Рабочая программа факультатива «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности является авторской разработкой и реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 882.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонёк»
Принято на заседании педагогического совета протокол № ___ от _______ 2015г. | Утверждено Директор МАДОУ «ДС «Огонёк» ____________ Н.А. Поляковская « ______ » ___________ 2015 г. |
Рабочая программа факультатива
«Умники и умницы»
на 2015-2016 учебный год
(социально-педагогической направленности)
Возраст: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Воспитатель: Тойшанова М.М. |
г. Новый Уренгой
2015
ВВЕДЕНИЕ
« Для пятилетних детей одних внешних свойств
вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому,
чтобы постепенно знакомиться не только с внешними,
но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,
лежащими в основе научных знаний о мире…»
Л.А.Венгер
Развитие способностей детей интересует сегодня многих: и родителей, и педагогов, и руководителей образовательных учреждений. Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач.
Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.Творческая деятельность человека предполагает наличие у него творческого мышления. Чтобы воспитатель талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсеугаснет интерес к учению.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
В данной программе показано, как, через систему специальных игр и упражнений, можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности является авторской разработкой и реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность разработки программы обусловлена усилением в сфере образования тенденции индивидуализации обучения и развития (по успешности, по способностям), осуществлением углубленной работы с детьми 5-7 лет, имеющими высокий уровень познавательных способностей, высокий уровень активности умственной деятельности в целях дальнейшихличностных достижений, развития ребенка, успешного обучения в школе. А так же, активного участия дошкольников в системе конкурсов и олимпиад современного образования.
Программа ориентирована на развитие образовательной компетентности ребенка-дошкольника, поддержку и развитие способных, талантливых детей; призвана обогатить процесс интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Программа разработана на основе действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования, а так же локальных актах учреждения, используемых для обоснования содержания и организации педагогического процесса.
Программа «Умники и умницы» является самостоятельной авторской разработкой. Это попытка создания целенаправленной работы по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания; собственной системы выявления и поддержки способных, одаренных детей, развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников.
Настоящая программа описывает курс интеллектуальной подготовки детей 5-7 лет (старшая, подготовительная к школе группа).
Основная цель программы: создание условий для развития детей с высоким уровнем умственной деятельности, интеллектуально- познавательных способностей, компетенций дошкольников; поддержка оригинально мыслящих, креативных, интеллектуально смелых детей.
Задачи:
Обучения:обучать детей основным логическим операциям; формировать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного поиска решения математических и практических задач;интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, навыки поисково- исследовательской деятельности.
Развития:развивать познавательные процессы, мыслительные операции, логическое мышление, психические процессы, пространственные представления,связную монологическую речь; развивать инициативу, организаторские способности ребенка.
Воспитания: воспитывать у дошкольников устойчивый интерес к познаниям в различных образовательных областях, самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, умение действовать в команде.
Ведущей идеей программы является положение «… В условиях решения стратегических задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения», обозначенное в национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа».
Педагогическая работа интеллектуального кружка «Умники и умницы» основывается на принципах:
- Принцип развивающего обучения
- Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода к воспитанникам,
- Принцип ориентации на успешную деятельность.
- Принцип самореализации.
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в процессе совместной деятельности педагога с детьми, путем организации увлекательной игровой и проблемно-познавательной деятельности дошкольника.
Программа строится с учетом интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие» - включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- изучение Правил безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, Правил безопасности собственной жизни.
«Познавательное развитие» - Знакомство с природой. Развитие элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
«Речевое развитие» - Развитие связной речи, дикции. Познание разнообразных средств выразительности. Обогащение словаря. Освоение правил речевого этикета. Развитие коммуникативных способностей детей. Многообразие и особенности сказок. Творческая деятельность на основе литературного текста.
Образовательное содержание программы ориентировано на развитие любознательности, познавательных способностей, индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации ребенка в современном мире.
Программное обучение рассчитано на два учебных года с охватом детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет:
первый год обучения - старшая группа (5-6 лет);
второй год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Познавательный курс программы проводится с сентября по май с учетом региональных особенностей, каникулы в процессе осуществления программы не предусматриваются.
Организация образовательного процесса в рамках программы кружка осуществляется 1 раз в неделю во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность познавательно-развивающей деятельности: не более 25 минут - старшая группа, дети 5-7 лет; не более 30 минут - подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Численный состав кружка 10-12человек, в нем занимаются одновременно мальчики и девочки.
Программное предполагает освоение детьми теоретических знаний и практических умений, участие в интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д.
С учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей детей отбирается теоретический материал, выбираются формы и методы обучения, осуществляется контроль результатов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает 4 блока:
1блок – «Сказки», направлен на развитие представлений, творческого мышления, художественно-речевой деятельности, креативности, культурно-этническое образование дошкольников.
2блок - «ОБЖ», направлен на развитие здоровьесберегающей компетентности, представлений о здоровье и здоровом образе жизни, решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций.
3блок-«Природа», направлен на развитие экологических знаний, природоохранительной деятельности; расширение представлений о природе родного края и различных природных зон, многообразии природного мира, причинно-следственных связей, эврестических суждений, познавательной активности,.
4 блок – «Логика», направлен на развитие логического, эвристического мышления, интеллектуальной активности дошкольников, самостоятельного поиска решений и действий.
Каждый блок реализуется в течение всего программного курса, содержит свои программные цели и задачи.
Содержание познавательных заданий охватывает все 4 блока и выстраивается в последовательности «Сказки»- «ОБЖ»- «Природа»- «Логика».
При решении воспитательно-образовательных задач содержание блока «Природа» может интегрироваться с блоками « Сказки», «ОБЖ», «Логика» с учетом планируемых заданий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
Наименование блоков | Общее количество часов (первый год обучения) | Общее кол-во часов (второй год обучения) |
Блок 1 «Сказки» | 8 часов | 8 часов |
Блок 2 «ОБЖ» | 8 часов | 8 часов |
Блок 3 «Природа» | 7 часов | 7 часов |
Блок 4 «Логика» | 8 часов | 8 часов |
ИТОГО: | 31 час | 31 час |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
(Старшая группа)
Блоки | Цели | Деятельность |
Блок 1 «Сказки» | Формирование интереса и потребности в чтении Развитие художественного восприятия, устойчивого интереса к художественной и познавательной литературе. | Развивать литературную речь, память Учить детей понимать скрытые мотивы поведения литературных персонажей, героев произведений, рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; Продолжать объяснять детям жанровые особенности сказок, рассказов. Учить использовать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, умение вести деловой диалог, средства языковой выразительности. |
Блок 2 «ОБЖ» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. Понимание причинно-следственных связей в окружающем мире | Расширять представления о видах транспорта, о специальном транспорте, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Закреплять знания о правилах дорожного движения, телефонов экстренных служб. Вовлекать детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, уметь применять накопленный опыт безопасного поведения. Понимать значение сигналов светофораЗнать и называть дорожные знаки |
Блок 3 «Природа» | Формирование предпосылок экологического сознания. Активизировать ребенка в познании многообразия природы, развитие детской любознательности, кругозора ребенка экологическое развитие детей, расширятьприродоведческий словарь ребенка. | Расширять представления о природе, познавать разнообразные объекты природы, иметь представления об их многообразии. Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями. Развивать интерес к самостоятельному изучению природы, применению знаний в собственной деятельности. Учить передавать свои знания, мысли и впечатления оприроде в речевой, продуктивной деятельности, отвечать на вопросы, участвовать в беседе, вести диалог |
Блок 4 «Логика» | Развитие познавательных и интеллектуальных способностей Интеграция осваиваемых средств и способов познания в другие условия | Расширять познание элементарных математических представлений. Учить осуществлять самостоятельный исследовательский поиск ответов на вопросы; высказывать догадки, предположения, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы Учить решать элементарные задачи разных видов( арифметические, логические, занимательные); знать и уметь «читать» простые схемы. Развивать смекалку, сообразительность. |
По окончании первого года обучения предполагаются следующие промежуточные результатыосвоения программы:
1 БЛОК «Сказки»
Должен знать:
- литературные жанры, виды сказок ( о природе, о животных, волшебные, русские народные сказки, сказки-повести, бытовые сказки, былины, басни, сказки народов мира), их особенности, отличия.
- свои любимые литературные произведения, названия книги.
