Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Сегодня остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития мышления. В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью структурного развития мышления и отсутствием эффективного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности — игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у старших дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития словесно-логического мышления старших дошкольников.
Проблема: недостаточное использование дидактических игр как эффективного средства позволяющего успешно использовать информацию, формировать приемы мышления и улучшить процесс усвоения знаний.
Цель: показать важность использования в образовательном процессе дидактической игры, как эффективного средства обучения.
Задачи: составить картотеку дидактических игр, способствующих развитию словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста и осуществить на практике ранее полученные знания.
Ожидаемый результат: педагогическая деятельность с использованием дидактических игр будет способствовать развитию словесно - логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
При отборе дидактических игр на развитие словесно-логического мышления, прежде всего преследовались, поставленные цели и учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно эти игры помогут развить у ребенка способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в словесном плане.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Протолкни «все такие»
Цель: учить подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других; формировать первичное обобщение - «все шарики», «все кубики», «все большие», «все маленькие».
Оборудование: коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геометрические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы этих же форм.
Ход игры:
За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки(одна - с квадратной, другая - с круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного цвета по три каждого вида.
Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому - с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку. Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например, шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие». Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, педагог предлагает ему попробовать «только такие» и помогает путем проб отобрать, какие именно формы можно бросить в эту коробку.
После того, как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и еще раз посмотреть, что в них лежит.
«По грибы»
Цель: учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Оборудование: грибы из счетного материала (шляпки разного цвета - красные, желтые, белые, коричневые), карточки для сбора грибов.
Ход игры:
Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например, красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую - с желтой. Отдает корзиночки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в слове - «все красные», «все желтые».
«Кто где живет»
Цель: учить самостоятельно определять основание группировки предметов; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.
Оборудование: игрушки, строительный материал, мебель.
Ход игры:
Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую - машину. Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сначала 6, а затем 8-10) и просит подумать, найти для игрушек дом - расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педагог переставляет первые игрушки правильно, а затем не вмешивается в действия ребенка. Затем вновь игрушки расставляются вперемежку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом находятся машины».
«Что кому дать»
Цель: продолжать учить самостоятельно, определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве основания для группировки предметов.
Оборудование: флажки, листья разной формы, цвета и величины.
Ход игры:
Две группы детей сидят на стульях друг против друга: в одной группе -девочки, в другой - мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут маршировать с флажками; девочкам надо раздать квадратные флажки, а мальчикам - треугольные. Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие - мальчикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ребенок. Он может раздать флажки сначала девочкам, затем - мальчикам или поочередно. В заключении педагог подводит итог: «У девочек вес флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна или барабана.
«Цвет и форма»
Цель: учить менять основание группировки предметов в соответствии со сменой образцов.
Оборудование: плоские карточки с наклеенными геометрическими формами (круга, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шес1н\гольники) шести цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голу бой, синий) - 42 элемента.
Ход игры (проводится индивидуально):
Ребенок сидит за столом напротив педагога. Он выкладывает перед ребенком на довольно большом расстоянии образцы, например красный, синий, желтый круги, т.е. объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показывает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги). В стороне на столе лежат карточки этих цветов(квадраты, треугольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники - всего 18 карточек). Педагог берет одну из карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ребенку. Если он кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педагог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» - либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил красную карточку».
После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Педагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по-другому. Раскладывает перед ним три образца карточек с изображением квадрата, крута и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образцов. Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно -сюда все круглые, сюда все квадратные, сюда все треугольные формы».
В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, увеличивают и количество образцов (4-6 одновременно).
«Принеси такие же»
Цель: выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функционального назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора. Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.
Ход игры:
Педагог заранее раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку(ведущему) из каждый группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку и, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести игрушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.
«Разложи картинки в свои конверты»
Цель: группировать предметы по разным свойствам; самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.
Оборудование: конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, средние и маленькие: треугольники, овалы,
шестиугольники трех цветов и трех величин), картинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.
