Конспект НОД по математическому развитию "Сравнение по объёму"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объёму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнение по объёму | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе
ТЕМА: Сравнение по объему»
Выполнила: Пожарская. Г.В
Воспитатель МДОУ д/с «Теремок»
комбинированного вида
Ардатовского муниципального района
Ардатов 2014
ЦЕЛЬ: -сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему(вместимости),умение с помощью переливания определять, какой сосуд больше по объему,а какой меньше,
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя,
-закрепить непосредственное сравнение предметов по высоте, смысл сложения и вычитания взаимосвязь между частью и целым, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание ,тренировать счетные умения;
-тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции-анализ, сравнение, обобщение развивать внимание , память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Материалы: Демонстрационный: кастрюля, чашки разного объема,10 чашек и 10 ложек.
Раздаточный: столбики из кубиков ЛЕГО разной высоты от 5 до 10кубиков;полоски,длина которых равна высоте столбиков( по одной на каждого ребенка);чашка на каждого, вырезанные из картона квадраты, фишки, пуговицы, карточки с числами от 1 до 10, знаки +, -,=
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Собираю детей около себя и предлагаю послушать сказку.
-Жил-был царь, и была у него дочка-красавица. Посватался к ней царь из соседней страны- злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился волшебник и заколдовал девушку, окаменела она. Сильно опечалился царь и созвал со всей страны мудрецов ,чтобы сказали они, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы ,листали свои волшебные книги и наконец, сказали царю так: «Расколдовать принцессу может волшебная вода, которая хранится в тридесятом царстве, в тридесятом государстве,» Царь просит детей раздобыть эту воду и расколдовать принцессу.
-хотите помочь царю и принцессе?
-сможете это сделать?
2.Рассказываю ,что попасть в тридесятое царство можно только пройдя через границу по пропуску. На нескольких столах(половине) находятся столбики, сделанные из кубиков ЛЕГО. Высота столбиков на различных столах различная, например на одном столе находится столбик, сделанный из 5 кубиков, на другом из 6 и т.д.
Каждый ребенок получает полоску картона, длина которой равна высоте одного из столбиков. Полоски парные.
Говорю, что для того, чтобы пройти через контрольно-пропускной пункт, надо найти место, где находится столбик такой же высоты, как пропуск в руках у ребенка.
-Как вы будете искать это место?
Дети проговаривают алгоритм сравнения по высоте путем приложения:
*приложить полоску к столбику так, чтобы один её конец совпал с основанием столбика,
*определить, совпали ли вторые концы полоски и столбика.
Далее детям предоставляется самостоятельность задание проверяется индивидуально у каждого ребенка.
Говорю, что все перешли границу и оказались в тридесятом царстве.
3. Приглашаю детей к столу, на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Разница в объеме чашек небольшая. Более высокая чашка должна иметь меньший объем. Имеются также две чашки одинакового объема.
Рассказываю, что для спасения принцессы, нужно выбрать чашку в которую войдет больше всего воды. Дети выбирают чашку.
-Почему вы хотите взять именно эту чашку? (Потому что в неё поместится больше воды.)
-Как вы выбирали чашку, в которую поместится больше всего воды?(По высоте.)
-Смогли вы выбрать нужную чашку? (Нет.)
-Почему не смогли? (Потому что мы не знаем как сравнивать чашки по объему и выбрать самую вместительную чашку.)
-Что нам нужно сейчас узнать?(Надо узнать способ сравнения чашек по объему.)
4.Как это узнать?
Выслушиваются все предложения детей. Наполняется водой чашка, выбранная как самую большую по объему, исходя из её высоты и переливается вода в более низкую и широкую. Оказалось, что во второй чашке сталось место, После нескольких переливаний, дети убеждаются, что вторая чашка самая большая чашка по объему.
Делаю вывод: сейчас мы сравнивали чашки по вместимости, или по объему.
