Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
• Формировать познавательную активность детей через экспериментирование.
•Расширять кругозор детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (магнит, вода, соль, воск)
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы.
Развивающие:
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Воспитательные:
• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Способствовать обогащению и активизации словаря детей словами: карта-схема, материки, континенты, материал, вещество, свойства, исследование, вывод, выталкивает, отражает, притягивает, действует.
Предшествующая работа: Опытно-экспериментальная деятельность в мини-лаборатории группы; беседы; чтение энциклопедий, просмотр познавательных видеороликов: «Большой Барьерный риф», «Зеркальное озеро (Солончак Уюни)», «Магнит и его свойства», «Секреты тайной переписки»,
Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; « Где живет вода», «Из чего мы сделаны». « Кто и что?», «Угадай, где спрятано», «Расшифруй имя».
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, указка, презентация «Остров цветов Майнау. Германия», карта мира, стойки-обозначения материков и Атлантического океана, плейер, письмо с острова, тайная карта, восковая свеча, клеенка, два подноса, синяя акварельная краска, кисти, подставки для кистей, банки с водой, губка, красные флажки, конверты-подсказки, укрывная ткань, записки с перевернутыми наоборот буквами, зеркало, пластиковые стаканы, сырые куриные яйца с наклеенной ракушкой, салфетки бумажные, влажные, емкость для использованных салфеток, одноразовые ложки, контейнеры, соль, ракушки морские, пластиковые плоскостные рыбки, магнитные удочки, ключи, замок, бумажные стаканы, магниты, цифры и знаки, точка и стрелка, наклеенные на полу, сундучок, искусственный цветок «Золотая лилия», угощение для детей – конфеты «Золотая лилия»
Методы и приемы: 1. Организационный момент; 2. Эксперимент «Тайная карта»; 3. Работа с картой мира; 4. Дидактическое упражнение «Моря и их отличия»; 5. Эксперимент «Расшифруй записку»; 6. Эксперимент «Подними предмет со дна на поверхность без рук»; Эксперимент «Шум моря»; 7. Эксперимент «Рыбалка в Греции»; 8. Эксперимент «Не переворачивай вверх дном»; 9. Дидактическое упражнение «Составь запись»; Игровые упражнения «Пять шагов до России»; «Подбери ключ»; 10; Анализ.
Ход:
Воспитатель: Ребята нам в группу пришло письмо от жителей цветочного острова. –«Здравствуйте ребята. Пишут вам жители острова цветов Майнау в Германии. У нас приключилась беда, на остров напали пираты и похитили самый красивый цветок – символ нашего острова Золотую лилию и спрятали на одном из материков».
- И правда беда! Что же делать ребята? (Помочь). Давайте поможем. Посмотрите, как было красиво на острове, благодаря золотой лилии жители и гости острова круглый год любовались яркими цветами, которые росли повсюду: на клумбах и меж деревьев, образуя разноцветные ковры с причудливыми яркими узорами. Но сейчас все цветы на острове повяли. Снова расцвести они смогут только тогда, когда на остров вернется «Золотая лилия».
Послушайте, о чем еще сообщается письме: «Пираты говорили о тайной карте, на которую они нанесли путь, по нему можно добраться до места, где спрятана «Золотая лилия» и там, где они заходили на корабль мы нашли 2 листа бумаги и восковую свечу. С чего начинать поиски не знаем. Надеемся на вашу помощь».
Воспитатель: - Ребята, давайте подумаем, с чего начнем поиски? Ваши предположения? Может – это не просто бумага и она хранит какую-то тайну? (Тайное письмо, написанное невидимыми чернилами). Для чего используют тайные письма? (Тайные письма использовались ещё в древности, например во время войны, что бы враги ни смогли прочитать письмо). Что используют для написания этих писем? (Луковый сок, сок лимона, молоко). С помощью чего еще можно написать тайное письмо? (с помощью воска) (Возможно на бумагу воском нанесен путь, по которому следуют пираты и можно добраться до места, где спрятана «Золотая лилия»).
