Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Создать творческую атмосферу;
Познакомить и обучить внедрению логико–математических игр в образовательную деятельность.
Материалы: мультимедийное оборудование, наборы
Ход мероприятия:
Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его можно условно разделить на 3 группы:
- Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
- Логические игры, задачи, упражнения: шашки, шахматы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин).
- Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи».
Остановимся на некоторых из них.
Воспитатель:
Сегодня я вам покажу некоторые методы работы с логическими блоками Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.
В комплекте с блоками Дьенеша используются 22 знака-символа, иллюстрирующие следующие свойства блоков:
4 символа формы, (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),
2 символа размера (большой, маленький),
3 символа цвета (красные, синие и желтые),
2 символа толщины (толстый и тонкий).
А также 11 знаков – символов с отрицанием этих свойств (не круглый, не красный и т.д.)
Использование знаков символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, их замещению, освоению операции о свойствах блоков.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Использование знаков – символов и цифр.
Примеры упражнений на освоение знаков – символов.
1. «Кондитерская фабрика»
Цель:
Развить умение группировать блоки по двум – трём свойствам (форме, размеру, цвету).
Ход:
На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты.
В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие.
А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные.
Обосновать, свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.
2. «Шерлок Холмс ищет преступника».
Цель:
Освоение способа декодирования.
Ход:
Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.
- Квадратный, большой, красный, толстый.
- Треугольник, маленький, синий, толстый.
- Треугольный, большой, желтый, толстый.
- Квадратный, большой, желтый, тонкий.
Задания повышенной сложности.
3. «Логическое решето».
Цель:
Развить умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде.
Участвуют две команды по 5 человек.
Первая команда прячет любой блок, даёт подсказку – символ формы, например треугольник.
Вторая команда должна угадать, какой именно блок спрятан. Команда быстро раскладывает все треугольные блоки и получает право высказать только одну догадку.
Этот блок – треугольный, большой, красный, толстый.
Если команда не угадала. Ещё одна подсказка – цвет.
Далее команды меняются местами.
Модель описания свойств блоков.
Модель описания свойств блоков «подсказывает» ребёнку последовательность описания: вначале надо рассказать, какой формы блок, какого размера, цвета, толщины. В дальнейшем дети будут рассказывать о свойствах без опоры на модель.
«Расскажи о своём блоке» (паспорт блока)
Цель:
Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.
Ход:
Каждый берёт из детей в руки блок и описывает его свойства, используя знаки – символы, в соответствии с моделью.
Например, квадратный, большой, красный, толстый.
При описании свойств можно использовать знаки – символы с отрицанием.
Формирование представлений о форме, величине, цвете.
1. «Дружные блоки»
Цель:
Научить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары предметов (блоков).
Ход:
В каждой квартире этого дома поселились дружные блоки, в чем-то похожие друг на друга. Педагог показывает или называет квартиру, а ребенок рассказывает, чем похожи блоки и чем отличаются. Например, на третьем этаже во всех «квартирах» блоки похожи по форме. Но отличаются размером и цветом.
2. «Найди две ошибки»
3. «Найди три ошибки»
Цель:
Закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.
В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?
На стр.7 это квадрат жёлтый и круг синий.
На стр.8 это квадрат жёлтый, круг синий и треугольник жёлтый.
Освоение детьми средств и способов познания.
1. «Волшебная дверь или что изменилось»
Цель:
Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.
Есть в стране Блоков маленький город Дьенеш, а все жители его – фигуры – блоки. На главной его площади – старый Замок, и осталась в нём только одна дверь.
Но все жители – блоки знают, что дверь эта волшебная: пройдёшь сквозь неё, и свойства твои изменятся. Может измениться только одно свойство, но может и сразу несколько.
Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через дверь.
Например, квадратный блок изменил цвет (№1), а прямоугольник - форму и цвет (№5).
Игра «Я работаю волшебником»
Один ребёнок – волшебник, кладёт два блока; один блок перед дверью, а другой – за дверью. Второй ребёнок отгадывает, изменения каких именно свойств произошли, и показывает эти свойства на «волшебной» двери (стр 9).
Игра «Олимпийские игры или кто лишний»
Цель:
Научить детей группировать объекты по определённым признакам, находить ошибки при группировке.
Ход:
Однажды на Олимпийских играх в честь юбилея Льва животные разделились на команды и члены каждой команды получили особые отличительные знаки. Так в команде больших зверей все стали носить на шеях круглые медальоны, команда маленьких животных – медальоны получила треугольные.
