«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на прогулке, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и т.д. Поэтому воспитателю необходимо подобрать такие методы и приемы, которые ребенок смог взять и использовать их в самостоятельной деятельности. Например, во время завтрака предложить ребенку не просто съесть кашу, а доесть ее до конца, чтобы увидеть рисунок на дне тарелочки. А для воспитания опрятности на детские столы поставить «подставки для салфеток с изображением животных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №44».
Сообщение.
Тема: «Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: высшей категории,
ЯСТРЕБОВА Л.И.
Январь 2017 год.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит возможность в ходе поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.
Психологи подчеркивают, что решающее значение имеет не обилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия ребенка выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Практика показывает, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». (Конфуций).
По мнению академика Н.Н.ПОДДЬЯКОВА »... в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и усвоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача (педагогов) – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии ребенка, свою работу (как педагога), я начала с построения предметно-пространственной развивающей среды и подбора необходимого методического обеспечения по данной проблеме. Передо мной встала задача: выделить пространство в группе для центра экспериментирования, создать детскую «научную лабораторию» и наполнить ее необходимым материалом. Для данного центра использовала передвижные пластиковые контейнеры. Весь материал был размещен на их полочках по следующим разделам программы: «Песок и вода», «Воздух; «Звук; «Магниты»; «Бумага»; «Стекло»; «Свет»; «Силовые действия»; «Движение». При подборе материала учитывались не только возрастные, индивидуальные возможности, но и интересы детей. Каждый ребенок имел возможность выбрать нужный материал для самостоятельного опыта или посмотреть альбом с предложенными схемами, прочитать информацию в энциклопедии.
Напротив каждого раздела детям предлагались необходимые правила пользования данным материалом и то, как его можно использовать в виде рисунков или схем. Результаты наблюдений, например, за ростом и развитием семян гороха, дети зарисовывали в специальных альбомах и дневниках. В центре экспериментирования детям предлагалась «волшебная коробочка» с красками, карандашами, кисточками, с пластиковыми бутылочками и т.д. А с помощью счетных палочек, цветных бумажных полосок, дети самостоятельно могли выложить наглядную модель проведенного опыта или простейшего эксперимента. Например, «действие силы» толчка рукой на мяч. Проведя данный эксперимент, ребенок с помощью счетных палочек, легко выкладывал его схему. И на самостоятельном опыте убеждался в том, что, чем сильнее толчок рукой, тем больше нужно использовать палочек.
Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на прогулке, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков и т.д. Поэтому воспитателю необходимо подобрать такие методы и приемы, которые ребенок смог взять и использовать их в самостоятельной деятельности. Например, во время завтрака предложить ребенку не просто съесть кашу, а доесть ее до конца, чтобы увидеть рисунок на дне тарелочки. А для воспитания опрятности на детские столы поставить «подставки для салфеток с изображением животных».
Во время прогулки юные исследователи решают другие важные проблемы, например, что произойдет со снегом, если его положить на одну ладошку без варежки и взять его в варежке.
- Где снег растает быстрее? Почему? – Как освободить бусинку из ледяного плена? И т.д.
Экспериментальная деятельность детей тесно связана и с проведением занятий (подгрупповых и фронтальных). Она интегрировано входит во все образовательные области:
- познавательное развитие,
- социально-коммуникативное;
- художественно-эстетическое;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
На занятиях дети учатся ставить цель, решать проблемные ситуации, делать выводы, выдвигать предполагаемые гипотезы и проверять их опытным путем. От своих маленьких и больших «открытий» дети испытывают радость, они удивляются своему достижению, у них возникает чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность.
Ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», «Откуда?», «Что будет, если?» и т.д. Проводя опыт, ребенок может почувствовать себя юным «исследователем» или «ученым» и даже первооткрывателем. В данной ситуации взрослый должен выступать в качестве равноправного партнера-соучастника деятельности. Это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования может послужить детское удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Детям будет интересно помогать какому-то герою, который тоже очень любознательный и хочет узнать что-то новое, неизвестное. Например, на занятиях по ознакомлению с природой, ребенок не просто знакомится со строением растений, а познает тайны « Матушки-природы». Выращивают с воспитателем лук: «зеленый витамин», чтобы укрепить здоровье . Или , чтобы нарисовать настроение »пасмурного», «солнечного» денечка, необходимо понаблюдать за состоянием погоды.