-Если наполнить одну чашку(банку ,сосуд и т.д.)до краев и перелить из неё эту воду в другую чашку то:
-чашки равны по объему, если(вторая чашка наполнилась до краев),
-первая чашка больше по объему, если(вода не вместилась во вторую),
-первая чашка меньше по объему, если(во второй чашке осталось свободное место)
Следует обратить внимание на то, что первую чашку надо наполнять до краев.
Хвалю детей и говорю, что теперь они спасут принцессу.
5.Дети парами подходят к столам, на которых находятся емкость с водой и две кружки одинакового объема, но разной формы.
Рассказываю ,что два жадных медвежонка из сказки узнав ,что дети научились сравнивать по объему, попросили детей помочь им определить, в какую кружку войдет больше березового сока.
Дети должны сравнить свои кружки по объему. Сначала они проговаривают алгоритм сравнения, затем приступают к выполнению задания и устанавливают,0 что кружки по объему равны. Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанные из картона квадраты(кубики ЛЕГО,фишки,пуговицы)
а) Говорю, что благодарные медвежата предложили, поиграть детям и проверить, кто из них самый внимательный. Медвежата будут в чашки класть ложечки. Дети по звуку определяют: во сколько чашек положены ложечки и выложить на столах такое же количество квадратов.
Игра «Столько же» Игра анализируется : кто выполнил задание правильно?, -кто ошибся?
б) Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоят чашки и задаю вопросы:
-На какие группы можно разделить эти чашки?
-Сколько чашек с ложками?(6)
-Сколько без ложек?(4)
Предлагаю детям составить задачу на сложение: «На столе стояли 6 чашек с ложками и 4 чашки без ложек. Сколько всего чашек стояло на столе?»
-Что в задаче нужно найти?(Целое)
-Как найти целое? (Надо части сложить ,т.е.к 6+4)
-Что вам может помочь получить правильный ответ? (Можно воспользоваться счетным материалом, пальцами)
Дети с помощью материала считают, что чашек всего 10.
Предлагаю выложить решение из карточек с числами: 6+4=10
Спрашиваю:
-Какую еще задачу на сложение можно было придумать по этой картинке?(На столе стояли 4 чашки без ложек и 6 чашек с ложками. Сколько всего чашек на столе?)
Как изменится решение?(Надо будет к 4 прибавить 6)
-Изменится ли ответ?(Нет ,если части поменять местами, то целое не меняется)4+6=10
Аналогическим образом можно составить и разобрать задачи на вычитание.
«Было 10 чашек .В 6 чашек положили ложки. Сколько чашек осталось без ложек?»
10-6=4
«Было 10чашек с ложками. Из 4 чашек взяли ложки. Сколько осталось чашек с ложками?»
10-4=6
Все задания выполнены и мы возвращаемся из тридесятого царства.
6.Собираю детей около себя.
-Где вы сегодня побывали?
-Кому смогли помочь?
-Как вы думаете , почему вам удалось помочь королю и спасти заколдованную принцессу, помочь жадным медвежатам.?
Поощряю, хвалю детей за их активность, инициативность, за их хорошую работу на занятии.
Технологическая карта занятия по математическому развитию в старшей группе.
ТЕМА: Сравнение по объему.
ЦЕЛЬ: -сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему(вместимости),умение с помощью переливания определять, какой сосуд больше по объему,а какой меньше,
-сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя,
-закрепить непосредственное сравнение предметов по высоте, смысл сложения и вычитания взаимосвязь между частью и целым, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание ,тренировать счетные умения;
-тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции-анализ, сравнение, обобщение развивать внимание , память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
Материалы: Демонстрационный: кастрюля, чашки разного объема,10 чашек и 10 ложек.
