Технология формирования и развития пространственных представлений
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лисина Валентина Николаевна

 

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся и на сегодняшний день одной из центральных. 

Она заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в вопросе разработки конкретных способов её осуществления.

Использование принципа индивидуализации в процессе обучения пространственной ориентировке детей с тяжелыми нарушениями речи является основополагающим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

Почтовый адрес 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Школьная, д.40 телефон  7-495-5411264, 8-499-674-75-14(зел. аллеи) e-mail: school-vid-2@yandex.ru

Место нахождения, адрес: 142703, Московская область, Ленинский городской округ  г. Видное  ул. Школьная  д. 59 а,  тел 8-495-541-18-10 e-mail: lastohka10a@yandex.ru

Технология формирования и развития пространственных представлений

( Семаго Н.Я.)

Видное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся и на сегодняшний день одной из центральных. Она заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в вопросе разработки конкретных способов её осуществления.

Использование принципа индивидуализации в процессе обучения пространственной ориентировке детей с тяжелыми нарушениями речи является основополагающим. Он позволяет педагогу осуществить дифференцированный подход и способствует более полному и качественному усвоению знаний детьми.

Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Поэтому, по мнению исследователей, у них необходимо воспитывать навыки ориентировки в пространстве в процессе специально организованного обучения с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.

К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений:
-о пространственных признаках предметов;  
-о направлениях пространства;
- о пространственных отношениях между предметами.

Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них владения основными пространственными понятиями. Немаловажное место отводится и формированию навыков ориентировки в пространстве, в частности, навыков ориентировки на микроплоскости. При недостаточном внимании к формированию этих навыков в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности в усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей, как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению.

По данным А. Р. Лурия, формирование и созревание зон коры головного мозга, обеспечивающих сложный пространственный синтез, заканчивается приблизительно к семилетнему возрасту. Такое позднее развитие этой функции делает ее очень ранимой: любая аномалия развития может вызвать ее недостаточность. Так, зрительный дефект значительно ограничивает возможности ребенка в овладении навыками ориентировки в пространстве и представлениями о нем.

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание  своих возможностей и умение их использовать. Это особенно актуально для детей с нарушением речи.

В исследованиях выявлены особенности ориентировки в пространстве младших школьников с нарушениями речи:

  • затруднения  в овладении пространственными представлениями, практической микро- и макроориентировке,  словесном  обозначении пространственных отношений;
  • сложности формирования представлений о форме, величине,  пространственном местоположении;
  • недостаточная продуктивность  узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, так как он дает дополнительную информацию).

Адаптация ребенка с нарушениями речи к условиям существования в окружающей  действительности зависит от того, насколько успешно он осваивает  определенные занятия, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться

В процессе коррекционных занятий решаются следующие важные задачи:

  • использование детьми получаемой информации в предметно-практической, пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности;
  • формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего дошкольнику с нарушениями речи быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях;
  • использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и формирование специальных навыков выполнения  различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов;
  • выделение признаков свойств; качеств предметов (формы, цвета, величины, пространственного положения);
  • получение информации об окружающем пространстве через сохранные анализаторы;
  • выделение зрительных ориентиров, осмысление, анализ (действия детей в играх связаны с соизмерением оценки формы, цвета, величины, расположения в пространстве);
  • выделение, сравнение, словесное обозначение  величин игрушек и окружающих предметов;

Условия  успешности обучения пространственному ориентированию

  • Наглядное ознакомление  детей с пространственными признаками, отношения  в процессе предметно-практических действий с ними.
  • Подробное словесное описание приемов совместного выполнения действий (у ребенка создается иллюзия самостоятельного выполнения задания, что важно для поддержания интереса).
  • Использование поэтапного показа последовательности выполнения действий. (Сначала педагог показывает каждое действие ребенку, называет его. Затем эти действия выполняются вместе. С детьми старшего возраста такой подробный алгоритм действий используется на показе наиболее трудных действий.)
  • Частичное совместное выполнение, предоставление большей самостоятельности.
  • Соединение показа действия, обозначение этого действия словом (помогает в приобретении чувственного опыта).
  • Использование только словесной инструкции, которая дается четко, поэтапно.
  • Подбор материала для заданий, игр, упражнений по принципу доступности, занимательности, постепенного усложнения (с обязательной повторяемостью и контролем за усвоением материала).
  • Комплексное использование сохранных анализаторов для формирования полисенсорного восприятия детьми пространства.