Экологические игры, типа «Что?», «Где?», «Когда?» будят в детях воображение, (опираясь на наглядно зрительные образы).Сколько любопытства и удивления вызывает в детях «мешочек ощущений», когда они на ощупь определяют и называют предмет.
Внесение альбомов, иллюстраций с неизвестными растениями и животными, вызывает в детях неподдельный интерес своим внешним видом, строением, различными формами.
Детей привлекает разнообразие природного и бросового материала .Им нравится мастерить фигурки забавных животных, разнообразные кораблики, машинки, домики.
Эксперименты с водой развивают не только наблюдательность, но и слух. Ребенок прислушивается к журчанию и шуму воды. У детей развивается речь при использовании загадок, прибауток, стихов.
Развитию мелкой моторики рук способствуют игры с использованием магнитов, например, ребенок передвигает магнитами мелкие игрушки. А с помощью счетных палочек выкладывает модель силовых действий, рисует в альбоме разными красками. В ручном труде, например, складывает из бумаги кораблик и т.д.
На занятиях по математике ребенок экспериментирует с измерением длины дорожек, разным объемом баночек, сосудов; соотносит количество предметов «столько - сколько», сравнивает «больше - меньше»; выкладывает наглядные модели задач, действует с цифрами.
Формирование логических представлений требует от детей умения устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения, высказывать свои мнения, рассуждать, обобщать, классифицировать родовидовые отношения. Свои эксперименты изображают графическими схемами, выкладывают плоскостные модели.
Развитию речи способствуют дидактические игры, проговаривание отдельных фраз, заучивание стихов, разгадывание загадок, ответы на вопросы.
Что касается конструирования, то дети очень много экспериментируют с разными видами конструкторов, особенно с «ЛЕГО», разнообразными кнопочными конструкторами. Они сравнивают, на что похож предмет и чем отличается от других. Овладевают умением соизмерять длину, высоту, ширину предметов на «глаз»; решают конструктивные задачи. Представляют предметы в разных пространственных положениях. Работая с планами группы, участка дети прячут игрушку, показывая ее значком на плане, где она спрятана в настоящем пространстве. В нахождении спрятанного «клада», дети методом проб и исследования пути, маршрута находят « клад». Такие занятия увлекают ребят, развивают пытливость ума. В ходе действий с предметными и плоскостными моделями, помогают кукле Маше расставить мебель в комнате.
При знакомстве с физическими явлениями, дети узнают новое, познают тайны природы. Во время проведения опыта, ребенок видит, например, как вода под действием огня превращается в пар, переходя из одного состояния в другое.
В продуктивных видах деятельности, лепке, рисовании, аппликации детей увлекает процесс действия с материалом, получение конечного результата.
В самостоятельной деятельности им нравится наблюдать за объектами живой и неживой природы.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что наряду с игровой деятельностью, познавательно - исследовательская деятельность является одной из ведущих видов детской деятельности. Она интересна, доступна и увлекательна.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В индивидуальных беседах, консультациях, на семинарах – практикумах, на родительских собраниях, при проведении совместных выставок, фотоколлажей, через непосредственное участие родителей в создании условий развивающей предметно – пространственной среды группы; через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям при освоении нового. Необходимо построить свое общение с ребенком, как с равным партнером на собственную точку зрения, на право ошибки. Важно постоянно поддерживать познавательный интерес и познавательную активность у детей, желание вникнуть в новое содержание какого – то объекта или явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..
Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...
«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»
· Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»
Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...
НОД познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Мыльные истории!»
элемент экспериментирования "Мыловарение"...
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...
«Воздух-невидимка»С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Воздух-невидимка» с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.Одним из главных достоинств экспериментирования является то, что оно дает возможность...