РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  ПО ДАНОЙ ТЕМЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx37.97 КБ
Microsoft Office document icon sbornik.doc2.41 МБ

Предварительный просмотр:


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………

3

Введение………………………………………………………………………..

3

Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр………………………………..........................................

5

Методический паспорт проекта………………………………………………

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллектуального развития занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. [1] 

Одной из задач, которую ставит Федеральный образовательный стандарт, является: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физический качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. [2]

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных качеств, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Цель исследования: на основе изучения и систематизации материала создать сборник «Логико – математические игр для детей старшего дошкольного возраста».

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть понятие «интеллектуальное развитие».

3.Разработать комплекс заданий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; синтез; обобщение; сравнение.

Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.[3]

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.[4]

Интеллект (от латинского слова i ellecus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».[5]

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.[6]

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.[7]

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.[8]

Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления. [9]

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.[10]

В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений»

Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы… Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории…

В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей  дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.[11]

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.       [12]

Педагог З.А. Михайлова отмечает, что при решении таких игр дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.[13]

Каждая логико – математическая игра включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.[14]

 Многообразие игр занимательного материала дает основание для его систематизации. На наш взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

1.Развлечения.

2.Логические игры, задачи, упражнения.

3.Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьентамская игра», «Пентамино» -  интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Логические игры, задачи, упражнения:с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение  противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.[15]

Для успешного использования логико – математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

- создание предметно – развивающей среды;

- систематизация игр в планирование;

- уровень сенсорного развития дошкольников;

- индивидуально – дифференцированный подход;

- характер мотивации;

- руководство детской деятельности  в игре;

- использование проблемных ситуаций, постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.[16]

Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.[17]

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме, что положительно влияет на интеллектуальное развитие.

Методический паспорт проекта

Проект представляет собой  сборник материалов  по развитию интеллектуальных способностей «Логико – математические игр для детей старшего дошкольного возраста».

Представленная система логико – математических игр в образовательном процессе детского сада позволит:

- повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;

- сформировать личностные их качества;

- сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

-  обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.

В сборнике игры представлены для детей старшего дошкольного возраста. Целью игр являлось интеллектуальное развитие дошкольников, а также систематизация знаний детей по формирование элементарных математических знаний, то есть каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных представлений.

  Игры в сборнике разделены на три раздела: развлечения; логические игры, задачи, упражнения; развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому в сборнике представлены те игры, которые можно включить непосредственно в содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, как одно из средств реализации программых задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Логико – математические игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД.

Для сборника использовалась современные источники литературы

Объем сборника  40 страниц. Сборник иллюстрирован.

В данном сборнике собраны и систематизированы логико - математические игры для дошкольников 5- 7 лет, которые помогут  не только воспитателям дошкольных образовательных учреждений в развитие интеллектуальных способностей, также родителям, которые заботятся о развитие своего ребенка. Я в своей работе использую сборник и вижу дальнейшее развитие данной темы в виде электронного пособия.

Заключение

В ходе работы была изучена педагогическая и методическая литература. И было выявлено, что интеллектуальное развитие ребенка – это процесс и уровень познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей.

В ходе работы раскрыто:

- понятие «интеллектуальное развитие»,

- значение логико – математических игр в развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников,

- составлен сборник «Логико – математические игры для детей старшего дошкольного возраста», в котором собраны и систематизированы игры для дошкольников.

Все задачи, которые были поставлены, были решены.

В результате проделанной работы видно, что если игры будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей, если создать благоприятные условия для интеллектуального развития старших дошкольников, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.

Тесная связь в логико – математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовывать интеллектуальные способности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.

«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их  с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю А. Франсу, но с ним трудом не согласиться.

Список литературы

  1. Агамагомедова, Н.Н. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико – математических игр [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raguda.ru/vs/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detej.html
  2. Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.
  3. Гринченко, Л.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно – методическое пособие / Л. С. Гриченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.
  4. Крупнейший сборник онлайн – словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа:  onlinedies.ruhttp://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/intellekt.html
  5. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С. А. Кузнецов. -    СПб.: Норинт, 2006.  – 1536с.
  6. Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.
  7. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109с.
  8. Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.
  9. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. В 2 ч. Ч. 2: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2006. – 80с.
  10. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] /А.В. Петровский, М. Я. Ярошевский.  - М.: Энциклопедия, 1990. – 846 с.
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утвержден 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522
  12. Стародубова, Н.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / Н. В. Стародубова, Т. П. Завьялова. – М.: Аркти, 2008. – 72с.
  13. Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
  15. Шалаева Г. А. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду [Текст] / Г. А. Шалаева. М.: АСТ, Слово, 2009. – 56с.


[1]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/

[3]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[4]Крупнейший сборник онлайн – словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа:  onlinedies.ruhttp://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/intellekt.html

[5] Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] /А.В. Петровский, М. Я. Ярошевский.  - М.: Энциклопедия, 1990. – 846 с.

[6]Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С. А. Кузнецов. -    СПб.: Норинт, 2006.  – 1536с.

[7] Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109с.

[8] Гринченко, Л.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно – методическое пособие / Л. С. Гриченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.

[9]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[10]Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.

[11] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/

[12] Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.

[13]Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.

[14] Агамагомедова, Н.Н. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико – математических игр [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raguda.ru/vs/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detej.html

[15]Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.

[16] Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.

[17] Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...

Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр...

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в ...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР

Актуальность: необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста для предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольно...