Ход НОД |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей и желательные ответы |
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
|
В: Ребята, к нам пришли сегодня гости, кто же мы с вами? | - Хозяева |
В: А какими должны быть они? | - Доброжелательными, приветливыми, радостными |
В: Правильно. Так давайте улыбнёмся гостям. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно, несомненно, сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, и вы готовы отвечать на мои вопросы? - Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? |
- Для того, чтобы быть здоровыми и крепкими |
В: Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума.
- Какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц? Назовите. - Какой сегодня день недели? А какой будет завтра? Какой был вчера? - Какое сегодня число? - Сколько в кулаке пальцев? - Сколько солнышек на небе? - Сколько дней в неделе? - Сколько глаз у светофора? | Дети отвечают на вопросы:
- осень - октябрь (варианты ответов) - …. -… - пять - одно - семь - три |
В: - Молодцы, на все вопросы ответили правильно! Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки и решила сейчас загадать одну вам. Проживают в умной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. Правильно молодцы. |
| Ответ (Цифры) |
В: А чем цифры отличаются от чисел? | - цифры это знаки, которыми обозначаются числа. |
В: А сколько цифр вы знаете?
| - 0, 1 ,2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9 всего 10. |
В: А сколько чисел? | - Очень много |
В: Ребята, а для чего ещё необходимы цифры? | Дети высказывают свои предположения: оценки в школе, компьютеры, деньги, календарь, номера телефонов, домов, трамваев и автобусов и т.д. |
В: Ой, что там за шум! Кажется к нам гости!
|
|
Входит почтальон Печкин и рассказывает историю о том, как в Простоквашино пропали все цифры, рассердившись на профессора Сёмина. Жизнь в Простоквашино стала невозможной (пропали номера с домов и даже с почтового отделения, пропали цифры с циферблатов часов, невозможно даже набрать номер телефона, чтобы позвонить спасателям и прочее…) Со слов Печкина, сам профессор очень расстроился, однако цифры уже сбежали и спрятались в Цифрограде. |
В: Что же делать, ребята? | Дети предлагают свою помощь Печкину и решают отправиться в Цифроград, чтобы найти цифры. |
В: Ребята, во время путешествия вам предстоит преодолеть немало трудностей и вы должны быть дружными как настоящая команда.
| Дети вспоминают командную речёвку: Мы – команда! Мы – друзья! Ссориться в пути нельзя! Мы команда лучше всех! Нам сопутствует успех!
|
1 станция.
|
В: На чём же мы туда отправимся?
Может в Цифроград можно попасть только на каком-то специальном средстве передвижения? | Дети перечисляют названия транспорта, определяют самый быстрый из них. Путём рассуждений дети придумывают название транспортному средству, например, Цифролёт. Из предложенных деталей они собирают его В случае затруднений, дети отгадывают загадку: В Цифроград нас унесёт самый быстрый цифро… (лёт, ход ит.д.). Печкин вспоминает о том, что у него есть детали от цифролёта ( который развалился когда цифры убежали) и чертёж. Дети собирают цифролёт по образцу. Дети собирают цифролёт, но одна деталь остаётся лишней (лишний треугольник). Эту деталь решают взять с собой вдруг пригодится. |
П: Цифролёт может поднять в воздух не больше 10 человек. А сколько же нас? | Дети считаются по номерам: первый, второй, третий.. и т.д. и не забывают посчитать воспитателя и Печкина (всего 10 человек). |
В: Цифролёт готов. Все займите свои места. Готовность №1. Закроем глаза. Начинаем обратный отсчёт | (Дети заходят за мольберт, на котором собирали цифролёт). Дети начинают обратный отсчёт:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск….! Цифролёт не взлетает. Путём рассуждений дети приходят к выводу, что 10 – это не цифра и считать надо начиная с 9,8,7.6.5.4.3.2.1.0.! Пуск! |
Звучит музыка. (Прилетели, огляделись, в зале появились новые декорации – город Цифроград.) |
В: Вот мы и прилетели в Цифроград, но отдыхать нам некогда, нужно двигаться дальше. Но куда же нам идти? Кто нам подскажет? |
|
Печкин напоминает им про оставшуюся деталь (треугольник) , и предполагает, что это и может быть ключ к разгадке. |
| Дети обсуждают, как деталь может им помочь. Вспоминают, что треугольник это геометрическая фигура, у которой 3 угла и 3 стороны, 3 вершины.
