ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УГЛУБЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
статья по математике (старшая группа) на тему
Опыт работы воспитателя по обучению детей дошкольного возраста математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 580.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОО ДЕТСКИЙ САД №1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
ОПЫТ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
КОВАЛЕНКО НИНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С УГЛУБЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
п. Веселый, 2016 год
О себе:
Коваленко Нина Вячеславовна, 07 марта 1961 года рождения, воспитатель старшей группы «Цветик – семицветик» ДОО д/с №1 «Колокольчик».
Моё профессиональное образование: окончила: в 1996 году Зерноградское педагогическое училище, специальность по диплому: преподавание в начальных классах. По окончании училища присвоена квалификация: учитель начальных классов.
Общий стаж работы - 38 года, педагогический - 20 лет.
С 1998 года имею первую квалификационную категорию.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М. Ломоносов
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
В 2013 году, приняв детей младшей группы, решила работать по проблеме углубленного изучения одного из разделов РЭМП «Ориентировка в пространстве».
Актуальность проблемы была обусловлена тем, что у детей младшего дошкольного возраста процесс развития пространственного ориентирования является сензитивным. И если пропустить благоприятный для развития данного процесса возраст, он будет сформирован недостаточно. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, чтобы в школе у ребят не возникло трудностей при изучении таких предметов, как арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия. И ещё одна, очень актуальная в наше время, сторона: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Это вызвано целым рядом причин:
- хорошими показателями воспитанников по математике в д/с №1 «Колокольчик»;
- всё более возрастающей роли математики в современном мире (обилие информатики, компьютеризации обучения и т. д.);
- тревожными информациями ГИБДД по детской смертности из-за нарушений ПДД.
Сомнения по поводу того, что детский путь вхождения в математику не совпадает с традиционным содержанием и методиками формирования элементарных математических представлений, были высказаны такими авторами, как В. Кемпбель, Л. Турвич и другие, ещё в начале века. А исследования всемирно известного швейцарского психолога Ж. Пиаже достаточно убедительно показали, что первые математические представления у детей связаны количественными характеристиками. «Ориентировка в пространстве» непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и в неё входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположение и положения относительно субъекта и имеет чувственную основу. А источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (ощупывание, сравнение, сопоставление и другое.), влияющих на восприятие и мышление.
Целенаправленную работу по развитию у детей пространственных восприятий я начала уже в раннем возрасте, хотя «Программа» предусматривает начало работы по развитию пространственных отношений со II мл. Группы (в группу пришли дети младше 3 лет). Уверена, возраст 3-х лет - благоприятный период для накопления разнообразного опыта сугубо практической ориентировки в знакомом окружении (домашняя обстановка, групповая комната, привычное расположение предметов и игрушек). Первые элементарные представления о пути передвижения в пределах знакомого ограниченного пространства складываются у детей со второго года жизни, которые совершенствуются в процессе жизненной практики.
Первые пространственные представления детей отражались в речи: («вот», «тут», «там», «здесь»). Более того, слова сопровождались выразительным жестом указания по направлению движения или интересующего предмета: «Да вот она (кукла)» или на мой вопрос «Где же машина?», ребёнок с радостью указывает - «Вон там».
В этот же период дети овладели ориентировкой на себе, на другом человеке. С удовольствием по моему предложению показывали, где у кукол (или ребёнка) глазки, носик, рот, ручки, ножки. И в этом же возрасте пытались различать свои руки - правую и левую.
95-97 % из них уверенно держали ложки в правой руке, а хлеб левой. На занятиях по рисованию брали карандаш в правую руку, а левой придерживали лист бумаги. Это говорило о том, что уже сформирован достаточно прочный двигательный стереотип действий правой и левой рукой.
Но у этих же детей отсутствовали осознание своих рук, как правой и левой. Трёхлетние малыши (30 -40 %) к моменту перехода в следующую возрастную группу затруднялись дифференцировать свои руки в заданиях типа, «покажи свою правую (левую) руку».
На уровне практического дифференцирования заметно выделяется ведущая роль правой руки. Выделяя правую руку, как ведущую в деятельности, мы, взрослые, соответственно чаще ей обозначаем. Тем самым создаём благоприятные условия, способствующие более раннему выделению и осознанию правой руки. «Правосторонняя асимметрия» - явление вполне закономерное и прогрессивное, но в разумных пределах. В противном случае затормаживается развитие пространственной ориентации. Поэтому, организуя целенаправленное педагогическое воздействие, фиксировала внимание детей не только на ведущей правой руке, но и на левой, сопоставляла их между собой по названию и по характеру действий, специфических для каждой руки. Такой приём очень эффективен.
Объяснения воспитателя очень важны, но главное - многократное упражнения, которые дают возможность овладеть этим очень нелёгким умением - распознавать, какая из двух, вроде бы совершенно одинаковых рук, будет правая и какая - левая.
Далее эта задача усложнялась: дети овладели умением самостоятельно выделять «на себя» стороны - справа, слева, вверху и т. д. Ориентировка в пространстве по сторонам собственного тела - первый обобщенный способ ориентации. Наибольшую трудность представляло различие «правого - левого» при ориентации «на себе» и «от себя». Опять же здесь очень важно умение различать свои руки, и мы продолжали работу над этой задачей. В самом начале занятия обращала внимание детей на то, что карандаш всегда держат в правой руке, а левой придерживают лист бумаги. Или перед едой: ложку держим правой рукой, а хлеб - левой. Я не только обращала внимание, но и показывала. Тому, кто ошибся, показывала ещё раз.
Проверяя действия детей, беседовала с ними, одобряла: «Вот теперь всё правильно: карандаш в правой руке, а левой ты будешь придерживать листочек». Этот педагогический приём не только утверждал ребёнка в правильности действий, но и создавал эмоциональный настрой, поддерживал интерес к таким играм - упражнениям, вызвал желание поскорее научиться правильно различать руки.
Через некоторое время - опять предлагала поиграть в знание правой и левой рук. Обычно дети с удовольствием отвечают на вопросы, проявляют большую активность («А меня ещё не спросила», «Я тоже знаю», «У меня спроси» и т.д.). Важно поддерживать эту активность. Спрашивала у детей, одобряла, как бы отгадывала, часто «ошибалась». И надо видеть, как дети эмоционально реагировали на мои «ошибки» («Нина не знает, а я знаю», «Да вот же она правая»). «Ошибка» - это своеобразный и, как мне кажется, нужный педагогический ход. С каким удовольствием ребёнок объясняет воспитателю, какая рука у него правая, а какая левая!
Игровая форма упражнений, миниатюрность - эффективность и возможность широкого включения в педагогический процесс - особая ценность данного дидактического средства. Приведу несколько вариантов игровых упражнений, цель которых - практическое различие рук по названию: (приложение № 1).
Такие мини-упражнения очень нужны. Много времени они не занимают - всего 4-5 минут, не отвлекают детей от основной деятельности. Наоборот, эмоциональный тонус положительно влияет на предстоящую деятельность, активизирует детей. Эти упражнения выполняют роль своеобразной «интеллектуально-эмоциональной разминки», тренируют механизм переключения внимания. Очевиден их образовательный эффект, который я обнаружила по истечении 2 месяцев при режиме проведения коллективных форм упражнений (3-4 раза в неделю в сочетании с индивидуальной работой).
Умение ориентироваться «на себя» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Но ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребёнок как бы мысленно переносит её на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Приведу пример. Мы получили новые игрушки: машины, куклы и т. д.Дети рассматривали их, игрались ими, восторгались, что-то спрашивали. Во время такого общения я ненавязчиво фиксировала их внимание на характерные детали игрушки. Например, рассматривалась большая грузовая машина. Так как у меня в группе много мальчиков, эта игрушка для меня - богатейший материал для решения поставленной задачи. «Ребята, посмотрите, какая замечательная машина. Спереди у неё кабина, сзади - кузов, внизу - колёса, передние и задние». Дальше происходила оживлённая беседа о том, какие машины «у нас будут, когда мы вырастем» и т. д. Разрезные картинки с изображением предметов, кубики дали возможность самостоятельно воссоздать целое из деталей, т. е. способствовали усвоению пространственных параметров объекта (вверху - внизу, спереди - сзади, сбоку, с одной стороны и с другой).
Отличить правую и левую сторону объекта дети ещё не могут, это для них сложно. В младшей группе лишь частично усваивается понимание пространственной характеристики предмета. Тогда стоит ли учить детей ориентированию на предметах, на другом человеке? Может, достаточна ориентировка только «на себе»? Но окружающее пространство заполнено множеством людей, различных предметов. И ориентировка в этом пространстве обязывает учитывать их различные параметры (пространственные), в т. ч. и такие, как «спереди», «сзади», «сбоку», «вверху», «внизу», а позднее - «левая» или «правая» сторона предмета. Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребёнку овладеть «в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но и от любых объектов, от другого человека. Это во-первых.
Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесённости к сторонам - передним, боковым, верхним, задним и т. д.
В третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Эту задачу с полным основанием можно назвать центральной.
В начале учебного года я провела диагностику, знают ли малыши название частей своего тела, лица. Проверка показала удовлетворительные знания детей в этом направлении. После этого показала детям, как определить направление, ориентируясь от себя. Например, вперёд - значит, лицом ко мне, сзади - значит, за спиной и т. д.
На физкультурных, музыкальных занятиях развивали умение ориентироваться от себя: «Пошли вперёд, повернулись назад. Настенька, встань впереди, Егор, встань позади Насти и т. д.»
Усвоить направления «вперёд», «назад», «налево», «направо» помогали игры с использованием стрелок-указателей. На прогулке незаметно от детей прятала игрушки и говорила малышам, что найти игрушку поможет стрелка, острый конец которой показывает, куда нужно идти.
В содержании работы с детьми 4-года жизни обозначила ещё одну задачу - распознавание некоторых вариантов пространственных отношений между предметами ( «на», «под», «за», «сзади», «в», «внизу» и др.). решалась она в занимательной форме с помощью игр с поиском предметов. Но не менее важно воспитывать у детей общее представление о пространстве, умение схватывать и удерживать в памяти целостную пространственную картину. И в этом неоценимую помощь оказала работа с планом. Игры с планом разнообразны, но самой любимой игрой для моих малышей была «Кукла Наташа купила мебель» (приложение № 2 ).
Соответственно в контексте выполнения поставленной задачи вела и работу над словарём. Если младший дошкольник будет правильно понимать пространственные обозначения, если он сможет (даже иногда) самостоятельно использовать с помощью наводящих вопросов, этого вполне достаточно. Когда же в речи звучат общие указательные местоимения («тут», «там», «здесь») вместо конкретных пространственных предлогов и наречий, следует, не поправляя, не навязывая жестко фиксированной пространственной терминологии, выяснить у ребёнка, как можно по- другому, т. е. более точно, обозначить местоположение объекта (приложение № 3).
В средней группе я также работала по развитию у детей пространственных представлений. В начале учебного года провела диагностику и выяснила, в какой мере дети умеют ориентироваться «на себе», чтобы развить и закрепить данные умения. Задачи ориентировки в пространстве усложнялись: дети не только учились определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении.
Работу проводила в нескольких направлениях. Прежде всего совершенствовала практический опыт. Дети уже более самостоятельны, знали места хранения игрушек, поддерживали установленный порядок. В средней группе начала учить их самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой по желанию, а со второй половины учебного года - по подготовке материала к занятиям. Выполнение обязанностей дежурных связано с освоением порядка пространственного размещения на столах - посуды, учебных принадлежностей.
Дальнейшую работу по освоению пространственных представлений проводила с использованием условных обозначений - символов.
Многие виды символов широко используются в разных видах деятельности людей. К ним относятся: дорожные знаки и изображения, обозначающие то или иное учреждение.
Знакомила с дорожными знаками так:
- Это знаки для водителей. Некоторые из них показывают, куда можно ехать, куда нельзя. Все водители должны обязательно этому подчиняться. Белые стрелки на синих кругах показывают, куда можно ехать: только прямо и в ту сторону, куда отходит стрелка (вправо или влево). Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя (показываю и рассказываю обозначение всех знаков, приготовленных мною). После таких пояснениях приступаем к играм в «водителя». Для игры подготовили несложное игровое поле, которое представляет собой рисунок разветвлённой системы дорог с дорожными знаками. Знаки вырезала отдельно из бумаги (картонной). Маленькие автомашины различных марок родители принесли из дома. Варианты игр мы придумывали с детьми сами: с несложными правилами и сюжетом, при этом закрепляли умение определить цвета светофора, учили ориентироваться в пространстве, давая понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево».
В средней группе продолжаю работу с планом, начатую во второй младшей группе. Изменения состоят в том, что усложняется сама игровая ситуация: добавляются новые предметы в игрушечной комнате (их количество можно увеличить до 4-6). Также детям может быть предложен другой вариант задания, обратной первоначальному - расстановка кукольной мебели по плану:
- кукла Наташа решила сделать перестановку в комнате, но она не знала, как лучше расставить мебель по-новому. Миша решил помочь Наташе. Он взял лист бумаги и нарисовал, как должны стоять предметы в комнате. Посмотрите внимательно.
Таким образом, детям дан готовый план и кто-либо из детей расставляет мебель так, как нарисовал Миша. Если задание выполнено успешно, следующему ребёнку предлагается расставить мебель, пользуясь новым вариантом плана.
Представления «близко», «далеко» дети получают, действуя с игрушками и предметами. «Чей мяч покатится дальше?». «Кто дальше бросил снежок?». Подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Постепенно дети усваивают значение слов: «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Для закрепления этих знаний наряду со специальными упражнениями использовала разнообразные жизненные ситуации. Большие возможности для соответствующих упражнений имеются на физкультурных и музыкальных занятиях, при проведении утренней гимнастики и подвижных игр, физкультминуток (приложение № 4).
Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги, т. к. с этим связана подготовка к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объёмного пространства на плоскости.
На занятиях часто требуется найти верхнюю и нижнюю полоски счётной карточки, правую и левую стороны листа, разложить в определённом месте какое-то количество предметов. Поэтому в средней группе я уделяю большое внимание развитию у детей ориентировки на плоскости. Дети должны понять, что лист - это определённое ограниченное пространство, имеющее верх и низ, середину и стороны: правую и левую. Если ребёнок затрудняется определить местоположение предметов слева и справа, предлагаю ему положить одну руку на один край листа, а другую на другой, и прошу определить, какая рука правая, какая левая, напоминаю характерные действия, которые производятся той или иной рукой. Когда ребёнок поймёт, он говорит: «Справа» - там, где правая рука, а «слева» - там, где левая рука.
Для развития пространственных отношений и ориентировки в пространстве использовала дидактические игры и упражнения (приложение №5).
Разнообразие материалов доступность, яркая наглядность позволяли вовлечь в игры малоактивных детей, помочь им поверить в свои силы.
Пропаганда использования подобных игр дома способствовала всестороннему развитию ребёнка, лучшей подготовке его переходу в следующую ступень.
Таким образом, работа над данной темой помогла создать здоровую психологическую обстановку, основой которой являются: уважение к детям, их достоинству, право на свободу мысли и действий, отношения содружества и сотворчества между воспитателем и детьми.
Подводя итог проделанной работы, на основе полученных знаний, могу сказать, что общеразвивающий эффект пространственных представлений очевиден. Дети накопили достаточный и разнообразный практический опыт действий правой и левой рукой, умеют определять направление от себя и двигаться только в этом направлении. Умеют определять и обозначать словами положение предметов по отношению к себе, продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. Приобретённые знания с успехом используют в играх, на занятиях по другим разделам программы, в различных жизненных ситуациях.
Наш современный «правый - левый» мир обширен и многообразен. Самостоятельно разобраться в нём ребёнку даже старшего дошкольного возраста нелегко. Но мы с малышами трудимся, развиваемся, и я уверена, что мои малыши пойдут в школу с хорошим запасом знаний, умений и навыков.
Приложение №1
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. «Где шарики?» (подойдёт любая игрушка). Задание: спрятать шарик в ладони. Моя задача - отгадать в какой руке шарик - в правой или левой. Затем я предлагаю детям поочерёдно показать руки - правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.
2. «В какой руке игрушка?» Я предлагаю ребёнку взять игрушку сначала правой (левой) рукой, затем той, которой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Или 2 задание: ребёнку даю две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.
3. «Переложите камешки (ракушки, каштаны и т. д.) в другую руку», несколько камешков ( 5-6 ) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребёнок различает свои руки, обозначает их. Одновременно учится различать термины «один» и «много».
Дальше упражнения постоянно усложнять: от определения в ситуации, когда данная задача единственная и самостоятельная, к различению в контексте результативной деятельности, в процессе её выполнения.
4. «Какой рукой дальше?» Задание: бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения формируется и уточняется представление детей расстоянии (далеко-близко, дальше - ближе), о направлении движения мяча (мяч катится вперёд, в сторону, назад).
5. «Какой рукой быстрее?» Задание: собрать камешки сначала одной рукой, потом другой. Предлагала детям самим определить, какая рука проворнее - левая или правая.
6. «Какой рукой точнее?» Задание: попасть мячом в цель, например, в нарисованный на земле круг. Дети учатся различать правую и левую руку, осваивать метание, как один из основных видов движения, тренироваться в пространственной точности двигательных реакций.
Приложение №2
ИГРЫ С ПЛАНОМ
Кукла Наташа купила мебель
Для этой игры необходимы: комната кукольная - коробка без крышки с прорезанными в стенках окнами и дверью; кукольная мебель - стол, диван, стул. Если готовой мебели нет, её можно заменить другими предметами, важно только, чтобы они были разной формы.
Детям рассказываю о том, что кукла Наташа купила новую мебель и расставила её в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним - стул, у стенки под окном - диван. Рассказ сопровождаю размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты.
- медвежонок Миша увидел, как Наташа красиво расставила мебель в своей комнате, и ему захотелось поставить мебель у себя точно так же. Поможем медвежонку ? Поставим в его комнате стол, стул и диван на тех же местах, где они стоят у Наташи. Мишина комната у нас будет вот здесь, на листе бумаги. Вот дверь, а тут окно ( изображала черточками в нужных местах). А вместо вещей у него будут похожие на них фигурки ( перед детьми на столе в розетках лежат по 3 картонные фигуры разной формы). Как вы думаете, что будет у Миши вместо стола? А вместо стула? А вместо дивана? Теперь поставьте «стол», «стул» и «диван» на свои места.
Организуя игру, важно помнить, что пространственное положение комнаты образца и листа, на котором ребёнок размещает фигурки, должны быть одинаковы ( дверь и окно с одной и той же стороны по отношению к ребёнку ), в игру можно внести изменения, меняя расположение мебели, добавляя новые предметы ( малыши предлагали телевизор, шкаф и др.). предлагая задание, обратное первоначальному: размещать предметы в комнате, пользуясь планом, выложенным на листе бумаги.
Мебель для куклы Наташи
Цели: развивать умение видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.
Материал: спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Наташа.
В гости к детям пришла кукла Наташа. Она решила пригласить всех на новоселье, но оказалась, что для всех гостей не хватит ни стульев, ни стола. Предлагаю помочь Наташе и сделать ей подарок - новую мебель. Спрашиваю, из чего можно сделать мебель для Наташи (из бумаги, дерева, пластилина, спичечных коробков, картона и т. д.). Побуждаю детей самостоятельно придумать из спичечных коробков конструкцию стола, стула, дивана, кровати (например, из двух коробков сделать стул и т. д.). Показываю схемы изготовления мебели из коробков. Вначале дети составляют предмет из коробков, склеивая их, затем обклеивают цветной бумагой и украшают.
Приложение №3
СЛОВЕСНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»: Чашка стоит на... . Ваня сидит на... . Картина висит на... . Кошка спит на... . Уронили мишку на... . Книга лежит на... . Цветы стоят на... .Ковёр лежит на... . Мы пойдём гулять на... . Мы прошли над... . Мышка живёт в норке под... . Собака забилась под... . Много желудей мы нашли под... . Дети застучали ногами под... . Колёсико закатилось под... . От дождя мы прячемся под... . Зайчик спрятался от лисы под... . Посуду мы ставим в... .А колбасу убираем в... . Суп мама варит в... . Воду можно налить в... .А компот можно налить в... . Дети ходят в... . Коля взял флажок в... . Витя попал мячом в... . Мама вплела дочке ленту в... . Мы скоро пойдём в... . А мы в... . Хорошо гулять в... . И купаться в... . Дети пошли по... . Машины едут по... . Птица летит над... . Полку повесили над... . Облака плывут над... . Мы дошли до... . Мы повернули за... . Дом стоит за... . Мальчик зашёл за... . Он остановился перед... . Артемон сидел перед... .
- Рассматривая картину, рассказать, что изображено вверху, что внизу; что слева, а что справа.
- На зарядке выполнить движения в заданном направлении: вверх- вниз, вперёд-назад, вправо-влево.
- При построении сказать, кто стоит впереди, а кто сзади.
- Наклеить фигурки на листе бумаги вверху, внизу, в углу, в центре.
- Рассказать, что расположено спереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева.
Приложение №4
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
«ЗАЙКА».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.
«СЛУШАЙ И ДЕЛАЙ».
Предложите детям выполнить следующие задания: дотронуться правой рукой до левого колена; поднять правую руку вверх, опустить; левую руку спрятать назад, опустить; левой рукой дотронуться до правого уха; повернуться налево, затем направо; левой рукой дотронуться до правого плеча, руку опустить.
«ЗАРЯДКА».
Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться - три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
«БЫСТРО ВСТАНЬТЕ, УЛЫБНИТЕСЬ».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали.
«ТЕРЕМОК».
Руки на уровне груди, концы пальцев соединены, изображая крышу. Стоит в поле теремок, ( пальцы раздвинуть в стороны. )
На двери висит замок, ( пальцы переплетены в замок. )
Открывает его волк, ( движение кистей влево-вправо. )
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. ( движения к себе, от себя. )
Пришёл Петя-Петушок ( пальцы размыкаются, руки опустить. )
И ключом открыл замок.
«СЕРЫЕ ЗАЙЧАТА».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения. Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок. Прыг-скок, прыг-скок. Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке, Прыг-скок, прыг-скок.
Приложение №5
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Отгадай, кто где стоит
Перед детьми - несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.
Что изменилось?
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами предметы один - два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от неё. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
Найди похожую
Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним - мартышка, последним - мишка» или: «В середине - большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка».
Расскажи про свой узор
У каждого ребёнка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине - большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Найди игрушку
«Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель, - к нам прилетал Карлсон и принёс в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.» Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идёт и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребёнок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивает налево, приседает и за шторой находит матрёшку.
Сидя за столом
Перед детьми лист бумаги и кружок. Воспитатель загадывает загадку: Стукнешь о стенку - А я отскочу.
Бросишь на землю - А я подскочу.
Я из ладони в ладони лечу - Смирно лежать не хочу. (мяч)
Воспитатель предлагает детям поиграть с «мячом» .
- Это мяч ( показывает круг ) . А это поле ( лист бумаги ). Положите мяч на середину поля. Где лежит мяч ?
- Мяч летает по полю. Водите пальчиком мяч по всему листу. Где остановился мяч ? ( Внизу, вверху и т. д.)
Игра повторяется. В процессе игры уточняйте местонахождение мяча. Следите за тем, чтобы дети по-разному отвечали. Можно дополнительно спросить: у кого в правом верхнем углу мяч, поднимите руки.
Найди своё место
На столе лежат треугольники и прямоугольники.
Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. Те у кого треугольники, встают справа от него, те, у кого прямоугольники, - слева.
- Какие у каждого фигуры и какого они цвета ?
- Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз.
После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется ( необходимо изменить место её проведения ). После выполнения задания спросите у детей, каких фигур больше: треугольников или прямоугольников ? Как узнать ? Варианты ответов: можно положить треугольники под прямоугольники, можно взять за руки, т. е. встать парами.
Кто дальше бросит
На снегу проводится черта, от которой нужно бросать снежки. При этом: за черту нельзя заходить и бросать снежок можно только по сигналу. Побеждает тот, кто бросил дальше всех. Игру можно усложнить: бросать снежки левой рукой.
