Технология формирования и развития пространственных представлений
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся и на сегодняшний день одной из центральных.
Она заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в вопросе разработки конкретных способов её осуществления.
Использование принципа индивидуализации в процессе обучения пространственной ориентировке детей с тяжелыми нарушениями речи является основополагающим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
Почтовый адрес 142700, Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Школьная, д.40 телефон 7-495-5411264, 8-499-674-75-14(зел. аллеи) e-mail: school-vid-2@yandex.ru
Место нахождения, адрес: 142703, Московская область, Ленинский городской округ г. Видное ул. Школьная д. 59 а, тел 8-495-541-18-10 e-mail: lastohka10a@yandex.ru
Технология формирования и развития пространственных представлений
( Семаго Н.Я.)
Видное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся и на сегодняшний день одной из центральных. Она заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в вопросе разработки конкретных способов её осуществления. Использование принципа индивидуализации в процессе обучения пространственной ориентировке детей с тяжелыми нарушениями речи является основополагающим. Он позволяет педагогу осуществить дифференцированный подход и способствует более полному и качественному усвоению знаний детьми. Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Поэтому, по мнению исследователей, у них необходимо воспитывать навыки ориентировки в пространстве в процессе специально организованного обучения с учётом индивидуально-дифференцированного подхода. К школьному возрасту дети должны овладеть тремя формами пространственных представлений: Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы по подготовке детей к школе, так как учебная деятельность требует от них владения основными пространственными понятиями. Немаловажное место отводится и формированию навыков ориентировки в пространстве, в частности, навыков ориентировки на микроплоскости. При недостаточном внимании к формированию этих навыков в дошкольном возрасте дети испытывают значительные трудности в усвоении знаний по различным учебным предметам, особенно в овладении навыками письма, чтения, счета. Поэтому уровень развития пространственной ориентировки является одним из важнейших показателей, как общего развития ребенка, так и его готовности к школьному обучению. По данным А. Р. Лурия, формирование и созревание зон коры головного мозга, обеспечивающих сложный пространственный синтез, заканчивается приблизительно к семилетнему возрасту. Такое позднее развитие этой функции делает ее очень ранимой: любая аномалия развития может вызвать ее недостаточность. Так, зрительный дефект значительно ограничивает возможности ребенка в овладении навыками ориентировки в пространстве и представлениями о нем. |
Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Это особенно актуально для детей с нарушением речи.
В исследованиях выявлены особенности ориентировки в пространстве младших школьников с нарушениями речи:
- затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро- и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений;
- сложности формирования представлений о форме, величине, пространственном местоположении;
- недостаточная продуктивность узнавания реальных объектов (из трех видов изображений – цветной, контурной, силуэтной – лучше всего дети узнают цветной, так как он дает дополнительную информацию).
Адаптация ребенка с нарушениями речи к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он осваивает определенные занятия, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться
В процессе коррекционных занятий решаются следующие важные задачи:
- использование детьми получаемой информации в предметно-практической, пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности;
- формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего дошкольнику с нарушениями речи быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях;
- использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и формирование специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов;
- выделение признаков свойств; качеств предметов (формы, цвета, величины, пространственного положения);
- получение информации об окружающем пространстве через сохранные анализаторы;
- выделение зрительных ориентиров, осмысление, анализ (действия детей в играх связаны с соизмерением оценки формы, цвета, величины, расположения в пространстве);
- выделение, сравнение, словесное обозначение величин игрушек и окружающих предметов;
Условия успешности обучения пространственному ориентированию
- Наглядное ознакомление детей с пространственными признаками, отношения в процессе предметно-практических действий с ними.
- Подробное словесное описание приемов совместного выполнения действий (у ребенка создается иллюзия самостоятельного выполнения задания, что важно для поддержания интереса).
- Использование поэтапного показа последовательности выполнения действий. (Сначала педагог показывает каждое действие ребенку, называет его. Затем эти действия выполняются вместе. С детьми старшего возраста такой подробный алгоритм действий используется на показе наиболее трудных действий.)
- Частичное совместное выполнение, предоставление большей самостоятельности.
- Соединение показа действия, обозначение этого действия словом (помогает в приобретении чувственного опыта).
- Использование только словесной инструкции, которая дается четко, поэтапно.
