№ | ТЕМА
| ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
| ДИДАКТИЧЕСКИЙ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ | ЛИТЕРАТУРА |
СЕНТЯБРЬ |
1 | ИГРА С МЯЧЕМ. | Развитие предметных действий | Мячи, одинаковые по цвету и величине, корзина | Восп-ль вносит корзину с мячами и говорит, это мячи! Показывает, что можно с ними делать. Предлагает детям поиграть с мячами. Затем дети бросают мяч перед собой, догоняют, катают, складывают в корзину. Игра повторяется 2-3 раза | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 10 |
2 | ИГРА «ПАЛОЧКА-ИГРАЛОЧКА». | Развитие предметных действий | Коробочка, палочка с нанизанными на нее шариками, одинаковыми по цвету и величине. | Восп-ль показывает палочку с шариками и говорит, это палочка-игралочка. На ней шарики. Восп-ль показывает как можно надеть шарики на палочку. Дети повторяют действия. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 10 |
ОКТЯБРЬ |
1 | ИГРАВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО КАТИТСЯ, ЧТО НЕ КАТИТСЯ». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить. | Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета. | Восп-ль гремит. Что это-шары! Рассматривание шара, его свойства. В машину кладут шары. То же выполняют с кубиком. Сравнивание шара с кубиком. По указанию восп-ля дети складывают в разные коробки шары и кубики и называют предметы. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 11 |
2 | ИГРАВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СПРЯЧЬ КУБИК, СПРЯЧЬ ШАРИК». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. | Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета. | Рассматривание свойства шара и кубика. Игра «Спрячь кубик, остался шарик» | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 12 |
3 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, катать, ставить, сооружать простейшие постройки. | Коробки разного цвета(2шт.), кирпичики и шарики одинаковой величины и цвета | Свойства шарика и кирпичик. Дети вместе с восп-ем строят из кирпичиков дорожку. Все вместе катают по дорожке. Затем складывают в красную и желтую коробку кирпичики. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 12 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СТРОИМ СТУЛЬЧИКИ ДЛЯ МАТРЕШЕК». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простейшие постройки.
| Матрешки, кубики и кирпичики одного цвета и величины, коробка для кубиков и кирпичиков. | В гости приходит матрешка, ей строят стульчик из кубика и кирпичика. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 13 |
НОЯБРЬ |
1 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО В МЕШОЧКЕ». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. | Чудесный мешочек, кубики, шарики, кирпичики одинакового цвета и величины, 3 коробки. | Восп-ль достает из мешочка шарик, кубик, кирпичик. Обсуждают свойства каждого. И кладут в коробочку. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 14 |
2 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СОБИРАЕМ ИГРУШКИ НА ПРОГУЛКУ». | Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. | Машина, большое и маленькое ведерки одного цвета, большие и маленькие формочки одного цвета. | Рассматривают ведерки разной величины. Складывают их друг на друга. Рассматривание формочек. Затем собирают большие формочки в большое ведро, маленькие в маленькое ведро. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 15 |
3 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ХОРОВОД МАТРЕШЕК» | Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий | Двухместные матрешки, 2 зеленых круга разной величины, коробка, лента. | В коробке спрятаны матрешки. Матрешку трясут, а там еще одна внутри. Достают маленькую и сравнивают величину. Затем большие матрешки ставим в хоровод на большую полянку, а маленькие на маленькую. Все вместе водят хоровод. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 15 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СТРОИМ БАШЕНКИ». | Развитие умения различать контрастные по величине кубики и обозначать их словами: большие кубики, маленькие кубики. Формирование умения сооружать простые постройки.
