Занятие по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: "Рыбы:
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кравченко Людмила Анатольевна

Данное занятие помогает показать дошкольникам , что множество можно поделить на части;уУстановить зависимость между множеством и его частью; подготовить к пониманию арифметического действия сложения: соотнести число и цифру; совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа;  закрепить знание о составе числа «пять».;совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, навыки конструирования; закрепить представления о времени.;актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра; формировать умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП). Старшая группа.

Составитель: Воспитатель первой категории Кравченко Людмила Анатольевна

Лексическая тема: «Рыбы».

Образовательные задачи: Показать, что множество можно поделить на части. Установить зависимость между множеством и его частью. Подготовить к пониманию арифметического действия сложения. Соотнести число и цифру. Совершенствовать навыки присчитывания по одному до заданного числа. Закрепить знание о составе числа «пять». Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, навыки конструирования. Закрепить представления о времени. Актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра. Формировать умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки.

Коррекционные задачи: Развивать речемыслительную деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, координацию речи и движений.

Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, произвольность, навыки сотрудничества.

Оборудование: Магнитная доска, коврограф, плоскостные изображения рыбок для коврографа, наборы геометрических фигур, рисунки аквариумов с рыбками на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, большая емкость (ведро), две банки (3 и 5 литров), 2 одинаковых маленьких ведерка, полотенца, ноутбук.

                                                         Ход занятия

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона. «Игра комплименты» Сообщение темы занятия. 
  2. Игра «Аквариум». Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Развитие речевого слуха.

(Педагог приглашает детей к магнитной доске, на ней нарисован параллелепипед-аквариум, на столике лежат плоскостные изображения рыбок, ракушек, улиток, растений).

Педагог дает детям задания: 1. Скалярию я предлагаю поместить в верхний правый угол, у задней стенки аквариума.

2.Одну улитку поместите в левый верхний угол у передней стенки.

3. Вторую улитку поместить внизу посередине у передней стенки аквариума.

4. Меченосца давайте поместить в правый верхний угол у передней стенки.

5. Гурами нужно поместить в левый нижний угол у передней стенки.

6. Наверху посередине пусть плывет гуппи.

7. Раковину нужно положить внизу посередине у задней стенки аквариума.

8. Сомик лежит на дне, внизу посередине аквариума.

9. Водоросли нужно посадить в левый нижний угол у задней стенки.

Педагог: Молодцы! Вот какой замечательный аквариум у нас получился.

2.Игра «Веселый улов» Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. (Игра проводится возле коврографа, возле которого лежат плоскостные изображения рыб)

Педагог: Посмотрите, вот лежит улов. Этих рыб выловили из реки. Здесь ерши, окуни и плотва (показ рыб)

Педагог дает задания:

1.Отсчитать четыре ерша и положить в ряд на коврографе.

2.Отсчитать три окуня и положить в ряд под ершами.

3. Отсчитать три плотвы и положить в ряд под окунями.

Педагог: Что можно сказать о количестве рыб?

Дети: Ершей больше, чем окуней и плотвы, а ершей и плотвы поровну.

Педагог: Сколько всего выложено рыб?

Дети: Всего десять рыб.

Педагог; Как у нас получилось десять рыб?

Дети: Сначала мы взяли четыре ерша, потом добавили три ерша и еще три плотвы, а всего их получилось десять.

Педагог: Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием.

3Упражнение «Добавь рыбок» Соотнесение числа и цифры. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. (Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых лежат рисунки с изображением аквариумов и цветные карандаши)

Педагог; Сколько аквариумов у вас нарисовано?

Дети: Художник нарисовал четыре аквариума.

(Педагог предлагает детям сосчитать рыбок в 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом аквариумах. Соответственно, дети отвечают, что в 1-ом аквариуме 4 рыбки, во 2-ом-3 рыбки, в 3-ем-2 рыбки и в 4-ом -1 рыбка.)

Педагог: Дорисуйте в каждом аквариуме столько рыбок, чтобы их стало ровно пять.

(Дети выполняют задание)

Педагог: Сколько рыбок нарисовали в 1-ом аквариуме?

