо закрыть глаза. (Звучит музыка.)

Деятельность детей:- Дети внимательно слушают воспитателя и закрывают глаза.

(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками.)

Деятельность воспитателя:

-А у наших, у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

-Посмотрите-ка, ребята, вот оно, какое чудо-дерево.

Давайте посмотрим, что же на нем выросло (Дети отвечают:-мешочки) .

-Правильно, мешочки с заданиями.

За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз – частичку от картинки.

I часть:работа с демонстрационным материалом.

Деятельность воспитателя:

1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.

- Какого цвета бантик? (Дети отвечают.)

-Кто это (Ответ 3-4 детей: медвежонок.)

-Что любит медведь? (Дети отвечают: мёд.)

Деятельность воспитателя:

Воспитатель достает горшочек.

- Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум) .

Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там?

(заглядывает в горшочек) .

- Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры.

Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал Мишутка в горшочке.

Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Поочередно подходит к детям, они на ощупь определяют фигуру в горшочке.

Деятельность детей:

Дети опускают руку в горшочек и определяют геометрическую фигуру на ощупь. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

Деятельность воспитателя:

2. Снимаем следующий мешочек.

- Какого цвета бантик? (Ответы 4-5 детей.)

Посмотрим что там. Посчитаем орешки.

-Какая зверюшка, любит орешки?

-Кого она угощала, вспомним. (Ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»:

"Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. "

II часть: работа с раздаточным материалом.

Деятельность воспитателя:

3. Еще мешочек есть. Какого цвета бантик? (Отвечают, какого цвета бантик.)

Там счетные палочки и нитки. (Работа детей с раздаточным материалом.)

У вас на столах лежат счетные палочки и нитки.

Из палочек нужно сделать квадрат. Сколько у квадрата сторон? (4, а сколько углов( 4) Молодцы, а теперь составим треугольник. Сколько у треугольника сторон( 3, а сколько углов( 3) (Дети отвечают на заданные вопросы.) Очень хорошо. Все справились с заданием. А теперь из ниток вы должны составить – круг, самостоятельно.

Деятельность воспитателя:(Помогаю детям, у которых не сразу, получается, составить фигуры: наводящими вопросами, или показом на своих палочках.)

III часть:подвижная игра.

Деятельность воспитателя:

4. Ребята, вы ничего не слышали?

Мне показалось, кто-то мяукает.

Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!

Воспитатель достает маску кота. (Одевает на одного из детей.)

Деятельность детей:

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.

Деятельность воспитателя:

—. у нас будет котиком, а вы — мышками. Прячьтесь от котика.

«Мышки в норках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

-Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет! »

Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.

«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!

Только котик засыпает, мышки пляску начинают»

Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!

«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет! »

-Сколько мышек? (Ответы детей: много.)

-Сколько котиков? (Ответы детей: один.) (Игра повторяется 2-3 раза.)

5. Вот как мы поиграли интересно.

Все подходят к дереву, и воспитатель снимает последний мешочек.

Деятельность воспитателя:

- Какого цвета бантик? (Отвечают, какого цвета бантик.)

-В мешочке карточки с цифрами. (Дети называют цифры.)

- Еще матрешки – подружки.

Нужно сосчитать и показать карточку с нужной цифрой. (Дети считают матрешек и показывают карточку с нужной цифрой.)

IV часть: настольная игра «собери картинку».

Деятельность воспитателя:

А теперь составим части и посмотрим,

какая картинка получилась?

Деятельность детей:

Дети отвечают, что получилось на картинке. (Ваза с листьями) .

Деятельность воспитателя:

- Почему ваза с листьями?

-Какое сейчас время года? (Дети отвечают на вопросы.)

Правильно, листья мы можем собрать только осенью.

На прогулке мы с вами соберем свой букет листьев.

V часть:подведение итогов.

Деятельность воспитателя:

Для этого нам нужно вернуться из сказки, в детский сад (звучит музыка) .

- Открывайте глазки, вот мы и в детском саду. Понравилось вам в сказке?

(Дети отвечают на заданный вопрос.)

 

«Поможем друзьям»

ЗАДАЧИ:

1 «Познавательное развитие»: Продолжать закреплять умение в счете в пределах пяти; упражнять детей в умении выделять сходство  геометрической фигуры с заданным предметом; упражнять детей сравнивать предметы  большое, маленькое используя знакомые им способы сравнения.

2 «Речевое развитие»: активизировать речь, способствовать развитию словесно- логического мышления, связанной речи. Учить выражать в речи относительность размеров по ширине, высоте и обосновывать выбор.