Ход игры:
Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом - овал, на третьем -квадрат). У сидящего рядом не должны повторяться формы, т.е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т.д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствует данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.
«Сделаем книжку»
Цель: представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм, учить детей анализировать ситуацию.
Оборудование: листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа.
Ход игры:
Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги, элементы изображения на подносах и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спрашивает о чем
этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций.
Педагог спрашивает: «Что было сначала? - и читает первую фразу: «Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т.д.
«Угадай, о чем я рассказала»
Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование: игрушки различные по форме, цвету и назначению.
Ход игры:
Дети садятся полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов. Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка отгадана, спрашивает у детей как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».
Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающий создать единый образ со словом.
«Загадки»
Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просит отгадать загадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает ее детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но не имеющей в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).
Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».
«Достань кукле шарик»
Цель: учить анализировать условия практической задачи; использовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.
Оборудование: кукла, два шарика, стул.
Ход игры:
Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем педагог просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ребенок не догадывается этого сделать, то педагог помогает ему проанализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» - жестом указывает на стул. В конце педагог уточняет: «Шарик находится высоко. Ты взял стул, он помог тебе достать шарик».
«Достань мишке мячик»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.
Оборудование: мишка, мячик, палка.
Ход игры:
Педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мячик под шкаф так, что ребенок не может достать его рукой. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч далеко. Найди, чем можно его достать. Подумай. В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».
«Достань ключик»
Цель: продолжать анализировать условия для решения практической задачи, используя вспомогательное средство.
Оборудование: заводная игрушка, ключ, скамейка.
Ход игры:
Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. В конце игры педагог подытоживает действия детей.
«Достань машинку»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; учит искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели.
Оборудование: заводная машинка, палка.
Ход игры:
Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу. Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо его останавливать, пусть онубедится, что ее нельзя достать рукой. Затем педагог говорит: «Давай поищем то, что тебе необходимо». В конце занятия педагог напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».
«Звени, колокольчик»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.
Оборудование: колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.
Ход игры:
Колокольчик, укрепленный на подставке, устанавливается на видном месте так, чтобы дети не смогло достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на полу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колокольчика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколько длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Задача заключается в том, чтобы он догадался использовать ту веревку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Ребенку дают возможность самостоятельно сделать правильный выбор. Если он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь не звенит колокольчик, попробуй за другую веревочку». В заключении педагог уточняет, с помощью какой веревочки удалось позвонить.
«Столкни мяч в корзину»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи, решать их с помощью проб.
Оборудование: мяч, палка, корзина.
Ход игры:
Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола лежит мяч на таком расстоянии, чтобы ребенок не смог достать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая палка, рядом со столом на полу - длинная. На полу напротив мяча - корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен
догадаться использовать нужную палку для сталкивания мяча. После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание ребенка на свойства предметов-орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?».
«Достань тележку»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.
Ход игры:
На столе на расстоянии, недоступном для вытянутой руки ребенка, находится тележка с петлей. Через нее свободно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красочные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, и тележка остановится на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один конец, педагог продевает ее в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился в том, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. В конце игры педагог подводит итог, задавая ребенку вопросы.
«Достань шарики»
Цель: продолжать анализировать условия практической задачи; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование: банка с водой, черпачок, вилка, ложка, палочка с колечком.
Ход игры:
Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более подходящего орудия и обосновали свой выбор.
«Достань игрушку»
Цель: учит решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование: заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.
Ход игры:
Педагог предлагает достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы достать ее?». Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель - освободить стул - снять ящик со строительным материалом. Педагог следит, чтобы ребенок не увлекался игрой строительным материалом.
После выполнения задания он обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.
«Открой коробку»
Цель: учит решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование: коробка от готовальни, две картинки.
Ход игры (проводится индивидуально):
Педагог кладет тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда картинку и закрывает коробку, не запирая штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку, достает ее и рассказывает, что на ней изображено. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее открыть разными способами, найти, что мешает.
