Методическая разработка конспекта для открытого занятия по шахматам.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Конспект открытого занятия по шахматам на тему: "В стране шахматных чудес".
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия по шахматам! | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Тема: «В стране шахматных чудес»
Воспитатель: Баконина М. В.
Дети: подготовительная к школе группа.
с. Путятино 2016г.
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, линейном мате, рокировке, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная шахматная доска –1, напольная шахматная доска – 1, комплект напольных шахматных фигур– 1, комплект магнитных шахматных фигур– 1, конверты с заданиями – 3, портрет шахматной фигуры – Ладья, портрет шахматной фигуры – Король, портрет шахматной фигуры – Слон, портрет шахматной фигуры – Ферзь, портрет пешки, бумажные салфетки, фломастеры по количеству детей (один синий и один красный).
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются с гостями.)
– Ребята, посмотрите у нас с вами новая большая напольная шахматная доска, но что-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно шахматных фигур. Их заколдовал злой волшебник.
Волшебник (голос) Ха-ха, я злой волшебник, и я заколдовал вашу шахматную доску, а чтобы ее расколдовать вам необходимо поделиться на команды «Белая ладья» и «Черная ладья», а затем справиться со всеми моими заданиями.
Воспитатель. Юные шахматисты, будем расколдовывать шахматную доску.
Ответы детей.
Воспитатель. Для этого вам нужно поделиться на две команды. Дети одетые в белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети одетые в черные накидки будут в команде «Черная ладья». (Воспитатель выбирает капитанов команд.)
Ответы детей.
– Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.
Волшебник. Первое задание – найдите шахматную фигуру – Конь.
(Дети находят на интерактивной доске шахматную фигуру – Конь, и встают полукругом возле интерактивной доски, а затем слушают внимательно загадки. После каждой отгадки ребенок дотрагивается до вопросительного знака на интерактивной доске и появляется отгадка.)
Воспитатель. Первая загадка для команды «Белая ладья». Слушайте внимательно.
- Иногда король с ладьей
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какие бывают рокировки?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно длинные и короткие.
– Следующая загадка для команды «Черная ладья». Слушайте внимательно.
- Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какой фигурой королю объявлен шах?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно черной ладьей.
– А сейчас загадка для команды «Белая ладья».
- Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… (Мат)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах, если да то какой фигурой?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзем.
– А королю можно куда-нибудь пойти?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция мат.
– Следующая загадка для команды «Черная ладья».
- Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад:
Результат ничейный…(Пат)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет.
– А король может куда-нибудь пойти?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция пат.
Волшебник. Вижу справились с заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Слон.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Слон, а воспитатель достает письмо №2. Читает письмо)
Воспитатель.
– Во втором испытании вам необходимо записать адреса шахматных фигур.
– Присаживаемся за столы. Команда «Белая ладья» садится справа, а команда «Черная ладья» садится слева от меня.
– Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.
– Ребята, переверните карточки с заданием, вам нужно вписать в прямоугольники адреса шахматных фигур. Всем все понятно?
Ответы детей.
Воспитатель. Возьмите в руки синий фломастер и начинайте выполнять задание.
– Вы справились с заданием, а теперь проверьте друг у друга. Если вы нашли ошибку то возьмите красный фломастер и напишите правильный ответ рядом с прямоугольником.
– Ребята вы писали, ваши пальчики устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Волшебник. Как вы быстро справились с таким сложным заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Король.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Король, а воспитатель достает письмо №3.)
Воспитатель. Следующее испытание для капитанов команд. Для выполнения задания команда «Белая ладья» подходит к демонстрационной шахматной доске, а команда «Черная ладья» подходит к столику с настольной шахматной доской. Слушаем внимательно задания: капитану команды «Белая ладья» необходимо на демонстрационной доске черному королю двумя ладьями поставить линейный мат; капитану команды «Черная ладья» в белой шахматной армии сделать короткую рокировку. Капитаны команд выполняют задания, а участники команд наблюдают за правильностью выполнения своих капитанов. Всем все понятно?
Ответы детей.
Воспитатель. Тогда начинаем выполнять задания.
– Вижу капитаны команд справились с заданием. .
