КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Тема: «Хрюшка и Степашка собираются на гастроли» Программные задачи:
- Продолжать учить действию построения из заместителей сериационного ряда величин; умению использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами.
- Развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по заданному признаку; использовать разрешающие и запрещающие знаки.
- Активизировать словарь детей словами - транспорт, музыкальные инструменты, быстрее, медленнее.
- Воспитывать у дошкольников чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Тема: «Хрюшка и Степашка собираются на гастроли» Программные задачи:
- Продолжать учить действию построения из заместителей сериационного ряда величин; умению использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами.
- Развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по заданному признаку; использовать разрешающие и запрещающие знаки.
- Активизировать словарь детей словами - транспорт, музыкальные инструменты, быстрее, медленнее.
- Воспитывать у дошкольников чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Оборудование:
- Полоски из бумаги разной длины по 7 штук на каждого ребенка.
- Карточки с изображениями музыкальных и строительных инструментов, обуви, одежды, посуды, цветов; карточки со схематичным изображением обуви, посуды, одежды, цветов; карточки с разрешающими и запрещающими знаками.
- Фланелеграфы на каждого ребенка.
- Указка
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран для показа слайдов.
Ход занятия:
У окна стоят столы, на которых лежат фланелеграфы, полоски разной длины. Перед столами экран. С правой стороны экрана - стол с карточками, на которых изображены инструменты.
Дети входят в группу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к вам. Проходите, садитесь за столы.
Дети садятся за столы. На экране появляется картинка, на которой изображены Хрюша и Степашка.
- Хрюша и Степашка собрались на гастроли в другой город. Им нужна ваша помощь, поможем им? (Ответы детей) дело в том, что они не могут решить, на чем им можно быстрее добраться до другого города.
- Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы хором их называйте.
На экране друг за другом появляются картинки транспорта, дети их называют.
- Как одним словом сказать, что это?
- Правильно, это транспорт.
- Чем отличаются эти предметы друг от друга?
- Эти предметы отличаются скоростью движения.
- Правильно, надо отвечать полным ответом. Повтори, Коля.
Если дети не говорят о скорости движения транспорта, воспитатель может задать вопрос: Что делает транспорт? А как он движется? (Ответы детей).
На экране появляются полоски разной длины.
- А чем отличаются полоски друг от друга?
- Эти полоски разной длины.
- Из этого транспорта, что движется быстрее всего?
- Быстрее всех движется ракета.
- Полоской, какой длины можно обозначить ракету?
- Ракету нужно обозначить самой длинной полоской.
- Почему?
- Потому что ракета движется быстро и полоска самая длинная.
- Из этого транспорта, что движется быстрее?
- Из этого транспорта быстрее всех движется самолет.
- Из этих полосок, какую надо выбрать?
- Полоску, которая короче первой.
- Почему?
- Потому что самолет движется медленнее ракеты, и полоску надо взять покороче.
- У вас на фланелеграфе тоже есть транспорт. Разложите его по скорости передвижения, от самого быстрого до самого медленного, начиная с верхнего левого угла фланелеграфа, а Хрюша и Степашка у себя.
Воспитатель указкой показывает на экране, как надо раскладывать полоски. Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь наводящими вопросами.
- Посмотрите, друг у друга, все правильно разложили транспорт?
- Да, все правильно разложили транспорт.
- А теперь надо проверить у Хрюши и Степашки.
На экране появляются, с правой стороны экрана сверху вниз, картинки с изображением транспорта, а с левой стороны экрана – сериационный ряд из полосок, где есть одна ошибка.
- Они правильно разложили транспорт?
- Нет, надо поменять полоски.
Дети находят ошибку, и на экране появляется правильный сериационный ряд из полосок.
- Какие вы внимательные, молодцы!
- Ребятки, давайте хором расскажем Хрюше и Степашке, как мы расставили транспорт по скорости движения, чтобы они запомнили. Я начну, а вы помогайте.
- Ракета самый быстрый транспорт, самолет движется медленнее ракеты, машина движется медленнее …
Дети продолжают рассказ.
- А теперь загадка. Слушайте внимательно, скажите, чем отличаются скорость движения ракеты от самолета?
- Ракета движется быстрее, а самолет медленнее.
- Умница, правильно отгадала загадку!
- Чем отличаются скорость движения автобуса от лодки?
- Автобус движется быстрее, а лодка медленнее.
- Молодец, правильно!
- Назовите транспорт, который движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты?
- Самолет движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты.
- Мне очень нравится, как вы отвечаете. Все правильно, молодцы!
- А для чего мы выстраивали транспорт по скорости передвижения?