«В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.
Ход игры:
Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки
«Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала
обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
«Слушай команду»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».
Ход игры:
Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
«Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!». команда присесть и наклониться вперед, вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
«Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Ход игры:
Ребенку предлагается:
- рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;
- картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;
- рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.
- «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».
- «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания, логического мышления.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Ход игры:
Ребенку предлагаются:
- серия картинок по две картинки на каждой карточке; надо найти пять отличий;
- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
«Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, логического и наглядного мышления, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, бразец.
Ход игры:
Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
«Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
«Смешанный лес»
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание развитие мышления.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Ход игры:
Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13x10 см).
Ход игры:
Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
«Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
Заключение
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление -последовательные ступени интеллектуального развития.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача - докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.
Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником, игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Консультация с семьей по использованию дидактических игр в домашних условиях.
Бесценно время, проведенное в радости и любви с собственным ребенком. Возможно, само такое общение даже важнее, чем те навыки, которые вы хотите развить с помощью развивающих игр. Чем больше радости, тем больше старается ребенок, а значит, тем лучше и развивающий эффект от игры.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей, Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием ребенка будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений.
Я предлагаю использование игр в домашних условиях.
Игры на кухне. Пока мама готовить можно предложить ребенку:
- Подобрать предметы одинаковой формы
- Отсортировать эти же предметы подбирая по цвету
- Дать задание отобрать только чайные ложки или только столовые ложки из всех приборов.
- Поиграть в прятки с предметом: словесно описать предмет, который нужно найти среди остальных.
- В высокую банку с водой, наполненной до половины, положить на дно шарики. Недалеко от банки положить черпачок, вилку, ложку, палочка и сказать , что шарики упали в банку и нужно их достать. Важно, чтобы ребенок самостоятельно убедился в выборе более подходящего орудия.
- Выложить перед ребенком ряд разных предметов, среди них два одинаковых и дать задание найти два одинаковых.
- Выложить ряд ложек или других предметов с небольшими различиями и попросить найти отличия.
По дороге домой Идя по улице домой нам по пути встречаются множество вывесок, надписей. Или множество других предметов. Те же приемы можно применить и к ним. 1.Отмечать вывески магазинов по определенному заданному цвету.
2.Искать среди них одинаковые предметы или буквы.
3.Дать задание посчитать сколько раз по дороге попадется магазин с продуктами или дома с заданными признаками, например только многоэтажные или только одноэтажные.
4.Для сельской местности дома только те, в которых горит свет.
5. Для улицы города вывески магазинов оформленных только красным цветом. 6.Вместе с ребенком в окружающих предметах искать заданные геометрические фигуры.
В выходной день. Давай уберемся вместе!
Сделаем уборку по дому не только обязанностью, но и интересным время препровождением мамы и ребенка. Предложите своему чаду:
1. Вытереть пыль сначала только с квадратных предметов, затем только с треугольных и т.д.
2. Отсортировать разбросанные предметы по своим местам (книжки к книжкам, куклы к куклам и т.д.).
3. Полить сначала только цветущие растения, а затем нецветущие.
4. Описать предмет, который нужно помыть.
5. Поиграть в обезьянку, сначала вы повторяете за ребенком, а затем вы что-то делаете, а он за вами повторяет.
Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе.
