Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karelskaie_uzory.docx | 174.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада».
Тема: «Карельские узоры»
Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7 лет.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Цель: Приобщение детей к народному искусству карельского народа.
Задачи:
- Познакомить с карельскими узорами;
- Формировать представления о элементах узора ( человек, животных, птицы);
- Воспитывать у детей интерес к народному творчеству;
- Развивать зрительное, слуховое восприятие, мелкую моторику рук;
- Продолжать учить рисовать элементы карельского узора
- Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением карельских узоров; беседа на тему: «Карелия, моя!»; чтение карельских народных сказок; презентация о Карелии; экскурсия в музей, разучивание карельских народных игр, загадок, небылиц.
Материал: сундук с предметами карельского быта (полотенце, рушник, фартук, сарафан, рубашки, прихватки), мультимедиа- проектор, ноутбук, красная гуашь, кисточка для рисования, альбомный лист ( формата А-4), тряпочка, непроливайка.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребёнок здоровается друг с другом.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста. Почему мы с вами поздоровались по-карельски?
- Молодцы! Правильно! Мы живём в Республике Карелия. А теперь я хочу загадать вам, карельскую загадку: Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает (нитка с иголкой). Я эту загадку неспроста загадала вам. И сейчас вы узнаете, о чём будет идти речь.
Воспитатель обращает внимание детей на стоящий сундук.
- Ребята, посмотрите, какой у меня старинный сундук. Он мне достался от моей прабабушки. Как вы думаете, что в этом сундуке храниться? (Ответыдетей).
- Давайте, посмотрим?
Воспитатель показывает предметы карельского быта: полотенце, фартук, прихватки, сарафан, рубаха, рушник.
- Ребята, назовите мне, пожалуйста, те предметы, которые вы узнали и как их используют в быту. (Ответы детей).
- А рушник? Что это за предмет? И для чего онбыл нужен?
Рушник, похож на длинное полотенце, которое использовали по праздникам, на свадьбах, встречали дорогих гостей с хлебом и солью, им украшали помещение.
- Посмотрите, ребята, какие предметы необычные. Чем они необычны?
(Ответы детей).
- Правильно узорами, вышивкой. Обратите внимание на вышивку. Это вышивка называется карельская вышивка или карельские узоры. Воспитатель предлагает ребятам надеть карельскую одежду для девочек сарафан и фартук, а для мальчиков рубашку.
Посмотрите, какие мы стали нарядными. Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Нитка-иголка». В неё играли наши прабабушки и прадедушки на вечерних посиделках.
Физминутка: «Нитка-иголка» - народная игра
Игра - хоровод.
Участники игры, взявшись за руки, идут по кругу и поют песню:
Клубок катится, нитка тянется,
Клубок доле, доле, доле.
Нитка дале ,дале, дале.
За клубочком погналась
И ниточка порвалась.
Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.
А теперь присаживайтесь и послушайте мой рассказ о карельской вышивке
Воспитатель демонстрирует мультимедийную презентацию о карельской вышивке, о быте карелов.
Мы живём в Карелии. Наш край северный суровый, очень красивый, но в нем мало ярких красок, поэтому в старину люди старались украсить свою жизнь, свой быт резьбой и росписью по дереву, плетением из бересты, красивыми ткаными дорожками-половиками и яркой вышивкой. Вышивкой женщины и девушки украшали одежду, скатерти, полотенца. Обратите внимание, ребята, что узор расположен внизу изделия или по кайме.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой цвет использовали карельские рукодельницы больше всего? (Ответы детей).
- Правильно, красный.
- А как вы думаете, почему карельские рукодельницы использовали красный цвет? Раньше считалось, что красный цвет защищает от сглаза и порчи. И хозяюшки хотели защитить свой дом,близких от беды. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном или белые по белому.
- Ребята, давайте рассмотрим карельские узоры. Какие орнаменты, вы видите на этих вещах? (Ответы детей).
- Правильно, молодцы! На этих вещах мы видим: людей, деревья, цветы, сказочных птиц, животных, геометрические фигуры. Вышивая, рукодельницы пели песни, развлекали себя музыкой.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальное полотно» (авторская игра музыкального руководителя МКДОУ «Д/с№2» Никулиной Натальи Петровны). Дети с помощью карточек, на которых изображены элементы карельской вышивки выкладывают музыкально-ритмический рисунок на карельскую небылицу:
Как на горке, на горы,
Там дерутся комары,
Двое пляшут, два дерутся,
Двое плачет, два смеются.
- Какие вы молодцы! Хорошо справились!
- Вы сегодня увидели много различных вышитых изделий, внимательно рассмотрели узоры. А теперь я предлагаю вам побывать в роли карельских мастериц и самим попробовать сделать эскиз вышивки. Перед вами белые листы бумаги - это край полотенца. Красная краска – красная нить, тонкая кисть – игла. Итак, ребята, украсьте ваши полотенца вышивкой по мотивам карельских узоров.
На экране выставлены элементы карельского орнамента, дети по желанию выбирают любой элемент.
Во время самостоятельной работы детей звучит карельская народная музыка «Кантеле».
Итог занятия: Выставка рисунков. Для оценки работ детьми приготовлены «смайлики». Ребята кладут «смайлик» на понравившуюся, наиболее выразительную и аккуратную работу.
Появляется «корреспондент Карельского телевидения», берёт у детей интервью о выставке рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с использованием икт в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР по теме: «Бабушка Агафья и ее домашние животные»
1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.Развитие связной речи через использование ...
Конспект интегрированного занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе по теме "70 лет Великой победы"
Данный конспект предназначен для педагогов дошкольного образования. Материал конспекта используется при работе с детьми подготовительной к школе группы....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы «Прогулка по осеннему Летнему саду».
конспект по Петербурговедению "Прогулка по осеннену Летнему саду"...
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада.
Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (доброта, взаимопонимание, вежливость); по формированию положительного опыта нравственных отношений и общения, которые характеризуются потре...
Конспект интегрированного занятия на тему «Луговые цветы» (подготовительная к школе группа)
Материал предназначен для воспитателей детскогосада по ознакомлению старших дошкольников с миром природы....
Конспект открытого занятия на тему: “Правила дорожного движения” в подготовительной группе детского сада.
Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельн...
Методическая разработка интегрированного занятия на тему: «Дом для Кузьки» в средней группе детского сада.
Методическая разработка интегрированного занятия в средней группе на тему : "Дом для Кузьки".Основная образовательная область: познавательное развитие.Интегрируемые образовательные области: ...