ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по математике по теме
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Классификация методов
В зависимости от источника приобретения знаний (Я.И.Лернер):
- Наглядный
- Словесный
- Практический
В зависимости от характера совместной деятельности:
- Объяснение
- Беседа
- Самостоятельная работа
В зависимости от способа приобретения знаний:
- Догматический (репродуктивный)
- Эвристический (продуктивный)
- Исследовательский
В зависимости от пути приобретения знаний:
- Индукция
- Дедукция
- Аналогия
Краткая характеристика
методов и приёмов работы
1. Объяснение и показ (образец педагога)
Является наиболее экономным и продуктивным способом формирования у детей логико-математического опыта, когда этого требует учебный материал. Он позволяет связать ранее изученный материал с новым, что дошкольники самостоятельно сделать не могут. В ходе объяснения воспитатель выделяет ведущие идеи, способы действий, устанавливает связи.
Объяснение может быть «чистым» (действия выполняет только педагог) или носить характер эвристической беседы, быть проблемным (при объяснении активизируется умственная деятельность детей, они являются «соучастниками» мыслительного процесса). Например, при изучении тем «Многоугольники», «Измерение», «Деление целого на равные части».
Требования к образцу: четкость, расчлененность; согласованность действий и пояснений; точность, краткость речи; избегание повторного показа воспитателем (используется показ ребенка, повторение способов действий детьми в устной речи).
2. Словесные приемы
Инструкция вытекает из показа – что и как надо делать; дается до выполнения задания (частями или полностью).
Пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения самостоятельных работ; должны быть конкретными, короткими.
Вопросы: репродуктивно-мнемические (Что это? Какого цвета?), репродуктивно-познавательные (Сколько будет кубиков, если я добавлю еще один?), продуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кубиков стало поровну?)
Требования к вопросам:
- точность, лаконизм
- логическая последовательность (от простых к сложным)
- разнообразие формулировок (об одном и том же спрашивать по-разному)
- оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов
- развивающий эффект вопросов (должны будить мысль ребенка)
- количество должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель
- следует избегать подсказывающих (Это квадрат, не так ли?) и альтернативных вопросов (Откуда следует начинать измерение? Если я начну отсюда, это будет правильно? Где находится начало отсчета мерок?)
Требования к ответам детей:
краткие или полные, в зависимости от характера вопроса; самостоятельные, осознанные; точные, ясные, громкие; грамматически правильные; взрослый должен переформулировать ответ, давая его правильный образец и предлагая повторить: «На полке грибов четыре» - «На полке четыре гриба».
3. Упражнения
Заключаются в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение способов действий и рассуждений. Позволяют подвести дошкольников к обобщениям, выработать умения и навыки.
Упражнения могут организовываться с наглядным материалом или без него.
Виды упражнений: коллективные; индивидуальные; совместные; самостоятельные; комплексные; однотипные; репродуктивные; продуктивные.
Упражнения могут предшествовать изучению нового материала, включаться в процесс первичного с ним ознакомления (наблюдение за деятельностью детей утром, днем, вечером; группировка знакомых геометрических фигур с выделением их общих признаков) или следовать за объяснением (закрасить квадраты красным цветом, а прямоугольники синим). При этом учебная задача не копируется, а усложняется.
Например, при знакомстве с составом числа из двух меньших чисел воспитатель сначала переворачивает круги; потом просит узнать, из каких двух чисел состоит число 5 при помощи пирамидок (отставить в сторону); затем заполнить «окошки в домиках».
4. Индукция, дедукция, аналогия
Индуктивные приёмы предполагают анализ большого количества специально подобранных предметов, моделей, ситуаций для выявления закономерностей, связей, вывода правил: счет, абстрагирование числа, образование чисел натурального ряда.
Дедуктивные приёмы используются для применения имеющегося логико-математического опыта при анализе конкретных ситуаций, в использовании теоретических положений (например, при выводе геометрических понятий).
Аналогия предполагает составление детьми похожих примеров на определенные действия, группировку и т.д.: деление целого на части, модели временных отношений.
5. Специальные способы действий
К ним относятся: наложение, приложение; обследование формы предмета; взвешивание «на руку»; введение фишек – эквивалентов; присчитывание и отсчитывание. Они ведут к формированию математических представлений и способов действий.
6. Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, которые выступают не как познавательные процессы, а как методические приемы. Дети сравнивают по количеству, по форме, величине; группа дробится на элементы, потом воссоздается целое; обобщаются результаты наблюдений и действий.
7. Моделирование
Данный приём включает рассматривание, создание моделей и их использование с целью освоения детьми свойств, отношений, зависимостей между математическими объектами.
Использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность, поисковую активность.
Дети учатся отвлекаться от несущественных признаков объектов, развивается их способность к действиям замещения.
Все математические понятия рассматриваются как модели реальной действительности и дидактические средства.
Модели выполняют разную роль: воспроизводят внешние связи, помогают увидеть те из них, которые ребенок самостоятельно не замечает; воспроизводят скрытые связи.
Виды моделей: предметные (число – группа игрушек); предметно-схематические (картинки, схемы); графические (точка, линия, отрезок, геометрические фигуры).
Примеры моделей: «цветные» части суток, недели, года (календарь); план, схема, чертеж; модели геометрических фигур; числовая лесенка, числовые фигуры.
8. Игра
Игра выступает как метод и средство обучения, и как приём достижения цели.
В работе с дошкольниками используются игровые элементы: в младшем возрасте – сюрпризные моменты, персонажи, имитация; в старшем – поисковая деятельность, соревнование.
Наибольшее распространение получили дидактические игры: предметные («Собери пирамидку», «Уложим куклу спать»), настольно-печатные («Лото», «Домино»), словесные («Кто знает, пусть дальше считает»). В этих играх дети уточняют, закрепляют полученные знания и умения.
В образовательной деятельности используются отдельные элементы разных видов игр: сюжетно-ролевой («Почта»), подвижной («Гаражи и машины»), театрализованной («Репка»), строительно-конструктивной («Построим заборчик»).
С 80-х годов прошлого века в практику работу ДОУ вошли развивающие игры, которые характеризуются следующими отличительными чертами: содержат набор образовательных задач, которые расположены по степени увеличения сложности, эти игры имеют тенденцию к продолжению, всегда есть возможность самопроверки, в них дети знакомятся с разными способами передачи информации, каждая игра комплексно решает обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Логико-математические игры имеют свою специфику: они подводят детей к открытию определенного способа решения задач, усвоению некоторой математической идеи. Это «Игры с обручами», «Вычислительные машины», «Чудо-мешочек» (представления о достоверных и случайных событиях), «Преобразование слов».
9. Контроль и оценка
Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения заданий, результатами действий, ответами. Сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией образца, непосредственной помощью, включает исправление речевых и практических ошибок. Сочетается с само- и взаимоконтролем. Постепенно переносится с процесса на результат.
Оценке подлежат способы действий и результаты, отношение, поведение. Сочетается с само- и взаимооценкой. Оценка должна быть дифференцированной и содержательной.
10. Выполнение лабораторных работ
Выполнение чертежных работ, конструирование, измерение.
11. Комментирование логики выполнения упражнений
Используется в подготовительной группе в процессе самостоятельной работы детей. Выбирается ребёнок со средним темпом, которого можно заранее подготовить.
12. Приемы Ш.А.Амонашвили
- нашептывание на ухо (Сколько треугольников нашли на чертеже?)
- задание в темноте (Сколько звуков услышали?)
- хоровой ответ
- ошибка воспитателя (соотнесение количества и цифры)
ФГТ ДО определяют следующие методы работы с детьми по развитию их логико-математического опыта в процессе познавательно-исследовательской деятельности:
- наблюдение
- экскурсия
- решение проблемных ситуаций
- коллекционирование
- экспериментирование
- моделирование
- реализация проекта
- игры с правилами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...
Использование блоков Дьёнеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста.
Это пособие поможет детям запомнить цифры, научит считать, составлять математические истории, придумывать сказки и рассказы. Поможет ребенку не только разобраться в мире чисел, но и с...
Методы и приёмы повышения мотивации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Метод визуальной поддержки, как способ повышения мотивации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста
В данной презентации представлен материал по использованию блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представленийу детей дошкольного возраста...
"Занимательная математика с использованием блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста"
Презентация к дополнительной общеразвивающей программе...
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....