- Ребята, кто из вас знает секрет тайной записи, как сделать ее явной, догадались? (Нужно покрыть бумагу краской). Давайте попробуем. (Дети закрашивают бумагу).
- Мы с вами верно поступили, окрасив бумажный лист. Проявилось изображение.
- Какой вывод можно сделать? Почему проявилось изображение?
Дети: - Весь лист окрасился, а места с восковыми контурами остались белыми. Это происходит потому, что воск отталкивает воду и не дает краске впитаться.
- Что нарисовано воском на бумаге? (Материки и стрелки). Сколько материков на нашей планете? Кто желает показать и назвать их? (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида).
- Отправляемся на поиски золотой лилии. Будем двигаться по направлению стрелок и ставить флажки там, где уже побывали. Давайте определим, где мы находимся сейчас? На каком материке? Поставим флажок. Куда указывает стрелка? (На Южную Америку). Отправляемся в Южную Америку. (Идем к столу). Мы оказались в Южной Америке. Оглянитесь вокруг, не видите золотую лилию? Посмотрите, на столе лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем. Читаем: «Здравствуйте, гости нашего материка. Мы узнали, что на острове цветов приключилась беда и хотим помочь. Если отгадаете загадку, получите подсказку». Кстати, как называют жителей Южной Америки? (Американцы). Слушайте внимательно загадку.
- Есть здесь озеро у нас,
На солнце ослепляет глаз.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
Посмотрись в него,
Всю правду скажет –
Всё как есть тебе покажет…
- Догадались, о чем загадка? (Зеркальное озеро) Почему его называют зеркальным? (Рассказ детей). (Солончак Уюни в Боливии - это самое большое высохшее солёное озеро в мире.
В сезон дождей, а именно с ноября по март, озеро Уюни превращается в огромное зеркало. Из-за отражения совершенно непонятно, где же находится горизонт. Его блеск и мерцание настолько яркое, что без солнцезащитных очков здесь не обойтись.)
Загадку мы отгадали. Как же отгадка связана с нашими поисками?
- Посмотрите ребята здесь какие-то записки. Попробуйте прочитать, что написано. (Не получается) наверное они зашифрованы. С помощью чего же можно расшифровать записи? Кто-нибудь догадался? Давайте посмотрим вокруг, подумаем. (Снимаем с полки накидку, там стоят зеркала). Пытаемся прочитать, берем записку в правую руку за уголок, отмеченный красной линией, в левую руку зеркало, читаем, получается слово АТЛАНТИКА.
- Есть такое место на Земле, с заданием мы справились. Какое свойство зеркала помогло нам расшифровать записи?
Вывод: Зеркало способно отражать всё, что мы в нем видим. Мы с вами знаем, что зеркала, переворачивают изображение. С помощью зеркала нам удалось выстроить в ряд повернутые в обратную сторону буквы.
- Нам пора двигаться дальше. Ставим флажок и отправляемся дальше.
- Ребята, где же находится Атлантика и что это за место такое? (Ответы детей). Посмотрим, куда ведет стрелочка. (В Атлантический океан). Южная Америка омывается Атлантическим океаном у восточного побережья. Отправляемся к берегу Атлантического океана. Приближаемся, становится слышно шум волн. Наконец-то добрались! Кто из вас помнит, сколько всего океанов на земле? Назовите их. Каждый океан имеет свои отличия. (На Земле есть пять океанов: Атлантический, Тихий (самый большой), Северный Ледовитый (самый маленький), Индийский (самый теплый) и Южный (самый холодный).
- Чем Атлантический океан отличается от других. (Ответы детей: он самый соленый). Есть соленые водоемы и пресноводные. Какую воду называют пресной? (пресная вода – вода без соли). Чем отличаются соленая вода от пресной? (Ответы детей: морская (соленая) вода всё выталкивает на поверхность).
- Еще один конверт от жителей Южной Америки. Читаем: «Ребята, мы еще раз хотим вам помочь. Посмотрите, на столе стоят стаканы. Загляните в них, там что-нибудь есть? (Вода и куриное яйцо). На самом дне стакана лежат куриные яйца. Если вы сможете поднять яйцо на поверхность, не намочив руки, получите подсказку».
