Занятие в старшей группе по ФЭМП с использованием развивающих игр
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Коваленко Елена Владимировна

Занятие было проведено как открытое для педагогов ДОУ. В нём наглядно представлено, как можно продуктивно использовать игры на развитие логического мышления в процессе образовательной деятельности с воспитанниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по математическому развитию с использованием современных технологий

«Спасение жителей леса»

Задачи:

Познавательное развитие:

- закрепить знание цифр от 1 до 5; упражнять в порядковом и количественном счете до 5;

- упражнять в соотнесении цифры с определенной палочкой Кюизенера;

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;

- упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;

- развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;

- упражнять в нахождении закономерностей и продолжении ряда из фигур;

- закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;  

- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Речевое развитие:

- развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать речь-доказательство, речь-рассуждение; умение грамматически правильно строить предложения, владеть силой голоса.

- вызывать интерес к личности, к внутреннему миру героя;

- научить сопереживать с героями художественных произведений.

Физическое развитие:

- развивать двигательную активность детей;

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,  технических средств.

Оборудование: палочки Кюизенера, цифры, блоки Дьенеша, 2 обруча, игра: «Вставь недостающую фигуру», письмо, Баба Яга, игра: «Танграм», план-карта, символы-свойства фигур, картинка с замком, ключик из картона.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (письмо)

- Давайте посмотрим, кто же нам его написал.

(слайд 2) Читают письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичок. Мне срочно нужна ваша помощь. Баба Яга заколдовала моих друзей – лесных жителей, чтобы в лесу лишь только она одна была главной. А про меня-то она забыла. Помогите мне, пожалуйста, расколдовать моих друзей, мне без них очень скучно. Я знаю, как добраться до Бабы Яги, чтобы спасти зверей. Вот мой план. Я в вас верю, вы очень сообразительные и справитесь с заданиями. Ваш друг, Лесовичок…».

- Ну что, поможем Лесовичку? (да…)

- Но, чтобы добраться до Бабы Яги, нам нужно пройти полосу препятствий по плану Лесовичка, т.е. выполнить несколько математических заданий. Вы готовы? (да…)

- Но сначала давайте потренируем наш ум, подготовимся к путешествию….

- Выполним задания:

  • Поднимите правую руку, левую руку; закройте ладошкой левый глаз; вытяните вперед правую ногу.
  • Кто сидит справа от ……….? Кто сидит между …….. и ………? Кто сидит слева от ………?
  • Какую руку я подняла? (правую) Вы поднимите такую же…. Почему она оказалась в другой стороне по сравнению со мной? (зеркальное изображение)

- Молодцы, теперь я уверена, что мы с вами готовы преодолевать препятствия…. Отправляемся в путь….

  1. Основная часть:

(слайд 3) - Давайте посмотрим на план, куда ведет стрелочка? (прямо, к ручейку - 1)

(слайд 4) - Правильно, перед нами – широкий ручей, чтобы нам через него перебраться, нужно построить мост.

Задание №1 «Построй мостик»

- Перед вами символы-свойства фигур (4 символа). Нужно из них построить мостик.

- треугольник желтого цвета, большой, толстый;

- квадрат красного цвета, большой, толстый;

- круг желтого цвета, большой, тонкий;

- прямоугольник желтого цвета, маленький, толстый.

- Как вы думаете, какая фигура лишняя? Почему?

- По какому свойству эти фигуры отличаются друг от друга? (по форме)

(слайд 5)- Молодцы, справились с заданием….

(слайд 6) - Посмотрите на план, в какую сторону мы пойдем дальше? (стрелочка показывает налево - 2) Мы видим – высокие горы. Через них мы полетим на ковре-самолете.

Задание №2 «Почини ковер-самолет» (вставь  недостающую фигуру)

- Ковер-самолет лететь не может, т.к. он неисправный, его нужно починить. Надо, чтобы все клеточки были заполнены фигурами так, чтобы в каждом столбике и строчке стояли фигуры, разные по цвету и форме.

- Я немножко подскажу: в правом верхнем углу - ………

                                             в столбике слева посередине - ……….

                                             в левом нижнем углу - ………   

                                            в правом нижнем углу - ………..