Раздаточный: столбики из кубиков ЛЕГО разной высоты от 5 до 10кубиков;полоски,длина которых равна высоте столбиков( по одной на каждого ребенка);чашка на каждого, вырезанные из картона квадраты, фишки, пуговицы, карточки с числами от 1 до 10, знаки +, -,=
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1.Введиние в игровую ситуацию | Читаю сказку о том, как у царя заколдовали дочку. -Побуждаю ответить на вопросы: -хотите помочь царю и принцессе? -сможете это сделать? | Дети встают около воспитателя и слушают сказку. Отвечают на вопросы. |
2.Актуализация знаний. | -Рассказываю о том, что попасть в тридесятое царство можно только через границу по пропуску. -Даю задание: «найти свое место.» -Проверка задания индивидуально у каждого ребенка. -Делаю вывод: все перешли границу и оказались в тридесятом царстве. | Слушают и получают задание. Выполняют задание проговаривая алгоритм сравнения по высоте путем приложения. Работают самостоятельно. |
3.Создание проблемной ситуации. | Приглашаю детей к столу , на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Объясняю как можно спасти принцессу. Вопросы: Почему берете эту чашку? Наполняю водой и делаю вывод это не та чашка. Вопрос: Почему? -Что нам нужно узнать? Вывод: Надо узнать способ сравнения чашек по объему. | Дети подходят к столу. -Слушают внимательно объяснение воспитателя. С интересом рассматривают чашки. Думают, анализируют, сравнивают, делают выводы, отвечают на вопросы. |
4. Открытие нового знания. | Вопрос: Как это узнать? Обсуждаю с детьми непосредственное сравнение сосудов по объему. Провожу эксперементирование: несколько переливаний воды из одной чашки в другую. Вместе с детьми делаю вывод: если наполнить одну чашку до краев и перелить из нее эту воду в другую чашку, то чашки равны по объему, если вторая чашка наполнилась до краев. Первая чашка больше по объему, если вода во вторую чашку не вместилась. Первая чашка меньше по объему, если во второй чашке осталось свободное место. Хвалю детей и говорю, что теперь они спасут принцессу. | Слушают вопрос и предлагают свои идеи. -Вместе с воспитателем переливают воду из одной чашки в другую. Отвечают на вопрос. Чем сейчас занимались? Обсуждают сравнивают, анализируют, обобщают вывод вместе с воспитателем о сравнении чашек по объему. |
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка. | а) Рассказываю, что два медвежонка из сказки попросили помочь им определить в какую кружку войдет больше березового сока. Игра «Разные чашки» б) Обращаю внимание детей , что медвежата предложили им поиграть и проверить кто из них самый внимательный. Игра «Столько же» Задание проверяется вместе с детьми визуально. в) Предлагаю детям составить задачу на сложение. Задаю вопросы. -Сколько чашек с ложками? -Сколько чашек без ложек? -Какой вопрос? -Что в задаче найти? -Как найти целое? -Какую ещё задачу на сложение можно придумать | Дети слушают и начинают сравнивать свои кружки. Проговаривают алгоритм сравнения, приступают к выполнению задания. Устанавливают, что кружки по объему равны. Дети слушают. По звуку определяют во сколько чашек положены ложки. Выкладывают у себя на столах такое же количество квадратов. Слушают вопросы . Отвечают на вопросы .Составляют задачу устно. Пользуясь счетным материалом считают, что чашек всего 10. Выкладывают вместе с воспитателем на доске решение из карточек с числами. 6+4=10 анализируя, обобщают, что ещё можно составит задачу наоборот 4+6=10 Делают вывод: что если части поменять местами целое не меняется. |
6. Итог занятия. | Побуждаю детей к обобщению и задаю вопросы: -Где сегодня побывали? -Кому смогли помочь? -Почему вам удалось помочь заколдованной принцессе и жадным медвежатам. Поощряю детей, хвалю за их активность, хорошую работу на занятии. | Слушают вопросы и предлагают свои ответы. Высказывают свои мнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развлечение (план-конспект). «Путешествие в математическую страну»
Цель: закрепить уже имеющиеся знания детей в области математики; воспитывать любовь к математике в занимательных играх и задачах; воспитывать коллективизм....
Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...
Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....
Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие»
Закрепить умение находить один и много предметов в специально – созданной обстановке, пользоваться словами один, много; продолжать учить различать и называть круг квадрат....
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)
Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:- упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...