Спросите: как узнать, кто дальше бросит ? выслушайте ответы детей. Если они скажут, что надо измерить, спросите чем и как. Пусть дети подумают и найдут способ измерения, например шагами, ступней. Иногда дети затрудняются в ответе на вопрос, но могут показать как. Это тоже допускается. При измерении шагами или ступней можно спросить у детей, почему получились разные ответы.
Где правая, где левая
Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» или «Направо» поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается, выходит из игры. Игра продолжается.
Выигрывает команда с меньшим количеством выбывших.
Что, где?
С помощью считалки выбирается ведущий. Он встаёт в центр круга. Бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя ?» ( «Что перед тобой» ; «Что над головой ?» и т. д. ).
Если ребёнок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается.
Будь внимательным
Предложите детям рассмотреть картинку слева и сказать, как расположены на ней предметы ( солнце в левом верхнем углу, дом посередине, слева от дома ёлка, а справа - скамейка. )
Задания детям.
- На картинке справа нарисовать: солнце в правом верхнем углу; ёлку - справа от дома; скамейку - слева от дома.
- Предложите детям сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются друг от друга. ( На картинке слева солнце в левом верхнем углу, а на картинке справа - в правом верхнем углу; на картинке слева ёлка слева от дома, а на картинке справа - справа от дома; на картинке слева скамейка справа от дома, а на картинке справа - слева от дома. )
Соедини правильно
Предложите детям рассмотреть картинки, найти одинаковые и соединить их между собой.
Спросите, какие картинки они соединили? ( Пирамидка слева, неваляшка в середине, ведро справа; ведро слева, неваляшка в середине, пирамидка справа; неваляшка слева, пирамидка в середине, ведро справа. )
Влево, вправо
Предложите детям закрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, а влево - красным.
В какую сторону едет лыжник в красной одежде? ( влево. )
В синей одежде? (вправо. )
Кто где?
Предложите детям ответить на следующие вопросы:
- Где на рисунке Дед Мороз? ( Справа. )
- Где Снегурочка? ( Слева.)
- Где ёлка ? ( Посередине. )
- Где зайка ? ( Перед ёлкой. )
- Где звезда ? (На верхушке ёлки, вверху. )
Дайте детям задание раскрасить ёлочные шары внизу жёлтым карандашом, наверху - синим, в середине - красным карандашом.
Что где находится
Спросите детей, где расположены в прямоугольнике: Санки ( в левом верхнем углу ); Снеговик ( посередине ); Лопатка ( в левом нижнем углу ); Ведро ( в правом нижнем углу ); Лыжи ( в правом верхнем углу );
В правом прямоугольнике предложите детям нарисовать:
- в середине - кружок;
- в правом верхнем углу - квадрат;
- в левом нижнем углу - овал;
- в правом нижнем углу - треугольник;
- в левом нижнем углу - прямоугольник.
Попросите рассказать, как расположены в прямоугольнике нарисованные фигуры.
Помогите буратино нарисовать картину
Скажите детям, что Буратино просит их нарисовать картину, а какую - он им сейчас расскажет.
Задание детям.
- Нарисовать облако в правом верхнем углу.
- В левом нижнем углу нарисовать домик.
- В левом верхнем углу нарисовать солнышко.
- В правом нижнем углу нарисовать ёлку.
- В середине нарисовать птичку. Вопросы детям.
- Где нарисовали солнышко? (В левом верхнем углу)
- Где нарисовали ёлку? (В правом нижнем углу)
- Где нарисовали облако? (В правом верхнем углу)
- Где нарисовали домик? (В левом нижнем углу)
- Где нарисовали птичку? (Посередине)
Собери картинку
Цель упражнения: развитие пространственного мышления, внимания и воображения.
Понадобятся кубики с сюжетным рисунком. Сначала надо использовать наборы из 4-х кубиков с ясной чёткой картинкой. Помогаем ребёнку собрать нужное изображение. Если ему нравится эта работа, предлагаем самостоятельно собрать другую картинку.
Если эта работа сильно затрудняет ребёнка, то после сборки первой картинки предлагаем ему разрезные картинки.
Что внутри, что снаружи?
1. Цель упражнения: познакомить с расположением «внутри» и «снаружи» относительно замкнутого контура.
В двух плошках заранее разведена гуашь. Ребёнок обмакивает в гуашь палец или ладонь и делает отпечатки на листе, где заранее нарисованы красная и жёлтая окружности. Просим ребёнка делать отпечатки внутри окружности.
2. Цель упражнения: (закрепление) познакомить с расположением «внутри» и «снаружи» относительно замкнутого контура.
Из набора картинок с различными цветами, фруктами и любыми другими предметами ребёнок отбирает красные и жёлтые. С помощью клеевого карандаша крепим их на тот же лист снаружи соответствующих окружностей.
Получившийся «плакат» можно повесить на стену детской и обыграть его до следующего занятия, предлагая ребёнку вопросы:
- Какие ладошки внутри красного круга? Сколько красных ладошек?
- Сколько жёлтых ладошек? Кто (что) снаружи красного круга? Жёлтого?
- Покажи красный треугольник. Покажи жёлтый круг. Покажи красный дом. Покажи жёлтый цветок... и т. п.
Перспективно-тематическое планирование по формированию математических способностей детей младшего дошкольного возраста с углубленным развитием пространственных представлений
№ | Цель | Содержание |
1. | Развитие внимания, восприятия и коммуникативной деятельности. Обучение детей выделять предмет из группы по характерным признакам. | Пальчиковая игра. «Прятки» «Возьми мячик» «Ворота» |
2. | Развитие внимания и восприятия. Обучение детей выделять группу предметов по | «Игра с пальчиками» «Прятки» «Собери все мячи» |
3. | Развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок. | «Игра с пальчиками» «Где игрушка?» «Мозайка» |
4. | Развитие мелкой моторики, координации и воображения. Формирование количественных представлений «один - много». | «Игра с пальчиками» «Гуси» «Сосчитай-ка» |
5. | Освоение детьми умений сравнивать предметы по длине, составлять узоры путём комбинирования цвета и формы. Различение понятий «утро» и «вечер», «день» и «ночь». | «Мозайка» «Разноцветные фонарики» |
6. | Обучение детей выделять характеристику «размер» в предмете и на её основе распределять множество на части. Развитие мелкой моторики. | «Игра с пальчиками» «Кому какие?» «Гости» |
7. | Обучение ребёнка выделять характеристику «цвет» и на её основе выполнять распределение множества на части. Развитие моторики и координации. Познакомить с расположением «внутри» и «снаружи». | «Игра с пальчиками» «Гаражи» «Что внутри, что снаружи?» |
8. | Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Развитие комбинаторных способностей. | «Составь фигуру» «Собери бусы» |
9. | Обучение детей распределять фигуры на группы по различным признакам. Развитие представлений о пространственном расположении, конструктивных умений. | «Что внутри, что снаружи?» «Собери бусы» «Найди пару» «Составь узор» |
10. | Развитие воссоздающего воображения, внимания и образной памяти. Развитие синтеза и анализа. | «Что здесь?» «Найди половинку» «Сложи круг» |
11. | Обучение детей сравнивать предметы по форме. Развитие восприятия. | «Разложи картинки по конвертам» «Матрёшка» |
12. | Освоение умения различать правую и левую руки, правую и левую сторону тела, определять направление от себя : вверх - вниз, направо - налево, спереди - сзади. | «Где звенит колокольчик?» «Где спрятана игрушка?» Игровые упражнения. |
13. | Обучение количественному счёту. Развитие восприятия и образной памяти. Обучение решению конструктивных задач. Классификация предметов по заданному признаку. | «Сколько?» Игровые упражнения со счётными палочками. «Где какие?» |
14. | Обучение детей соотносить количественный состав множества с обозначающим его словом - числительным. Обучение решению конструктивных задач. | «Оладушки» «Что сначала, что потом?» «Сложи фигуру» |
15. | Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, пользуясь моделями. | «Когда это бывает?» |
16. | Освоение умений группировать геометрические фигуры по форме. Освоение последовательности действий, умение учитывать форму фигур при составлении цепочек. Развитие памяти, внимания, мышления. | «Чем это может быть?» «Разложи правильно» |
17. | Различие равенства и неравенства групп предметов путём подкладывания одного предмета под другой. Развитие памяти, логического мышления, внимания, воображение. | «Продолжи ряд» «Больше - меньше» |
18. | Обучение детей сравнению предметов по длине приёмом приложения. Сравнение множеств способом взаимнооднозначного составления («больше на / меньше на» ). | «Штанги» «Домики и дорожки» «Зверюшки идут домой» |
19. | Освоение умений выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину. Нахождение предметов с заданными свойствами. | «Геометрическое лото» «Чем похожи, чем отличаются?» |
20. | Освоение умения ориентироваться на листе бумаги ( вверх, вниз, направо, налево, середина). Умение ориентироваться в пространстве. Конструирование сюжета. | «Справа, как слева» «Где спряталась точка?» «Кто это?» «Разрезные картинки» |
21. | Знакомство с цифрами. Конструирование сюжета. | «Найди цифру» «Что написано?» «Сложи картинку» |
22. | Научить детей узнавать цифры: 1, 2 и 3. счёт наизусть до 5. | «Найди цифру» «Какая цифра?» |
23. | Различие и нахождение геометрических фигур. Развитие умения выделять несколько признаков ( цвет, форму, величину ), считать и отсчитывать предметы до 5. Умение видеть последовательность развёртывания действий. | «Чудесный мешочек» «Геометрическое лото» «Сколько?» «Что сначала, что потом?» |
24. | Различие шара и куба. Развитие умения анализировать предметы по признакам; сосчитывать и отсчитывать предметы. | «Прокати до ворот» «Найди лишнюю фигуру» |
25-36 | Закрепление и повторение пройденного материала. | Дидактические игры и упражнения, настольно-печатные игры. |
Перспективный тематический план работы по развитию пространственных представлений для детей 4-5 лет
I квартал
Задачи | Игры и упражнения, способствующие развитию пространственных представлений. |
1 .Выделение пространственных отношений. | Игры: «Покажи, что впереди, сзади, справа, слева», «Куда показывает флажок?», «Посади огород». Игровые упражнения: «Закончи предложение» : чашка стоит на... . Уронили Мишку на... . От дождя мы прячемся под... . Суп мама варит в ... . Машины едут по... . Мы пойдём гулять на ... . Мы дошли до... , и т. д. «Внизу - наверху», «Где мама». Рассматривая картину, рассказать, что изображено вверху, что внизу, что слева, что справа. Наклеить фигурки на листе бумаги вверху, внизу, посередине, с правой стороны, с левой стороны. |
II квартал
1. Учить определять направление от себя и двигаться в этом направлении. 2. Ориентировка в групповой комнате по плану, восприятие пространственных отношений между предметами. 3. Учить ориентироваться в пространстве на листе бумаги | Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Отгадай, кто где стоит», «куда бросим мяч?» «Кукла Наташа купила мебель», «Мебель для куклы Наташи», «Что стоит наверху, внизу, рядом?», «Куда спрятался жучок» и т. д. «Положи верно», «Где мяч?», «Сложи узор» и др. |
III квартал
1. Развивать умение двигаться в заданном направлении. 2. Активное участие детей в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера как по образцу, так и по собственному замыслу. 3.Восприятие пространственных отношений между предметами. | «Что изменилось?», «Куда бросим мяч?», «Найди своё место», «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Где правая, где левая?» и др. «Найди похожую картинку», «Расскажи про свой узор», «Волшебная мозаика», «Придумай сам». «Возьми игрушку», «Доползи до игрушки», «Прятки». |
IV квартал
Повторение и закрепление пройденного материала, подвижные игры по команде воспитателя с использованием слов «налево», «направо», «вниз», «вверх» и т. д., ориентировка на участке детского сада по плану.
