Сюжетно-ролевые игры как средство активизации математического словаря детей 5-6 лет
статья по математике (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст « шестой год жизни», по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психологические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребёнком учебной программы в будущем. Этот дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни - этап поступления в школу. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться: он уже может и хочет заниматься. Но основной деятельностью дошкольника является игра. Ее недаром называют "ведущей" - именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskogo_slovarya_v_protsesse_syuzhetno.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые[7].
Мы считаем, что эффективным средством решения всех перечисленных задач являются сюжетно - ролевые игры, в частности игры, описанные Смоленцевым А.А. в пособии…. Ниже представлена таблица, в которой отражён анализ этих игр с позиции активизации математического словаря ребёнка.
Таблица
игра | уровень понимания | уровень активного словоупотребление | ||
слова | словосочетание | слова | словосочетание | |
магазин | шесть семь восемь девять десять рубль сдача число | какая форма квадратная треугольная круглая | один два три четыре пять круг квадрат | |
мебельная мастерская | мерка короткая-длинная измерить | уложилась по длине | одинаковые маленькая-большая | |
зоопарк | сколько? ряд | больше или меньше? | число | |
почта | Утро разложить предмет | Нужно разложложитьт в первую очередь | Много сколько, | Квартира девять и десять квартира семь и восемь |
Подготовка к открытию детского сада | Размер штука | Семь штук, на | Сколько? | Семь больших и семь маленьких сколько надо? |
Бензозаправочная станция | Литр ,цифра | Сколько всего? | Семь восемь | А сколько больше? Сколько всего? |
Кондитерская фабрика | Отбор, по- другому минута | Составление числа | цифра | Сколько кофет? |
Путешествие в дальние страны | Пространство счёт | Через десять минут | Шесть десять | А сколько? |
молочная ферма | Мерка время результат величина | Как много? Снова мерием одинаковые | Пять девять больше |
Сюжетно-ролевая игра, применяемая в ДОУ, используется как метод воспитания и развития дошкольников. Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в ДОУ могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.
В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, Л. И. Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр ( в том числе и сюжетно-ролевых) в обучении детей математике. Правильное употребление математических терминов является показателем освоенности полученных знаний.
В процессе игры создаются благоприятные условия для развития речи ребёнка, обогащения его словарного запаса, в том числе и математического словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...
Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. В...
Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математическо...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал этого выпуска журнала поможет родителям познакомиться ...