| Кукла, большие и маленькие кубики одинакового цвета, коробка | Пришла в гости кукла Маша, принесла коробку с кубиками. Рассматривание кубиков. Игра «Спрячь кубик». Стоят из кубиков башенки. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 16 |
ДЕКАБРЬ |
1 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ПРОКАТИМ ШАРИКИ ПО ДОРОЖКАМ». | Развитие умения различать контрастные по величине шарики и обозначать их словами: большие кубики, маленькие кубики. Совершенствование предметных действий | Корзинка, большие и маленькие кубики одинакового цвета, большая и маленькая полоски бумаги. | Восп-ль вносит корзину с шарами. Рассматривают их. Большая и маленькая дорожка, катают по дорожке. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 17 |
2 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРУШКИ ДЛЯ КУКОЛ» | Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. | Контрастные по величине кубики и шарики одинакового цвета, большая и маленькая куклы, 3 коробки, подносы. | В гостях куклы. Называют их имена, какого они размера. Вносит коробку с кубиками и шариками. Рассматривание, обсуждение содержимого в коробке. Дарят куклам кубики и шарики: большой кукле, большой кубик и большой шарик, маленькой кукле, маленький. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 18 |
3 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРА С МАТРЕШКАМ» | Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много-один. | Коробка, салфетка, одинаковые матрешки | Коробка с матрешками. Рассматривание, обсуждение, их количество. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 19 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СОБИРАЕМ ЛИСТОЧКИ В ВАЗУ». | Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много-один. | Ваза, одинаковые желтые листочки. | На ковре лежат листочки желтого цвета. Обсуждение. Собрать листочки и поставить в вазу. Обсуждение. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 19 |
ЯНВАРЬ |
1 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРАЕМ С ФЛАЖКАМИ». | Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много-много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. | Флажки красного и синего цветов, 2 коробки, 2 вазы. | Коробка с красными флажками. Обсуждение. Собираем в вазу. То же и с синими флажками. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 20 |
2 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРАЕМ СО СНЕЖНЫМИ КОМОЧКАМИ» | Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много-один, один-много. | Корзинка, 1 большой «снежный» комочек, маленькие комочки. | Рассматривание «Снежного комочка». И корзинка с маленькими комочками. Обсуждение. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 21 |
3 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРА С МЯЧАМИ» | Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много-много. | Большие и маленькие мячи одного цвета, 2 корзины. | На ковре 2 корзины с большими и маленькими мячами. Обсуждение. Игра с мячами. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 22 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ» | Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много-мало, мало-много. | Зеленый лист бумаги, 2 коробки, зайчмки, елочки, елка на подставке. | Коробка с зайчиками. Рассматривание, обсуждение. Елочки на полянке. Обсуждение. Хоровод вокруг новогодней елочки. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 22 |
ФЕВРАЛЬ |
1 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СОБИРАЕМ БАШЕНКУ И ПИРАМИДКУ». | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик и шарик. Развитие умения различать количество предметов: один-много. Развитие предметных действий. | Кубики и шарики одинакового цвета и величины, 2 машины. | Машина с кубиками и шарами. Объяснить понятие много. Объяснить понятие один. Построить башенку из кубиков. Сколько ставишь кубиков? Один! Сколько на башне кубиков? Много! | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 23 |
2 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ПОДАРИМ ИГРУШКИ ЗАЙЧИКУ И МИШКЕ» | Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик и шарик. Развитие умения различать количество предметов: много-много.
| Кубики и шарики одинакового цвета и величины, игрушечные заяц и медведь, 2 корзины, коробка с лентой. | В гостях Мишка и Зайка. Вносим коробку и говорим, что это подарок для них. Рассматривание содержимой в коробке- кубик, шарик. Во что можно поиграть с кубиком и шариком? Сколько шаров? То же и с кубиками. И дарят мишке и зайчику. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 24 |
3 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ИГРА С МЯЧАМИ» | Развитие умения формировать группы и различать их количество: много-много. Развитие предметных действий | Кегли и мячи одного цвета, 2 сетки для физкультурного оборудования, кегли. | Сетка с кеглями. Обсуждение. Определяют их количество. Играют с ними. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
4 | ИГРА «НАЙДИ ПАРУ». | Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много- один, один-много, много-много. | Большие и маленькие пирамидки, салфетка. | Пирамидки разной величины. Обсуждение. Сравнивание размеров, количества колечек на пирамиде. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
МАРТ |
1 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ЗАКАТИ ШАРИК В ДОМИК» | Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много-много. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине. | Большие кубики и маленькие шарики одинакового цвета, большой и маленький грузовик. | Грузовик с кубиками и шарами. Обсуждение. Определение их величины. Построить дом для шариков и загоняют их в домик. Определить величину грузовиков. В большой грузовик положить большой шар и кубик, в маленький маленькие.