МБДОУ детский сад №1 «Колокольчик»
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
по ориентировке в пространстве
II младшая группа «Цветик – семицветик»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
КОВАЛЕНКО Нина Вячеславовна
п. Веселый
май, 2014 г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | «Вверху – внизу» | «Впереди – сзади» | «Слева – справа» | «На, над, под, внутри, снаружи и т.д.» | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее знач.) |
1 | Алимурадов Расул | |||||
2 | Ахметов Ренат | |||||
3 | Белошапко Кирилл | |||||
4 | Борисова Виктория | |||||
5 | Виноградов Николай | |||||
6 | Дюгай Юрий | |||||
7 | Заболотин Ярослав | |||||
8 | Иванкова Анастасия | |||||
9 | Ильдимиркин Алексей | |||||
10 | Казаков Роман | |||||
11 | Карайманова Дарья | |||||
12 | Колесников Кирилл | |||||
13 | Королёва Ксения | |||||
14 | Костюченко Вероника | |||||
15 | Мартынова Наталья | |||||
16 | Меликсетян Артем | |||||
17 | Мовчан Ксения | |||||
18 | Олейников Александр | |||||
19 | Пятакова Александра | |||||
20 | Редька Владислав | |||||
21 | Семерников Максим | |||||
22 | Скачкова Ксения | |||||
23 | Стецюк Роман | |||||
24 | Тутенко Александра | |||||
25 | Чухаджян Мариетта | |||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
МБДОУ детский сад №1 Колокольчик
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
по ориентировке в пространстве
(сентябрь)
I средняя группа «Цветик – семицветик»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
КОВАЛЕНКО Нина Вячеславовна
п. Веселый
2014 г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Результаты | Диагностические задания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итоговый показатель | |||
1 | Алимурадов Расул |
Условные обозначения: + - соответствует возрастным требованиям ± - есть небольшие затруднения - - не соответствует возрастным требованиям | |||||
2 | Ахметов Ренат | ||||||
3 | Борисова Виктория | ||||||
4 | Виноградов Николай | ||||||
5 | Демиденко Валерия | ||||||
6 | Дюгай Юрий | ||||||
7 | Жулидова Алисия | ||||||
8 | Заболотин Ярослав | ||||||
9 | Иванкова Анастасия | ||||||
10 | Ильдимиркин Алексей | ||||||
11 | Казаков Роман | ||||||
12 | Карайманова Дарья | ||||||
13 | Кипшидзе Мариам | ||||||
14 | Колесников Кирилл | ||||||
15 | Королёва Ксения | ||||||
16 | Костюченко Вероника | ||||||
17 | Кришталенко Богдан | ||||||
18 | Мартынова Наталья | ||||||
19 | Меликсетян Артем | ||||||
20 | Олейников Александр | ||||||
21 | Парфенова Александра | ||||||
22 | Пятакова Александра | ||||||
23 | Редька Владислав | ||||||
24 | Семерников Максим | ||||||
25 | Стецюк Роман | ||||||
26 | Тегай Артем | ||||||
27 | Тутенко Александра | ||||||
28 | Цой Максим | ||||||
29 | Чухаджян Мариетта | ||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | + - 3 р – 10,3% ± - 14 д – 48,3% - - 12 д – 41,4% |
МБДОУ детский сад №1 Колокольчик
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
по ориентировке в пространстве
(май)
I средняя группа «Цветик – семицветик»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
КОВАЛЕНКО Нина Вячеславовна
п. Веселый
2015 г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Результаты | Диагностические задания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итоговый показатель | |||
1 | Алимурадов Расул |
Условные обозначения: + - соответствует возрастным требованиям ± - есть небольшие затруднения - - не соответствует возрастным требованиям | |||||
2 | Ахметов Ренат | ||||||
3 | Виноградов Николай | ||||||
4 | Демиденко Валерия | ||||||
5 | Дюгай Юрий | ||||||
6 | Заболотин Ярослав | ||||||
7 | Иванкова Анастасия | ||||||
8 | Иващенко Владимир | ||||||
9 | Ильдимиркин Алексей | ||||||
10 | Казаков Роман | ||||||
11 | Карайманова Дарья | ||||||
12 | Кипшидзе Мариам | ||||||
13 | Колесников Кирилл | ||||||
14 | Королёва Ксения | ||||||
15 | Костюченко Вероника | ||||||
16 | Кришталенко Богдан | ||||||
17 | Мартынова Наталья | ||||||
18 | Меликсетян Артем | ||||||
19 | Олейников Александр | ||||||
20 | Павлова Анастасия | ||||||
21 | Парфенова Александра | ||||||
22 | Пятакова Александра | ||||||
23 | Редька Владислав | ||||||
24 | Семерников Максим | ||||||
25 | Стецюк Роман | ||||||
26 | Цой Максим | ||||||
27 | Чухаджян Мариетта | ||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | + - 8 д – 29,6% ± - 14 д – 51,9% - - 5 д – 18,5% |
Анализ диагностической карты
Анализируя результаты диагностической карты, я увидела, что вначале учебного года дети средней группы показали средний уровень знания пространственной ориентировки. Отчасти это объяснялось тем, что:
- в группу пришли новые дети, которые не посещали дошкольные учреждения и не знакомы с элементарными представлениями;
- за время летних отпусков многое подзабылось.
Поэтому работу свою я начала с элементарных представлений, вовлекая детей в познавательную деятельность постепенно, подбирая такую форму занятий, которая была бы привлекательна, например, дидактические игры, упражнения, практические задания, подробно объясняла правила игры, проводила пробную игру, чтобы определить, понятно ли детям её условия и постепенно усложняла.
В процессе учебного года у детей появилась заинтересованность к таким играм и результаты улучшились. Для себя наметила, в каком направлении двигаться, на что следует обратить внимание: это работа с планом, схемами - они даются детям трудновато.
Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у детей пространственные представления. Не случайно освоение детьми так называемых «действий пространственного моделирования» определяют сегодня как важнейший компонент психологического содержания общих умственных способностей.
Фольклор,
используемый для развития математических представлений.
Загадки, в которых есть понятие числа и цифры
1. Восемь ног,
Как восемь рук,
Вышивают шелком круг, (паук)
2. Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один. (комбайн)
3. Вид её, как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи - нет. (двойка)
4. У нею четыре лапки,
Лапки - ЦАП-царапки,
Пара чутких ушей. Он гроза для мышей (ког)
5. Дом па рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай)
Загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел
1. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - море, (река)
2. Огородник тот
С длинным носом живет.
Где носом качнет,
Там вода потечет, (лейка)
3. Сама короткая,
А хвост длинный, (иголка с ниткой)
4. В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать, (утюг)
5. Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет, (молоток и гвоздь)
Загадки, в которых есть слова, связанные с времен¬ными представлениями и понятиями
1. Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний, (дни недели)
2. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу.