- Мы выстраивали транспорт по скорости передвижения для того, чтобы узнать какой транспорт самый быстрый. Это ракета.
- Так на чем же поехать Хрюше и Степашке на гастроли? (Ответы детей)
Дети высказывают свое мнение и вместе с воспитателем приходят к выводу, что удобнее всего долететь на самолете.
- Да, ракета слишком быстро летит и не сможет приземлиться в другом городе, на поезде ехать долго, лучше всего на самолете.
- Хрюше и Степашке надо ехать за билетами, а они еще не купили одежду, обувь, инструменты для выступления. Поможем им? (Ответы детей)
- Пусть Хрюша и Степашка едут за билетами, а мы съездим в магазин. Но сначала возьмите фланелеграфы с транспортом и положите вот на этот стол. Дети убирают фланелеграфы со столов.
- Становитесь за мной друг за другом. Дружно мы в автобус сели, вместе завели мотор. На педали нажимаем, едем! Что случилось, вот беда! Спустили четыре колеса. Мы колеса накачаем, снова путь свой продолжаем. Вот направо поворот, вот налево поворот, а теперь вперед, вперед!
Дети идут за воспитателем, и она подводит их к столу.
- Вот мы и приехали в магазин. Посмотрите, а товар то не разложен! Давайте его разложим. Становитесь в большой круг, я раздам вам по одной картинке, а вы внимательно посмотрите на картинки и найдите себе пару. (Действия детей)
- Я очень довольна, что вы справились с заданием. Почему вы считаете себя парой?
- Мы считаем себя парой потому, что у нас одежда.
Воспитатель спрашивает у всех детей, почему они считают себя парой.
- Молодцы, все отвечают дружно и полным ответом.
- Давайте, весь товар разложим на витрине, чтобы было удобно покупателям. Смотрите, я буду показывать отдел, а вы раскладывайте товар.
- Вот теперь уже понятно, что продается в магазине, осталось разложить еще некоторые предметы (раздает детям карточки). Ищите себе пару. (Действия детей)
Воспитатель спрашивает у каждой пары, почему они выбрали друг друга. У двух детей не должно получиться пары.
- Почему ты остался без пары?
- Я остался без пары, потому что …
- Тогда придумай себе пару сам! (Ответ ребенка)
- Тогда и эти предметы надо разложить на витрине. (Действия детей)
- Все правильно? (Ответы детей)
- Товар мы разложили, а зачем мы сюда пришли?
- Мы пришли в магазин, чтобы купить одежду и обувь Хрюше и Степашке.
- Тогда пусть половина детей будут «продавцами», а остальные – «покупатели». Дело в том, что Степашка оставил мне записку, где он нарисовал, что нам надо купить. «Продавцы» внимательно слушают и прежде чем продать товар, могут посоветоваться друг с другом, а я с «покупателями» прочитаю записку.
Воспитатель показывает «покупателям» записку, с нарисованными на ней знаками, и помогает им ее прочитать. «Продавцы» по описанию находят нужный товар. Так дети покупают рубашку, туфли.
- Вы самые лучшие помощники, одежду и обувь для Хрюши и Степашки мы купили. Все это я сложу в коробку. Нам осталось купить инструменты, для этого перейдем в следующий отдел.
Воспитатель ведет детей к другому столу.
- В этом отделе я продавец, и разложу перед вами разные инструменты. А вы – покупатели. Посмотрите и выберите, пожалуйста, только те инструменты, которые могут пригодиться Хрюше и Степашке для выступления. (Действия детей)
- Как называются инструменты, которые вы взяли?
- Надо отвечать полным ответом. Эти инструменты называются музыкальные.
- А что осталось?
- Остались инструменты плотника.
- А почему вы эти инструменты не взяли?
- Потому что они не нужны для выступления на сцене.
- Все просьбы Хрюши и Степашки выполнили?
- Да!
- Молодцы! Пора возвращаться обратно. Садитесь в автобус. Дружно мы в автобус сели, вместе завели мотор. На педали нажимаем, едем! Что случилось, вот беда! Спустили четыре колеса. Мы колеса накачаем, снова путь свой продолжаем. Вот направо поворот, вот налево поворот, а теперь вперед, вперед!
Воспитатель приводит детей за столы.
На экране картинка, где Хрюша и Степашка стоят с сумками.
- Хрюша и Степашка уже приготовили сумки. Как же нам передать вещи? У меня есть волшебный платок, я накрою коробку с вещами, мы скажем волшебные слова, абракадабра, бум-с и вещи окажутся у Хрюши и Степашки.