- Как поднять яйцо со дна, чтобы руки остались сухими, догадались? (Нужно добавить в воду соль).
- Давайте добавим в воду соль, одну ложку кладем, размешиваем, не поднимается, ещё добавляем соли, размешиваем.
- Какое свойство соленой океанической воды помогло нам поднять предмет со дна, не намочив руки?
Вывод: соленая вода выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной речной воде. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
- Где же подсказка? Посмотрите внимательно. Покрутите яйцо в воде ложкой. Ничего необычного не заметили? (Появились рисунки: контуры Австралии и ракушка.) Что это может обозначать? Посмотрим на карту, куда показывает стрелка? (На Австралию). Самый маленький по размеру, шестой материк - Австралия). При чем же здесь ракушка? (Вдоль северо-восточного побережья Австралии протянулся Большой Барьерный риф. Он является самым большим на Земле природным объектом, образованным живыми организмами — его можно увидеть из космоса. Здесь можно встретить множество моллюсков с разнообразными по окраске раковинами. Берега многих островов покрыты ими в неисчислимых количествах.)
- Видимо Австралийцы тоже хотят помочь нам отыскать «Золотую лилию». Посмотрите, сколько всего для нас приготовили. Давайте немного погостим в Австралии, понаблюдаем, возможно, найдем подсказку. Вам нравятся ракушки? Давайте возьмем их в руки. Какие они (по весу, на ощупь)? Нигде не заметили подсказку? В нашем организме есть орган, похожий на ракушку. Что это? (Ухо. Ушная раковина по форме похожа на морскую ракушку. Благодаря ушной раковине мы можем слышать). Давайте послушаем, может подсказка внутри. Сначала приложим ракушку к уху. Что вы слышите? (Шум). Отведите ракушку немного дальше от уха, и звук исчезает. Почему мы слышим шум в ракушке? (В ракушке слышно море потому, что она долго лежала в морской воде). Многие так думают.
- Проверить мы это сможем с помощью стаканов, стоящих на столе. Приложите стакан к уху - слышен шум. Теперь согнем ладонь лодочкой и повторим все еще раз. Также слышим шум. Но стакан не лежал в морской воде, а шум слышен. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Все предметы выпуклой формы, в которых есть углубление отражают звуки.
- Это действительно так. Интересно, где же подсказка? Ребята, кажется я нашла записку. Посмотрим, что там. Загадка:
«Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и не зрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответ: Магнит
- Отправляемся на поиски магнита. Ставим флажок. А куда нам двигаться дальше узнаем, посмотрев на карту. Стрелка указывает на Южную Европу. Ну, что же, движемся дальше. Здесь находится страна Греция. Отправляемся в Грецию. (Слайд: пастух). В одной из областей Греции в Магнисии впервые были найдены залежи вещества, которое получило название «камень из Магнисии». Помните легенду? Какой камень нашел пастух? Как пастух понял, что этот странный камень отличается от других камней? (Старинная легенда рассказывает о пастухе с греческого острова Крит, который заметил, что его сандалии, подкованные железом, а также палка с железным наконечником, липнут к черным камням, в изобилии валявшимся под ногами. Пастух перевернул палку «неподкованным» концом и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, которые не признают никаких других материалов, кроме железа. Видимо, пастух захватил несколько таких камней домой и поразил воображение соседей.)
- Что же нас ждет в Греции? А вот и подсказка. Читаем: «Здравствуйте, гости. Мы греки хотим подсказать вам, где искать заветный цветок. Наверное, вы устали в дороге. Предлагаем вам отдохнуть и порыбачить на наших озерах».
- В Греции существуют десятки озер. Там водится много рыбы. Посмотрите, сколько озер, а рядом с ними и удочки лежат, не простые, магнитные. (Как нужно вести себя на рыбалке?) Забрасывайте удочки в озеро.