3 «Социально-коммуникативное  развитие»: Формировать  готовность к совместной деятельности со сверстниками. Развивать эмоциональную  отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку.

4 «Художественно–эстетическое развитие»: Стимулировать к самостоятельной конструктивной деятельности.

5 «Физическое развитие»: Формировать потребность в двигательной активности.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

- практические: решение проблемных  задач практические задания.

-наглядные: рассматривание, сравнение зрительно.

-словесные: беседа, вопросы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Конверт с письмом от белочки, карточки- подсказки, геометрические фигуры разной формы, две дороги (на слайдах) одинаковые по ширине но разные по длине, изображение животных. Домики, изображение фруктов и овощей, набор цифр от 1 до 5.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Проблемно-игровая

Логико-математическая игра. Развивается представление о плоских и объемных геометрических фигурах. Продолжать знакомить детей  со свойствами предметов ( цвет, форма, размер).Тренировать умение разбивать группы предметов по признаку.

Познавательно -исследовательская

Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, сравнение размеров. «Открывается» опосредованный способ сравнения величин.

Коммуникативная

Беседа, вопросы. Продолжать развивать умение решать  на наглядной основе простые задачи .

Художественно - эстетическая

Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Двигательная

Стремление к улучшению потребности в двигательной активности за счет  имеющегося двигательного опыта.

 ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Педагог приглашает детей встать в круг и улыбнутся друг другу.

Дети встают в круг.

Создание познавательной мотивации детей к деятельности.

Раздается стук в дверь, детям вручается конверт с письмом.

Интересно от кого письмо.

Читают письмо от Белочки: « Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите! Разхулиганилась в лесу Баба-Яга. Разбежались от нее звери , да и заблудились. Не могут найти свои домики. Мы очень ждем  вашей  помощи. Белочка».

Упражнение « Дорога в сказочный лес». Смотрите на экране сказочный лес

(слайд № 1). В лес ведут две дороги. Посмотрите какие они. По какой дорожке мы доберемся до заблудившихся зверей и поможем им расселится по домикам.

 Нужно прочитать. .

Длинная и короткая.

Ребята ставят проблему и предлагают пути ее решения.

Дети способом сравнения выбирают самую короткую дорогу.

Молодцы , мы с вами отправимся дальше по короткой дороге.

Только на чем мы туда отправимся? Заводим мотор и в путь.

Дети предлагают варианты

 Дети встают за воспитателем, друг за другом и легким бегом делают круг. Конверт  берут с собой.

Давайте прочитаем первую подсказку ( слайд №2). Упражнение «Найди нужную фигуру».Количество зверей вы узнаете, пересчитав те фигуры, которые напоминают крышу дома

Дети : крышу дома напоминает треугольник.

Путем рассуждения дети выбирают треугольники и считают их.

 Воспитатель: Значит сколько нам нужно будет расселить зверей по домикам?

Дети: Пять

Дети посредством пересчета определяют количество зверей.

А вот и наши заблудившиеся звери . А давайте построим зверей по росту . Упражнение « Построй по росту»

На столе дети строят зверей по росту.

-Кто стоит первый ?

-Кто последний ?

-Кто после зайца?

-Кто перед лисой?

Воспитатель: Отправляемся дальше. Зачитывает вторую подсказку ( слайд №3). Домики для зверей вы найдете, если налево пойдете.

 

Надо решить где левая сторона.

Путем рассуждения и ориентировки в пространстве дети с помощью воспитателя определяют правую и левую сторону. И выбирают ,в какую сторону им идти дальше: налево.

Вот мы и дошли до нужного места. Мы нашли домики наших зверей .Давайте расселим их по домикам. Но прежде слушайте следующую подсказку (слайд № 4): Медведь живет в самом большом домике,

Волк- в домике, окна которого круглой формы,

Лиса- поселится в домик ,в котором только два окна,

Зайка- живет в домике, который ниже чем у Лисы,

Мышка поселится в самый маленький домик.

Дети расселяют зверей по домикам.

.Путем сравнения и рассуждения дети правильно расселяют зверей согласно описанию.

Проводит физкультминутку (Приложение 1).

Выполняют движения по тексту

Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.

Воспитатель: У наших зверей перед каждым домиком росли в огороде овощи и фрукты, но пока звери плутали в лесу  Баба-Яга и здесь все перепутала. Давайте поможем навести порядок в огородах. ( слайд №5)

У Медведя- свекла.

У Волка –баклажаны.

У Зайки – яблоки.

У Мышки – груши.

У Лисы – лимоны.

 Дети раскладывают фрукты и овощи.

Согласно описанию дети рассаживают овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята, посчитайте и поднимите цифру , которая соответствует данному количеству овощей или фруктов.

Дети считают

Дети посчитав овощи и фрукты согласно описанию показывают цифры: У Медведя свеклы 5шт.

У Волка баклажаны- 1 шт.

У Зайки яблоки- 4шт.

 У Мышки груши- 2шт.

 У Лисы лимоны- 3шт. Учатся правильно считать предметы. Закрепляем знание цифр: 1 2 3 4 5

 Воспитатель: Ну вот мы с вами помогли зверям и все подсказки  Белочки выполнили правильно. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось? Что запомнилось больше всего?

Воспитатель: Белочке понравилось как  вы помогли зверям из леса выбраться ,домики найти, огородики их правильно рассадить, молодцы ребята!

Дети: говорят спасибо Белочки.

Дети получили удовлетворение от общения со сказочными героями. Расширили словесный запас, повторили счет до пяти ,геометрические фигуры.

Цель: развивать у детей элементарные математические представления.

Задачи:

•        закрепить умения детей считать в пределах пяти;

•        закрепить знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

•        закрепить понятия «впереди», «сзади»;

•        развивать образное воображение, внимание;

•        развивать умение ориентироваться в пространстве;

•        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к познанию нового.

Предварительная работа.

•        счет до пяти;

•        знакомство с понятиями «право», «лево», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади»;

•        работа с плоскостными геометрическими фигурами;

Демонстрационный: атрибуты к русской народной сказке «Репка на новый лад» (куклы би-ба-бо: коза, петушок, собака, кошка, мышка), «чудесный мешочек».

Раздаточный: билеты, геометрические фигуры плоскостные.

Ход занятия:

Воспитатель

Дети

•        Пальчиковая гимнастика:

«Один, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

Один, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять!»

        «Собираемся в театр»

Воспитатель заглядывает в мешочек и достает билеты.

•        Ребята, как вы думаете, что это?

 Я думаю, что это билеты.

Какой они формы.

Давайте посмотрим у квадрата четыре угла.

 Мы сегодня с вами пойдем на спектакль. Хотите?

Тогда, одевайтесь красиво (пантомима).

Оделись?

Получите билеты. (Воспитатель раздает фигуры квадратной формы).

Цвет обозначает ряд, а цифра  – место. Занимайте свои места.

Какого цвета у вас билетик?

Настольный театр – сказка «Репка на новый лад» (показывает воспитатель).

•        Расскажу я вам, ребята, сказку «Репка на новый лад»

        Посадила коза репку. Выросла репка большая пребольшая! Стала коза репку из земли  тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвала коза петушка. Петушок за козу, коза за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвал петушок собаку. Собака за петушка,  петушок за козу, коза за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала собака кошку. Кошка за собаку, собака за петушка, петушок за козу, коза за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за собаку, собака за петушка, петушок за козу, коза за репку, тянут – потянут, вытянули репку!

        

Вам понравилась сказка?

А теперь немного отдохнем!

Физкультминутка.

«Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо!

Ветерок все тише – тише,

Деревцо все выше-выше!»

Закрепление понятий «впереди», «сзади»

•        Давайте посчитаем героев сказки «Репка» (Вывод – всего пять).

•        Кто впереди петуха? (коза)

•        Кто сзади собаки? (кошка)

•        Кто впереди кошки? (собака)

•        Кто сзади кошки? (мышка)

•        Кто впереди собаки? (петух)

Молодцы! Про всех рассказали!

        Работа с плоскостными геометрическими фигурами. (Выполняют стоя, за столами)

Что-то в мешочке еще лежит?!

Посмотрим? (воспитатель достает геометрические фигуры плоскостные)

Что это? (геометрические фигуры)

Какие фигуры?

Нашим артистам пора домой. Давайте построим для них домики.

Воспитатель интересуется у детей из каких геометрических фигур построили свой домик?  

Воспитатель хвалит детей и просит, по необходимости, помочь друг другу.

 Вы, молодцы! Спасибо!

Дети повторяют за воспитателем движения пальцами.

Ответы детей.

Ответы детей (квадрат)

Да, хотим.

Да.

Каждый называет цвет.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Да, понравилась.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Считают вслух героев.

Ответы детей.

Посмотрим.

Фигуры.

Квадрат, треугольник.

Давайте (строят дом из геометрических фигур).

Ответы детейиз красного квадрата и желтого треугольника.

НОД «ФЭМП»

по теме ПДД в специальной (коррекционной) группе \/ вида

«ПДД и математика» в средней группе

Вид деятельности – интегративная (познавательно-исследовательская, игровая)

Форма проведения: фронтальная.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура».

Цели и задачи:

«Познание»:

- развивать память, внимание, мышление;

- формировать элементарные математические представления, формировать умения:

  • различать и называть цилиндр на основе его сравнения с шаром и кубом;
  • уметь видеть независимость счета от размеров предметов;
  • совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

«Социализация»

- развивать игровую деятельность, формировать умение воспроизводить в игре задуманный сюжет;

- формировать умение взаимодействовать со взрослыми и детьми в процессе НОД;

- воспитывать стремление к совместной творческой исследовательской деятельности;

- воспитывать стремление оказывать помощь.

«Коммуникация»

- формировать умение отвечать на вопрос полным предложением;

- активизировать словарь по теме «ПДД»;

- закреплять умение согласовывать существительные с числительными.

«Физическая культура»

Обогащать двигательный опыт детей:

- упражнять в прыжках в длину;

- упражнять в умении легко передвигаться по группе, не наталкиваясь друг на друга.

Предварительная работа

  1. Беседа о правилах ДД, о знаках ДД;
  2. Чтение художественной литературы по теме;
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге, на улице.

Ход

  1. Организационный момент

- Дети, отгадайте загадку:

С тремя глазами живет,

По очереди мигает.

Как мигнет – порядок наведет.

Что это такое?

- Ответ: Светофор.

- Правильно.

2. Упражнение на дыхание

- Наверное, светофор спрятался вот на этих карточках. Чтобы его увидеть, нужно подуть на карточку. Вдох носом и выдох ртом.

- Дети: светофор вижу.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики.

- А сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Светофор горит зеленый (кулак на кулак, раскрыть нижний)

Значит можно нам идти (развести руки в стороны, раскрыв кулаки)

Если желтый – приготовься (кулаки друг на друга, раскрыть верхний)

Красный – стой и подожди (закрыть оба кулака, нижний поднять на верхний и раскрыть).

  1. Упражнение в умении различать и называть цилиндр на основе сравнения его с кубом и шаром.

- Стоп движению. По-моему, дальше ехать нельзя. О чем говорит нам дорожный знак?

Дети: идут дорожные работы.

- Идет ремонт дороги. Как называется техника, которая ведет ремонт?

Дети: каток.

- Скажите, на какую геометрическую фигуру похожи колеса?

Дети: на цилиндр.

- У нас на столе лежат разные фигуры.

  Возьмите по одной фигуре, похожей на колеса катка.

- Какую фигуру ты взял, Игорь? (ответ)

- А ты, Соня, почему взяла цилиндр? (ответ)

- А теперь в другую руку возьмите куб.

- Чем они отличаются? (цилиндр катится, куб – нет)

- Чем похожи эти фигуры? (обе стоят)

- Теперь вместо куба возьмите в руки шар.

- Что общего у шара и цилиндра? (катятся)

- Чем они отличаются? (шар не стоит)

- Разложите фигуры по корзинам.

- Теперь поиграем.

  1. Упражнение на развитие общей моторики, внимания

П/и «Машины по гаражам»

  1. Упражнение на умение видеть независимость счета от размеров предметов.

- Дети, что это у меня?

Дети: дорожные знаки.

- Какие знаки по форме?

Дети: одни круглые, другие треугольные.

- Предлагаю разложить их в 2 группы. А теперь посмотрим, каких знаков больше?

Дети (ответ)

- Как узнать, каких знаков больше, каких меньше?

Дети: нужно посчитать.

- Посчитай, Настя, круглые знаки. Сколько их? (ответ)

- А ты, Вова, посчитай треугольные знаки, сколько их? (ответ)

- Что можно сказать про количество круглых и треугольных знаков?

Дети: их поровну, по 5.

- Дети, треугольные знаки – это предупреждающие знаки. О чем-то предупреждают водителей. А круглые знаки – запрещающие – их много. Одни знаки говорят, что здесь машинам нельзя идти на обгон, другие говорят, что здесь нельзя ездить на мотоциклах и т.д.

  1. Упражнение на совершенствование представлений о значении слов далеко - близко.

