Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спасатели»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Формирование элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa_itogovoe.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
«Спасатели»
Цель: Формирование элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепление навыков сравнения предметов по высоте, ширине, длине. Активизировать в речи прилагательные сравнительной степени: шире-уже, длиннее – короче, толще – тоньше, выше – ниже. Закрепить знания о цифрах, легко ориентироваться в числовом ряду, называя предшествующее и последующее числа по отношению к заданному числу, навыки ведения счета в прямом и обратном порядках в пределах первого десятка; дифференцировать количественный и порядковый счет. Закрепление знаний о временных понятий, их составляющих частях и последовательности: год (количество времен года), месяц (количество месяцев в году и в каждом времени года), неделя (количество дней в неделе), сутки (количество частей суток). Закрепление умений ориентировки в пространстве и на листе бумаги. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
- Продолжать знакомить с арифметическими задачами, ее составными частями: условие, вопрос, решение, ответ. Учить составлять задачи с опорой на рисунок на сложение и вычитание, записывать решение цифрами и знаками +, -, =. Учить формулировать вопрос к задаче и отвечать на него полным предложением.
- Развивающие:
- Развитие операционного состава мышления:
- сравнения – соспоставлять предметы, находить сходства и между ними;
- анализа – мысленно разделять предметы на составные элементы;
- синтеза – объединенять части элементов в единый целый образ предмета.
- Развитие логического мышления.
- Развитие оперативной памяти, произвольного внимания.
- Развитие графомоторных навыков.
- Воспитательные: Воспитание познавательного интереса; повышение мотивации к учебной и продуктивной деятельности. Воспитание навыков самоконтроля, навыков совместной работы в коллективе.
Оборудование:
- Мультимедийная доска, магнитофон, запись с речью Врунгеля.
- Демонстрационный материал: телеграмма, рпезентация к занятию, «свиток», замки с нарисованными силуэтами ключей.
- Раздаточный материал: наборы «Танграмма»;карты с 10-тью островами; макеты часов; карандаши; математические наборы; листы в клетку с отмеченной на них красной точкой; ключи, вырезанные из картона.
Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, сегодня по почте нам прислали телеграмму от Айболита. Давайте, прочтем ее.
- Дорогие ребята, мы с моими помощниками оказались в большой беде. Злой Бармолей со своими пиратами захватил нас на острове. Мы не можем продолжить свой путь к больным зверям. Нам срочно нужна ваша помощь!
Воспитатель: Ребята, надо выручать доброго Айболита и его друзей! Кто сможет вспомнить, куда отправился доктор со своими помощниками?
Дети: Они отправились лечить зверей.
Воспитатель: А где находятся больные звери?
Дети: В Африке.
Воспитатель: Верно! В Африке. Доктор пишет, что их захватили на острове. А что такое остров?
Дети: Это кусочек земли, вокруг которого вода.
Воспитатель: Значит, нам предстоит путешествовать по воде. Но как мы сможем туда добраться? У нас нет ни корабля, ни капитана. Кажется, я знаю, что нам надо делать! Нам нужно попросить помощи у капитана Врунгеля и его помощника матроса Лома. Они на своей яхте много путешествовали и смогут нам помочь добраться до острова. Давайте включим наш волшебный экран, чтобы связаться с капитаном.
- Основная часть
Воспитатель включает мультимедийную доску. Высвечивается изображение капитана Врунгеля.
Воспитатель: Здравствуте капитан Врунгель! Мы получили тревожную телеграмму от доктора Айболита. Его на острове в Африке захватили пираты. Мы хотим с ребятами отправиться выручать доктора из беды. Но мы не знаем туда дороги, да и управлять кораблем совсем не умеем. Вы с Ломом опытные моряки. Помогите нам пожылуйста.
Воспитатель незаметно включает магнитофонную запись.
Здравствуте, дорогие ребята! Вы отважные и добрые малыши! Конечно, мы с Ломом вам поможем. Но путешествие предстоит не легкое. Мы поплывем впереди вас на своей яхте, показывая дорогу, а вы за нами. Но для этого вам нужно построить свой корабль.
