Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего возраста
проект по математике (старшая группа) на тему
Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств,поддержание у детей сообразительности,пытливости,самостоятельности.Развитие любознательности,умения сравнивать,анализировать,обобщать,умение делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematike_2015.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Автор:Макарова Людмила Викторовна,воспитатель ГБДОУ №51
Московского района Спб
Ф.И.О., должность, №ГДОУ
Тема: «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего дошкольного возраста».
исследовательско-творческий, долгосрочный
название, тип, вид
Цель проекта: Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств, поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности, Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы. Структура проведения игр-экспериментов: постановка познавательной задачи, поиск путей решения проблемы, проведение наблюдения(обсуждение увиденных результатов, формулировка выводов).
Задачи проекта: . Занятия по формированию элементарных математических представлений в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С Комаровой, М. А Васильевой.
2. Связь с другими видами деятельности:
• Игровая
• Продуктивная
• Познавательно — исследовательская (опыты)
• Социально-коммуникативное (беседы)
• Речевое развитие
• Конструктивно-модельная деятельность
3. Организация кружка «В гостях у дедушки Зная».
Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманнизация образования.
Социализация:
Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,
формировать доброжелательного отношения друг к другу
Участники проекта: Группа детей, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: учебный год
Результат Развитие интереса к познанию («Хочу все знать! »)
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
План-схема
реализации проекта
«Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей среднего дошкольного возраста».
исследовательско- творческий, долгосрочный
название, тип, вид проекта
Таблица 1.
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Примечания |
I этап СЕНТЯБРЬ СЕНТЯБРЬ | 1.Подбор методической и художественной литературы 2.Информация для родителей « Участвуем в проекте «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей» 3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. 4.Приобретение необходимого оборудования. 5.Изготовление карточек,пособий,моделей . 6.Определение тематики бесед. 7.Тематическое планирование. 8.Разработка сценария игры-викторины. Создаём игровую мотивацию: мы все любим проводить эксперименты .А как проводить опыты? Хотите попробовать себя в качестве экспериментатора? Знаете, как это сделать? Входим в проблемную ситуацию. Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта – итоговая игра-викторина, Формулируем задачи, позволяющие достичь желаемой цели. Планируем деятельность и возможные мероприятия. Выбираем участников проекта, и тех, к кому обратиться за помощью. Подбираем средства реализации проекта. Определяемся, чему научиться для достижения цели. Приступаем к непосредственным действиям и приобретаем необходимые навыки: «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку, наблюдательность.
| Буклеты «Знай и умей». Подборка лексических заданий для детей по всем видам деятельности, С включенными заданиями поФЭМП. Опрос родителей. Исспользуя страницу в соц.сети. Наборы глины(юный скульптор)для каждого ребенка,стеки,камни(калька) Знакомство с цифрами 1-2. Раздаточный материал,палочки,картинки.Математические тетради. | Воспитатели группы,родители, дети средней группы принимали активное участие в изготовлении пособий для дидактических игр,альбомов.Подбор видео материалов для ИТК,фото для альбомов,диафильмы для фильмоскопа и приобретение тетрадей «Логическое мышление»(распечатка материалов для каждого ребенка)-раздотачный материал.Приобрели рабочий инструмент для проведения опытов(пипетки,пипетки,стекла,минзурки) Лупа и микроскоп были приобретены родителями. Были определнены темы и названия итоговой игры-викторины.Решено пригласить детей соседней средней группы и их родителей.Выбраны участники команд,их логотипы и варианты наград(медали,грамоты,сладкие подарки). |
II этап ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ» -дидактическая игра Знакомство с цифрами 3-4. Дидактическая игра «Шнуровочки». Отработка мелкой маторики, «ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ»
«РАБОТА ПО СХЕМАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)
| Интеграция образовательных областей Настольно-печатная игра «Составь цепочку» Бумага, карандаши, фломастеры, деревянные палочки, ножницы, клей, картонная коробка, самоклеющиеся обои, фильмоскоп, ноутбук, Лупа,снежные комочки,темный материал-фон для исследования. Акварельные краски,альбомы,кисточки. Наборы цветных шаров, Длинные плоские полочки(ширина10 см), Подставки разной высоты,математические тетради. Наборы цветной бумаги,клей-карандаш,разноцветные наклейки(по желанию) Набор цветных воздушных шаров,весы электронные,тради математические.Шило,ножниц. Ноутбук-слайды с фото воздушных шаров,дерижаблей.Видео ролики о подъеме и полете воздушных шаров(пассажиры,потоки воздуха..) Наборы цветной бумаги,клей-карандаш,разноцветные наклейки(по желанию) Лупа,набор мелких предметов для игры в «Бирюльки».Наборы рисунков (мелкими и крупными),тетради в клеточку. Песочные часы,секундомер Ноутбук с видеороликами о свойствах песка. «Путешествие в историю"-видео о картинах из песка». Измерительная линейка,портновский сантиметр.Предметы различной высоты,ширины,длинны для сравнения. Ноутбук.Видео о мерах длина в древности,слайды о инструментах измерения в прошлом. Дидактическая игра «Красная Шапочка». Емкость с песком (сухим),чашки,пипетки И стаканчики с водой. Формочки для песка. Математическая тетрадь. Творческая мастерская «Волшебный замок из песка». Наборы для каждого ребенка(камни,яйцо,бумажный кораблик,пенопласт. Шарик,палочка деревянная). Емкости для воды. Ноутбук-видео о воде.(Корабли,а,катамаран,плот). Набор для поделок(палочка от мороженного,пробка от бутылок,клей ПВА). Пирамидки разной величины и толщины.Сравнение и составление от большего км меньшему и наоборот. | Составление описательных рассказов о узорах снежинок.Обсуждение и рисование «Снежные узоры».Выставка детских работ «Зимний вернисаж». Составление сказки «Полет мышонка Пика на воздушном шаре». Разработка сценария сказки с последующей постановкой спектакля(театрализованная игра) Коллективная аппликация «Воздушные шары в небе». Схемы для прорисовки в тетрадях,узоры для раскрашивания. Загадки и поговрки,ЗКР (З-С). Пальчиковая гимнастика. Диски CD,наборы с цветным песком(кинетический песок),клей ПВА. «Часики из песка»-аппликация.(подвеска). Дети работали в командах, Результаты измерений обсуждались и оценивалось умение работать в команде, Чьи результаты точнее. Составление описательного рассказа «Волшебный песочек». Пальчиковая гимнастика. Загадки,ЗКР(П). Выставка работ.Обсуждение результатов творческой деятельности. Составление сказки «Путешествие мышонка Пика на кораблике». Конструирование «Кораблик».Обыгрывание поделок(вода). Формирование понятий: Устойчивый и неустойчивый. Игровые упражнения. |