|
(раздаётся звуковой сигнал из почтового ящика, находящегося в зале. Печкин достаёт цифру 3) |
П: Ура! Одна цифра вернулась, мы её нашли! (В руках у Печкина остаётся треугольник) А где же искать остальные цифры? Давайте посмотрим, может быть эта фигура укажет нам дорогу дальше? | (в зале находятся два объекта из геометрических фигур - робот из разных фигур, и кошка из одних треугольников.) Перед детьми возникает проблема: Куда же идти? Правильное направление - кошка.) Дети обращают внимание, что оставшийся треугольник является деталью кошки (часть хвоста) и возвращают деталь на место.
|
2 станция.
|
В: Давайте внимательно рассмотрим кошку, из каких фигур она состоит? | - Из треугольников. |
В: А не спряталась ли где-то здесь цифра? | Дети внимательно рассматривают кошку и обнаруживают, что мордочка кошки не из треугольников. Мордочка кошки в виде восьмёрки. |
(Раздаётся звуковой сигнал. Печкин достаёт цифру 8 из почтового ящика). Все радуются. |
В: Ребята, а зачем здесь мячик? | (рядом с кошкой лежит мячик или клубок). - Наверное это её игрушка. |
В: давайте с вами тоже поиграем. Игра с мячом. « Назови соседей числа» (Воспитатель кидает мячик детям по очереди). Назови соседей цифры 4, 6, 7,9…….. | Дети стараются быстро отвечать на вопросы: например соседи цифры 4 – 3 и 5; соседи числа 6 – 5 и 7… и т.д. |
(Последним ловит Печкин, рассматривает мяч, задумывается.). |
П: Что-то этот мячик мне напоминает. Он похож на колобок, Он пузат и круглобок. На него похожа Кошка, Если сложится в клубок. | Дети высказывают предположения, на что похож мячик и если не догадываются, то Печкин загадывает загадку.
Дети дают ответ (Ноль).
|
Воспитатель и Печкин хвалят ребят. (Из ящика раздаётся звуковой сигнал, Печкин достаёт цифру 0 и ещё какой-то конверт).
|
П: Нам пришёл денежный перевод от профессора Сёмина. Он очень переживает, что путь предстоит долгий и деньги могут нам пригодится. | Дети интересуются, что в конверте у Печкина. |
(Печкин достаёт из конверта кошелёчки с приклеенными на них монетками.)
|
В: Ребята, а куда мы можем отправиться с нашими деньгами?
| Ответы детей: (кафе, магазин).
|
3 станция.
|
| (Дети находят в зале «магазин», на витрине магазина муляжи продуктов, у каждого товара есть ценник. На витрине прикреплён логотип магазина Пятёрочка, но без цифры. За кассой находится продавец, он здоровается с ребятами. Дети здороваются в ответ).
|
Продавец: Магазин скоро закрывается, и мы уже сдали деньги в банк, поэтому я не смогу дать вам сдачу, пожалуйста, выберите товары по вашему количеству денег. | (Варианты сочетаний монет на кошелёчках различны. Дети складывают в уме цифры, по одному подходят к продавцу и делают свои покупки ). На полке несколько товаров на предложенную сумму. Также есть «альтернативные товары», которые не должны пригодиться в путешествии. Дети самостоятельно выбирают и аргументируют свой выбор. |
В: Ребята, а как магазин называется? Может кто-нибудь прочитать?
| «Пятёрочка»! Дети замечают, что в названии магазина не хватает части логотипа – цифры 5. Она упала и они находят её. Мы нашли цифру 5! |
( раздаётся звуковой сигнал, Печкин достаёт из почтового ящика цифру5). |
П: Молодцы, ребята! Предлагаю немного отдохнуть и размяться.
|
|
Физкультминутка
|
Мы на плечи руки ставим, Начинам их вращать, Так осанку мы исправим, Один-2-3-4-5! Чтобы лучше нам размяться, Будем ниже наклоняться. Наклоняемся вперед, А потом наоборот. Не ленитесь приседать! Один -2-3-4-5! Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем Мы попрыгаем немного И пройдемся по дороге Руки вверх и потянутся Руки вниз и улыбнуться.
| Дети выполняют упражнения согласно словам. Руки к плечам, круговые вращения, плечами вперед и назад. Наклоны вперед и назад.
Приседания.
Дети хлопают в ладоши 7 раз. Топают 8 раз. Выполняют прыжки на месте. Ходьба на месте. Поднимают руки вверх и потягиваются. Опускают руки вниз и улыбаются.. |
Продавец вспоминает, что кто-то забыл у него посылку. Он не знает, что с ней делать, т.к на ней нет адреса. |
Печкин: Ребята, что делать с посылкой! | - Нужно доставить посылку по адресу. Дети рассматривают посылку и замечают, что на ней нарисованы орехи, и внутри что-то гремит. Ребята высказывают предположения, кому могли послать посылку. Внимательно осмотрев зал, замечают под ёлочкой белку и отправляются к ней. |
4станция.
|
| (Дети подходят к игрушечной белке, сидящей под ёлочкой. Рядом находится мольберт, с расположенным на нём домиком. У домика пустые окошки, рядом картинки с животными. Печкин берёт белочку на руки, и она благодарит всех за посылку, и рассказывает свою проблему Печкину на ушко). |
Печкин: Ребята, друзья белочки построили новый дом для животных, но забыли, кто на каком этаже живёт. Поможем расселить семьи животных? - Семья белочек живёт не на первом и не на последнем этаже.