№ | Лексическая тема | Название игры | Примечание |
1 | Овощи. Звуки неречевые и речевые. | Протолкни «все такие» | |
2 | Фрукты. Звук [у]. | «По грибы» | |
3 | Приметы осени. Звук [а]. | «Кто где живет?» | |
4 | Грибы. Дифференциация звуков [а - у]. | «Что кому дать» | |
5 | Перелетные птицы. Звук [п]. | «Цвет и форма» | |
6 | Одежда. Звук [о]. | «Принеси такие же» | |
7 | Обувь. Звук [и]. | «Подложи картинки в свои конверты» | |
8 | Посуда. Звук [м]. | «Сделаем книжку» | |
9 | Продукты питания. Звук [н]. | «Угадай, о чем я рассказала» | |
10 | Инструменты. Звук [т]. | «Достань кукле шарик» | |
11 | Мебель. Звук [ть]. | «Достань мишке мячик» | |
12 | Мой город. Моя улица. Звуки [к]. | «Достань ключик» | |
13 | Родная страна. Звуки [к - кь]. | «Достань машинку» | |
14 | Дом и его части. Звук [б]. | «Звени колокольчик» | |
15 | Зима. Зимние месяцы. Звуки [б - бь]. | «Столкни мяч в корзину» | |
16 | Зимние забавы. Звук [э]. | «Достань тележку» | |
17 | Зимующие птицы. Звуки [г -гь]. | «Достань шарики» | |
18 | Домашние животные. Звук [л - ль]. | «Достань игрушку» | |
19 | Дикие животные. Звук [ы]. | «Открой коробку» | |
20 | Человек. Части тела. Звук [с]. | «В магазине зеркал» | |
21 | Семья. Семейные традиции. Звук [с - сь]. | «Слушай команду» | |
22 | Наша армия. Звук [ш]. | «найди два одинаковых предмета» | |
23 | Мамин день. Дифференция звуков [с - ш]. | «Найди отличие» | |
24 | Комнатные растения. Звук [х - хь]. | «Выкладывание узора из мозаики» | |
25 | Весна в природе. Звуки [в - вь]. | «Смешанный лес» | |
26 | Рыбы. Звук [з]. | «Воспроизведение геометрических фигур» | |
27 | Насекомые. Звуки [з - зь]. | «Кто, где живет?» | |
28 | Космос. Звук [ж]. | «В магазине зеркал» | |
29 | Транспорт. Дифференциация звуков [з - ж]. | «Принеси такие же» | |
30 | День победы. Звуки [д - дь]. | «Угадай, о чем я рассказала» | |
31 | Весенние работы в саду и огороде. Звуки [ф - фь]. | «Слушай команду» | |
32 | Цветы. Повторение. Гласные и согласные звуки. | «Открой коробку» | |
33 | Лето.Повторение. Звук, слог, слово, предложение. | «Достань шарики» |
Согласованно
Заведующая МБДОУ
«Детский сад № 43 «Снежинка»
комбинированного вида
города Белово»
Силкина Е.Б.____________
Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста
(методические рекомендации)
Автор – составитель: Молчанова Ольга Валерьевна, воспитатель.
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Содержание
Пояснительная записка 5
Протолкни «Все такие» 8
«По грибы» 8
«Кто где живет» 9
«Что кому дать» 9
«Цвет и форма» 10
«Принеси такие же» 11
«Разложи картинки в свои конверты» 12
«Сделаем книжку» 13
«Угадай, о чем я рассказала» 14
«Загадки» 14
«Достань кукле шарик» 15
«Достань мишке мячик» 16
«Достань ключик» 16
«Достань машинку» 16
«Звени колокольчик» 17
«Столкни мяч в корзину» 18
«Достань тележку» 18
«Достань шарики» 19
«Достань игрушку» 19
«Открой коробку» 20
«В магазине зеркал» 20
«Слушай команду» 21
«Найди два одинаковых предмета» 22
«Найди отличия» 23
«Выкладывание узора из мозаики» 23
«Смешанный лес» 24
«Воспроизведение геометрических фигур» 24
Заключение 25
Консультация с семьей по использованию дидактических игр в домашних условиях 28
Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе 31
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе.