- Подбор материала для заданий, игр, упражнений по принципу доступности, занимательности, постепенного усложнения (с обязательной повторяемостью и контролем за усвоением материала).
- Комплексное использование сохранных анализаторов для формирования полисенсорного восприятия детьми пространства.
Необходимо всегда понимать, что для ребенка осязание – главный источник познания окружающего мира. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, величине, структуре поверхности, температурных признаках предметов, их пространственном положении. Важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого объекта. Задача логопеда–целенаправленно развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику рук на занятиях. Логопед отрабатывает с детьми алгоритм действий, связанных с ориентировкой; дает основные способы освоения пространства и практических действий в нем; формирует у детей умение использовать усвоенные способы ориентировки в новых условиях; готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, восприятия окружающего мира, упражняет детей в самостоятельной ориентировке.
Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.
Обучение ориентировке в пространстве детей нарушением речи предполагает наличие у них представлений об окружающих предметах, их характерных признаках, назначении и возможностях использования. Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением речи является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.
1-й год обучения
Ориентировка «на себе»
- Закреплять умения детей ориентироваться «на себе», обозначать в речи пространственное расположениечастей своего тела.
- Развивать умение определять стороны стоящеговпереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины («правая» — «левая» и т. д.).
- Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений (в ситуации сменыположения самого ребенка, смены точки отсчета для ориентировки в окружающем пространстве).
Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения
— Активизировать умение детей определять стороны (части) игрушек окружающих предметов (например машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины «передняя» — «задняя», «верхняя» — «нижняя», «правая» — «левая». Например: «У куклы одна рука правая, а другая левая», «В тумбочке одна полка верхняя, а другая нижняя».
Ориентировка в замкнутом пространстве
- Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях центра.
- Стимулировать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещениях.
Ориентировка в пространстве с помощью анализаторов
- Продолжать учить детей различать звуки и запахи в окружающем пространстве, опираться на цветовые, световые, звуковые ориентиры.
- Закреплять и совершенствовать умение передвигаться в названном направлении по световым, цветовым и звуковым ориентирам и без них (по инструкциям), сохранять и изменять направление движения.
Ориентировка впространстве с точкой отсчета «от себя» и«от предметов»
- Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве: учить четко дифференцировать основные направленияпространства: обозначать в речи их соответствующими терминами («справа» — «направо», «слева-«налево» и т. д.).
Учить детей определять:
- местоположение предметов, находящихся назначительномрасстоянии от них (в 1 — 5 метрах).
- расположение предметов в пространстве относительно друг другаи в окружающей обстановке (Кукла сидит слева от мишки», « Картина висит на стене»).
- Активизироватьиспользование в речи обозначения направлений пространства («вверх», «вниз», «назад», «налево», «направо», «рядом», напротив», «за», «перед», «в», «на», «до»).
Ориентировка впроцессе передвижения
- Продолжать учить детей передвигаться в помещении, обозначать в речи направления своего движения: «Я иду прямо вперед», «Я повернул направо».
Ориентировка в микропространстве
- Развивать навыки ориентировки на поверхности тетради, альбомного листа, стола, доски.
- учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх , справа налево и слева направо, в правом верх нем углу и в левом нижнем углу, в середине (центре и т. д.); последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, других предметов в микропространстве по отношению друг к другу.
Моделирование пространства
— Обучать моделированию замкнутого пространства и пространственных отношений между предметами, в нем расположенными, — по инструкциям, по представлению (кабинет логопеда и т. д.).
Ориентировка в пространстве с помощью схем пути (маршрутов) и простейших планов помещений
- Продолжать знакомить детей с планами замкнутого пространства (поверхность стола — вид сверху; шкаф с полками — вид прямо).
- Познакомить ребят со схемой маршрута передвижения в помещениях
Учить:
- составлять простейшие схемы пути в направлениях из кабинета к выходу
- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути;
- обозначать в речи направления, начерченные на схеме пути;
- составлять простейшие планы пространства (размещения игрушек на поверхности стола (вид сверху), в шкафу, в кукольном уголке);
- располагать и находить в реальном пространстве ориентируясь по плану.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- «Угадай, кто здесь стоит»
- «Расскажи, что где находится»
- «Встань так, чтобы слева от тебя был стол»
- «Встань так, чтобы справа от тебя было окно»
- «Найди спрятанную игрушку»
- «Правильно пойдешь -игрушку найдешь»
- «Жмурки с колокольчиком»
- «Откуда звали?»
