Занятие по формированию элементарных математических представлений "Стоит в поле теремок" в средней группе
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Чернявская Элина Хамитовна

Занятие в средней группе по ФЭМП "Стоит в поле теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа «Прогимназия»

Занятие в средней группе

по формированию элементарных математических представлений

Образовательная область «Познание»

Тема «Стоит в поле теремок»

                                                         Подготовила: Чернявская Элина Хамитовна,

воспитатель

Сургут, 2022 год

Цель: развитие у детей элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;

- закрепить сравнение количества предметов в группах на основе счета (в пределах 5);  

- закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

-  закрепить представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь;

- совершенствовать умение определять пространственное направление на листе бумаги: вверху, внизу, слева, справа.

Развивающие:

- развивать речевую активность, мышление, творческие способности; наблюдательность, внимательность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям математикой;

-воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость и желание помочь сказочным персонажам;

- воспитывать умение работать коллективно для достижения общей цели.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: мольберт с изображением теремка, тучек, двух групп предметов: бабочки и цветочки; картинки животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь); картинки с частями суток.

Раздаточный материал: два листа бумаги, наборы геометрических фигур на две группы детей (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы); картинки с изображением мячика, матрёшки, самолёта, лошадки на каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», просмотр иллюстраций к сказке; беседы на тему «Дикие животные»; игры «Сосчитай-ка»«Фигуры и формы».

  1. Организация и мотивационное начало занятия (2-3 мин.).

В: К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, проходите и садитесь на свои места.

В: Ребята, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: Тогда, я вас сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы поймёте после того, как отгадаете загадку:

На полянке лесной,

Стоит домик – расписной,

Всех зверей собрать он смог,

Что за домик?

Д: Теремок.

В: Правильно, ребята. Мы с вами отправимся в русскую народную сказку, которая называется «Теремок». Сегодня я вам предлагаю побыть сказочниками и вместе с главными героями, вспомнить эту сказку и выполнить очень интересные задания. Итак, сказка начинается.

 (Воспитатель ставит мольберт с картиной, на которой изображён Теремок)

  1. Основная часть

В: Стоит в поле теремок, теремок

     Он не низок, не высок, не высок

     Мимо мышка-норушка бежала (показывает мышку)

Увидала теремок и спрашивает:

- Терем, теремок кто в тереме живёт?

А из теремка волшебный голос отвечает:

- Теремок откроет двери тому, кто выполнит все задания.

В: Ребята, поможем мышке-норушке выполнить задания, ей же хочется в теремок?

Д: Да, поможем.

В: Итак, первое задание такое:

Возле теремка растут ёлочки. Нужно их посчитать.

(Вызывает ребёнка, он считает указкой слева направо).

Р: Один, два, три, четыре.

В: Значит, сколько ёлочек растет возле теремка?

Р: Четыре ёлочки.

В: Молодец, правильно посчитал, возле теремка растут четыре ёлочки.

(Следующий ребёнок выходит)

В: Сосчитай, сколько тучек над теремком летает.

Р: Один, два, три.

В: Значит, сколько всего тучек?

Р: Три тучки.

(Выходит следующий ребёнок)

В: Возле теремка есть грядка. Что растёт на грядке?

Р: Морковки растут.

В: Посчитай морковки на грядке.

Р: Один, два, три, четыре, пять.

В: Значит, сколько всего морковок растёт на грядке?

Р: Пять морковок.

В: Ребята, посмотрите какая веселая лесная полянка, на которой растут красивые цветы.

- Сколько цветов растёт на полянке, давайте сосчитаем?

Д: Дети считают: один, два, три, четыре, пять.

5 цветов растут на поляне.

В: Посмотрите, а над цветами летают красивые бабочки.

- Сколько бабочек летает над цветами?

Д: Дети считают: один, два, три, четыре.

4 бабочки летают над цветами.

В: Чего больше, бабочек или цветов?

Д: Больше цветов, чем бабочек.

В: Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?

Д: Добавить ещё одну бабочку.

(Выходит ребёнок и прикрепляет бабочку).

В: Что сейчас можно сказать о количестве бабочек и цветов?

Д: Их стало поровну.

В: Ребята, вы молодцы! Вы так помогли мышке-норушке, что она осталась жить в теремке. (Воспитатель прикрепляет мышку возле теремка).

Заходи мышка-норушка в теремок и живи спокойно. Сколько стало жить зверушек в теремке?

Д: Одна, мышка-норушка.

В: Бежит мимо теремка лягушка-квакушка. Увидала теремок и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

А из теремка волшебный голос отвечает:

- Теремок откроет двери только тому, кто выполнит все задания.