- фамилии некоторых детских писателей, их произведения, детских художников-иллюстраторов
Должен уметь:
- различать основные жанры литературных произведений сказка, загадка, небылица и др.;
- обсуждать, рассуждать, выдвигать предположения, которые отличаются полнотой и развернутостью;
- воспринимать произведение в единстве его содержания и формы;
- отражать свои знания, мысли и впечатления в речевой деятельности;
- грамотно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли;
- высказывать свое отношение к образам героев, идее произведения; делиться впечатлениями;
- отгадывать загадки;
- самостоятельно использовать формы речи-рассуждения: объяснительную речь;
- речь-доказательство, умение вести деловой диалог, средства языковой выразительности.
2 БЛОК «Природа»
Должен знать:
- широкий круг объектов, явлений природы, изменения в природе, о многообразии растений, животных, птиц, насекомых, млекопитающих,
- стихи, пословицы, загадки, сказки о природе
- о причинно-следственных связях в окружающем мире
Должен уметь:
- ориентироваться в правилах поведения в природной среде;
- применять имеющиеся знания и представления в собственной деятельности;
- рассуждать, выдвигать предположения, которые отличаются полнотой и развернутостью;
- отражать свои знания и впечатления в речевой и продуктивной деятельности;
- самостоятельно использовать способы познания;применять знакомые правила в решении проблемных ситуаций;
- в процессе познавательно-исследовательской деятельности самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, эвристические рассуждения, сравнение;
- находить решение в познавательных и практических ситуациях.
3 БЛОК «ОБЖ»
Должен знать:
- основы безопасности собственной жизнедеятельности;
- правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улице, в помещении, на природе;
- способы правильного взаимодействия с растениями и животными;
- ядовитые и лекарственные растения, вредных для человека насекомых;
- разныевиды транспорта, специальный транспорт «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др.
- Телефоны экстренных служб «О1», «02», «03»
Должен уметь:
- применять свои знания и опыт в собственной деятельности;
- отражать свои знания и впечатления в речевой деятельности;
- обсуждать ситуации и отрицательные последствия, которые могут возникнуть при нарушении установленных правил, высказывать свое мнение;
- вести игровое и деловое общение со сверстниками, говорить связно, правильно.
- самостоятельно использовать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, умение вести деловой диалог, средства языковой выразительности.
4БЛОК «ЛОГИКА»
Должен знать:
- числовой ряд до 10, математические знаки, знать о множестве, о величине и форме предметов, о пространственных отношениях объектов;
- основные способы познания: сравнение, упорядочивание, группировка по разным признакам, счет, измерение предметов.
Должен уметь:
- использовать разные способы обследования предметов;
- устанавливать размерные отношения между предметами;
- определять целое и часть;общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;
- систематизировать и обобщать;
- соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
-осуществлять действия классификации, анализа, сравнения
- устанавливать причинно-следственные связи; последовательность разных событий
- решать интеллектуальные задачи, выдвигать проблемы, гипотезы, высказывать свое мнение по поводу решения;самостоятельно осуществлять поиск способов решения познавательных задач.
- действовать по правилам или по образцу в математической деятельности;
- рассуждать, аргументировать свои действия, проявлять смекалку, сообразительность;
- работать коллективно.
