Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии
проект (старшая группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.

   Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуальности в детях.  Так, как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей детей  старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Пояснительная записка

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.

   Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуальности в детях.  Так, как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводится моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет  детям  воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. 
Учитываю особенность периода от 5-7 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основными задачами :
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Таким образом, основой организации работы с детьми является следующая 
система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

  • Содержание классическое:
  • Доматематические виды деятельности:
    -    сравнение;
    -    уравнение;
    -    комплектование
    Математические виды деятельности:
    -    счет;
    -    измерение;
    -    вычисление;
    Плюс элементы логики и математики.
  • Методы и приемы:
    -    практические (игровые);
    -    экспериментирование;
    -    моделирование;
    -    воссоздание;
    -    преобразование;
    -    конструирование;
  • Дидактические средства:
  • Наглядный материал ( игры, дидактические книги, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
  • Форма организации детской деятельности:
  • -    индивидуально-творческая деятельность;
    -    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
    -    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
    -    игровой тренинг;
  • Все это опирается на развивающую среду, которая строится следующим образом:
    1.  Математические развлечения:
    -    игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);
    -    игры-головоломки;
    -    задачи-шутки;
    -    ребусы;
    2.   Дидактические игры:
    -    сенсорные;
    -    моделирующего характера;
    3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
  • Проводится работа  с детьми с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, при этом должен получить одобрение. В данном случае не дается ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создаются  условия для разворачивания его собственных размышлений.
  • Для этого:
  • широко используются  иллюстрации  к книгам,  телепередачи познавательного направления и т.п.;
  • как можно больше рассказывается  детям о жизни в разных местах и в разные времена;
  • внимательно   и   заинтересовано   выслушиваются   рассуждения детей, никогда их не критикуя;
  • ставятся развивающие вопросы;

Общие методические подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1.       Рассказывание   воспитателем   сказки    с   продолжением   о числовом королевстве и его новом представителе.
2.       Выявление, где встречается число в предметном  мире, в природе.      
3.       Рисование на тему числа.
4.       Лепка соответствующей цифры.
5.       Знакомство   с   соответствующим   классом   геометрических фигур, рисование, лепка их, конструирование объемных тел.
6.       Ритмические, двигательные упражнения.
7.       Преподнесение  детям  символических  подарков,  сделанных воспитателем.

При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Ведь когда количественные изменения рассматривались традиционной методикой в отрыве от изменений качественных, - сам материал становился не интересен для детей.

Упор в методике работы с детьми дошкольного возраста на образном начале, чтобы мышление у детей было по-настоящему продуктивным. Для этого необходимо развивать у детей такие качества, как подвижность и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового. При этом не забывать о таком важном факторе, как умение образовывать ассоциации. 
Особое внимание уделять формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум. 
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяться развитию речи. В ходе игры не только задаются  заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривая с детьми по теме и сюжету игры, содействовать вхождению ребенка в игровую ситуацию. Использую потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. При этом наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. При обучении важна математическая сущность тех представлений, которые  формируются у детей.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика вводится в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются  задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Социологические исследования дошкольной сферы показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20 % ребят. Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям по развитию интеллекта, используются  социо-игровая  технология.

Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие в взаимоотношениях с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я». Универсальные ценности самого ребёнка помогают открыть ценности других через способы социо-игровой технологии:

  • образовывать малые группы; пары, тройки, четвёрки;
  • договариваться и выполнять работу в малой группе;
  • соблюдать правила социо-игр;
  • гостевой обмен опытом.

При проведении игровых заданий и упражнений необходимо  придерживаться следующих  9 правил социо-игровых подходов к педагогике:

  • позиция воспитателя. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
  • снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
  • свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
  • смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
  • ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
  • преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно;
  • движение или активность;
  • жизнь детей в малых группах;
  • принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия: не использую оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным; создается ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества.  Детей ставят  в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи, воспитателя добиваются положительных результатов. Создают   атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности; осуществляется  гостевой обмен между группами с равными возможностями; развивается  в детях уверенность в себе и своих товарищах; проявляется искреннюю заинтересованность с стороны взрослого в достижениях детей; детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.; проявляется  желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты; снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.

Итак, через математическую деятельность с применением социо-игровой технологии у детей старшей группы формируются интеллектуальные способности.  Умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развита речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Дети имеют возможность успешно учиться в любой школе, по любой программе.

Перспективный план  на 2018-2019год

месяц

Задачи обучения

Логические игры, задачи, упражнения

Сентябрь

-упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;

-совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

д/у «Сосчитай-ка»

Задания из альбома «Давайте вместе поиграем»  

д/и «Сложи узор

 д/и «Математические корзинки» .

Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки

Октябрь

-развивать  умение оперировать алгоритмами;

- развивать способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвлённый алгоритм – ( «выращивание дерева» ) ; творческого мышления, воображения.

- закрепить знания о геометрических фигурах

- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»

д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)

Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

д/у «Узнай код»

д/и «Выращивание дерева»

д/и «Чудо-крестики»,

д/и «Квадрат»

д/и «Сложи узор» (кубики )

Ноябрь

-  развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

-знакомить  детей, как  решать кроссворды;

-закреплять знания о цифрах.

-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

- ориентировка во времени

-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку.

д/и «Конфетная фабрика»,

 Задания из альбома «Давайте вместе поиграем

д/и «Сложи узор»

д/и «Пифагор»

д/и «Колумбово яйцо»

д/у  «Какое время показывают часы»

 Лабиринты

Декабрь

Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

- развивать умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».

-  развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим  математическим действиям

- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

д/з«Поиски клада».

д/и«Путешествие на поезде»

д/и «Как разговаривают числа»

«Пазлы» (мелкие)

д/з «Впиши такую цифру» д/у «Реши задачу»

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии»

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Задачи-шутки

Январь

-закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер;

-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;

-развивать внимание, логическое мышление.

- учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.

-  воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»

д/и «Наведи порядок»

д/у «Помоги Вини Пуху»

д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)

д/и «Волшебный круг»

д/и «Сложи узор»

Февраль

-закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

д/и «Вьетнамская игра».

д/и «Листик».

Пазлы (мелкие)

д/у «Поработай рукой».

д/и «Перепутанные линии»

Март

-закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

д/и «Сложи узор».

д/и «Листик».

д/у «Помоги Незнайке решить задачи».

Апрель

- развитие памяти, логического мышления, творческого воображения

- освоение приемов арифметических действий в пределах 10

-закрепить умение ориентироваться в пространстве;

-развить графические навыки.

- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

 «Спасатели идут на помощь» .

 д/и «Найди все дороги».

д/и «Сложи узор».

д/и «Пифагор».

 «Графические диктанты».

Задачи-шутки.

Май

-  развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

д/и «Посади цветы на клумбе»

д/и «Сложи узор»

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Базисная программа развития ребёнка - дошкольника «Истоки» - М., Просвещение, 2003.
  2. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999.
  3. Г.Г. Кравцов. Психологические проблемы начального образования. - Красноярск, 1994.
  4. О.Н. Бакаева. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – Елец, 2000.
  • Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
  • Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Ювента, 2006.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников. М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Жукова О.С.  Развиваем мышление. / О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008 (Клуб веселых дошколят).
  • Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
  • Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  • Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2006.
  • Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2006.
  • Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Книголюб, 2007.
  • Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. – Ярословль: Академия развития, 2007.
  • Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Развитие интеллектуальных способностей дете...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

          Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей.        Для успешного развития...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...