Открытое занятие по математике
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе
«Ориентировка в пространстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_matematike.docx | 21.33 КБ |
analiz_zanyatiya_po_matematike.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе
«Ориентировка в пространстве»
Анализ занятия.
Тема: «Ориентировка в пространстве»
Место проведения: МБДОУ ДС «Золотая рыбка».
Дата: 05.02.2014г.
Воспитатель: Ходакова Елена Васильевна.
Образовательная область: ФЭМК
Интеграция обр. областей: Здоровье, коммуникация, художественное творчество.
Цель: учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняя детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.
Задачи:
Обучающие – формировать пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа, посередине; закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах и умение распознавать их; закреплять счет в пределах 4; умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов.
Развивающие – закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражая их в речи; развивать внимательность; навыки работы с песком; мелкую моторику пальцев; развивать ориентировку в пространстве.
Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к математическим занятиям.
Словарная работа: активизировать словарь детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве: в, над, на, перед, за, под; вправо, влево, посередине, выше, ниже, вверх, вниз.
Демонстрационный материал: показ фильма «Океанариум»; магнитная доска.
Раздаточный (счетный) материал: рыбки, ракушки, морские камушки, бусинки.
Предварительная работа: просмотр фильма «Океанариум»; чтение сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».
Ход занятия
В.: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, где-то шумит вода? Наверное, Инна Алексеевна забыла закрыть кран (идут, проверяют). Нет? Может быть, кто-то из вас не закрыл воду, когда умывался?
Включается проектор. Диск «Океанариум» (без звука)
В.: В некотором царстве, в некотором государстве… Ребята, обратите внимание в какое царство мы попали? Кто это? (Ответы детей) А где живут рыбы? (Ответы детей) Правильно, рыбы живут в море, в океане, в озере, в реке. Рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать, также, как мы с вами не можем без воздуха. Какая вам нравится рыбка? Выберите свой цвет, величину и форму. Я предлагаю вам путешествие по водным просторам для исследования удивительного подводного мира. Но для этого мы должны превратится в морского жителя. Кем мы будем сегодня с вами, вы узнаете, отгадав загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть не говорю.
Ответы детей.
Вы правильно отгадали загадку, а в рыбок не превратились. Я знаю, как нам помочь. Нам нужно позвать волшебную рыбку, которая исполнит наши желания. А какую мы позовем рыбку, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
К нам из сказки приплыла
Там царицею была
Рыбка эта не простая
Рыбка это………
Дети: золотая.
Воспитатель: правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали о ней сказку?
Д.: да.
В.: а где жила золотая рыбка в сказке?
Д.: в море-океане.
В.: как вы думаете, а для чего рыбке нужны хвост и плавники?
Д.: чтобы плавать. Послушайте как похожи эти слова: «плавать», «плавники».
В.: конечно же! Рыбка движется в воде , сокращая и раслабляя мышцы (движение плечами). А хвост служит рулем, помогая поворачивать и менять направление движения (делаем ладошками движения).
Золотая рыбка: Ну раз вы правильно отгадали про меня загадку и ответили на вопросы, тогда поплыли).
В.: вы поплавали , мои маленькие рыбки. А что еще вы умеете делать? Умеете смотреть широко открытыми глазами? (дети показывают)
Умеете открывать ротик? (дети показывают)
Умеете дышать? (упражнение на развитие правильного вдоха и выдоха; силы голоса «Волшебная бутылочка).
- Посмотрите, мы приплыли к берегу (на столах емкости для песочной терапии) и опять превратились в ребят. Как вы думаете почему? ( ответы детей) Давайте попрощаемся с золотой рыбкой и поблагодарим ее.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка
В.: Милые мои песок это дар природы. Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?..
Д.: (сухой, шершавый, ласковый, мягкий, желтый).
В.: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!». Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. Я знаю, как нам помочь. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?...А я слышу как песочек развеселил ваше сердечко. Ребята, а где же оно находится. Приложите ручку, слышите стучит. Сердечко находится с левой стороны. Значит это левая сторона и левая рука. А друга сторона и рука правая.
Молодцы, ребята, вот мы и развеселили песок и он с вами хочет поиграть.
Рыбы весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке. (движения по тексту)
В.: Весело мы с вами поиграли, но посмотрите, в нашей песочнице уже есть радость, но нет жизни. Я хочу попросить вас вернуть красоту подводного мира. Ребята, я знаю, что вы любите рисовать. Я вам предлагаю это сделать необычным способом: на песке пальчиками. Нарисуйте мне, пожалуйста, подводный мир, который вы увидели, проплывая рыбками. Сначала возьмите линеечку, приложите ее к левому краю песочницы и проведите ей от начала до конца. Затем возьмите рыбку и положите ее в центр нашей песочницы.
В море – чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
Давайте нарисуем для нее волнистые волны на песке, только рисовать будем под мою диктовку. Вспомнили где у нас сердечко, и левая рука. Значит это левая сторона. Поставили пальчик и рисуем волну слева на право. Еще одну ниже. А теперь двумя пальчиками еще ниже только левой рукой справа на лево. Молодцы. Замечательно!
В.: Художники мои, а что еще вы видели на морском дне? Чем вы там питались?
Д: водоросли.
В.: нужно нарисовать водоросли, чтобы подводная страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была во время вашего путешествия. Поставили любой пальчик в низу песочницы перед рыбкой. Ведем волнистую линию снизу вверх. Теперь сзади рыбки рисуем такую же волнистую линию. Умницы.
А когда вы проплывали с золотой рыбкой, что вы видели на морском дне? Обратите внимание на подсказку у вас на тарелочках. Лежали ракушки? (отвечают и выкладывают). Посчитайте сколько ракушек? Вы видели морские камушки? (отвечают и выкладывают). Посчитайте сколько камушков? Молодцы. А рыбка ваша дышит? Давайте нарисуем. Поставили пальчик около ротика рыбки и отпечатываем его. Один. Еще выше. Два. Еще выше. Три. Замечательно. Мы справились с заданием - создали подводный мир. Спасибо, мои маленькие художники!
А еще на дне морском спрятаны сокровища. Я хочу с вами поиграть. Закройте глаза и не подглядывайте (прячу бусинки). Ребенок находит бусинку и отвечает, с какой стороны песочницы он ее нашел, и какого она цвета.
«После всех наших приключений мы добрались до сокровищ. Но запомните, ребята, что самые главные сокровища, которые мы нашли в этом путешествии – это ЗНАНИЯ И ДРУЖБА!»
А теперь мои художник протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик, сложили ладошки рыбкой, и поплыли мыть мыть ручки.
Предварительный просмотр:
Анализ занятия.
Тема: «Ориентировка в пространстве»
Место проведения: МБДОУ ДС «Золотая рыбка».
Дата: 05.02.2014г.
Воспитатель: Ходакова Елена Васильевна.
Образовательная область: ФЭМК
Интеграция обр. областей: Здоровье, коммуникация, художественное творчество.
Цель: учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняя детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.
Задачи:
Обучающие – формировать пространственные представления: вверху, внизу, слева, справа, посередине; закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах и умение распознавать их; закреплять счет в пределах 4; умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов.
Развивающие – закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражая их в речи; развивать внимательность; навыки работы с песком; мелкую моторику пальцев; развивать ориентировку в пространстве.
Воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к математическим занятиям.
Словарная работа: активизировать словарь детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве: в, над, на, перед, за, под; вправо, влево, посередине, выше, ниже, вверх, вниз.
Демонстрационный материал: показ фильма «Океанариум»; магнитная доска.
Раздаточный (счетный) материал: рыбки, ракушки, морские камушки, бусинки.
Предварительная работа: просмотр фильма «Океанариум»; чтение сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен мною самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Материал для НОД был подобран в доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных мною целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята учились различать и называть пространственные отношения: справа – слева, посередине, внизу – вверху, ориентируясь в пространстве путём применения игровой формы обучения, упражняться в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны, отвечать на поставленные вопросы. Учились аккуратно работать с песком.
Все элементы деятельности детей логически между собой объединены общей темой. Данная структура НОД вполне оправдана. Так как каждая часть ее направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: обучать, дополнять, расширять и применять в сходной ситуации, полученные ранее знания детей.
В ходе НОД я применяла следующие методы работы:
- Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
- Наглядно-демонстрационный (показ видеофильма);
- Практический (нетрадиционное рисование);
- Игровой (путешествие по водным просторам);
- Контроль процесса усвоения полученной информациивоспитанниками;
- Проблемно-поисковый метод (самостоятельная деятельность детей во время описания - рисования подводного мира, основываясь на фантазии);
В процессе НОД применялись следующие технологии:
- игровая (скрытая учебная) деятельность;
- обучение в диалоге со взрослым;
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
НОД проведена в условиях коррекционной группы, со средней подгруппой. Дети проявляли знания на своём возрастном уровне. Всё это строилось с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований:
- Соответствие длительности НОД возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа).
- Мой стиль общения с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский).
- Чередование видов деятельности в ходе занятия (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность воспитателя корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей).
Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. НОД была направлена на решение проблемно — игровой ситуации. Организационный момент (поиск источника звука воды) был направлен на установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Основная часть НОД направлена на самостоятельную умственную и практическую работу, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на изучение нового материала и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка. Фильм «Океанариум» введен как закрепляющий элемент геометрических фигур и умение распознавать их. При обсуждении формы, цвета и величины рыб Владик Х. переключился на игровую деятельность в зоне творчества. Эта часть НОД, на мой взгляд, тоже была направлена на решение проблемно — игровой ситуации и должна была увлечь детей свое новизной. Так как НОД проводилась в смешанном составе детей из разных групп, причин такого поведения ребенка много. Он был менее активен из-за индивидуальных особенностей мне неизвестных. Возможно, у него западает пройденный материал и его следует закрепить. Ребенок растерялся от поставленных мною вопросов и решил ретироваться. А может, его захватил интерьер группы с дидактическими пособиями, его пересилило желание поиграть в незнакомую или любимую ему игру. Но когда на смену наглядно-демонстрационного материала пришла театрализованная деятельность(золотая рыбка), Влад вернулся в процесс. Произошло переключение внимания, так как я старалась на каждый момент НОД подобрать наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к игровой и мыслительной деятельности. Все пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности.
Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления были проведены: упражнение на развитие правильного вдоха и выдоха; силы голоса «Волшебная бутылочка», физминутка, пальчиковая игра. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально — дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребёнка.
Для решения поставленных перед детьми задач я использовала дидактические пособия, на развитие математического мышления, памяти, внимания. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я побуждала детей к самостоятельной деятельности. Все дети отвечали на поставленные мною вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции.
В заключительной части НОД подвела итог деятельности, используя игровой прием. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. У детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах. По факту проведения НОД я могу сказать, что поставленная мною цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
Открытое занятие по математике Путешествие в город математики
Продолжать закрепление детей в счёте ( обратный и прямой) ; закреплять умение детей: расставлять числа в порядке убывания и возростания ; называть соседей числа; решать приеры...
Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Волшебная математика»
Программное содержание: Закрепить понятие цифровой ряд; Закрепить понятия четные и нечетные числа; В игровой форме повторить дни недели; Найти лишнее слово в рядах слов; Решить задачи на сложение и вы...
Самоанализ занятия "Переполох в стране математики" итоговое открытое занятие по математике в подготовительной группе
Самоанализ итогового открытого занятия "Переполох в стане математики"...