Необходимо всегда понимать, что для ребенка осязание – главный источник познания окружающего мира. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, величине, структуре поверхности, температурных признаках предметов, их пространственном положении. Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого объекта. Задача логопеда–целенаправленно развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику рук на занятиях.  Логопед отрабатывает с детьми алгоритм действий, связанных с ориентировкой; дает основные способы освоения пространства и практических действий в нем; формирует у детей умение использовать усвоенные способы ориентировки в новых условиях; готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, восприятия окружающего мира, упражняет детей в самостоятельной ориентировке.

Чрезвычайно важной задачей представляется  формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Обучение ориентировке в пространстве детей нарушением речи предполагает наличие у них представлений об окружающих предметах, их характерных признаках, назначении и возможностях использования. Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением речи является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.

1-й год обучения

Ориентировка «на себе»

  • Закреплять умения детей ориентироваться «на себе», обозначать в речи пространственное расположениечастей своего тела.
  • Развивать умение определять стороны стоящеговпереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины («правая» — «левая» и т. д.).

- Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений (в ситуации сменыположения самого ребенка, смены точки отсчета для ориентировки в окружающем пространстве).

Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения

— Активизировать умение детей определять стороны (части) игрушек окружающих предметов (например машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины «передняя» — «задняя», «верхняя» — «нижняя», «правая» — «левая». Например: «У куклы одна рука правая, а другая левая», «В тумбочке одна полка верхняя, а другая нижняя».

Ориентировка в замкнутом пространстве

  • Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях центра.
  • Стимулировать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещениях.

Ориентировка в пространстве с помощью анализаторов

  • Продолжать учить детей различать звуки и запахи в окружающем пространстве, опираться на цветовые, световые, звуковые ориентиры.
  • Закреплять и совершенствовать умение передвигаться в названном направлении по световым, цветовым и звуковым ориентирам и без них (по инструкциям), сохранять и изменять направление движения.

Ориентировка впространстве с точкой отсчета «от себя» и«от предметов»

- Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве: учить четко дифференцировать основные направленияпространства: обозначать в речи их соответствующими терминами («справа» — «направо», «слева-«налево» и т. д.).

Учить детей определять:

- местоположение  предметов, находящихся назначительномрасстоянии от них (в 1 — 5 метрах).

        

- расположение  предметов в пространстве относительно друг другаи в окружающей обстановке (Кукла сидит слева от мишки», « Картина висит на стене»).

- Активизироватьиспользование в речи обозначения направлений пространства («вверх», «вниз», «назад», «налево», «направо», «рядом»,       напротив», «за», «перед», «в», «на», «до»).

Ориентировка впроцессе передвижения

- Продолжать учить детей передвигаться в помещении, обозначать в речи направления своего движения: «Я иду прямо вперед», «Я повернул направо».

Ориентировка в микропространстве

 - Развивать навыки ориентировки на поверхности тетради, альбомного листа, стола, доски.

- учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх , справа налево и слева направо, в правом верх нем углу и в левом нижнем углу, в середине (центре и т. д.); последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, других предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

Моделирование пространства

— Обучать моделированию замкнутого пространства и пространственных отношений между предметами, в нем расположенными, — по инструкциям, по представлению (кабинет логопеда и т. д.).

Ориентировка в пространстве с помощью схем пути (маршрутов) и простейших планов помещений

  • Продолжать знакомить детей с планами замкнутого пространства (поверхность стола — вид сверху; шкаф с полками — вид прямо).
  • Познакомить ребят со схемой маршрута передвижения в помещениях

        Учить:

  • составлять простейшие схемы пути в направлениях из кабинета к выходу
  • передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути;
  • обозначать в речи направления, начерченные на схеме пути;
  • составлять простейшие планы пространства (размещения игрушек на поверхности стола (вид сверху), в шкафу, в кукольном уголке);
  • располагать и находить в реальном пространстве ориентируясь по плану.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

- «Угадай, кто здесь стоит»

- «Расскажи, что где находится»

- «Встань так, чтобы слева от тебя был стол»

-  «Встань так, чтобы справа от тебя было окно»

- «Найди спрятанную игрушку»

- «Правильно пойдешь -игрушку найдешь»

- «Жмурки с колокольчиком»

- «Откуда звали?»