Дети: В 1-ом аквариуме нарисовали одну рыбку. Там уже было четыре добавили еще одну-всего пять рыбок.

(Далее педагог задает аналогичные вопросы о том, сколько рыбок соответственно было добавлено во 2-ой, 3-ий и 4-ый аквариум, дети объясняют правильность своих соображений, после объяснений дети дорисовывают камешки и водоросли)

4. Координация речи и движений «Аквариум»

Улитки ползут,

Свои домики везут.

(передвигаются по кругу в полу приседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят.

На рыбок глядят.

(останавливаются, делают рожки из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

(передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперёд-назад)

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

(плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

5. Упражнение «Рыбалка». Закрепление представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.

(Педагог приглашает детей к ноутбуку, читает стихи и показывает презентацию)

Педагог: Вчера мы с друзьями на речку ходили. -1 слайд

                Весь день мы на речке рыбу ловили

                Попались нам окунь, ерш и плотва,

                Еще мы сома не поймали едва.

                Сегодня уху на костре мы варили-         -2 слайд

               «Какая вкуснятина!» -все говорили.

                А завтра мы будем сидеть на крылечке, -3 слайд

                Мечтать о соме, что живет в нашей речке.

6. Игра «Забавные рыбки» (в центре развития конструктивных навыков и мелкой моторики)

Совершенствование навыков конструирования, развитие творческого воображения и мелкой моторики.

(Педагог приглашает детей в центр, где приготовлены наборы геометрических фигур, положена голубая лента-ручеек)

Педагог: Сейчас мы разделимся на команды (Дети вынимают из предложенного мешочка рыбок разного цвета, затем объединяются по тройкам по цвету рыбок))

 каждая команда соберет из геометрических фигур как можно больше изображений забавных рыбок, которые будут жить в ручейке.

(Дети собирают рыбок из геометрических фигур, в случае затруднения педагог предлагает собрать изображения по схемам)

Педагог: Какие красивые и забавные рыбки у нас получились. Молодцы, ребята! Расскажите из каких фигур вы их собрали (Дети рассказывают какие фигуры они использовали для работы)

7.Игра «Чистая вода» Измерение объема жидкости с помощью условной мерки (Педагог приглашает детей в центр экспериментирования, где стоит большое ведро с водой, два маленьких ведерка, 2-х и 5-ти литровые банки

Педагог: Рыбки живут не только в реках, озерах, морях и океанах, но они могут жить и в аквариумах. Для этого нужно приготовить для них условия, налить в аквариум чистой воды, чтобы отсадить туда рыбок (Обращает внимание детей на банки)

Педагог: Одинаковые ли эти банки по размеру?

(Дети высказывают свои предположения)

Педагог: Как можно проверить, что эти банки разные по размеру?

(Дети предлагают наливать воду маленьким ведерком и считать сколько ведерок поместится в каждую банку)

Педагог: Правильно, вы правы, потому что маленькое ведерко-это мерка. Приступайте.

(Для выполнения задания дети поделились на две команды. После каждой вылитой мерки дети откладывали фишку)

(Далее дети, посчитав фишки, сообщают, что в одну банку вошло пять ведерок, а в другую-четыре, поэтому первая банка больше второй, а вторая меньше первой)

Педагог: Молодцы, вы мне помогли, теперь я знаю, что в первую банку можно посадить на одну рыбку больше, чем во вторую.

8. Рефлексия. Педагог предлагает детям рассказать, какое задание им больше всего понравилось(запомнилось), в чем они испытали трудность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Занятие направлено на обучение делению целого на части, закрепление порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели....

Конспект НОД по математическому развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Рыбы»

В увлекательной форме дошкольники закрепят названия рыб (смогут сравнить их по описанию, размерам, месту обитания), совершенствуют навыки количественного счета в пределах десяти, активизируют свой сло...

Конспект Занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Комнатные растения»

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...

Конспект занятия "Волшебная страна" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые"

В игровой форме дети закрепляют и пополняют знания по лексической теме "Насекомые"...

«Путешествие в математическое королевство» конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года....

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленност для детей с ТНР....