| И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
2 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СТРОИМ ВОРОТА ДЛЯ ШАРИКОВ» | Формирование умения различать предметы по форме и количеству и называть их: кубик, шарик, кирпичик, много-много. Формирование умения сооружать простейшие постройки.
| Кубики и шарики одинакового цвета, 2 кирпичика того же цвета, корзинка. | Корзинка с шарами, кубиками и кирпичиками. Обсуждение. Определение количества, что это. Построить из кирпичика и кубика ворота. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
3 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «СОБИРАЕМ ИГРУШКИ ДЛЯ МАТРЕШКИ» | Формирование умения различать предметы по форме и количеству и называть их: кубик, шарик, кирпичик, много-много. Формирование умения сооружать простейшие постройки.
| Матрешка, близкие по величине шарики с отверстиями для пирамидки одинакового цвета, кубики, кирпичики, коробка, стержень на подставке для нанизывания шариков. | Коробка с матрешкой. Обсуждение, рассматривание, определение их количества, свойства. Постройка столика: кладем кирпичик на кубик. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «ПОСТРОИМ ДИВАНЧИК ДЛЯ КУКЛЫ» | Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки. | Коробка, 2 куклы, 3 кубика и 3 кирпичика красного цвета, 3 кубика и 3 кирпичика желтого цвета. | Стук в дверь. В гостях 2 куклы. Знакомство. Диванчики для кукол. Показывают коробку с кубиками и кирпичиками. Обсуждение. Постройка диванчика для кукол из красных кирпичиков и кубиков. То же и с желтыми кубиками и кирпичиками. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 25 |
АПРЕЛЬ |
1 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДАРКИ ДЛЯ ЕЖИКОВ» | Формирование умение различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий. | Большая и маленькая подушечки в форме ежей с нашитыми пуговицами, большие зеленые листочки и маленькие желтые листочки с петельками для пуговиц, корзинка. | Подушечки в форме ежей. Рассматривание, обсуждение, определение их величины. Корзинка с листочками. Рассматривание, определить их величину, цвет. Большому ежику большой лист, маленькому ежику маленький. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 30 |
2 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ | Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). | Игрушки (петух, курица, собака, кошка, мышка, корова), иллюстрации с изображением этих игрушек. | Перед началом занятия прячем игрушки(петух, курица, собака, кошка, мышка, корова). Найти игрушки и вспомнить как они кричат. Рассматривание картинок животных, обсуждение. И так пока не найдутся все животные. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 31 |
3 | ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ» | Развитие умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много-один, один-много, много-мало, много-много. Развитие умение двигаться за взрослым в определенном напрвлении. | «Полянка», изготовленная из картона, зайчики, елочки (1 большая и несколько маленьких), 2 корзины, одинаковые мячи, дорожка из плотного картона. | Путешествие на поезде. Первая остановка у зайца. Рассматривание, обсуждение, определение их количества, величины. Вторая остановка-игровая площадка. На площадке 2 корзины с мячами разной величины. Определить их количество. Катать по дорожке. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 32 |
4 | ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ ПЛЫВЕМ НА ЛОДКЕ» | Развития умения различать количество предметов (много-один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие умение двигаться за взрослым в определенном направлении. | Тазик с водой, бумажные или пластмассовые лодочки одного цвета и размера, поднос, салфетка. | Чтение стихотворения, изображение руками лодочку. Пускание лодочек в тазик с водой. Обсуждение, определение их количества. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 33 |
МАЙ |
1 | ИГРА «ВЫКЛАДЫВАЕМ, ПЕРЕКЛАДЫВАЕМ, СОБИРАЕМ». | Развитие умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много-один, один-много, много-много. Развитие предметных действий.
| Зайчик, коробочки (по 3 шт. для каждого ребенка), 4 матрешки, 4 кубика, 4 колечка. | На столах у детей и воспитателя по 3 коробочки с матрешками, колечками, кубиками. Рассматривание, обсуждение, определяют их количества. Каждую игрушку рассмотреть отдельно, определить их количество. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 34 |
2 | ИГРА «ДЕЛАЕМ КУЛИЧИКИ БОЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ» | Формирование умение различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький. | Большие и маленькие ведерки, совочки. | Игра на улице. Найти свои ведерки. В каждой ведерке другая поменьше. Делаем куличик мал. и бол. | И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений Стр. 35 |