- А теперь проверим вашу силу и ловкость.

Нужно допрыгнуть от линии до знаков и дотронуться до них рукой (одини знак стоит близко, второй далеко) Прыгают двое.

- Почему, Андрей, ты не смог допрыгнуть до знака?

- Знак стоит далеко.

- А ты, Соня, почему допрыгнула до знака?

- Знак стоит близко.

- Игорь, до какого знака ты сможешь допрыгнуть? (ответ)

- А ты, Вова, до какого знака не сможешь дотронуться рукой? (ответ)

- Молодцы, дети, вы не только много знаете о дорожных знаках, но ещё и сильные и ловкие.

Итог:

 - Дети, в какие игры мы сегодня играли? (отвечают)

- Пока мы играли, за нами наблюдал вот этот замечательный светофор. Он остался очень доволен вами и приготовил для вас подарки – свои изображения.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «ПДД и математика»

Цели:

    Коррекционно-образовательные:

- уточнить знания и представление детей о знаках дорожного движения;

- расширять глагольную лексику;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- формировать умение согласовывать числительные с существительными;

- совершенствовать представление о значении слов далеко – близко;

- развивать связную речь (формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, выстраивать ответы логически правильно).

    Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать артикуляционную моторику;

- совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики;

- развивать зрительно и слуховое внимание, умение согласовывать речь с движениями.

    Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки работы в коллективе;

- воспитывать у детей желание оказывать помощь;

- воспитывать волевые качества, умение применять знания в необычной обстановке.

Оборудование: макет светофора, карточки для поддувания, знаки дорожного движения, плоскостные и объемные геометрические фигуры, руль, иллюстрация дорожной машины-катка.

Структура НОД:

  1. Организационный момент
  2. Дыхательное упражнение «Найди светофор»
  3. Введение в тему
  4. Динамическое упражнение на развитие координации речи с движением «Светофор»
  5. Отгадывание загадки
  6. Игра «Сравни фигуры» (форма, действие)
  7. Динамическая пауза «Машины по гаражам»
  8. Д/и «Посчитай и сравни»
  9. П/и «Допрыгни до знака»
  10. Итог
  1. НОД соответствует изучаемой лексической теме недели. НОД вторая.

На НОД присутствовало 8 детей с диагнозами:

  1. Странишевский Андрей – ОНР 3 ур. с диз.комп.
  2. Комогорова Анастасия – ОНР 3 ур. с диз.комп.
  3. Леликов Алексей – ОНР 2 ур. с диз.комп.
  4. Трофимов Владимир – ОНР 2 ур. с диз.комп.
  5. Гаитур Никита – ОНР 2-3 ур. с диз.комп.
  1. Нефедьев Илья – ОНР 3 ур. с диз.комп.
  2. Жикин Игорь
  3. Старков Тимофей

Структура НОД соблюдена, все этапы выполнены последовательно, на каждом этапе ставилась четкая цель.

НОД длилась 25 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Использовала рациональный выход динамических поз детей во время НОД (стоя, сидя, игра подвижная).

Во время НОД своевременно была проведена физминутка. НОД прошла динамично, дети не устали.

НОД шла четко по плену, по принципу от простого к сложному.

Цели и содержание НОД соответствовало перспективному плану, речевому профилю и возрасту детей. Материал НОД соответствовал подготовленности детей.

Соблюдалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

  1. Для достижения цели были использованы все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволил повысить результативность НОД.

Для раскрытия данных методов были использовала разнообразные приемы: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям.

В НОД использовала наглядный материал, который вызывает у детей интерес и наблюдательность, также использовала речевой материал в виде загадок, стихотворений в ходе пальчиковой игры.

Наглядный материал предоставлялся в привлекательной форме, что ускоряет запоминание содержимого и делает его осмысленным и долговременным.

  1. Чтобы привлечь внимание детей, была использована игровая форма ведения НОД.

Все использованные методы привлечения внимания соответствовали теме.

Во время НОД использовалась индивидуальная и фронтальная работа, применялись слуховые, зрительные, двигательные формы активности.

Пыталась создать атмосферу мыслительной деятельности детей вопросами проблемного характера (Подумай, как ты считаешь? А ты как думаешь?).

Были использованы здоровье сберегающие технологии (физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение).

Дети во время НОД работали активно, давали полные и четкие ответы, были сосредоточенны и внимательны на протяжении всей НОД; быстро ориентировались и применяли знания в различных ситуациях.