                                            в верхней строчке посередине - ……….

- Как вы думаете, каких фигур не хватает? Почему? Дети выполняют задание самостоятельно….

(слайд 7) - Молодцы, и с этим заданием вы справились…

Физкультминутка «Аист»:

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

(слайд 8)- Что же у нас дальше по плану? (стрелочка ведет прямо вверх, к большим лужам – 3)

- Правильно….

Задание №3 «Закидай лужи камнями» (4 обруча – две группы детей)

- Перед нами два больших глубоких озера (2 обруча и вокруг них – блоки Дьенеша). Чтобы нам через них пройти, не замочив ноги, мы должны засыпать их камнями и пройти по камням.

1-я группа детей: В один обруч положить все синие фигуры, а в другой – все толстые.

2-я группа детей: В один обруч все круглые, а в другой – все маленькие.

-Все пространства должны быть заполнены.

Дети выполняют самостоятельно.

- Проверяем. Какие фигуры оказались в пересечении 2-х обручей? Почему?

- Ну вот, мы и с этим заданием справились успешно…… Что же нас ждет дальше? (стрелочка ведет направо, к замку – 4) Это означает, что мы уже у дома Бабы Яги.

Задание №4 «Открой замок» (отгадай код)

- Нужно открыть замок. Но чтобы его открыть, нужен ключ. А его Баба Яга спрятала вот здесь (лист картона, на нем – несколько блоков). Вы должны отгадать, под какой фигурой находится ключ. Задаете мне вопросы, называя свойства фигур. Например, ключ находится под большой фигурой; под синей и т.д. А я отвечаю на ваши вопросы.

- Ну вот, ключ нашли, теперь открываем замок. Но на замке мы видим 3 фигуры. Нужно отгадать код замка – нажать на кнопку (фигуру не треугольную, красную, немаленькую).

- Молодцы, вот мы и открыли замок. Что у нас дальше по плану? (стрелочка привела нас к Бабе Яге – 5) Т.е. дорожку препятствий мы прошли, все задания выполнили. А сейчас нам предстоит самое главное – мы должны расколдовать зверей.

Баба Яга: - Надо же, как вы быстро прошли препятствие…. Но с этим заданием точно не справитесь……

Задание №5   Игра «Танграм»

Дети по схемам составляют фигурки животных.

- Ну что, скажешь Баба Яга? Справились ребята с заданием, расколдовали зверей. Лесовичок теперь будет очень рад.

Баба Яга: - Простите меня, ребята. Я больше никогда не буду обижать зверей. Я ведь и правда думала, что вы не справитесь с заданиями, но вы оказались умными, дружными, сообразительными…..

- Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Закрыли глазки: раз, два, три, повернись и в детском саду очутись.

  1. Итог занятия.

- Понравилось вам занятие?

- Как вы думаете, все справились с заданиями?

- Кому что-то показалось трудным?

- Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

- А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

Список литературы:

  1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
  2. www.smartkids.ru
  3. www.stoschet.ucos.ru
  4. www.u-mama.ru
  5. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  6. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.
  7. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.
  8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007.
  9. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 72с.
  10. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 стр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПАСЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕСА

Слайд 3

1 2 3 4 5

Слайд 5

1 2 3 4 5

Слайд 7

1 2 3 4 5

Слайд 9

1 2 3 4 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по ФЭМП с использованием ИКТ

Конспект занятия по математике разработан в игровой форме, с использованием интерактивной доски и сказочного персонажа Шапокляк....

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (ФЭМП)» с использованием развивающих игр. Тема: «Путешествие в мир неизвестного». Старшая группа

Цели:  1.Закреплять умение детей конструировать предметные формы по образцу.2. Упражнять детей в упорядочении палочек по длине, количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, р...

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Конспект занятия по математике в старшей группе «ЦВЕТОК ЖЕЛАНИЯ» с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича.

Цель: Формирование элементарных математических представленийдетей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича.Задачи:Обучающие:Создать условия для закрепления у детей знаний ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ФЭМП с использованием блоков Дьениша. «Путешествие в страну Математики»

Конспект интегрированного  занятия  в старшей группе по ФЭМП  с использованием блоков Дьениша.  «Путешествие в страну Математики»...