III этап МАЙ | «РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «Познавательная игра- соревнование». Итоги работы по экспериментированию. | Были приглашены дети и родители соседней средней группы.Организованы разные Занимательные задания,ребусы,физические упражнения.Придуманы(совместно с родителями)планы действий,формы наград и поощрений. |
Практические материалы:
«Лото»
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Игра " У кого хвост длиннее? "
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
«Четвертый лишний»
Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи:
• Развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
• Развитие зрительного восприятия.
• Развитие монологической и диалогической речи.
• Воспитание внимательности, умения точно следовать инструкции, целеустремлённость.
«Счетные палочки»
Цель игры: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
-создание игровой обстановки, закрепление знания цветов, счёт.
- развитие сенсорных способностей;
- развитие конструктивных навыков, координации движений;
- развитие творческого воображения, фантазии;
-формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитание усидчивости, самостоятельности в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.
«Шнуровка»
Цель игры: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.
Задачи:
-повышает уровень развития ребёнка;
-усиливает желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
-закрепляет знания о цветовой гамме.
-развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
-развивает моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
-воспитывает усидчивость, самостоятельность.
-воспитывает в процессе общения инициативность, сотрудничество.
«Математический »
Цель игры: составлять целое из частей.
Задачи игры:
-закрепление счета от 1 до 10;
-подготовка детей к изучению сложения и вычитания;
-акцентирование внимания на месте числа в ряду других чисел;
-способствует развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля .
-способствует воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.
Тема: «Правильно пойдёшь, домик найдёшь»
Пр. сод: учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, самый маленький. Воспитание любознательности.
Материал (демонстрационный) : конверт, план с указанием дороги, корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт, ёлка, треугольники зелёного цвета разные по размеры, круги, ворота, бубен (для физмин.) .
(раздаточный) : Коробка с кольцами от пирамидок разного размера и цвета.
«Счет в пределах 5»
Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
Уточнить представления о значении слов далеко - близко.
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала: домик, 3 матрешки разной величины, музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка.
Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка) .
"Количество и счет. Величина".
Цель:-закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов;
-учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;
-упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.
Материал:стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки, рабочие тетради по математике.
«Состав числа 5»
Тема: «Образование числа 5»
Цель: познакомить детей с составом числа 5 из единиц.
Задачи:
1. Научить детей составлять число 5 из единиц, упражнять в счете предметов, расположенных по-разному, упражнять в составлении числа 4 из единиц.
2. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, знания геометрических фигур.
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику рук, умение работать в парах.
4. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и своё местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .
Образовательная область:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
Материал:
– игры по технологии В. В. Воскобовича: «Лепестки»
– игра по технологии В. Т. Кудрявцева «Цветок»;
– серия демонстрационного материала «Птицы»;
– геометрические пеналы;
Использование видео роликов с мультфильмами из серии «Паровозик Чух-Чух», «Иван Паровозов».Нарезка из фильмов «BBC» и слайдшоу(ИТК).
Консультации для родителей:
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
Чтение художественных произведений.
Сказка «Три медведя», «Три поросёнка», «Мужик, медведь и лиса».
Выводы: Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.
Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Литература
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС 2014год.
2. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....
Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего возраста
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, саморазв...
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего возраста
Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности ( 4-5 лет)...
Рекомендации для родителей «Развитие математических способностей через ИКТ у детей дошкольного возраста».
Текст родительского собраия во 2 младшей группе...
Психологические особенности развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей раннего возраста в условиях ДОУ
Материал по проблеме экспериментирования адресован воспитателям групп раннего возраста...
Сценарий вебинара + презентация "Развитие критического мышления через экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста"
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская и экспериментальная деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти р...