- Много рыбы наловили. Не простые рыбки нам попались, с ключами. Давайте рыбок отпустим, а ключи возьмем с собой, может быть, они нам пригодятся.
- Какое свойство магнита помогло нам добыть ключи?
Вывод: Магнит действует через воду.
- Ребята, здесь еще, что-то написано: «Ещё одна подсказка лежит на дне бумажных стаканов, вам нужно достать ее не переворачивая стаканы вверх дном». Как же быть ребята? С помощью чего можно достать подсказку? (Магнит) Давайте посмотрим, что лежит в коробке. (Берем магниты и достаем скрепки с подсказками). Ну, что, ребята, нашли подсказку? Какую? (Цифры).Тогда читаем дальше: «Когда найдете подсказку, попробуйте с помощью цифр и знаков получить число, обозначающее количество океанов на земле. Ровно столько шагов вам нужно сделать от точки на полу, чтобы попасть в самую большую по размеру страну на материке Евразия, там вы найдете сундук с золотой лилией, число шагов также равно числу на ключе от сундука. (Подходим к точке на полу, делаем пять шагов по направлению стрелки, находим сундук.) А вот и золотая лилия. Наше путешествие успешно завершилось. В какой стране мы оказались? Какая страна в Евразии является самой большой по размеру? (Россия) Мы с вами снова оказались в родной стране.
- Что интересного и полезного мы сегодня с вами сделали? На каком континенте вам понравилось больше всего? Почему? Кто что нового сегодня узнал?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы оказались смелыми, дружными, отзывчивыми, активно вели поиски. Благодаря этому мы смогли помочь жителям острова цветов. Лилию мы сегодня же отправим на остров почтой и будем ждать письмо с яркими фотографиями цветущих растений. Всем большое спасибо!
Письма-подсказки:
1. Южная Америка.«Здравствуйте, гости нашего материка. Мы узнали, что на острове цветов приключилась беда и хотим помочь. Если отгадаете загадку, получите подсказку». Кстати, как называют жителей Южной Америки? (Американцы). Слушайте внимательно загадку. - Есть здесь озеро у нас, На солнце ослепляет глаз. И сияет, и блестит, Всю правду скажет – | 2. Южная Америка «Ребята, мы еще раз хотим вам помочь. Посмотрите, на столе стоят стаканы. Загляните в них, там что-нибудь есть? (Вода и куриное яйцо). На самом дне стакана лежат куриные яйца. Если вы сможете поднять яйцо на поверхность, не намочив руки, получите подсказку». | Австралия. Загадка: «Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и не зрячий, непременно, Найдет иголку в стоге сена. Ответ: Магнит |
Греция. 1. «Здравствуйте, гости. Мы греки хотим подсказать вам, где искать заветный цветок. Наверное, вы устали в дороге. Предлагаем вам отдохнуть и порыбачить на наших озерах». 2. «Ещё одна подсказка лежит на дне бумажных стаканов, вам нужно достать ее не переворачивая стаканы вверх дном». | 3. «Когда найдете подсказку, попробуйте с помощью цифр и знаков получить число, обозначающее количество океанов на земле. Ровно столько шагов вам нужно сделать от точки на полу, чтобы попасть в самую большую по размеру страну на материке Евразия, там вы найдете сундук с золотой лилией, число шагов также равно числу на ключе от сундука. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)в подготовительной к школе группе.Тема: «Ориентировка во времен...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «По следам осени»
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Как очистить воду?»
Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие. ЦельОзнакомление детей с разными способами очистки водыЗадачиОбраз...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Составитель Кокова Наталья СергеевнаКонспект организованной образовательной деятельности по познавательной деятельности «Окружающий мир» в подготовительной к школе группе.Тема: «Запу...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Луговое сообщество».
Цель: Формировать представления детей о луге как о самостоятельном природном сообществе.Задачи:1.Познакомить детей с многообразием растений и животных луга - закрепить знания детей о насекомых, и...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной к школе группы Тема: «Этот День Победы»
Представлен сценарий открытого урока по теме "День Победы" для детей подготовительной к школе группы...