Результат занятия: намеченные задачи выполнены, использованные методы и приемы были эффективны.

Цель: развитие логического мышления, воображения, познавательных интересов

Задачи:

  • Закреплять умение сравнивать предметы, контрастные и одинаковые по длине и высоте, находить в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник); правильно называть фигуры и выражения (длиннее, короче, одинаково).
  • Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой и счетом; обозначать результаты сравнения словами «больше, меньше, столько, сколько, поровну»
  • Воспитывать интерес к математике

Методические приемы: проблемные вопросы, сюрпризный момент, использование раздаточного и демонстративного материала

Демонстрационный материал: фланелеграф; 2 поезда (у красного поезда 3 вагона, у зеленого - 4 вагона); 2 домика (высота желтого домика - 4 этажа, красного - 3 этажа).

Раздаточный материал: конверты с геометрическими фигурами (6 кругов, 1 квадрат, 3 прямоугольника).

Предварительная работа: самостоятельная деятельность детей в уголке математики, дидактические игры

Активизация словаря: «больше, меньше, столько, сколько, поровну, длиннее, короче»

Ход НОД:

Деятельность воспитателя и наводящие вопросы

Деятельность детей и их предполагаемые ответы

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Мишка — Топтыжка. Он хочет съездить к своим друзьям в соседний лес, но не знает какой паровозик выбрать. Поможем ему?

На станции стоят вот такие паровозики.

/Воспитатель показывает паровозики на фланелеграфе/

Посмотрите, какие они?

А как вы сравнивали поезда по длине?

А как еще можно точнее сравнить паровозики по длине?

Каких вагонов больше, а каких меньше?

Молодцы! Вы правильно определили то, что красный поезд короче, а зеленый длиннее, потому что у красного поезда вагонов меньше, а у зеленого больше.

Ребята, а что нужно сделать, чтобы и красных и зеленых вагонов было поровну, одинаковое количество?

Хорошо, что у нас получится?

А как еще можно по-другому сделать так, чтобы вагончиков было поровну?

Молодцы, ребята!

Физкультминутка.

Воспитатель: Мишутка приглашает нас покататься на поезде. Поедем?

Тогда «садитесь в вагончики» и в путь.

Восппитатель: Вот стоят два домика. Какие они? Чем они отличаются друг от друга?

А как вы это определили?

Молодцы! Давайте покажем, какой дом выше, а какой – ниже. Когда я скажу «желтый дом», вы подниметесь на носочки и вытягиваете руки вверх, а когда я скажу «красный дом», вы приседаете

Воспитатель: Вот мы и прокатились с мишкой. А хотите построить свой поезд?

Посмотрите, что это лежит у вас на столах?

А что в них?

Какие геометрические фигуры?

А как вы думаете, из них можно построить поезд?

На какую геометрическую фигуру похожи вагончики вагоны?

Какой формы колеса?

Эти геометрические фигуры помогут вам создать свои поезда! Приступайте к работе!

Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, что за поезд он смастерил и куда он хочет на нем поехать

Да!

Они разные: красный, зеленый и разной длины

На глаз

Почитать вагончики

Зеленых больше, чем красных

Дети предлагают убрать один зеленый вагончик

Зеленых и красных вагончиков поровну

Можно прибавить один красный вагончик

Да!

Дети становятся «паровозиком» и делая кругообразные движения руками, повторяют: «Чу-чу-чу». Сделав круг по группе, дети останавливаются около макетов двух домов

Они разные. Желтый дом выше, а красный ниже

Так как у желтого четыре этажа, а у красного только три

Игра проводится 2 – 3 раза

Конечно да!

Конверты

Геометрические фигуры

Круги, квадраты и прямоугольники

Да!

На прямоугольник

Круглой

Дети выкладывают поезда из геометрических фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру( средняя группа) по теме "Лесные обитатели-звери"

Занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные обитатели - звери" в средней группе, через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество....

Конспект интеграции образовательных областей в НОД «В гости к лесным друзьям».Средняя группа.

интеграци\я образовательных областей "познание", "коммуникация","здоровье", "социализация" в НОД по теме :«Дикие животные» в средней группе....

Конспект занятия по математике «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ» Средняя группа

Конспект занятия по математике «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»Средняя группа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

Конспект открытого занятия "Лесная прогулка" средняя группа

Конспект открытого занятия по речевому развитию детей средней группы. Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменен...

Конспект занятия тема: «Лесные жители» Средняя группа

Путишествие по лесу с использованием карты.Задачи:-Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»...