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ, (антенна)
3. Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (осень)
Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями и понятиями
1. Тра-та-та! Тра-та-та!
Сверху кожа, снизу тоже,
В середине пустота, (барабан)
2. Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло, (свекла)
3. Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце, (ласточка)
4. Снизу камень,
Сверху камень, четыре ноги
Да одна голова, (черепаха)
5. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
По середине - спинка,
На снимке - щетинка. (свинья)
Загадки, в которых есть слова,
связанные с формой предметов
1. Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед. (вишня)
2. Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь, (клубок)
3. На сметане мешен,
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок
Покатился (колобок)
4. Круглый он, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)
5. Рос шар бел,
Ветер дунул –
Улетел, (одуванчик)
Скороговорки
• Возле грядки - две лопатки, возле кадки два ведра.
• Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
• Три свиристели еле-еле свистели у ели.
• Улов у Карпа - три карася, три карпа.
• Три сороки-тараторки тараторили на юрке.
• Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
• Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
• Шесть мышат в камыше шуршат.
• У Степана есть сметана, простокваша да творог.
Семь копеек - туесок.
• Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
Пословицы и поговорки
• Ноль без палочки.
• Один ум хорошо, а два лучше.
• Одна пчелка немного меду натаскает.
• Один за всех, все за одного.
• Один в поле не воин.
• Одной рукой и узел не развяжешь.
• Два сапога - пара.
• Как две капли воды.
• О т горшка два вершка.
• Обещанного три года ждут.
• Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Пятое колесо в телеге.
• Семеро одного не ждут.
• Семь пятниц на неделе.
• Восьмое чудо света.
Считалки
• Вышли мыши, как-то раз, поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раз¬дался страшный звон - разбежались мыши вон.
• Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, де¬вять, десять. Выплыл ясный месяц.
• Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. В прятки мы играть хотим. Надо толь нам уз¬нать, кто из нас пойдет искать.
• Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Пойду. ка¬ши я поем. Вы же пока считай те, кому водить, гадайте.
• Один, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
Формы работы с родителями:
- творческие задания,
- открытые занятия,
- консультации,
- родительские собрания в форме «круглого стола»,
- выставки совместного творчества,
- совместные развлечения математического содержания.
- использование индивидуальных тетрадей с заданиями.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения провожу по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование, тестирование родителей и др.);
2. Познавательное направление;
3. Наглядно – информационное направление (через родительские уголки, папки-передвижки и прочее);
4. Досуговое направление.
Основной целью моей работы с родителями стоит организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Основные задачи работы:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Мои поощрения:
- Грамота отдела образования Зерноградского района, 2005 год
- Грамота отдела образования Зерноградского района, 2006 год
- Грамота зав. МБДОУ ЦРР д/с №5 «Золотой ключик», г. Зерноград, 2009 год
- Грамота отдела образования Зерноградского района, 2009 год
- Грамота управления образования Зерноградского района, март 2011 год
- Грамота управления образования Зерноградского района, август 2011 год
- Благодарственное письмо ОНД по Веселовскому району за подготовку победителя и достигнутые им результаты в муниципальном этапе открытого Ростовского фестиваля-конкурса детского рисунка, плакатов и поделок и «Пожарные-спасатели глазами детей», март 2014 год
- Благодарность отдела образования Администрации Веселовского района
за участие в муниципальном конкурсе «Учитель года - 2015», январь 2015 год
Поощрения родителей и воспитанников:
- Благодарственное письмо МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» родителям за активное участие в тематической выставке «Бал цветов или чудесные превращения», 2013 год;
- Благодарственное письмо МБДОУ д/с №1 «Колокольчик» педагогам, воспитанникам и родителям за активное участие в смотре - конкурсе «Новогодняя сказка»», 2014 год.
- 13 семей были награждены грамотами и благодарственными письмами и дипломами руководителя МБДОУ Павловой О.А.
- Семья Алимурадовых заняла 2 место в муниципальном этапе открытого Ростовского фестиваля – конкурса детского рисунка, плакатов и поделок «Пожарные спасатели глазами детей» в номинации «Рисунок», март 2014 год
- Сертификат Донского государственного технического университета,
Главного управления МЧС России по Ростовской области, Ростовского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" Алимурадову Расулу за участие в открытом Ростовском фестивале – конкурсе «Пожарные спасатели глазами детей», март 2014 год
Используемая литература
- Венгер Л. А. «Развитие умственных способностей детей».
- Венгер Л. А. «Восприятие и обучение».
- Грин Л., Лаксон В. «Введение в мир числа».
- Ерофеева Т. И. и др. «математика для дошкольников».
- Катаева А. А., Стребелёва Е. А. «Дидактические игры и упражнения».
- Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников».
- Михайлова 3. «Математика для дошкольников».
- Мусейибова Т. «Формирование пространственных ориентаций».
- Метлина Л. С. «Математика в детском саду».
- Новикова В. П. «Математика в детском саду».
- Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия».
- Сербина Е. В. «Математика для малышей».
- Соловьёва Е. В. и др. Программа «Радуга».
- Тарабанина Т. И., Елкина Н. В. «И учёба, и игра: математика».
- Журналы «Дошкольное воспитание».
Материалы, которыми представлен опыт:
- Общие сведения о воспитателе
- Описание опыта работы
- Приложения 1 – 5 к описанию опыта работы
- Перспективно-тематическое планирование по формированию математических способностей детей младшего дошкольного возраста с углубленным развитием пространственных представлений
- Перспективный тематический план работы по развитию пространственных представлений для детей 4-5 лет
- Диагностика
- Анализ диагностической карты
- Фольклор, используемый для развития математических представлений
- Формы работы с родителями
- Наши достижения
- Используемая литература
«Опыт работы» Н.В. Коваленко, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие пространственный представлений.
Картотека дидактических игр на развитие пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста....
"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Мастер-класс «Развитие пространственных представлений и математических способностей с помощью Тико –моделирования».
Предназначен для педагогов ДОУ. Знакомство с технологией ТИКО при формирование у детей математических предтсавлений....
«Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений».
laquo;Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений»....
Технология формирования и развития пространственных представлений
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской,...