Воспитатель: Ребята, я знаю из чего нам его построить! Мы с вами многое уже строили из волшебного Танграмма, а сейчас построим корабль. Возьмите по набору Танграмма и постройте у себя на столе свой корабль.
Дети выполняют задание за столами.
Воспитатель: Вот и корабль готов. Какие геометрические фигуры понадобились для его строительства?
Дети: квадрат, четырехугольник, треугольники.
Воспитатель: Все фигуры одинаковы по величине?
Дети: Нет один треугольник большой, а два маленьких. Квадрат и четыреугольник тоже маленькие фигуры.
Магнитофонная запись
Молодцы! Перед отплытием, нужно все проверить! В морском путешествие важно уметь считать, знать цифры, уметь сравнивать предметы и решать задачи, чтобы не сбиться с курса и не затеряться в море. Я бы хотел проверить, умеете вы все это делать?
Воспитатель: Ребята, вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот первое задание Врунгеля: (слайд - корабли) одинаковы ли эти корабли?
Дети: Нет, один корабль длиннее, а другой короче.
Воспитатель: (слайд - якоря) одинаковы ли якоря?
Дети: Нет! Один якорь выше, а другой ниже.
Воспитатель: (слайд – канаты) Одинаковы ли морские тросы?
Дети: Нет! Один трос толще, а другой тоньше.
Воспитатель: (слайд – флаги) Одинаковы ли флаги?
Дети: Нет! Один флаг шире, а другой уже.
Восптитатель: (слайд – Врунгель и Лом) Одинаковы ли по возрасту капитан и его матрос?
Дети: Нет! Лом молодой, а Врунгель старый.
Воспитатель: Врунгель не старый! Он старше, а вот Лом …..?
Дети: Младше.
Воспитатель: Молодцы! Переходим ко второму заданию капитана. Перед отплытием нужно посчитать всех членов команды. Постройтесь в ряд.
Дети выстраиваються в шеренгу.
Воспитатель: Команда! По порядку расчитайсь!
Дети: ведут расчет по порядку, называя свой порядковый номер Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
Воспитатель: Молодцы! Вся команда в сборе и к отплытию готовы!
Воспитатель: У вас на столах у каждого лежит карта. Это наш путь по морю. Внизу карты красной точкой отмечено место отплытия, а на верху карты – остров, на который мы должны попасть. Чтобы не сбиться с курса, нужно цифрами отметить весь путь. Для этого нужно следовать по стрелкам и отмечать все, что мы встретим в пути цифрами.
Дети выполняют задание, отмечая цифры по порядку.
Воспитатель: Посчитайте, сколько мы с вами проплывем островов?
Дети: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Воспитатель: А как мы будем возвращаться обратно домой? Посчитайте путь в обратном порядке.
Дети: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.
Воспитатель: Какие острова будут соседними с 5-тым островом?
Дети: 4тый и 5тый.
На экране чередуются слайды с цифрами: 2; 4; 6; 8; 9
Воспитатель задает аналогичный воспрос с цифрами. Дети называют соседей заданного числа.
Воспитатель: Чтобы узнать, как долго мы с вами будем путешествовать, нужно хорошо знать о времени. Как измерить длину, мы знаем – линейкой. Тяжелый предмет или легкий, можно узнать, взвесив его на весах. А как измерить время?
Дети: Часами.
Слайд часы
Воспитатель: Что показывает самая быстрая стрелочка на часах?
Дети: Секунду.
Воспитатель: А большая стрелочка?
Дети: Минуту?
Воспитатель: А маленькая стрелочка.
Дети: Час.
Воспитатель: На часах всего 12 цифр. Но стрелки одну и ту же цифру могут показывать в разное время. Посмотрите, что у нас сейчас за окном?
Дети: Утро.
Воспитатель: А что будет после утра?
Дети: День.
Воспитатель: А что наступит после дня?
Дети: Вечер, а потом ночь.
Воспитатель: Утро, день, вечер, ночь – это части другой единицы времени – сутки. Одни сутки пройдут, наступят другие. Когда пройдет семь суток – это пройдет, какое время?