- Семья совушек любит жить выше всех.
- Семья мышей живёт дальше всех от сов.
- Чтобы семье медведей подняться на свой этаж, надо пройти только мимо семьи мышей.
- Семья лисичек живёт на этаж ниже, чем семья белочек.
| Дети: Поможем. (Дети распределяют картинки с семьями зверят в следующем порядке: Совы – 5 этаж, Мыши -1 этаж, медведи – 2, белки -4, лисички – 3 этаж)
Когда все зверята расселились правильно, остаётся только картинка с лебедёнком. |
В: Молодцы ребята, не спряталась ли здесь тоже какая-нибудь цифра? Кого мы заселяли в домики? Воспитатель: Внимательно вслушайтесь в слово СЕМЬЯ. Что оно обозначает? | Дети: семьи животных. Дети рассуждают. В разговоре выясняется ответ. - Слово СЕМЬЯ – 7 Я! |
Раздаётся звуковой сигнал. Печкин достаёт из ящика цифру 7. Дети радуются. Воспитатель хвалит их. |
В: Ребята, а всех ли животные остались довольны? Не забыли ли мы кого-то? | - У нас остался маленький лебедь. Но он почему-то один, без семьи. Может он потерялся или заблудился? Может его семья живёт не здесь? |
В: Как нам помочь ему?
| (Дети предлагают найти его семью. Перед детьми стоит выбор – семья гусей и лебединое озеро. Дети находят в зале лебединое озеро и отправляют малыша к маме). |
5 станция.
|
П: Ребята, сколько здесь лебедей, какие они красивые. Может спросить их, не видали ли они здесь какие-нибудь цифры? Молчат. Придётся нам самим искать. | (Дети рассматривая озеро с лебедями обнаруживают, что они очень похожи на цифру 2.) -Ура! Мы нашли цифру 2! |
Звучит сигнал, Печкин достаёт из почтового ящика 2). Воспитатель предлагает детям выложить цифры в числовую линейку и выяснить, какие осталось найти цифры.
|
| Дети выкладывают числовую прямую из цифр 0,2,3,5,7,8. Обсуждают, каких цифр не хватает. - Осталось найти цифры 1,4,6,9.
|
В: Ребята, мы с вами узнали, что лебедь очень похож на цифру 2, может и остальные цифры где-то здесь спрятались?
| Дети внимательно осматривают озеро. Они находят зашифрованные цифры в рыбках, траве, в птицах. Советуются друг с другом, вспоминают написание цифр. |
(Как только ребята находят цифры, звучат несколько звуковых сигналов. Печкин вынимает из ящика подряд цифры 1,4,6,9. Все радуются.). |
П: Ура! Молодцы! Вы нашли все цифры и теперь мы отправляемся в Простоквашино, чтобы вернуть пропавшие номера с домов, а главное - номер почтового отделения. |
|
В: Как же мы попадём в Простоквашино?
| Дети вспоминают про цифролёт. - Мы полетим туда на цифролёте. (Дети занимают места в цифролёте, снова закрывают глаза, обратный отсчёт 9.8.7.6….1.СТАРТ! Звучит музыка |
( В зале появляется небольшая декорация: деревня Простоквашино, домики без номеров.) |
В: Как же узнать, какой номер откуда? | Дети внимательно рассматривают декорацию и замечают, что в квадратиках, где должен быть номер дома, какие-то точки. Если дети не догадываются, то Печкин подсказывает им, что жители деревни решили заменить пропавшие цифры точками. Дети считают сколько точек и соотносят количество с цифрой. Дети прикрепляют цифры на дома. Таким образом все дома обретают номера. |
Громкий звуковой сигнал. Печкин выносит посылку от профессора Сёмина с угощеньями для детей и благодарит. Воспитатель хвалит ребят. |
В: Наше путешествие окончено, пора нам возвращаться. | Ребята прощаются с Печкиным и проходят к цифролёту. |
Рефлексия
|
Ещё раз похвалить всех детей сказать, что они настоящая команда. Вспомнить где побывали, какие были задания, какое из заданий было наиболее трудное, а с каким было легко справиться. Попрощаться с гостями и спокойно уйти из зала.
|