ПРОГРАММНОЕСОДЕРЖАНИЕ
Второй год обучения
(подготовительная группа)
Блоки | Цели | Деятельность |
Блок 1 «Сказки» | Культурно-этническое образование дошкольников; развитие литературных способностей детей, совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления освоение правил речевого этикета. | Знакомить с различными литературными жанрами (сказка, рассказ, загадка), упражнять детей в разгадывании загадок. Обогащать знания об устном народномтворчестве, расширять литературный опыт Самостоятельно использовать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, умение вести деловой диалог, средства языковой выразительности Развивать творческое мышление, связную монологическую речь, художественно-речевую деятельность. Воспитывать интерес к мировой культуре. |
Блок 2 «ОБЖ» | Формирование личностной культуры и социальной защищенности Валеологическое просвещение дошкольников Пониманиедетьми причинно-следственных связей в окружающем мире, - расширение сферы познавательных умений. | Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице, в быту, в природе, в городе. Знакомить с дорожными знаками, с действиями инспектора ГИБДД. Закреплять знания о разных видах транспорта называть специальную технику («Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная»), объяснять их назначение. Вовлекать детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, уметь применять накопленный опыт безопасного поведения. Воспитывать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни. |
Блок 3 «Природа» | Формирование экологической компетентности дошкольников; обеспечение условий для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии с природой, расширение круга объектов познания, развитие кругозора ребенка. | Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, эвристические рассуждения. Обогащать представления о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, животных. Знание экологических правил, природоохранной деятельности, использовать накопленный опыт в практической деятельности. Воспитывать интерес к познавательной литературе. |
Блок 4 «Логика» | Освоение элементов логики; совершенствование математической деятельности; расширение диапазона математических представлений; развитие логического мышления, исследовательской активности самостоятельной деятельности в математических играх умственных способностей дошкольников. | Учить решать задачи разных видов ( арифметические, логические, занимательные); обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий, используя математическую терминологию; самостоятельно устанавливать, понимать и отражать в речи связи и зависимости между объектами, последовательных математических действий. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске вариативных способв решений. Способствовать исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе ре - Развивать смекалку, стремление к поиску результата своеобразными, оригинальными действиями. |
III.ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые итоговые результаты освоения детьми двухгодичного программного курса формируются в соответствии направленности программы, ее образовательного содержания и описывают показатели развития ребенка по направлениям:
Познавательно-речевое развитие
Ребенок умеет:
- принять и сам поставить простую познавательную задачу, разрешать ее доступными способами: наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, высказывать предположения, делать выводы, доказывать;
- осуществлять самостоятельный исследовательский поиск ответов на вопросы; высказывать догадки, предположения и делать их проверку;
- использовать опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты; различные источники информации, способствующие обогащению опыта (кино, литература, компьютер, экскурсии и др);
- находить самостоятельное решение поставленных задач;
- вести диалог с воспитателем, сверстником; участвовать в беседе, содержательно рассказывать об интересных фактах
- аргументировано дать ответ, отстаивать свое мнение, свою точку зрения;
- грамотно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли;
- сохранять внимание, сосредоточенно действовать в течении 20-25 минут.
- использовать различные источники информации, способствующие обогащению опыта (кино, литература, компьютер, экскурсии и др.)
- применять накопленный опыт в собственной деятельности.
Проявляет:
- интеллектуальную, познавательную активность, инициативную деятельность с целью получения новых знаний;
- активное участие в развивающих играх, головоломках;
- самостоятельность суждений, сообразительность, смекалку при решении поставленных задач;
- уверенность в своих силах, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Имеет:
-углубленные знания о природе, первичные представления о целостности мира и природе, времени и пространстве, элементарные математические представления;
- обогащенный природоведческий, речевой, обществоведческий словарь, кругозор, опыт познавательно-исследовательской деятельности и речевого общения, литературный багаж;
- рост личностных достижений в разных видах деятельности.
Социально-личностное развитие
- Имеет углубленные представления о видах транспорта, о разнообразии животного мира, насекомых,млекопитающих, о сезонных явлениях и изменениях в природе;
-Знаетзнаки и правила дорожного движения, поведения на дороге, в транспорте, на улице;
- Умеет действовать в команде: договариваться, обмениваться мнениями,совместно выполнять одну операцию,контролирует действия партнера, исправляет его ошибки, помогает партнеру, выполняет часть его работы, принимает замечание партнера, исправляет свои ошибки, достигать взаимопонимания со сверстниками;
- Проявляет дружеские взаимоотношения, доброжелательность, стремление к сотрудничеству.
IV.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Эффективность реализации программы определяется посредством проведения
диагностических исследований уровня знаний и умений детейи мониторинга интеллектуального развития ребенка.
Диагностика проводится 3 раза в год - в начале, в середине и в конце учебного года
(стартовая -сентябрь, промежуточная - январь, итоговая- май). Используется Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Мониторинг развития интеллектуальных способностей проводится 2 раза в год
(в октябре и в апреле).