Дети: Неделя.
Воспитатель: У суток недели есть свои названия. Назовите их по-порядку все семь.
Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Вчера был вторник, какой день недели сегодня?
Дети: Среда.
Воспитатель: А завтра, какой день наступит?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Мы отправились в дорогу в среду, а если вернемся только в субботу, сколько дней займет наше путешествие?
Дети: Три дня – среда, четверг, пятница.
Воспитатель: А кто знает, какой сейчас месяц?
Дети: Май.
Воспитатель: Это месяц, какого времени года?
Дети: Весны.
Слайд – весна
Воспитатель: Месяц весны как мы можем назвать, какой это месяц?
Дети: Весенний.
Воспитатель: Сколько месяцев длится весна? Назовите их по-порядку.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Пройдет весна, и какое время года наступит?
Дети: Лето.
Слайд – лето
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Что наступит после лета? Назовите месяцы и этого времени года.
Дети: Наступит осень – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Слайд – осень
Воспитатель: А что наступит потом? У этого времени года, какие месяцы?
Дети: Потом наступит зима – декабрь, январь, февраль.
Слайд – зима
Воспитатель: Сколько же всего времен года?
Дети: 4
Воспитатель: И у каждого времени года по три месяца. А сколько всего месяцев в году?
Дети: 12.
Слайд месяцы года
Воспитатель: Вот наша первая остановка. Проплываем зеленый островок, в котором живут Белоснежка и маленькие гномы.
(На экране слайд с гномами и Белоснежкой)
Воспитатель: Они расстроены, запутались во времени и не знают, что в какое время им делать. Перед вами циферблаты с часами, укажите с помощью стрелок, в какое время им вставать, обедать, ложиться спать.
Чередуются слайды: гномы умываются, гномы работают, гномы обедают, гномы смотрят телевизор, ложаться спать.
Дети выполняю задание на макете часов.
Воспитатель: Молодцы, научили гномиков определять время. Они сказали нам спасибо, а мы прежде чем продолжим путь, немного разомнемся.
Физминутка
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперед и уже подплываем к острову Звездочетов.
Слайд «Звездочеты»
Воспитатель: Мудрые звездочеты все время заняты подсчетом звезд и комет. Они нас не пропустят мимо своего острова, пока мы не выполним их заданий. Задания не простые, будьте внимательны!
Воспитатель читает задачи в стихах. | Дети отвечают |
С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? | Три звезды |
Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. | 5 гусей |
Пять игрушечных ракет у Паши, И еще две подарил ему Саша. Паша не может их все сосчитать, Сколько будет два и пять? | 7 игрушечных ракет |
Мама вышила ковер. Посмотри, какой узор. Две большие клеточки В каждой по три звездочки. Села Маша на кровать, Хочет звезды сосчитать. Да никак не может Кто же ей поможет? | 6 звездочек |
Пять звездочетов планеты считают, Три на солнце загорают, Два купаются в реке Сколько всех, скажите мне. | 10 звездочетов |
Воспитатель: К решению каждой задачи составьте примеры из цифр и знаков. Вам в помощь звездочеты оставили рисунки, к заданным задачам.
(слайд с рисунками к задачам)
У детей на столах лежат наборы цифр и математических знаков. Дети выкладывают к задачам примеры.
Воспитатель: Прочтите, какой пример вы составили к первой задаче.
Дети: 1+2=3
Воспитатель: Почему вы выбрали в решении этой задачи знак «+»?
Дети: К одной звездочке прибавились еще две. Когда прибавляем, то пишем знак «+».
Воспитатель: Какие еще примеры вы решили со знаком «+»?
Дети: 2+5=7; 3+3=6; 5+3+2=10.
Воспитатель: Осталась еще одна задача. Какой пример вы составили к решению этой задачи?
Дети: 7-2=5.
Воспитатель: А какой знак в этом примере вы использовали?
Дети: минус, потому что сначала гусей летело больше, а потом два решили отдохнуть, приземлились. Их убавилось, когда убавляется, то пишется знак минус.
