МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике (старшая группа) на тему
При использовании определенной методики и соблюдении необходимых условий использования моделирования в образовательной деятельности по математике способствуют развитию логического мышления старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_kak_sredstvo.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО
ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности мышления, которые во многом определяют успешность и результативность деятельности ребенка в познании мира вне и внутри себя.
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, на ряду с которым встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З. А. Михайлова). Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математика – наука довольно сложная. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п.
В детских видах деятельности заложены огромные возможности для математического развития детей. При этом процесс обучения превращается в процесс «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности»; присутствует «ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению и перестройке собственного опыта».
Но процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен активизировать мыслительную деятельность дошкольника, позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать математические способности и уверенность в своих силах.
Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.
Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способность к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.
Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
На основе сложившегося логико-математического опыта ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Поэтому представляется актуальным исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач и организационных методов.
Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Формирование творческого человека, стремящегося познать и преобразовать окружающий мир, невозможно без целенаправленной педагогической деятельности по развитию логического мышления и моделирование предоставляет широкие возможности для развития умственных и математических способностей дошкольника.
Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию. Особую роль играет моделирование в логико-математическом развитии детей.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей, что существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений.
Математические понятия являются моделями разной степени условности (натуральный ряд чисел, планы, цифры и др.). Сложность их освоения обусловлена противоречием между образным мышлением дошкольника и абстрактностью самих понятий.
Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний.
Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.
Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.
Необходимо использовать метод моделирования шире, активно применяя во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты.
Таким образом, применение в образовательной деятельности метода моделирования помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, логическое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в самостоятельной деятельности детей, специально организуемой воспитателем в процессе образовательной деятельности.
Список литературы
1. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 215.
2. Бусырева Л. П. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников / Л. П. Бусырева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 8. - С. 22-30.
3. Ерофеева Т. И., Стожарова М. Ю. Математические сказки: пособие для детей 5 - 6 лет. В 2 выпусках / Т. И. Ерофеева, М.Ю. Стожарова.- М.: Просвещение, 2008. -16с.
4. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
5. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников З.А.Михайлова - М.: Просвещение, 2010.-65с.
6. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. . - 2011. - № 8. - С. 10-13.
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. /(Библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.: Ил.
8. Репина Г.А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. /Современные направления/ Г.А. Репина.- Смоленск. 2004.-128c.
9. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование: модели и реальность / М.Ю. Стожарова.- Ростов на Дону: Феникс, 2008, 221с
10. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей / Л.Ф.Тихоморова – СПб.: Питер, 2004.
11. Трифонова А. Путешествие в страну головоломок / А. Трифонова // Игра и дети. - 2011. - № 7. - С. 29-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
Моделирование как средство логико - математического развития детей дошкольного возраста
Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга"ЯНАО Тюменская область...
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представле...
Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста на примере:ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕШАМАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОЖИ УЗОР» ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА...
Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста
Новые подхода к организации логико - математического развития детей дошкольного возраста...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...