В: Ребята, поможем лягушке-квакушке выполнить задания?

Д: Да, поможем.

В: Лягушка-квакушка считает, что сейчас у нас ночь. Ребята сейчас разве ночь?

Давайте с вами поможем лягушке-квакушке, научим её определять части суток. 

В: А задание будет такое: я буду загадывать загадки про время суток, а вы попробуйте отгадать их и найти картинку соответствующую этому времени суток, хорошо?

(Дети подбирают нужную картинку и на мольберте выкладывают)

Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило? (утро)

В: ? найди картинку, где изображено утро. (воспитатель прикрепляет к мольберту)

Солнышко уже давно,

Смотрит ласково в окно.

Мы играем, мы читаем

На прогулку мы идем.

Происходит это? ….(днем)

Наигралась детвора.

Расставаться нам пора.

Вот уже и мы с тобой

возвращаемся домой.

Все ответят это? (вечер)

На дворе уже темно,

Спать легли уж все давно.

Мама, папа, сын и дочь,

Наступила, значит? (ночь)

В: Сколько всего частей суток?

Д: Четыре.

В: Давайте проверим и их посчитаем. (Дети считают)

В: Назовите их ещё раз.

Д: Утро, день, вечер, ночь.

В: Ребята, вы молодцы, помогли лягушке-квакушке. Думаю, она больше не будет путать части суток. Теремок открывает ей свои двери, и лягушка-квакушка теперь будет жить вместе с мышкой-норушкой в теремке. (Воспитатель прикрепляет лягушку возле мышки).

В: Сколько теперь зверушек стало жить в теремке?

Д: Две. Мышка-норушка и лягушка-квакушка.

В: Мы немножечко устали, и теперь тихонько встали.

А теперь поиграем в игру. Если предложение правильное – хлопаем в ладоши, а если неправильное – топаем. Начинаем.

- Утром солнышко встаёт (хлопаем).

- Нельзя умываться по утрам (топаем).

- Утром надо делать зарядку (хлопаем).

- Утром дети идут в детский сад (хлопаем).

- Днём ярко светит луна (топаем).

- Вечером вся семья собирается дома (хлопаем).

- Ночью мы играем (топаем).

- Днём мы гуляем (хлопает).

В: Молодцы, садитесь на свои места.

В: Стоит в поле теремок. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Увидал в поле теремок и спрашивает:

Терем-теремок, кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто? А я зайчик-побегайчик. Пустите меня к себе жить?

Но не успели зверята ему ответить, как волшебный голос из теремка отвечает:

- Теремок откроет двери только тому, кто выполнит все задания.

В: Ребята, мы поможем зайчику-побегайчику попасть в теремок, выполним задания?

Д: Да, поможем.

В: У меня здесь два конверта. В этих конвертах находятся геометрические фигуры.

Зайчик-побегайчик хочет, чтобы вы из этих геометрических фигур собрали ему портреты.

В: Подойдите сюда. Давайте разделимся. (Часть детей проходит за один стол, другая часть за второй стол. Столы стоят рядом).

Достаньте из конвертов фигуры. Нужно из этих геометрических фигур составить портрет зайчика.

(Две группы детей собирают портреты зайчиков из белого и серого картона)

В: Вот такие у нас получились зайчики. Они разные, но сразу видно, что это портреты именно зайчиков.

(Воспитатель обращается  с вопросами к каждой группе детей)

В: Какая фигура у вас – голова у зайчика? А у вашего зайчика? (круг).

А туловище у вашего зайчика, какая фигура? (треугольник).

А ножки, из каких фигур состоят? (квадраты).

А лапки у зайки, это какие фигуры? (круги).

В: Ребята, а вы заметили, ваши зайчики разного цвета?

Д: Да.

В: Ваш зайчик, какого цвета?

Д: Белого цвета.

В: А ваш зайчик, какого цвета?

Д: Серого цвета.

В: А почему они разные? (Если затрудняются, задать заводящий вопрос: Может быть это как-то связано с временами года?)

Д: Потому что когда наступает зима, зайки меняют шерстку на белый цвет. А летом шерстка у них становится серая.

В: Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

В: Ребята, а сейчас вы немного подвигаетесь. Поиграем в игру «Займи свой домик».

Посмотрите, какая эта фигура?

Д: Круг.

В: Я положу его вот в этот домик (обруч).

А эта фигура как называется?

Д: Треугольник.

В: Я положу его в этот домик.

И т.д. с квадратом и прямоугольником.

В: Каждому из вас я раздам по геометрической фигуре.