Воспитатель вместе с детьми произносит слова и на экране появляются вещи.
- Хрюша и Степашка благодарят вас за помощь, им пора поковать вещи. Ну что ж нам осталось пожелать им счастливого пути. До свидания.
- Ребята, что вам сегодня понравилось (Ответы детей)
- Мне тоже очень понравились, как вы помогали Хрюше и Степашке, молодцы! Вы очень добрые и отзывчивые мальчики и девочки. Спасибо! Досвидания.
Чтобы помочь Хрюшке и Степашке быстро добраться до другого города нужно расставить транспорт по скорости передвижения – от самого быстрого до самого медленного. Что для этого можно взять? (Ответы детей).
- Как надо разложить полоски? (Ответы детей).
- Почему ты так думаешь? (Ответы детей).
- Вы согласны, ребята или думаете по - другому? (Ответы детей).
- Разложите транспорт по скорости передвижения, от самого быстрого до самого медленного.
Дети самостоятельно раскладывают полоски от самой длинной до самой короткой. При затруднениях воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
- Самая длинная полоска что обозначает? (Ответы детей).
- А самая короткая? (Ответы детей).
- Ребята, пока мы работали, Хрюшка и Степашка смотрели, что мы делаем. Давайте расскажем им, как мы расставили транспорт.
Далее дети хором с помощью воспитателя рассказывают о выстроенном сериационном ряде, а один из детей показывает картинки на экране.
На экране картинки расположены врассыпную. После того, как дети расскажут о транспорте, на экране появляется правильно выстроенный сериационный ряд: слева и сверху вниз расположены картинки с изображением транспорта, а справа - полоски.
- Молодцы ребята! Пусть Степашка посмотрит, какой транспорт самый быстрый. А вы подумайте, на каком транспорте Степашке и Хрюшке быстрее можно попасть на гастроли. (Ответы детей).
Если дети называют «ракета», воспитатель уточняет, можно ли на ракете долететь до другого города и приземлиться в нем. И подводит детей к выводу, что удобнее и быстрее долететь на самолете.
- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Выходите на ковер и вставайте в круг. Я каждому дам картинку (раздает). Вам нужно найти пару.
- Веселей всегда вдвоем, пару каждому найдем.
Дети ищут себе пару.
- Почему вы решили, что это пара? (Ответы детей)
Дети объясняют, почему они выбрали друг друга. Они могут дополнять ответы товарищей.
- Молодцы, вы дружные ребята, быстро нашли себе пару.
- Смотрите, а Хрюшка и Степашка опять загрустили. Чтобы выступать перед зрителями с интересной программой, им нужно взять с собой инструменты. А какие, они не знают. Вы им поможете? (Ответ детей).
- Тогда подойдите, пожалуйста, ко мне. Дети подходят к воспитателю, стоящему у стола.
- Посмотрите, сколько здесь инструментов! А на всех ли инструментах можно исполнять музыкальные произведения? (Ответы детей).
- Выберите, пожалуйста, только те, которые Хрюшка и Степашка могут взять с собой на гастроли. (Действия детей).
- Покажите, что вы выбрали. Посмотрите друг у друга, на всех этих инструментах можно играть? Как они называются? (Ответы детей).
- А почему вы отобрали именно эти инструменты? (Ответы детей). Молодцы, вы хорошо знаете назначение инструментов!
- Хотите поиграть на музыкальных инструментах? Я буду их показывать (собирает карточки), а вы будете изображать игру на них.
Воспитатель показывает картинки: барабан, скрипка, дудочка, балалайка, музыкальные тарелки. Дети все вместе изображают игру на инструментах.
- Степашка и Хрюшка рады, что вы помогли им. А в чем выражалась ваша помощь? (Ответы детей).
- Они благодарят вас (звук аплодисментов), и отправляются в аэропорт, чтобы не опоздать на свой рейс. Давайте пожелаем им счастливого пути!
- Я очень рада, что в вашем детском саду, растут такие добрые, отзывчивые мальчики и девочки! Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».
Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...
Конспект экологической игры с элементами геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста "В посках тайника старичка Лесовичка"
Данный конспект позволит в интересной и увлекательной форме систематизировать представления детей о разнообразии животного и растительного мира леса, формировать представления о том, что человек это ч...
Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
Проведение НОД с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста
Методическая разработкапроведения непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста.Рассматривание картины «Катаемся на сан...
Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)
Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...
Конспект комбинированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие», «Физическое развитие» с элементами развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.Тема «Проделки Метелицы»
Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов (форма, цвет, размер, части и целое, пространство).- проявление интереса к движениям на фитболах и степ-платформах, совершенств...