- «Сделай два шага назад, поверни направо».
- «Что изменилось?»
- «Найди предметы названной формы»
- «Сравни два предмета»
- «Куда села бабочка?»
- «Расположи предметы по схеме»
- «Нарисуй, что где находится»
- «Нарисуй схему по словесному описанию»
- «Составь узор из геометрических фигур»
- «Скажи, какой предмет звучит»
- «Что слышишь вокруг?»
В конце 3-го года обучения:
Дети должны уметь:
- определять стороны стоящего впереди и напротив ребенка, соотносить их с направлениями собственного тела;
- учитывать относительность пространственных отношений в зависимости от положения самого себя,отсмены точки отсчета при ориентировке;
- самостоятельно ориентироваться в пространстве, используя сенсорную сферу;
• соотносить звуки и запахи в окружающем пространстве с конкретными предметами, действиям людей и явлениями природы;
- передвигаться в пространстве по различным ориентирам — световым, цветовым, звуковым, сохранять и менять направление своего движения;
- определять свое местоположение среди других детей и предметов;
- распознавать пространственные отношения между предметами;
- последовательно выделять взаимное расположение игрушек, геометрических фигур и других предметов в микропространстве;
- моделировать замкнутое пространство и пространственные отношения между находящимися в нем предметами;
- ориентироваться в пространстве и передвигаться с помощью схем и планов;
- составлять простейшие планы маршрута и пространства;
- осуществлять зрительный контроль за своими движениями и действиями, связанными с пространственной ориентировкой;
- активно использовать пространственную терминологию.
2-й год обучения
Ориентировка «на себе»
— Дать представление об относительности пространственных направлений в процессе соотнесения ребенком парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего впереди (перед ним) и напротив человека.
Ориентировка в замкнутом пространстве
- Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях центра, находить дорогу к выходу.
Учить:
• самостоятельно ориентироваться на всей территории центра и ближайшей улице.
• с помощью взрослого определять правую и левую стороны ближайшей улицы, направление движениятранспорта и пешеходов (направо — налево, справа налево, вперед — назад);
- напоминать дорогу к автобусной остановке, до ближайшего магазина, школы, почты;
- обозначать в речи свой путь до различных помещений.
Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»
- Закреплять умение детей выделять парнопротивоположные направления окружающего пространства(направо — налево, вперед — назад, вверх —вниз) с точкой отсчета «от себя».
- Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между самими предметами.
- Обогащать пространственное воображение:учитьдетей мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
- Углублять умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
Учить:
- обозначать в речи сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения;
- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90 и 180 градусов;
- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия (« в », « на », « под », « над », « перед », «за», «рядом», «около», «друг за другом», «между», «напротив», «посередине»).
- выделять и запоминать в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами, определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.
- Формировать обобщенное представление об окружающем пространстве.
- Способствовать становлению пространственного мышления детей: побуждать вспоминать и описывать свой прошлый опыт ориентировки в пространстве, комментировать и объяснять чувственно воспринятые ориентиры.
Ориентировка в пространстве с помощью анализаторов
— Закреплять и развивать умение:
- различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними;
- опознавать и обозначать в речи информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью различных анализаторов — слуха, обоняния, осязания, двигательно-тактильной и температурной чувствительности.
Ориентировка в пространстве в процессе передвижения
- Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки.
- Активизировать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.
Ориентировка в микропространстве
- Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа тетради, альбома, книги, стола, доски).
Учить:
• самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства (листа бумаги, тетради и т. д.): справа, слева, вверху, в середине (в центре), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т. д.; менять местоположение предметов,определять разницу в их расположении;
• рисовать геометрические фигуры и игрушки в названных направлениях микропространства;
• обозначать в речи расположение предметов в микропространстве: «Грибок стоит в правом нижнем углy», «Елочка стоит посередине (в центре) листа», «Треугольник нарисован в левом верхнем углу».
Моделирование пространства
— Совершенствовать умение детей моделировать пространственные отношения между предметами.
