Конспект НОД ОО «Познавательное развитие», по ФЭМП, в средней группе. Тема: «Прямоугольник».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_oo.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие», по ФЭМП, в средней группе.
Тема: «Прямоугольник».
Цель:
- Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы.
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает».
- Закрепить геометрические и пространственные представления, счет до четырех, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.
- Тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник, деревья, зайчик, геометрические фигуры: 2 больших круга и 1 маленький круг, 2 больших треугольника и 1 маленький треугольник, 2 больших квадрата и 1 маленький квадрат, и 1 маленький прямоугольник, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.
Раздаточный материал: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, карточка с нарисованной на ней домиком.
Ход занятия.
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, любите вы сказки?
- А вы хотите послушать сказку?
- Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать представление о круге, треугольнике, квадрате, умение их распознавать следи геометрических фигур; закреплять счетные умения; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, речь, внимание.
Тогда все садимся за столы, и вы будите помогать рассказывать сказку.
Сказка начинается:
«В маленькой геометрической деревушки, жили геометрические фигуры: треугольники, круги и квадраты. В их семьях родились дети: у треугольников родился маленький треугольник, у кругов родился маленький круг, а у квадрата родилось двое детей, но они оказались разными».
На столах у детей разложены геометрические фигуры, и воспитатель предлагает детям разложить их по «семьям» (два больших круга - «папа, мама» и маленький круг - «ребенок» и т.д.)
- Ребята у вас получилось разложить по семьям? (нет)
- Почему? (одна фигура осталась без семьи)
- Тогда слушайте дальше сказку.
- Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о прямоугольнике; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; закрепить представление о квадрате, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
«У мамы и папы квадрата родились двое детей, но они были разными. И один брат завидовал брату Квадрату.
« Я такой неуклюжий, - жаловался он.— Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. А если лягу на бок, становлюсь низким и толстым, - сказал он, обращаясь к Квадрату. А ты всегда остаешься одинаковым, — сказал он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа!»
«Да уж,- отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны!»
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но вот однажды произошло одно событие. Они пошли в лес и услышали, плачь. Квадрат стал подпрыгивать, становиться на цыпочки, но увидеть, кто плачет из-за деревьев он не смог».
- Почему квадрат не смог ничего увидеть? (Потому что деревья выше квадрата)
- Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать представление о прямоугольнике как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами прямоугольника; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; закрепить пространственные отношения «выше» - «ниже», «длиннее» - «короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предмета; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, инициативность, творческие способности.
- Как мы поступим?
- Что нам делать?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, поддерживает их, создавая доброжелательную атмосферу, поиск. Он подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если дети не смогут предложить этот вариант, можно задать им вопросы:
- Давайте попробуем перевернуть квадрат. (Переворачивает)
- Что - то изменилось? (Нет)
Жаль, что у квадрата все стороны одинаковы! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет)
- Что же получится, если ее перевернуть?
- Чем это поможет?
«А его брат поднялся во весь рост и стал высоким, и увидел, что на речке, на островке, сидит зайка и плачет. Они быстро спустились к речке, чтобы помочь зайчику».
Воспитатель переворачивает прямоугольник, он становиться выше деревьев и видит дальше, чем квадрат.
- Вы молодцы! Вы замечательно придумали!
Воспитатель просит сравнить две фигуры:
- Чем же похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу: у обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.
- Почему вторая фигура смогла увидеть зайчика? (У нее две стороны короткие и две длинные)
- Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: создавать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
«Они подбежали к реке. Квадрат первый решил спасти зайчика, сделать мостик, между островом и берегом. Он «лег», но не смог дотянуться до островка. А его брат, лег и сразу получился мостик, и зайчик смог перебраться на берег.
Зайчик захотел отблагодарить своего спасателя. Но не знал, как к нему обратится. И попросил помощи у детей».
Возникает затруднение, т.к. дети не знают название прямоугольника.
- Смогли вы помочь зайчику? (Нет)
- Почему не смогли? (Мы не знаем, как зовут вторую фигуру.)
- Преодоление затруднения.
Дидактические задачи: познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольником; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
- Как надо поступить, если не знаешь чьего-либо имени? (Надо спросить.)
Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем под руководством воспитателя повторяют новое слово.
- Кто смог увидеть зайчика? (Прямоугольник.)
И воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой - Прямоугольник.
- Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, речь.
«Зайчик взобрался на прямоугольник и увидел свой дом. Он находился за речкой. Зайчик приглашает вас к себе, но нам надо переплыть через речку».
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег –
И отправились домой!
Игра «Подбери дверцу для домика».
Дидактические задачи:
Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлен лист бумаги с нарисованным на нем домом, а также квадрат, круг, треугольник и прямоугольник синего цвета.
Воспитатель предлагает подобрать такую дверь, в которую смогли бы войти зайчик, Квадрат и Прямоугольник.
Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания воспитатель задает детям вопрос:
- Какой формы дверь вы взяли?
Как правило, все дети выбирают дверь.
- Почему вы выбрали прямоугольную дверь? (Потому что зайка и Квадрат могут войти в любую дверь, а Прямоугольник только в прямоугольную)
Дети с помощью воспитателя еще раз фиксируют полученные ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные и две — короткие.
Игра «Подбери по форме».
Дидактические задачи: сформировать умение находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной формы; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к столу, на котором разложены предметные картинки, имеющие различную форму, прямоугольных среди них столько же, сколько детей. Воспитатель рассказывает детям, что зайчик просит их подобрать картинки, которые имеют прямоугольную форму и рассказать, что нарисовано на их картинке.
Дети называют, согласовывая прилагательное с существительными в роде, например: прямоугольный холодильник, прямоугольная кровать, прямоугольное зеркало и т. д.
- Почему вы не взяли остальные картинки? (Потому что не прямоугольные.)
- Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создавать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Какую сказку вы сегодня прослушали?
- Чем вы помогли зайчику?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сумели спасти зайчика, смогли найти дверь к домику, и само главное, что Прямоугольник и Квадрат подружились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10».Комплексная программа «От рождени...
Конспект НОД по познавательному развитию (по ФЭМП) воспитанников средней группы ДОУ. «От утра и до утра Сутки знает детвора»
Материал поможет в игровой форме сформировать временные представления; расширить представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь), закрепить умение детей правильно употреблять эти термины в повс...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с дошкольниками в средней группе Тема: «В гости к белочки»
Конспект по познавательному развитию в средней группе...
Конспект образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по ФЭМП в средней группе тема: «Играем и считаем»
Современные подходы к организации ФЭМП подразумевают следующее. От того как заложены элементарные представления в дошкольном возрасте во многом зависит дальнейший путь математического развития....
Конспект НОД по познавательному развитию по ФЭМП в средней группе Тема: «Сенсорные игры с применением педагогических технологий»
Цель: Развивать математические способности у детей 4-5 лет.Программные задачи:Образовательные задачи:Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).Упражнять в умении называть ...
Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»
Конспект итогового интегрированного открытого занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....