Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа по математике на тему

Математика  занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_umniki_i_umnitsy.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на педагогическом совете № 1

Протокол № 1 от 27.08.2014 г.

Утверждаю

Заведующий НРМ ДОБУ Детский сад «Солнышко»

___________ А.С.Авершина

 Пр. № 112-о от «31» 08 2014 г»

Рабочая программа кружка

дополнительного образования детей

«Умники и умницы»

 Автор-составитель: Пигина И.В.,

воспитатель 1 кв. категории

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………….с. 3

- Цели и задачи кружка …………………………………………….с.3

- Планируемый результат ……………………………………….…с.4

  1. Содержательный раздел ……………………………………………с.5

- образовательное содержание

  1. Организационный раздел ………………………………………….с. 7

-Учебный план ……………………………………………………..с. 7

-Перспективно-тематическое  планирование ……………………с. 7

-Программно-методическое обеспечение …………………….…с.10

  1. Диагностика освоения дошкольниками программы кружка ……с.12

1.Пояснительная записка

Математика  занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утверждённая Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 г № 2506-р предполагает, что математическое образование в системе дошкольного образования должна обеспечить условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребёнка) для освоения воспитанниками  форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Концепция математического образования в Ханты-мансийском автономном округе-Югре, утверждённая Приказом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.06.2013 г № 676 «Об утверждении концепции математического образования в Ханты-мансийском округе-Югре» определяет ключевым направлением модернизации математического образования создание модели образовательного кластера на основе нехарактерных для традиционной системы форм преподавания и видов деятельности, таких как: применение современных технологий и средств в получении индивидуальных результатов математического образования,  придание метапредметного характера математического образования в комплексе основных дисциплин, усиление исследовательского характера  преподавания математики и сохранение темпов материально-технического обогащения образовательной среды математического образования.

Обеспечивая современное качество образования, наше дошкольное учреждение активно подключилось к реализации вышеуказанной Концепции. На основе утверждённого приказом Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 20.08.2014 г № 1079 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год»  плана мероприятий развития  математического образования в ХМАО-Югре, в нашем дошкольном образовательном учреждении был организован кружок  «Умники и умницы»

Цели и задачи  кружка

Цель: развитие познавательного интереса к математике, и в целом, к интеллектуальной деятельности.

Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач,

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Планируемый  результат

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

2.Содержательный раздел

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:

В старшей группе – 25 минут;

В подготовительной - 30 минут.

Образовательное содержание включает решение таких задач:

Формирование представлений о числе и количестве:

- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

 

3.Организационный раздел

Учебный план

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Количество занятий

4

4

4

4

4

4

4

1

Всего занятий в год

29

Перспективно-тематическое планирование

Содержание занятий 1-го года обучение детей 5 - 6 лет

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

октябрь

1. «Что общего и чем отличаются»

Учить сравнивать свойства предметов.

2. «Подбери по форме»

Закрепить свойства предметов.

3. «Найди, кто лишний»

Закрепить сравнивать свойства предметов.

4. «Какой фигуры не хватает?»

Закрепить свойства предметов.

ноябрь

1. «Что изменилось»

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний»

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

декабрь

1. «Дорисуй и раскрась»

Учить соотношении: часть - целое.

2. «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

3. «Найди одинаковые игрушки»

Учить пространственные отношения: справа, слева.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

январь

1. «Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

2. «Чем отличаются клоуны»

Закрепить число и цифру 1.

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

февраль

1. «Продолжи закономерность»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

2. «Что общего»

Учить детей умению составлять равенства.

3. Соедини предметы»

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

4. «Дорисуй»

Закрепить числа и цифры 1-3.

март

1. «Догадайся, как надо раскрасить»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

2. «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить число и цифру 4.

3. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

4. «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

апрель

1. «Перехват»

Закрепить число и цифру 5.

2. «Обведи дорожки»

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

3. «Раскрась»

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

4. «Раскрась так же»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

май

Презентация портфолио достижений воспитанников

Содержание занятий 2-го года обучения детей 6 – 7 лет

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

октябрь

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

4«Считай дальше».

Закреплять умение считать до 10.

ноябрь

1. «Пройди по лабиринту».

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

декабрь

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

январь

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

февраль

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

 

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

март

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

апрель

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

май

Презентация портфолио достижений воспитанников

 

Программно-методическое обеспечение

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. Веселая математика - М.,2001

3. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. Смоленцева. А.А. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Тихонова Л.И. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Черенкова Е. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. Новикова В.П.. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12.Финкелъштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. — СП' вет, 2005—2011.

13.Финкелъштейн Б. Б. Страна блоков и палочек: альбом. — СПб.: 2008—2011.

14.Финкелъштейн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. — СПб.: 2011.

15.Финкелъштейн Б. Б. Поиск затонувшего клада: альбом. — СПб.: 2011.

16.Финкелъштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и уп ний. — СПб.: Корвет, 2002—2011.

17.Финкелъштейн Б. Б. Кростики. Посудная лавка: альбом. — СПб.: ] 2008—2011.

18.Финкелъштейн Б. Б., Лабутина Л. В., Сазонов Е. А. Логический экран: развивающие и обучающие игры и упражнения. — СПб.: Корвет, 2005—2011.

Дидактические пособия:

1

Головоломка Архимеда: головоломка / Методическое сопровожден работано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

2

Волшебный квадрат: головоломка / Методическое сопровождение р тано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

3

Головоломка Пифагора: головоломка / Методическое сопровожден работано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

4

Волшебный круг: головоломка / Методическое сопровождение разра 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

5

Вьетнамская игра: головоломка / Методическое сопровождение раз] но 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

6

Гексамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

7

Листик: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой.— СПб.: Оксва, 1995—2010.

8

Колумбово яйцо: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

9

Монгольская игра: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

10

Пентамино: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

11

Сфинкс: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

12

Танграм: головоломка / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Оксва, 1995—2010.

13

Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие / Л ческое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: 1995—2011.

14

Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое п / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой, И. плашкиной. — СПб.: Корвет, 1995—2011.

15

Финкелъштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидакти пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011.

16

Кубики-хамелеон: игра / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.: Корвет, 2004—2011. Уникуб: игра. — СПб.: Корвет, 1998—2011. Геометрический конструктор № 1 для детей 3—4 лет: игра. — СПб.: Корвет, 2004—2011.

        

4.Диагностика освоения дошкольниками программы кружка

Диагностика  освоения детьми программы кружка осуществляется в форме

«Портфолио достижений воспитанников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике «Юным умникам и умницам».

Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»....

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"

Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....

Рабочая программа факультатива «Умники и умницы»

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Рабочая программа факультатива «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста

Программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности является авторской разработкой и реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Рабочая программа «Умники и умницы»

Выявление и развитие предпосылок одарённости у детей....