- Учить моделировать замкнутое и открытое пространство по инструкциям и по представлению, а также обозначать в речи расположение деталей модели, замещающих реальные предметы.
Ориентировка с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
- Развивать умение составлять схемы пути.
- Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме и плану (маршрута) пути, обозначая в речи направление своего движения.
- Обучать самостоятельному составлению планов различных помещений, умению соотносить их с реальным пространством и отмечать на плане места расположения предметов.
- Закреплять умение обозначать в речи расположение предметов в реальном пространстве.
- Учить «читать» схемы и планы пути и окружающего пространства.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
- «Повернись направо — налево, вперед — назад»
- «Наклонись вправо — влево, вперед — назад»
- «Иди вперед, поверни направо»
- «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки»
- «Иди в том направлении, которое я назову».
- «Найди дорогу до своего домика по ориентирам»
- «Дойди до флажка»
- «Что изменилось?»
- «Расскажи, как пройти к воротам»
- «Опиши дорогу на почту, в магазин, к остановке автобуса»
- «Найди спрятанную игрушку по схеме»
- «Расставь игрушки (на столе, в шкафу, в кукольной комнате, в кабинете)»
В конце 4-го года обучения:
Детидолжны уметь:
- свободно ориентироваться в помещениях;
- учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и отсчета при ориентировке, без чьей-либо помощи определять пространственные направления в этихситуациях;
-выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами;
- определять пространственные отношения между ориентирами, направление своего движения от одного к другому;
- описывать свой опыт ориентировки в пространстве,осмысливать и объяснять свои чувственные восприятия,помогающие при ориентировке;
- самостоятельно:
• ориентироваться в любом микропространстве;
• моделировать любое замкнутое и открытое пространство;
• «читать» схемы и планы пространства;
• составлять схемы и планы маршрутов и пространства;
- При ориентировке в пространстве активно использовать:
- зрительный контроль;
- пространственную терминологию.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Тема: Игрушки
Цели:
коррекционно-образовательные:
- ориентировка в пространстве;
коррекционно-развивающие:
- учить детей определять изменения в пространственном расположении игрушек;
- обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:разнообразные крупные игрушки.
Ходзанятия
1. Организационный момент
Педагог: Ребята, вспомните, какие игрушки есть у вас дома?
2. Объявление темы.
Сегодня к нам в гости пришли разные игрушки.
На коврике стоят несколько игрушек. «Рассмотрите игрушки внимательно, ощупайте их. –Расскажите и покажите, как с ними можно поиграть, в какие игры». Каждый ребенок показывает по одному игровому действию с какой-то игрушкой. Далее логопед предлагает детям расставить игрушки в ряд на коврике и рассказать, где стоит каждая игрушка.Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на коврике, логопед помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно правая! Покажи игрушку, которая стоит справа. А какая игрушка у нас стоит посередине, а слева, между матрешкой и зайцем? ».
Затем детям логопед предлагает закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?» ,« Где она стояла?
3. Динамическая пауза
Поищите куклу Полю! | Дети ладонями прикрывают |
Сидит в песке. | Приседают. |
Суп готовит, кашу варит, | Встают, Повороты туловища вправо - влево. |
Держит палочку в руке. | Вытягивают руки вперед |
4.Закрепление и обобщение пройденного материала.
«А, теперь отгадайте, о ком идет речь?»
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом —
Ушки торчком. (Зайка)
Далее педагог предлагает детям закрыть глаза и на ощупь отгадать игрушки. «Давайте посадим игрушки на свои места, чтобы наши игрушки не валялись и не пачкались».
5. Итог занятияи оценка деятельности детей?
Назовите, где сидит ваша игрушка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...
Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УГЛУБЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Опыт работы воспитателя по обучению детей дошкольного возраста математике...
Технология развития пространственных представлений старших дошкольников
Технологии развития пространственных представлений старших дошкольников....
«Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений».
laquo;Развитие зрительной произвольной памяти, Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений»....
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР, посредством игровых технологий
Учитель-логопед: Курганова Марина Юрьевна.Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста:Вопрос ориентировки в...
Педагогическая технология «Развитие пространственных представлений через нейропсихологические упражнения » (Сунцова А.В. , Курдюкова С.В.)
Технология формирования пространственных представлений через нейропсихологические упражнения с поммощью игры.Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений явля...