Методами диагностики являются:
- наблюдения;
- опрос;
- практические задания
Форма подведения итогов по результатам
- итоговые задания;
- внутриучрежденческая интеллектуально-познавательная викторина;
- результат участия детей в городской игре «Дошкольник», юных эрудитов.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения используются различные формы организации детского коллектива:
1.Формы работы:
- групповая;
- работа в парах
- работа в малых группах
- дифференцировано-групповая
- индивидуальная
Реализация программы «Умники и умницы» предполагает использование широкого круга методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую, творческую, социальную активность обучающихся.
Методы:
- словесные ( беседа, рассказ, разъяснение, убеждение);
- метод обратной связи;
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ);
- метод игры (игры, конкурсы, викторины);
- практические (упражнения, выполнение заданий, самостоятельная работа);
- объяснительно-иллюстративные;
- эвристические (поисковый);
- познавательные методы (работа с литературой, дидактическим материалом)
- метод анализа и диагностики
Логические приемы, используемые для решения заданий, выработки правильных умозаключений:
- сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие.
Наряду с вышеперечисленными методами используютсяприемы рефлексии и методы стимулирования:
- создания «ситуации успеха»;
- поощрение; похвала;
- самооценка и взаимооценка.
Выбор форм, методов и приемов работы обусловливается целями, задачами воспитательно- образовательного процесса, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, степенью активности и проявления интереса к обучению, личностно-ориентированным подходом в обучении и воспитании, особенностями содержания, этапом в процессе обучения.
VI. Средства обучения
6.1.Дидактический материал:
- подборка заданий;
- методические пособия с ребусами, кроссвордами, лабиринтами и т.д.
- раздаточный и наглядный материал к играм, конкурсам ( карточки, схемы и др.)
6.2. Игровой материал
Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
6.3.Учебно- наглядные пособия:
- иллюстративный и наглядный материал,
- мини-библиотека детской художественной, познавательной, энциклопедической литературы,
- видео-фототека
- программы творческих конкурсов
Автором разработаны: диагностический материал, технологические опорные карты, раздаточные карточки, таблицы, схемы, сценарии организационно-массовых мероприятий.
6.4. Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- учебная доска;
- видеоаппаратура;
- телевизор для просмотра видеоматериала
- магнитофон;
- музыкальный зал для проведения игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет «Ключ к открытию мира»
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников:Методическоепособие.-М.:ТЦ Сфера,2010.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Нищева Н.В. «Играем,развиваемся, растем.Дидактические игры для детей дошкольного возраста».-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010
- Новоторцева Н.В. развитие речи детей, Ярославль , ТОО «Гринго», 1995
- Носова Е.А.,Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», С-Птб., «Детство-Пресс»,2007.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей,Ярославль:Академия развития ,1996.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль:Академия развития,1996.
- Тихомирова Л.Ф. развитие логического мышления детей. Ярославль , ТОО «Гринго», 1995
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Ярославль:Академия развития,1997
- Субботина Л.Ю. развитие воображения у детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
Для детей:
- Калугин М.А., Новоторцева Н.В. развивающие игры для младших школьников. Ярославль, 1997.
- Узорова О., Нефедова Е. 333 узора(тренируем руку). ООО «Издательство Астрель», 2010
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(старшая группа)
БЛОК «СКАЗКИ»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 |
| Упражнять в назывании группы предметов одним словом; Упражнять в умении находить ошибки в картинках Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять целое из частей |
Октябрь | 2 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в нахождении ошибки Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Развивать произвольное внимание |
Ноябрь | 3 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять целое из частей |
Декабрь | 4 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Упражнять детей в разгадывании загадок Развивать произвольное внимание |
Январь | 5 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять целое из частей |
Февраль | 6 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить находить закономерность Учить детей дорисовывать недостающую фигуру Упражнять детей в разгадывании загадок развивать произвольное внимание |
Март | 7 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей дорисовывать недостающую фигуру Учить находить закономерность Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять целое из частей |
Апрель | 8 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Упражнять детей в разгадывании загадок Развивать произвольное внимание |
Май | 9 | Итоговое занятие | Викторина сказок |
БЛОК «ОБЖ»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 | «Светофор»
| Развитие внимания, слуховой памяти Упражнять в отгадывании загадок учить находить пару предметов, связанных между собой развивать внимание |