- «Сделай два шага назад, поверни направо».

- «Что изменилось?»

- «Найди предметы названной формы»

- «Сравни два предмета»

- «Куда села бабочка?»

- «Расположи предметы по схеме»

- «Нарисуй, что где находится»

- «Нарисуй схему по словесному описанию»

- «Составь узор из геометрических фигур»

- «Скажи, какой предмет звучит»

- «Что слышишь вокруг?»

В конце 3-го года обучения:

Дети должны уметь:

  • определять стороны стоящего впереди и напротив ребенка, соотносить их с направлениями собственного тела;
  • учитывать относительность пространственных отношений в зависимости от положения самого себя,отсмены точки отсчета при ориентировке;
  • самостоятельно ориентироваться в пространстве, используя сенсорную сферу;

• соотносить звуки и запахи в окружающем пространстве с конкретными предметами, действиям людей и явлениями природы;

  • передвигаться в пространстве по различным ориентирам — световым, цветовым, звуковым, сохранять и менять направление своего движения;
  • определять свое местоположение среди других детей и предметов;
  • распознавать пространственные отношения между предметами;
  • последовательно выделять взаимное расположение игрушек, геометрических фигур и других предметов в микропространстве;
  • моделировать замкнутое пространство и пространственные отношения между находящимися в нем предметами;
  • ориентироваться в пространстве и передвигаться с помощью схем и планов;
  • составлять простейшие планы маршрута и пространства;
  • осуществлять зрительный контроль за своими движениями и действиями, связанными с пространственной ориентировкой;
  • активно использовать пространственную терминологию.

2-й год обучения

Ориентировка «на себе»

— Дать представление об относительности пространственных направлений в процессе соотнесения ребенком парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди (перед ним) и напротив человека.

Ориентировка в замкнутом пространстве

- Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях центра, находить дорогу к выходу.

Учить:

• самостоятельно ориентироваться на всей территории центра и ближайшей улице.

• с помощью взрослого определять правую и левую стороны ближайшей улицы, направление движениятранспорта и пешеходов (направо — налево, справа налево, вперед — назад);

  • напоминать дорогу к автобусной остановке, до ближайшего магазина, школы, почты;
  • обозначать в речи свой путь до различных помещений.

Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

- Закреплять умение детей выделять парнопротивоположные направления окружающего пространства(направо — налево, вперед — назад, вверх —вниз) с точкой отсчета «от себя».

  • Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между самими предметами.
  • Обогащать пространственное воображение:учитьдетей мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- Углублять умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

Учить:

  • обозначать в речи сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения;
  • определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90 и 180 градусов;
  • активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (« в », « на », « под », « над », « перед », «за», «рядом», «около», «друг за другом», «между», «напротив», «посередине»).
  • выделять и запоминать в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами, определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
  • Формировать обобщенное представление об окружающем пространстве.
  • Способствовать становлению пространственного мышления детей: побуждать вспоминать и описывать свой прошлый опыт ориентировки в пространстве, комментировать и объяснять чувственно воспринятые ориентиры.

Ориентировка в пространстве с помощью анализаторов

—        Закреплять и развивать умение:

  • различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними;
  • опознавать и обозначать в речи информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью различных анализаторов — слуха, обоняния, осязания, двигательно-тактильной и температурной чувствительности.

Ориентировка в пространстве в процессе передвижения

- Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки.

- Активизировать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.

Ориентировка в микропространстве

- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа тетради, альбома, книги, стола, доски).

Учить:

• самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства (листа бумаги, тетради и т. д.): справа, слева, вверху, в середине (в центре), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т. д.; менять местоположение предметов,определять разницу в их расположении;

• рисовать геометрические фигуры и игрушки в названных направлениях микропространства;

• обозначать в речи расположение предметов в микропространстве: «Грибок стоит в правом нижнем углy», «Елочка стоит посередине (в центре) листа», «Треугольник нарисован в левом верхнем углу».

Моделирование пространства

— Совершенствовать умение детей моделировать пространственные отношения между предметами.

- Учить моделировать замкнутое и открытое пространство по инструкциям и по представлению, а также обозначать в речи расположение деталей модели, замещающих реальные предметы.

