Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа по математике на тему
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_umniki_i_umnitsy.docx | 44.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете № 1 Протокол № 1 от 27.08.2014 г. | Утверждаю Заведующий НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко» ___________ А.С.Авершина Пр. № 112-о от «31» 08 2014 г» |
Рабочая программа кружка
дополнительного образования детей
«Умники и умницы»
Автор-составитель: Пигина И.В.,
воспитатель 1 кв. категории
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………….с. 3
- Цели и задачи кружка …………………………………………….с.3
- Планируемый результат ……………………………………….…с.4
- Содержательный раздел ……………………………………………с.5
- образовательное содержание
- Организационный раздел ………………………………………….с. 7
-Учебный план ……………………………………………………..с. 7
-Перспективно-тематическое планирование ……………………с. 7
-Программно-методическое обеспечение …………………….…с.10
- Диагностика освоения дошкольниками программы кружка ……с.12
1.Пояснительная записка
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г № 2506-р предполагает, что математическое образование в системе дошкольного образования должна обеспечить условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребёнка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Концепция математического образования в Ханты-мансийском автономном округе-Югре, утверждённая Приказом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.06.2013 г № 676 «Об утверждении концепции математического образования в Ханты-мансийском округе-Югре» определяет ключевым направлением модернизации математического образования создание модели образовательного кластера на основе нехарактерных для традиционной системы форм преподавания и видов деятельности, таких как: применение современных технологий и средств в получении индивидуальных результатов математического образования, придание метапредметного характера математического образования в комплексе основных дисциплин, усиление исследовательского характера преподавания математики и сохранение темпов материально-технического обогащения образовательной среды математического образования.
Обеспечивая современное качество образования, наше дошкольное учреждение активно подключилось к реализации вышеуказанной Концепции. На основе утверждённого приказом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 20.08.2014 г № 1079 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год» плана мероприятий развития математического образования в ХМАО-Югре, в нашем дошкольном образовательном учреждении был организован кружок «Умники и умницы»
Цели и задачи кружка
Цель: развитие познавательного интереса к математике, и в целом, к интеллектуальной деятельности.
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач,
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Планируемый результат
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
2.Содержательный раздел
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:
В старшей группе – 25 минут;
В подготовительной - 30 минут.
Образовательное содержание включает решение таких задач:
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
3.Организационный раздел
Учебный план
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Количество занятий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 |
Всего занятий в год | 29 |
Перспективно-тематическое планирование
Содержание занятий 1-го года обучение детей 5 - 6 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
октябрь | 1. «Что общего и чем отличаются» | Учить сравнивать свойства предметов. |
2. «Подбери по форме» | Закрепить свойства предметов. | |
3. «Найди, кто лишний» | Закрепить сравнивать свойства предметов. | |
4. «Какой фигуры не хватает?» | Закрепить свойства предметов. | |
ноябрь | 1. «Что изменилось» | Учить находить свойства предметов. |
2. «Третий лишний» | Учить детей умению сравнивать группы предметов. | |
3. «Четвертый лишний» | Закрепить умение сравнивать группы предметов | |
4. «Лабиринты: кто кому звонит?» | Закрепить умение сравнивать группы предметов. | |
декабрь | 1. «Дорисуй и раскрась» | Учить соотношении: часть - целое. |
2. «Продолжи закономерность» | Закрепить пространственные отношения: на, под, над. | |
3. «Найди одинаковые игрушки» | Учить пространственные отношения: справа, слева. | |
4. «Четвертый лишний» | Закрепить пространственные отношения: справа, слева. | |
январь | 1. «Дорисуй» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. |
2. «Чем отличаются клоуны» | Закрепить число и цифру 1. | |
3. «Поменяй признак» | Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. | |
4. «Лабиринты» | развивать глазомер и образное мышление | |
февраль | 1. «Продолжи закономерность» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
2. «Что общего» | Учить детей умению составлять равенства. | |
3. Соедини предметы» | Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. | |
4. «Дорисуй» | Закрепить числа и цифры 1-3. | |
март | 1. «Догадайся, как надо раскрасить» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. |
2. «Разбей фигуры по признаку» | Закрепить число и цифру 4. | |
3. «Какой домик лишний и почему» | Закрепить представление о многоугольниках. | |
4. «Логические цепочки» | Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. | |
апрель | 1. «Перехват» | Закрепить число и цифру 5. |
2. «Обведи дорожки» | Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. | |
3. «Раскрась» | Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. | |
4. «Раскрась так же» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству. | |
май | Презентация портфолио достижений воспитанников |
Содержание занятий 2-го года обучения детей 6 – 7 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
октябрь | 1. «Штриховка». | Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. |
2. «Назови лишний предмет». | Развивать аналитическое мышление | |
3. «На что похоже?». | Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. | |
4. «Считай дальше». | Закреплять умение считать до 10. | |
ноябрь | 1. «Пройди по лабиринту». | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Водяной – шутник» | Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. | |
3. «Расколдуй изображение». | Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. | |
4. «Рисуем бусы». | Называть цвета и показывать соответствующий карандаш | |
декабрь | 1. «Внимательные художники». | Развитие зрительного восприятия. |
2. «Логическое домино». | Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. | |
3. «Сбежавшие числа» | Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. | |
4. «Нарисуй по памяти» | Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. | |
январь | 1. «Назови соседей». | Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному |
2. «Большие и маленькие фигуры». | Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. | |
3.«Найди отличия» | Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие | |
4. «Роботы». | Закрепить геометрические фигуры | |
февраль | 1. «Лабиринт» | Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Где моё место?»
| Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. | |
3. «Указываем направление». | Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. | |
4. «Кораблик Плюх – Плюх» | Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. | |
март | 1. «Чудо – крестики» | Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. |
2.«Найди и обведи». | Развитие мелкой моторики рук. | |
3. «Рисуем кошку» | Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. | |
4. «Колумбово яйцо» | Развивать геометрическое представление, наблюдательность. | |
апрель | 1. «Торопись, да не ошибись» | Закрепить знания состава числа первого десятка. |
2. «Будь внимателен!» | Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке | |
3. Моделирование из геометрических фигур. | Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? | |
4. «Соедини точки по образцу» | Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. | |
май | Презентация портфолио достижений воспитанников |
Программно-методическое обеспечение
1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
2. Гаврина С.П. Веселая математика - М.,2001
3. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997
4. Смоленцева. А.А. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
5. Тихонова Л.И. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
9. Черенкова Е. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
11. Новикова В.П.. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
12.Финкелъштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. — СП' вет, 2005—2011.
13.Финкелъштейн Б. Б. Страна блоков и палочек: альбом. — СПб.: 2008—2011.
14.Финкелъштейн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. — СПб.: 2011.
15.Финкелъштейн Б. Б. Поиск затонувшего клада: альбом. — СПб.: 2011.
16.Финкелъштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и уп ний. — СПб.: Корвет, 2002—2011.
17.Финкелъштейн Б. Б. Кростики. Посудная лавка: альбом. — СПб.: ] 2008—2011.
18.Финкелъштейн Б. Б., Лабутина Л. В., Сазонов Е. А. Логический экран: развивающие и обучающие игры и упражнения. — СПб.: Корвет, 2005—2011.
Дидактические пособия:
1 | Головоломка Архимеда: головоломка / Методическое сопровожден работано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
2 | Волшебный квадрат: головоломка / Методическое сопровождение р тано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
3 | Головоломка Пифагора: головоломка / Методическое сопровожден работано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
4 | Волшебный круг: головоломка / Методическое сопровождение разра 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
5 | Вьетнамская игра: головоломка / Методическое сопровождение раз] но 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
6 | Гексамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
7 | Листик: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой.— СПб.: Оксва, 1995—2010. |
8 | Колумбово яйцо: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
9 | Монгольская игра: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
10 | Пентамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
11 | Сфинкс: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
12 | Танграм: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010. |
13 | Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие / Л ческое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: 1995—2011. |
14 | Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое п / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой, И. плашкиной. — СПб.: Корвет, 1995—2011. |
15 | Финкелъштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидакти пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011. |
16 | Кубики-хамелеон: игра / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Корвет, 2004—2011. Уникуб: игра. — СПб.: Корвет, 1998—2011. Геометрический конструктор № 1 для детей 3—4 лет: игра. — СПб.: Корвет, 2004—2011. |
4.Диагностика освоения дошкольниками программы кружка
Диагностика освоения детьми программы кружка осуществляется в форме
«Портфолио достижений воспитанников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"
Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....
Рабочая программа факультатива «Умники и умницы»
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
Рабочая программа факультатива «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста
Программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности является авторской разработкой и реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Рабочая программа «Умники и умницы»
Выявление и развитие предпосылок одарённости у детей....