Когда заиграет весёлая музыка, вы можете свободно играть, передвигаться по ковру. Но когда услышите «гром» или «бой барабана», то нужно немедленно занять свой домик.

Ребята, у которых квадраты – нужно будет занять «квадратный домик», у кого – прямоугольники – «прямоугольный домик», у кого треугольники – «треугольный домик», а у кого – круги – «круглый домик».

Итак, начинаем. (Звучит весёлая музыка, затем музыка меняется на «бой барабана», дети занимают свои домики. Затем воспитатель меняет местами фигуры в обручах. Игра проигрывается 2 раза. В конце собрать обручи и фигуры.).

В: Молодцы, ребята, справились с заданиями. Зайчик-побегайчик благодарит вас за помощь и остаётся жить в нашем теремочке. (Воспитатель прикрепляет зайчика возле зверят).

В: Сколько теперь зверят стало жить в теремке?

Д: Три. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик.

 

В: Стоит в поле теремок, теремок. Идёт мимо волчок-серый бочок.

Увидал в поле теремок и спрашивает:

Терем-теремок, кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто? А я волчок-серый бочок. Не успели звери пригласить его к себе в теремок, как волшебный голос из теремка говорит: Двери откроются только тому, кто выполнит задания.

В: Ну что, поможем волчку?

Д: Да, поможем.

В: А задание, ребята, будет такое: нужно разложить игрушки по полочкам. Подойдите к листочкам.

- Возьмите мячик и положите его на верхнюю полочку.

- А теперь возьмите матрёшку и положите её на нижнюю полочку.

- Возьмите лошадку и положите её на левую полочку.

- А самолётик положите на правую полочку.

(Затем воспитатель спрашивает детей)

В: На верхней полочке, что у тебя лежит?

Р: Мячик.

В: На нижней полочке, что у тебя лежит?

Р: Матрёшка.

В: На левой полочке, что лежит?

Р: Лошадка.

В: А на правой полочке что?

Р: Самолётик.

В: Молодцы. Садитесь на стульчики.

Вы помогли волчку-серому бочку, и он остаётся жить в теремке. Теремок открыл для него свои двери. (Воспитатель прикрепляет волчка возле зверят).

В: Стоит в поле теремок, теремок. Идёт мимо лисичка-сестричка.

Увидала в поле теремок и спрашивает:

Терем-теремок, кто в тереме живёт?

- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, я волчок-серый бочок, а ты кто? А я лисичка-сестричка. Не успели звери пригласить её к себе в теремок, как волшебный голос из теремка говорит: Двери откроются только тому, кто выполнит задания.

- Лисичка пока ещё подождёт (воспитатель прикрепляет её к зверятам).

В: Ребята, поможем лисичке-сестричке?

Д: Да, поможем.

(Воспитатель спрашивает по одному ребёнку)

В: Скажи, пожалуйста, кто первый прибежал в теремок?

Р: Мышка-норушка.

В: Кто последний прибежал в теремок?

Р: Лисичка-сестричка.

В: Скажи, а кто второй прибежал в теремок?

Р: Лягушка-квакушка.

В: А кто прибежал после зайки-побегайки?

Р: Волчок- серый бочок.

В: А кто прижал перед волчком?

Р: Зайка-побегайка.

В: А ! пойдёт и посчитает, сколько зверей у нас стало в теремке.

Р: Один, два, три, четыре, пять.

В: Значит сколько зверей стало в теремке?

Д: Пять.  

  1. Заключительная часть

В: Ребята, скажите, а кто помог зверятам зайти в теремок?

Д: Мы.

В: Конечно, это вы помогли зверятам. Ваши знания помогли всем собраться в теремке.

А вам понравилось помогать зверятам? А какое задание вам больше всего понравилось? Что было вам сложно выполнить?

В: Ребята, а кого-то мне кажется, из зверят здесь не хватает?

Д: Медведя.

В: Вот он медведь. Он пришёл не ломать теремок, как это произошло в сказке, а принёс он вам вот такие листочки с заданиями. Вы сейчас отдохнёте, а потом выполните задание мишки. Хорошо?

Д: Да.

В: Все звери теремка говорят вам большое спасибо. Наше путешествие подошло к концу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей в средней группе

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду на основе комплексно-тематического планирования....

«Формирование элементарных математических представлений о величине в средней группе детей»

Дипломная работа на тему: «Формирование элементарных математических представлений о величине в средней группе детей» представлена в презентации,состоящей из 9 слайдов....

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» в средней группе...

Конспект математической квест - игры по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе

Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как ...