В команде рыбок все игроки должны иметь треугольные, большие, красные хвосты; а все бабочки – большие и на крылышках у каждой по 6 чёрных точек.
Педагог предлагает детям найти на картинках кто лишний и объяснить почему. Подобрать «командные» знаки – символы к каждому рисунку.
Вывод:
Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Перспективность работы с логико-математическими играми – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_dyonysha.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра! Выдержки с одного из родительских форумов: «У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют - это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по всей квартире раскидают?»... Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьенеш (1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Что такое логические блоки? И зачем они нужны? Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную). Усложнённый вариант карточек
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать речь. Успешно овладеть основами математики и информатики.
Использование знаков – символов и цифр. Примеры упражнений на освоение знаков – символов. «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА» Цель: Развить умение группировать блоки по двум – трём свойствам (форме, размеру, цвету). Ход: На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие. А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные. Обосновать, свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.
На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие.
На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные.
«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков.
«ШЕРЛОК ХОЛМС ИЩЕТ ПРЕСТУПНИКА» Цель: Освоение способа декодирования. Ход: Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок. Квадратный, большой, красный, толстый.
- Треугольник, маленький, синий, толстый. - Треугольный, большой, желтый, толстый.
« ЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕТО» Цель: Развить умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде. Участвуют две команды по 5 человек. Первая команда прячет любой блок, даёт подсказку – символ формы, например треугольник. Вторая команда должна угадать, какой именно блок спрятан. Команда быстро раскладывает все треугольные блоки и получает право высказать только одну догадку. Этот блок – треугольный, большой, красный, толстый. Если команда не угадала. Ещё одна подсказка – цвет. Далее команды меняются местами.
Модель описания свойств блоков. Модель описания свойств блоков «подсказывает» ребёнку последовательность описания: вначале надо рассказать, какой формы блок, какого размера, цвета, толщины. В дальнейшем дети будут рассказывать о свойствах без опоры на модель.
«Расскажи о своём блоке» (паспорт блока) Цель: Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. Ход: Каждый берёт из детей в руки блок и описывает его свойства, используя знаки – символы, в соответствии с моделью. Например, квадратный, большой, красный, толстый. При описании свойств можно использовать знаки – символы с отрицанием.
Формирование представлений о форме, величине, цвете. «ДРУЖНЫЕ БЛОКИ» Цель: Научить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары предметов (блоков). Ход: В каждой квартире этого дома поселились дружные блоки, в чем-то похожие друг на друга. Педагог показывает или называет квартиру, а ребенок рассказывает, чем похожи блоки и чем отличаются. Например, на третьем этаже во всех «квартирах» блоки похожи по форме. Но отличаются размером и цветом.
«НАЙДИ ТРИ ОШИБКИ» Цель: Закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры? Стр 8
Освоение детьми средств и способов познания. «ВОЛШЕБНАЯ ДВЕРЬ ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Цель: Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации. Есть в стране Блоков маленький город Дьенеш , а все жители его – фигуры – блоки. На главной его площади – старый Замок, и осталась в нём только одна дверь. Но все жители – блоки знают, что дверь эта волшебная: пройдёшь сквозь неё, и свойства твои изменятся. Может измениться только одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через дверь. Например, квадратный блок изменил цвет (№1), а прямоугольник - форму и цвет (№5). ИГРА «Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ » Один ребёнок – волшебник, кладёт два блока; один блок перед дверью, а другой – за дверью. Второй ребёнок отгадывает, изменения каких именно свойств произошли, и показывает эти свойства на «волшебной» двери.
ИГРА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ИЛИ КТО ЛИШНИЙ» Цель: Научить детей группировать объекты по определённым признакам, находить ошибки при группировке. Ход: Однажды на Олимпийских играх в честь юбилея Льва животные разделились на команды и члены каждой команды получили особые отличительные знаки. Так в команде больших зверей все стали носить на шеях круглые медальоны, команда маленьких животных – медальоны получила треугольные. В команде рыбок все игроки должны иметь треугольные, большие, красные хвосты; а все бабочки – большие и на крылышках у каждой по 6 чёрных точек. Педагог предлагает детям найти на картинках кто лишний и объяснить почему. Подобрать «командные» знаки – символы к каждому рисунку.
ВЫВОД: Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Перспективность работы с логико-математическими играми – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПО ДАНОЙ ТЕМЕ...
Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
Мастер - класс "Электронный конструктор "Знаток" как средство развития технических способностей детей старшего дошкольного возраста"
Электронный конструктор "Знаток"...
Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
Актуальность: необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста для предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольно...