Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».
презентация по окружающему миру по теме
На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_3_2.docx | 22.84 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».
Слайд 1 (где фото) В современном дошкольном образовании принцип интеграции при решении образовательных задач является одним из основополагающих. Связано это с тем, что при условии осуществления принципа интеграции педагог создает условия для формирования у воспитанников целостной картины окружающего мира.
Слайд 2 Интеграцию в дошкольной педагогике рассматривают как единство содержания образовательных областей, синтез педагогических методов и приемов, взаимосвязь детских видов деятельности.
Слайд 3 Решение задач, которые стоят перед педагогом, должны решаться через специфические виды детской деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. Считаю, что дидактическая игра позволяет педагогу создать условия, позволяющие решить не только задачи узконаправленные, но и может способствовать синтезу содержания образовательных областей. Слайд 4-5 Изучая педагогическую литературу, встретила такое понятие как интегрированная дидактическая игра*, которая направлена на решение образовательных задач в комплексе и тесной взаимосвязи задач и содержания образовательных областей. Интегрированная игра предполагает объединение видов образовательной деятельности с равноценным решением задач, либо с преобладанием одной из них. Так, например, Д/и «Подбери заплатку к варежке» имеет преобладающую дидактическую задачу, которая направлена на упражнение в установлении соответствия по цвету и форме. Но попутно воспитатель решает и задачи, лежащие в области познания окружающего мира (закрепляются предметы зимней одежды), решаются задачи ОО «Речевое развитие» (образование прилагательных от существительного «круг – круглый»). Важно увидеть потенциальные возможности той или иной игры и, прежде всего, для себя определить приоритетную задачу и задачи, которые решаются попутно. ОО «Познавательное развитие» предполагает формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, особенностях природы, многообразии стран, в то же время нет четкого деления на разделы, как это было прежде, («Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим»). Следовательно, педагог, подбирая дидактические игры для определенного возраста, должен ориентироваться на решение комплексных задач. Подбирая дидактические игры в младшей возрастной группе, ориентируюсь на тематическое планирование, образовательные задачи программы воспитания и обучения, индивидуальные особенности детей.
Слайд 6 По классической классификации дидактические игры делятся на настольно-печатные, игры с предметами, словесные игры.
Слайд 7 Основные задачи словесных игр лежат в области речевого и коммуникативного развития. (задачи и содержание этих образовательных областей являются в данном случае приоритетными). Если мы говорим об интеграции содержания и задач образовательной области «Познавательное развитие» в данный вид игр, то очевидно, что синтез возможен на основе соблюдения принципа тематизма. В своей практике содержание словесных игр подбираю с учетом темы, которую группа проживает в данный период. Так, например, готовясь ко дню матери, подобрала следующие игры «Вот какая мама», «Назови одним словом», «Я начну, а ты продолжи», «Подскажи словечко». На основе этих игр решались такие речевые и коммуникативные задачи как подбор прилагательных к существительному, формирование понятия «слово», уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. Содержание этих игр основывалось на тематике, посвященной семье, маме. Таким образом, попутно решались и задачи ознакомления с ближайшим окружением, осуществлялось нравственное воспитание. Готовясь к Новогоднему празднику, играли в такие словесные игры, как «Новогодняя игрушка» (подбор прилагательных), «Дед Мороз принес мешок, что же в нем, скажи дружок» (формирование обобщающего понятия «игрушки», образование слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса). Попутно ребята знакомились с традициями празднования Нового года, новогодними персонажами и атрибутами, определяли форму, цвет новогодних игрушек. В данном случае задачи ОО «Познавательное развитие» также решались в тесной взаимосвязи с задачами речевого развития.
Слайд 8 Дидактические игры с предметами и игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками , развивают творческое воображение способствуют формированию сенсорных эталонов. Этот вид игр также может носить интегрированный характер. Знакомая всем дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» главной задачей определяет закрепление знаний о зимней одежде, зимнем периоде. В то же время, содержание игры может быть организовано так, что дети попутно закрепляют в речи словарь прилагательных, обозначающих материал из которого изготовлена одежда, цвет, части тела. Данный пример показывает интеграцию задач ОО «Речевое развитие» в ОО «Познавательное развитие». Д/и «Волшебный мешочек» помимо развития тактильного восприятия развивает и речевые навыки при условии, что педагог просит не просто угадать предмет, но и описать его сначала основываясь только на тактильных ощущениях, а затем и привлекая зрительный анализатор.
Слайд 9 Настольно печатные игры отвечают особенностям наглядно- действенного мышления детей. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках. Разнообразные и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составления целого из частей.
В группе подобрана коллекция настольно – печатных игр математического («Цвет, форма и размер» «Чей домик» «Заплатка для варежки») природоведческого содержания («Зоопарк» «Ферма» «Кто где живет?» «Поиграем»), игры на развитие внимания, воображения («Дорисуй», «Что не так?», «Волшебные картинки» «Что лишнее») , музыкально – дидактические игры («Послушай и отгадай» «Угадай-ка» «Наш оркестр») Любая из этих игр может решать задачи, лежащие за пределами одной образовательной области, а иногда эти задачи просто невозможно решить изолированно.
Дидактические игры, решающие задачи ОО «Познавательное развитие» часто легко синтезируются с задачами ОО «Физическое развитие». Так, например, в своей практике использую дидактические игры математического содержания, которые параллельно развивают у ребят ловкость, быстроту реакции, умение двигаться по сигналу, ориентироваться в пространстве. Это такие игры как «Быстро в кузовок» (закрепление знаний о количестве и счете, быстрота, ловкость), «На прогулку» (ориентировка во времени, упражнение в различных видах ходьбы, умение двигаться по зрительному сигналу), «Найди себе пару» (ориентировка в пространстве, упражнение в различных видах бега), «Кто быстрее соберет» и другие.
Слайд 10 -11 Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности, на развитие речи, на формирование произвольности психических процессов ребенка дошкольного возраста, поэтому я стараюсь использовать интегративные дид. Игры в различных видах деятельности таких как: НОД, индивидуальная работа с детьми, а так же предлагаю детям д. игры в свободной деятельности.
Слайд12 В заключении хочу сказать, что интегрированная дидактическая игра – незаменимое средство пополнения багажа представлений об окружающем мире, развития мышления, сноровки, волевых качеств. При организации таких игр у педагога возникают большие возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на интеллектуальное развитие детей. Постановка в игре задач, лежащих в плоскостях разных образовательных областей, позволяет формировать целостную картину мира у воспитанников. От воспитателя в данном случае требуется четко представлять себе какую цель при организации той или иной игры он решает как основную, и какие задачи могут успешно решаться попутно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция - единство содержания образовательных областей, синтез педагогических методов и приемов, взаимосвязь детских видов деятельности. Решение задач, которые стоят перед педагогом, должны решаться через специфические виды детской деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний . Дидактическая игра позволяет педагогу создать условия, позволяющие решить не только задачи узконаправленные, но и может способствовать синтезу содержания образовательных областей.
Интегрированная дидактическая игра направлена на решение образовательных задач в комплексе и тесной взаимосвязи задач и содержания образовательных областей. Интегрированная игра предполагает объединение видов образовательной деятельности с равноценным решением задач, либо с преобладанием одной из них. Дидактическая игра «Подбери заплатку к варежке» Преобладающая дидактическая задача: установление соответствия по цвету и форме. «Познавательное развитие» «Речевое развитие»
Классификация дидактических игр: настольно-печатные игры с предметами словесные игры
Основные задачи словесных игр лежат в области речевого и коммуникативного развития.
Дидактические игры с предметами и игрушками игрушками.
Настольно печатные игры отвечают особенностям наглядно- действенного мышления детей В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках. Разнообразные и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составления целого из частей.
В совместной деятельности Использование интегративных дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности
Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы, методы и средства реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» основной образовательной программы дошкольного образования СП ГБОУ СОШ № 11 г.о. Октябрьск «Детский сад № 10»»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕВариативные формы реализации содержания направленияИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫИнтегрированная формаВарианты ПутешествиеООД «В гости к зайцу мы идем»Досуг «Поход в осенний...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
Рабочая программа для детей 2 младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие" Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Рабочая программа расчитана на год обучения по темам недель....
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...