– Команда «Белая ладья» ваш капитан справился с заданием?
Ответы детей.
Воспитатель. Команда «Черная ладья» ваш капитан справился с заданием?
Ответы детей.
Воспитатель. Юные шахматисты, вы молодцы, а теперь мы поиграем.
–Давайте подойдем к шахматной напольной доске.
Физкультминутка:
В понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали.
Во вторник вы по вертикали в классики играли.
В среду вы по горизонтали танцевали.
В четверг вы шахматные улицы перечисляли.
В пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.
А в субботу отдыхали.
Волшебник. Хорошо играете на шахматной доске, а теперь найдите шахматную фигуру – Ладья.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Ладья, а воспитатель достает письмо №4)
Воспитатель. В следующим испытании вам необходимо отгадать кроссворд.
– Присаживаемся за столы. За осанкой мы следим все красиво мы сидим. (На интерактивной доске появляется кроссворд.)
– Первый вопрос для команды «Белая ладья». Слушаем внимательно вопрос. Кто знает тот руку поднимает.
– 1. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно конь.
–Вопрос для команды «Черная ладья».
– 2. По косой он ходит и хоботом водит?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно слон.
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 3. Один раз погибает, а два раза родится?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка.
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 4. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ладья.
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 5. Кто двигается также как слон и ладья?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ферзь.
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 6. Гладкий он любит расчищенный путь, только на шаг он может шагнуть?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно король.
– Ребята, какое слово получилось по вертикали, выделенное красным цветом?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка.
– Ребята, а чем интересна пешка?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка не является фигурой, но может стать фигурой. Например: если любая белая или черная пешка достигнет последней горизонтальной линии соперника, после чего пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Поэтому говорят, что пешка два раза родится.
– Волшебник, мы справились со всеми твоими заданиями.
(В группе появляется волшебник.)
Волшебник. Юные шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рад, что вы любите играть в шахматы, поэтому я помогу вам до конца расколдовать напольную шахматную доску, но для этого вам нужно еще немножко потрудится.
– Послушайте меня внимательно.
– Команда «Белая ладья» найдите шахматную фигуру ферзь.
(Как только команда «Белая ладья» найдет шахматную фигуру ферзь. Команда «Белая ладья» в месте с воспитателем подойдет к этой фигуре и будет ждать выполнения задания команды «Черная ладья».)
– Команда «Черная ладья» найдите пешку.
(После того как команда «Черная ладья» справится с заданием. Команда «Черная ладья» и волшебник подойдут к пешке.)
– Какие вы молодцы справились с моими заданиями. Ребята повторяйте за мной волшебные слова: крибле, крабле, бумс.
(Волшебник и воспитатель снимают накидки с напольных шахматных фигур.)
Воспитатель. Ребята, теперь у нас с вами есть большая напольная доска и два шахматных войска. Мы с вами сможем играть в шахматы на полу.
– И сейчас мы немножко поиграем. Каждая команда расставит свое войско на напольной шахматной доске. Но для этого сначала вспомним на каких горизонталях стоят белая и черная армия?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали.
(Волшебник и воспитатель подают детям напольные шахматные фигуры. Как только команды справились с заданием, они делают взаимопроверку.)
– Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.
Волшебник. Молодцы потрудились от души и я сейчас вам вручу сладкие призы.
(Раздает сладости детям и взрослым, а затем уходит.)
Воспитатель. Юные шахматисты, путешествие по шахматному королевству закончилось и сейчас вы с Еленой Георгиевной пройдете в кабинет логопеда.
(Елена Георгиевна выводит детей в спальню.)
– Уважаемые гости, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если я что то не учла прикрепите черную шахматную фигуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"
В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет....
Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....
Методическая разработка конспекта итогового открытого занятия в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы цель которого закрепить у детей полученные знания умения по подготовке к школе...
Методическая разработка конспекта ООД открытого занятия по "Речевому развитию" во второй младшей группе "Репка"
I часть.Воспитатель:Мы сегодня не одниГости в группу к нам пришлиЧтобы вежливыми бытьНужно здравствуй говорить-Давайте поздороваемся с нашими гостями!-Ой, ребята посмотрите что это? (на столе ле...
Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...