Воспитатель: Звездочеты очень довольны вашими ответами и умением решать сложные задачи. Они пожелали нам доброго пути. А самый старый и мудрый звездочет подарил нам старинный свиток. Звездочет сказал, что этот свиток не простой, в нем сокрыта тайна, которая поможет нам спасти доктора и его друзей от пиратов. Но узнать мы ее сможем, только приплыв на остров. Быстрее в путь, друзья! Чтобы корабль наш быстрее плыл, беритесь все за весла. Будем дружно все грести по команде!
Динамическая пауза
Дети сгибаютруки в локтях, прижав их к груди. На счет: «Раз!», делают, сидя наклоны вперед, руки выпрямляют. На счет «Два!», возвращаются в исходное положение.
Воспитатель: Вот мы и на острове! Надо прочесть свиток! (разворачивает свернутый в рулон лист). Ребята! Да это же план подземного хода к хижине пиратов! Разбойники скорее всего именно там держат наших друзей. Нам его нужно пройти. Возьмите карандаши, сейчас они станут нашими факелами – в подземном ходе всегда темно. Я буду диктовать вам, как идти по подземному ходу, а вы будьте внимательны. Шагайте точно отсчитывая шаги и поворачивайте только в ту сторону, которую я назову. Чтобы вам было удобно, мы договоримся с вами, что каждая клеточка хода будет считаться одним шагом. Поставьте карандаши на красной точке перед дверью в подземный ход. Все готовы? Начали!
Дети размещают карандаши на отмечееной на листе в клеточку красной точке и передвигаются по листу, согласно словесным инструкциям воспитателя.
Воспитатель: 5 шагов вправо, 3 шага вверх, 4 шага влево, 2 шага вверх, 1 шаг вправо, 1 шаг вверх, 1 шаг вправо, 1 шаг вверх, 2влево, 2 шага вверх, 4 шага влево, 6 шагов вверх, 3 шага влево, 2 шага вниз, 5 шагов вправо, 7 шагов вверх. И куда мы с вами попали?
Дети: Это дверь.
На экране высвечивается потайная дверь.
Воспитатель: Но на ней столько замком! Чтобы ее открыть надо подобрать к каждому из них свой ключ. Я раздам вам ключи, а вы подберите их к замкам.
Воспитатель раскладывает на столе изображение замков, с нарисованными на них силуэтами ключей. Раздает детям вырезанные из картона ключи. Дети подходят по одному к столу и выбирают нужный силуэт ключа, изображенный на замках.
Воспитатель: Посмотрите, дверь открылась! А вот и наши друзья!
На мультимедийной доске изображение Айболита и зверей.
Воспитатель: Друзья, мы прибыли вас спасти! Быстрее следуйте на наш корабль и мы с вами отправимся в обратный путь.
На доске появляется слайд с изображением корабля.
Воспитатель: Еще раз повторите волшебный счет в обратном порядке.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Итог занятия
Воспитатель: Ура! Вот мы и вернулись в детский сад! Путешествие было трудным. Вам оно понравилось? Что вам показалось особенно трудным, а что более интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы! Со всеми трудными заданиями справились! Доктора и его друзей спасли от пиратов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайка и Мишутка»
Программное содержание:Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10.Закрепить знание геометрических фигур.Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами.Упражнять в делении кв...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Волшебный цветок"
Образовательная деятельность с использованием ИКТ. Предусмотрено введение в игровую ситуацию с помощью "телепортации" и телемост с Бабой Ягой....
Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Предлагаю вашему вниманию занятие по ФЭМП, которое можно использовать для проверки математических знаний наших выпускников. К занятию прилагается красочная презентация. ...
Путешествие в страну Математики. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Путешествие в страну Математики. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе....
Конспект открытого итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
middot; Данный материал способствует формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, помогает разви...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Школа Мудрой совы»
В начале года ребята были приняты в Школу Мудрой Совы. В течение учебного года она присылала детям интересные задания на листках со своим небольшим изображением внизу. Здесь представлен конспект итого...