Октябрь | 2 | «Дорожные знаки»
| Познакомить со знаками дорожного движения Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в отгадывании загадок Учить делать умозаключения |
Ноябрь | 3 | «Дорожные знаки»
| Познакомить со знаками дорожного движения Учить детей находить лишний предмет на картине Развивать внимание |
Декабрь | 4 | «Дорожные знаки»
| Познакомить со знаками дорожного движения Учить детей находить лишний предмет на картине Учить классифицировать виды транспорта |
Январь | 5 | «Противопожарная безопасность» четвертый лишний Загадки/профессии Игра Хорошо-плохо | Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в отгадывании загадок Учить выделять качества предметов |
Февраль | 6 | «Противопожарная безопасность» Нужные номера четвертый лишний/номер телефона экстренных служб Загадки | Познакомить с номерами экстренных служб Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в отгадывании загадок |
Март | 7 | «Безопасность в быту» четвертый лишний Загадки Разгадай ребус | Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в отгадывании загадок Учить разгадывать ребусы |
Апрель | 8 | «Безопасность в природе» четвертый лишний Загадки Съедобное-не съедобное | Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в отгадывании загадок Учить классифицировать предметы |
Май | 9 | Итоговое занятие | Викторина по ОБЖ |
БЛОК «ПРИРОДА»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 |
| Учить отгадывать загадки Учить детей находить лишний предмет на картине Учить находить пару предметов, связанных между собой Развивать логическое мышление |
Октябрь | 2 |
| Учить отгадывать загадки Формирование внимания. Выделение существенных признаков Учить детей находить лишний предмет на картине Учить находить закономерность Упражнять в определении времен года, нахождении причинно-следственных связей |
Ноябрь | 3 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине Учить находить закономерность Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить отгадывать загадки Овладение нетрадиционной техникой рисования |
Декабрь | 4 |
| Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие-перелетные» Логическое мышление Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить разгадывать ребусы |
Январь | 5 |
| Учить отгадывать загадки Развивать память Учить детей находить лишний предмет на картине Логическое мышление Упражнять в определении времен года, нахождении причинно-следственных связей |
Февраль | 6 |
| Учить отгадывать загадки Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить находить закономерность категории – глубже, ближе, дальше |
Март | 7 |
| Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить отгадывать загадки Упражнять в определении времен года, нахождении причинно-следственных связей Упражнять в счете предметов в пределах 10 |
Апрель | 8 |
| Учить отгадывать загадки Учить составлять целое из частей Учить находить пару предметов, связанных между собой развивать логическое мышление |
Май | 9 | Итоговое занятие | Интеллектуальная викторина |
БЛОК «ЛОГИКА»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 |
| Упражнять в назывании группы предметов одним словом; Упражнять в умении находить ошибки в артинках Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Учить детей рисовать по клеточкам |
Октябрь | 2 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять в нахождении ошибки Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Ноябрь | 3 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине Закрепить знания о животных, классифицировать по группам Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять детей в разгадывании загадок Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Декабрь | 4 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно Устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Январь | 5 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить детей находить лишний предмет на картине Упражнять детей в разгадывании загадок Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Февраль | 6 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять в нахождении в каждой строчке нарушение закономерности и вычеркивании лишней фигуры Учить детей дорисовывать недостающую фигуру, соблюдая логику Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Март | 7 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей дорисовывать недостающую фигуру, соблюдая логику Упражнять в нахождении в каждой строчке нарушение закономерности Упражнять детей в разгадывании загадок Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Апрель | 8 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», Учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Май | 9 | Итоговое занятие | Провести итоговое занятие по всему предложенному материалу в виде игры «Блиц-опрос»,проверить уровень освоения детьми пройденного материала . |
ПЛАНИРОВАНИЕ
(подготовительная группа)
БЛОК «СКАЗКИ»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 |
| Развивать память Учить описывать предмет Упражнять в составлении целого из частей Логическое мышление Произвольное внимание |
Октябрь | 2 |
| Учить отгадывать загадки Учить делать умозаключения, найти и решить противоречия Логическое мышление Учить описывать предмет |
Ноябрь | 3 |
| Логическое мышление Учить описывать предмет Развивать память, мышление Развивать наблюдательность, речь Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках |
Декабрь | 4 |
| Логическое мышление Учить отгадывать загадки Учить описывать предмет Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность |
Январь | 5 |
| Логическое мышление Развивать память, мышление, наблюдательность, речь Учить описывать предмет Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность |
Февраль | 6 |
| Логическое мышление Учить отгадывать загадки Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить Правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках |
Март | 7 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей дорисовывать недостающую фигуру Учить находить закономерность Упражнять детей в разгадывании загадок Учить составлять целое из частей |
Апрель | 8 |
| Логическое мышление Учить отгадывать загадки Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках |
Май | 9 | Итоговое занятие | Викторина сказок |
БЛОК «ПРИРОДА»
Месяц | № занятия | Задания | Цель |
Сентябрь | 1 |
| Упражнять в знании дней недели Развивать память, логику Учить решать ребусы Развивать целостность восприятия |
Октябрь | 2 |
| Объяснять значение слова Категории- шире, уже, одинаковые по ширине Учить задавать исследовательские вопросы Упражнять в счете |
Ноябрь | 3 |
| Учить выделять качества предметов Логическое мышление Творческое мышление Развивать произвольное внимание |
Декабрь | 4 |
| Развивать наблюдательность Учить выводить следствия из данных условий Упражнять в классификации Развивать произвольное внимание |
Январь | 5 |
| Упражнять в составлении целого из частей Упражнять в отгадывании загадок Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Развитие восприятия, коммуникативности Учить детей находить лишний предмет на картине Логическое мышление |
Февраль | 6 |
| Упражнять в отгадывании загадок Развивать память Развивать воображение Учить детей находить лишний предмет на картине Учить решать ребусы |
Март | 7 |
| Упражнять в отгадывании загадок Развивать зрительную память Логическое мышление Учить детей находить лишний предмет на картине Активизация словаря Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках |
Апрель | 8 |
| Развитие смысловой памяти Упражнять в отгадывании загадок Упражнять в счете Учить детей находить лишний предмет на картине Развитие произвольного внимания |
Май | 9 | Итоговое занятие | Интеллектуальная викторина |
БЛОК «ЛОГИКА»
Сентябрь | 1 |
| Учить сопоставлять надпись и предмет и упражнять в нахождении пары предметов, связанных между собой Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить детей дорисовывать недостающую фигуру Развивать произвольное внимание Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Октябрь | 2 |
| Развивать логическое мышление детей Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Развивать произвольное внимание Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Ноябрь | 3 |
| Развивать логическое мышление детей Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Декабрь | 4 |
| Развивать логическое мышление детей Упражнять в обобщении Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Январь | 5 |
| Развивать логическое мышление детей Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей дорисовывать недостающую фигуру Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Февраль | 6 |
| Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей находить лишний предмет на картине Развивать произвольное внимание Учить детей разгадывать ребусы Учить детей рисовать по клеточкам |
Март | 7 |
| Учить находить отличия в двух практически одинаковых картинках Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом»,учить Правильно устанавливать причинно-следственные связи,используя наглядность Учить находить пару предметов, связанных между собой Учить детей разгадывать ребусы Учить составлять фигуры из счетных палочек |
Апрель | 8 |
| Учить детей находить лишний предмет на картине учить находить пару предметов, связанных между собой Упражнять в нахождении ошибки Учить детей разгадывать ребусы Учить детей рисовать по клеточкам узор |
Май | 9 |
| Провести итоговое занятие по всему предложенному материалу в виде игры «Блиц-опрос», проверить уровень освоения детьми пройденного материала . |
- При входе дети делятся на команды(выбирают геометрические фигуры, красные/синие цифры или буквы и т.д.)
- В каждом занятии:
- в конце занятия загадки/ 5 шт. Дети работают командой( можно стоя)
- игра четвертый лишний
- игра соедини линией
- реши задачу(подготовительная группа)
-прочитай(подготовительная группа)
-узор, пазлы - ДОПЗАДАНИЕ
-логическая задача
3. У заданий имеются графические символы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...
Программа дополнительного образования кружок «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Пояснительная записка Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое разв...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО ООО (8) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК»
Базовая часть ОП:Планируемые результаты:· у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;·...
Учебная рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 000 (8) по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 38 "Домовенок"
Под рабочей программой понимается нормативно-управленческий документ, характеризующий систему/модель образовательной деятельности участников образовательных отношений по достижению планируемых результ...