№ | Лексическая тема | Название игры | Примечание |
1 | Овощи. Звуки неречевые и речевые. | Протолкни «все такие» | |
2 | Фрукты. Звук [у]. | «По грибы» | |
3 | Приметы осени. Звук [а]. | «Кто где живет?» | |
4 | Грибы. Дифференциация звуков [а - у]. | «Что кому дать» | |
5 | Перелетные птицы. Звук [п]. | «Цвет и форма» | |
6 | Одежда. Звук [о]. | «Принеси такие же» | |
7 | Обувь. Звук [и]. | «Подложи картинки в свои конверты» | |
8 | Посуда. Звук [м]. | «Сделаем книжку» | |
9 | Продукты питания. Звук [н]. | «Угадай, о чем я рассказала» | |
10 | Инструменты. Звук [т]. | «Достань кукле шарик» | |
11 | Мебель. Звук [ть]. | «Достань мишке мячик» | |
12 | Мой город. Моя улица. Звуки [к]. | «Достань ключик» | |
13 | Родная страна. Звуки [к - кь]. | «Достань машинку» | |
14 | Дом и его части. Звук [б]. | «Звени колокольчик» | |
15 | Зима. Зимние месяцы. Звуки [б - бь]. | «Столкни мяч в корзину» | |
16 | Зимние забавы. Звук [э]. | «Достань тележку» | |
17 | Зимующие птицы. Звуки [г -гь]. | «Достань шарики» | |
18 | Домашние животные. Звук [л - ль]. | «Достань игрушку» | |
19 | Дикие животные. Звук [ы]. | «Открой коробку» | |
20 | Человек. Части тела. Звук [с]. | «В магазине зеркал» | |
21 | Семья. Семейные традиции. Звук [с - сь]. | «Слушай команду» | |
22 | Наша армия. Звук [ш]. | «найди два одинаковых предмета» | |
23 | Мамин день. Дифференция звуков [с - ш]. | «Найди отличие» | |
24 | Комнатные растения. Звук [х - хь]. | «Выкладывание узора из мозаики» | |
25 | Весна в природе. Звуки [в - вь]. | «Смешанный лес» | |
26 | Рыбы. Звук [з]. | «Воспроизведение геометрических фигур» | |
27 | Насекомые. Звуки [з - зь]. | «Кто, где живет?» | |
28 | Космос. Звук [ж]. | «В магазине зеркал» | |
29 | Транспорт. Дифференциация звуков [з - ж]. | «Принеси такие же» | |
30 | День победы. Звуки [д - дь]. | «Угадай, о чем я рассказала» | |
31 | Весенние работы в саду и огороде. Звуки [ф - фь]. | «Слушай команду» | |
32 | Цветы. Повторение. Гласные и согласные звуки. | «Открой коробку» | |
33 | Лето.Повторение. Звук, слог, слово, предложение. | «Достань шарики» |
Консультация с семьей по использованию дидактических игр в домашних условиях.
Бесценно время, проведенное в радости и любви с собственным ребенком. Возможно, само такое общение даже важнее, чем те навыки, которые вы хотите развить с помощью развивающих игр. Чем больше радости, тем больше старается ребенок, а значит, тем лучше и развивающий эффект от игры.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей, Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием ребенка будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений.
Я предлагаю использование игр в домашних условиях.
Игры на кухне. Пока мама готовить можно предложить ребенку:
- Подобрать предметы одинаковой формы
- Отсортировать эти же предметы подбирая по цвету
- Дать задание отобрать только чайные ложки или только столовые ложки из всех приборов.
- Поиграть в прятки с предметом: словесно описать предмет, который нужно найти среди остальных.
- В высокую банку с водой, наполненной до половины, положить на дно шарики. Недалеко от банки положить черпачок, вилку, ложку, палочка и сказать , что шарики упали в банку и нужно их достать. Важно, чтобы ребенок самостоятельно убедился в выборе более подходящего орудия.
- Выложить перед ребенком ряд разных предметов, среди них два одинаковых и дать задание найти два одинаковых.
- Выложить ряд ложек или других предметов с небольшими различиями и попросить найти отличия.
По дороге домой Идя по улице домой нам по пути встречаются множество вывесок, надписей. Или множество других предметов. Те же приемы можно применить и к ним. 1.Отмечать вывески магазинов по определенному заданному цвету.
2.Искать среди них одинаковые предметы или буквы.