Ориентировка с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

  • Развивать умение составлять схемы пути.
  • Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме и плану (маршрута) пути, обозначая в речи направление своего движения.
  • Обучать самостоятельному составлению планов различных помещений,  умению соотносить их с реальным пространством и отмечать на плане места расположения предметов.
  • Закреплять умение обозначать в речи расположение предметов в реальном пространстве.
  • Учить «читать» схемы и планы пути и окружающего пространства.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

- «Повернись направо — налево, вперед — назад»

- «Наклонись вправо — влево, вперед — назад»

- «Иди вперед, поверни направо»

- «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки»

-  «Иди в том направлении, которое я назову».

- «Найди дорогу до своего домика по ориентирам»

- «Дойди до флажка»

- «Что изменилось?»

- «Расскажи, как пройти к воротам»

 - «Опиши дорогу на почту, в магазин, к остановке автобуса»

- «Найди спрятанную игрушку по схеме»

- «Расставь игрушки (на столе, в шкафу, в кукольной комнате, в кабинете)»

В конце 4-го года обучения:

Детидолжны уметь:

- свободно ориентироваться в помещениях;

- учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этихситуациях;

-выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами;

- определять пространственные отношения между ориентирами, направление своего движения от одного к другому;

- описывать свой опыт ориентировки в пространстве,осмысливать и объяснять свои чувственные восприятия,помогающие при ориентировке;

- самостоятельно:

• ориентироваться в любом микропространстве;

• моделировать любое замкнутое и открытое пространство;

• «читать» схемы и планы пространства;

• составлять схемы и планы маршрутов и пространства;

- При ориентировке в пространстве активно использовать:

  • зрительный контроль;
  • пространственную терминологию.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Тема: Игрушки

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • ориентировка в пространстве;

коррекционно-развивающие:

  • учить детей определять изменения в пространственном расположении игрушек;
  • обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами;

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:разнообразные крупные игрушки.

Ходзанятия

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, вспомните, какие игрушки есть у вас дома?

2. Объявление темы.

Сегодня к нам в гости пришли разные игрушки.

На коврике стоят несколько игрушек. «Рассмотрите игрушки внимательно, ощупайте их. –Расскажите и покажите, как с ними можно поиграть, в какие игры». Каждый ребенок показывает по одному игровому действию с какой-то игрушкой. Далее логопед предлагает детям расставить игрушки в ряд на коврике и рассказать, где стоит каждая игрушка.Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на коврике, логопед помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно правая! Покажи игрушку, которая стоит справа. А какая игрушка у нас стоит посередине, а слева, между матрешкой и зайцем? ».

Затем детям логопед предлагает закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?» ,« Где она стояла?

3. Динамическая пауза

Поищите куклу Полю!
Где она?

Дети ладонями прикрывают
глаза и выполняют повороты
туловища вправо-влево.

Сидит в песке.

Приседают.

Суп готовит, кашу варит,

Встают, Повороты туловища вправо - влево.

Держит палочку в руке.

Вытягивают руки вперед
и держат воображаемую
палочку.

4.Закрепление и обобщение пройденного материала.

«А, теперь отгадайте, о ком идет речь?»

По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом —
Ушки торчком. (Зайка)

Далее педагог предлагает детям закрыть глаза и на ощупь отгадать игрушки. «Давайте посадим игрушки на свои места, чтобы наши игрушки не валялись и не пачкались».

5. Итог занятияи оценка деятельности детей?

Назовите,  где сидит ваша игрушка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...

Технология развития пространственных представлений старших дошкольников

Технологии развития пространственных представлений старших дошкольников....

«Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений».

laquo;Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений»....

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, посредством игровых технологий

Учитель-логопед: Курганова Марина Юрьевна.Особенности  формирования  пространственных  представлений  у  детей дошкольного возраста:Вопрос  ориентировки  в...

Педагогическая технология «Развитие пространственных представлений через нейропсихологические упражнения » (Сунцова А.В. , Курдюкова С.В.)

Технология формирования пространственных представлений через нейропсихологические упражнения с поммощью игры.Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений явля...

Использование инновационных технологий в развитии пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В статье описаны этапы обучения ориентировке в пространстве детей старшего дошкольного возраста и технологии, помогающие в обучении детей....