3.Дать задание посчитать сколько раз по дороге попадется магазин с продуктами или дома с заданными признаками, например только многоэтажные или только одноэтажные.
4.Для сельской местности дома только те, в которых горит свет.
5. Для улицы города вывески магазинов оформленных только красным цветом. 6.Вместе с ребенком в окружающих предметах искать заданные геометрические фигуры.
В выходной день. Давай уберемся вместе!
Сделаем уборку по дому не только обязанностью, но и интересным время препровождением мамы и ребенка. Предложите своему чаду:
1. Вытереть пыль сначала только с квадратных предметов, затем только с треугольных и т.д.
2. Отсортировать разбросанные предметы по своим местам (книжки к книжкам, куклы к куклам и т.д.).
3. Полить сначала только цветущие растения, а затем нецветущие.
4. Описать предмет, который нужно помыть.
5. Поиграть в обезьянку, сначала вы повторяете за ребенком, а затем вы что-то делаете, а он за вами повторяет.
Предварительный просмотр:
Консультация с семьей по использованию дидактических игр в домашних условиях.
Бесценно время, проведенное в радости и любви с собственным ребенком. Возможно, само такое общение даже важнее, чем те навыки, которые вы хотите развить с помощью развивающих игр. Чем больше радости, тем больше старается ребенок, а значит, тем лучше и развивающий эффект от игры.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей, Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.
Дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствуют подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием ребенка будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни. Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений.
Я предлагаю использование игр в домашних условиях.
Игры на кухне. Пока мама готовить можно предложить ребенку:
- Подобрать предметы одинаковой формы
- Отсортировать эти же предметы подбирая по цвету
- Дать задание отобрать только чайные ложки или только столовые ложки из всех приборов.
- Поиграть в прятки с предметом: словесно описать предмет, который нужно найти среди остальных.
- В высокую банку с водой, наполненной до половины, положить на дно шарики. Недалеко от банки положить черпачок, вилку, ложку, палочка и сказать , что шарики упали в банку и нужно их достать. Важно, чтобы ребенок самостоятельно убедился в выборе более подходящего орудия.
- Выложить перед ребенком ряд разных предметов, среди них два одинаковых и дать задание найти два одинаковых.
- Выложить ряд ложек или других предметов с небольшими различиями и попросить найти отличия.
По дороге домой Идя по улице домой нам по пути встречаются множество вывесок, надписей. Или множество других предметов. Те же приемы можно применить и к ним. 1.Отмечать вывески магазинов по определенному заданному цвету.
2.Искать среди них одинаковые предметы или буквы.
3.Дать задание посчитать сколько раз по дороге попадется магазин с продуктами или дома с заданными признаками, например только многоэтажные или только одноэтажные.
4.Для сельской местности дома только те, в которых горит свет.
5. Для улицы города вывески магазинов оформленных только красным цветом. 6.Вместе с ребенком в окружающих предметах искать заданные геометрические фигуры.
В выходной день. Давай уберемся вместе!
Сделаем уборку по дому не только обязанностью, но и интересным время препровождением мамы и ребенка. Предложите своему чаду:
1. Вытереть пыль сначала только с квадратных предметов, затем только с треугольных и т.д.
2. Отсортировать разбросанные предметы по своим местам (книжки к книжкам, куклы к куклам и т.д.).
3. Полить сначала только цветущие растения, а затем нецветущие.
4. Описать предмет, который нужно помыть.
5. Поиграть в обезьянку, сначала вы повторяете за ребенком, а затем вы что-то делаете, а он за вами повторяет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Картотека дидактических игр по нравственному-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позво...
Рекомендации для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста"
Консультации для родителей "Развитие словесно-логической памяти"....
Консультация для родителей по теме "Развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста".
Консультация...
Консультация для родителей. "Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста."
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль от...
Консультация для родителей: «Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Задачи: - расширять кругозор родителей; - развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятел...
Методическая разработка " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке " Сборник дидактических игр по гражданско - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста" автор Ильина Марина Анатольевна представляет...